Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС . Программа содержит паспорт, содержание дисциплины, содержание и тематический план, направлена на формирование элементов общих компетенций .Рабочая программа может быть полезна преподавателям НПО/СПО
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Разработчик:Архипова Антонина Петровна, преподаватель физики и информатики ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям 260807.01 Повар, кондитерестественнонаучного профиля (Е-Н); 151902.03 Станочник (металлообработка)технического профиля (Т)
.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Требования к результатам обучения
В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:
знать/понимать
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем;
уметь
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины «ИНФОРМАТИКА» обучающийся должен овладеть элементами общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося Т 135 (Е-Н 117) часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося Т 90 (Е-Н 78) часов;
самостоятельной работы обучающегося Т 45 (Е-Н 39) часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Т
Объем часов
Е-Н
Максимальная учебная нагрузка (всего)
135
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
90
78
в том числе:
практические занятия
36
32
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
45
39
в том числе:
теоретическая подготовка к выполнению практических заданий по основным вопросам раздела
16
13
подготовка презентаций по отдельным темам дисциплины
17
14
составление сообщений, кроссвордов, викторин
12
12
Итоговая аттестацияв форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
Наименование разделов и тем
№
урока
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Накопляемость часов
Уровень освоения
Компетенции
1
2
3
4
5
6
7
Введение
1
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательных сферах
2
2
1
ОК1
Тема 1
Информационная деятельность человека
Содержание учебного материала
6
2(4)
1
ОК1
2
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
3
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Стоимостные характеристики информационной деятельности
2(6)
2
ОК1
ОК2
4
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения
2(8)
1
ОК1
2
2(10)
2
3
ОК2
ОК3
5
Практическое занятие №1
Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет
Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка сообщения на тему:
«Информационная перегрузка»; «Применение ПК в своей специальности».
4
ОК4
ОК5
Тема 2
Информация и информационные процессы
Содержание учебного материала
16
2(12)
1
ОК5
ОК3
6
Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации
7
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации
2(14)
1
ОК5
ОК6
8
Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера
2(16)
2
ОК3 ОК5
9
Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера
2(18)
2
ОК2 ОК4
10
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Архив информации
2(20)
2
ОК5
ОК6
11
Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы.
2(22)
2
ОК2 ОК5
12
Передача информации между компьютерами
2(24)
1
ОК4
ОК5
13
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.
2(26)
1
ОК3 ОК5
6
2
3
14
Практическое занятие №2
Представление информации в различных системах счисления
2(28)
ОК2
ОК3
15
Практическое занятие №3
Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах
2(30)
ОК2
ОК3
16
Практическое занятие №4
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги
2(32)
ОК2
ОК3
Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка к практическим работам и их защите;
- подготовка сообщений на темы: Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Алгоритмы: свойства, описание, обозначение
11
ОК4
ОК5
Тема 3
Средства информационных и коммуникационных технологий
Содержание учебного материала
6
17
Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Периферийные устройства. Виды программного обеспечения
2(34)
2
ОК3 ОК5
18
Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях
2(36)
2
ОК2 ОК4
19
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита
2(38)
2
ОК5
ОК6
20
Практическое занятие №5
Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Защита информации, антивирусная защита.
2
2(40)
2
3
ОК2
ОК3
Самостоятельная работа обучающихся
-составление кроссворда по теме Компьютер;
-подготовка сообщения на тему: Объединение компьютеров влокальную сеть
- подготовка презентации на тему: Устройство и принцип действия ЭВМ (тема по выбору)
6
ОК4
ОК5
Тема 4
Технология создания и преобразования информационных объектов
Содержание учебного материала
12
21
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов
2(42)
1
ОК5
ОК3
22
Возможности современных текстовых процессоров: создание, редактирование и форматирование текстовых документов
2(44)
1
ОК5
ОК6
23
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста
2(46)
1
ОК3
24
Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных
2(48)
1
ОК3 ОК5
25
Представление об организации баз данных (БД) и системах управления базами данных (СУБД)
2(50)
1
ОК2 ОК4
26
Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах
2(52)
20
2
2,3
2,3
3
3
2,
2,3
3
ОК2 ОК5
27
Представление графической и мультимедийной информации с помощью компьютерных презентаций (на примере P.Point). Программная реализация задач мультимедиа
2(54)
28
Практическое занятие №6
Создание текстового документа. Редактирование и форматирование символов и абзацев.
