Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ОСНОВЫ РОБОТОТЕХНИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ» технической направленности
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ОСНОВЫ РОБОТОТЕХНИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ» технической направленности
Цель программы: Формирование у обучающихся навыков технического конструирования посредством обучения основам конструирования и программирования роботов.
Задачи:
Образовательные:
Использовать современные разработки по робототехнике в области образования, организовать на их основе активную деятельность обучающихся в данной области.
Обучать обучающихся базовым технологиям, применяемым при создании роботов.
Реализовывать межпредметные связи с физикой, информатикой и математикой.
Сформировать умение к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение осуществлять целенаправленный поиск информации.
Сформировать систему знаний по основам алгоритмизации и программирования.
Развивающие:
Развивать у обучающихся инженерное мышление, навыки конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем.
Способствовать развитию интереса к техническим наукам.
Развивать умение участия в конкурсах, олимпиадах и состязаниях роботов в качестве закрепления изучаемого материала и в целях мотивации обучения.
Воспитательные:
Повышать мотивацию обучающихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем.
Совершенствовать коммуникативные способности обучающихся.
Формировать навыки проектного мышления, работы в команде.
Развивать умения работать в команде, умения подчинять личные интересы общей цели.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ОСНОВЫ РОБОТОТЕХНИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ» технической направленности»
А дминистрация города Рубцовска Алтайского