2(56)
ОК2
ОК3
29
Практическое занятие №7
Работа с графическими объектами. Таблицы
2(58)
ОК2
ОК7
30
Практическое занятие №8
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей)
2(60)
ОК2
ОК3
31
Практическое занятие №9
Использование различных возможностей динамических (электронных таблиц)
2(62)
ОК2
ОК3
32
Практическое занятие №10
Использование СУБД. Создание простейшей БД. Сортировка и фильтрация в БД. Создание запросов.
2(64)
ОК2
ОК3
33
Практическое занятие №11
Создание графического изображения (рисунка) в Paint.
2(66)
ОК2
ОК3
34
Практическое занятие №12
Создание и редактирование графических объектов. Создание простого чертежа (по профилю специальности) в Paint.
2(68)
ОК2
ОК7
35
Практическое занятие №13
Создание мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций Создание презентации в P.Point. Разметка слайдов.
Создание зачётной презентации (по профилю специальности).
2(74)
ОК1
ОК5
Самостоятельная работа обучающихся
- подготовка к практическим работам;
- оформление викторины с помощью презентации;
- создание презентаций по темам: «Моя профессия», «Я выбираю здоровый образ жизни», «Мой город»
16
ОК1
ОК5
Тема 5
Телеком-муникационные технологии
Содержание учебного материала
6
38
Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения
2(76)
1
ОК2
ОК7
39
Методы создания и сопровождения сайта
2(78)
1
40
Возможности сетевого ПО для организации коллективной деятельности в различных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети учебного заведения.
2(80)
1
ОК3 ОК4
41
Практическое занятие №16 Браузер. Примеры работы с Интернет -магазином, Интернет-СМИ, Интернет -турагентством, Интернет -библиотекой и пр.
6
2(82)
2
3
2
3
ОК2
ОК3
42
Практическое занятие № 17
Средства создания и сопровождения сайта
2(84)
ОК2
ОК3
43
Практическое занятие №18
Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения
2(86)
ОК2
ОК3
Самостоятельная работа обучающихся
-проработка конспектов занятий, подготовка к зачетному занятию;
-подбор материала для создания своего сайта;
- подготовка публикаций (презентаций) на темы: Интернет – источник информации
WWW-Всемирная паутина
Internet – история и перспективы развития
8
ОК4
ОК5
44
Повторительно - обобщающее занятие, подготовка к зачету
2
2(88)
2
ОК2
ОК6
45
Зачетное занятие
2
2(90)
3
ОК6
ОК7
Всего:
135
90
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета информатики.
Оборудование кабинета информатики:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методической документации
Технические средства обучения:
мультимедиапроектор;
компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения
3.2. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
правила техники безопасности;
инструкции по эксплуатации компьютерной техники.
3.3. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Астафьева Н.Е. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования/Н.Е. Астафьева, С.А. Гаврилова, М.С Цветкова; под ред. М.С. Цветковой,- 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»,2013
Цветкова М. С. Информатика и ИКТ : учебник для нач. и сред проф. образования/ М.С.Цветкова, Л.С.Великович.-4-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2013
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11классов / Н.Д.Угринович.-3-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
Угринович Н.Д., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений /.-3-е изд.-М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Дополнительные источники
Гайдамакин Н.А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие. – М. :Гелиос АРВ, 2012. -368 с., ил .
Колмыкова Е.А., И.А. Кумскова. Информатика: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – ИЦ «Академия» 2010.
Михеева Е.В., Титова О.И., Информатика: Учебник для среднего профессионального образования. Изд. 2-е, испр./ -ИЦ «Академия» 2008.
Интернет-ресурсы:
Интерактивный учебник по коммуникационным технологиям «Электронный учебник по ИКТ» - http://eict. Ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и творческих заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
Формы контроля обучения:
Индивидуальная, групповая и фронтальная.
Формы оценки результативности обучения:
традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу;
накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.
Методы контроля обучения:
Устный опрос;
Письменный контроль;
Зачет;
Самостоятельная работа;
Практическая работа;
Тест;
Нетрадиционные виды контроля (кроссворд; викторина);
Самоконтроль;
Анализ предложенных понятий по изучаемой теме;
Внеаудиторная самостоятельная работа;
Домашняя работа;
Индивидуальные задания;
Презентация;
Рефераты, доклады по заданным темам.
Методы оценки результатов обучения:
мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
формирование итоговой оценки по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила ТБ и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
Знания:
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем
Рецензенты:
Клинина Е.Ю., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»;
Тютина Г.Г., учитель высшей квалификационной категории МОУ «СБОШ №1»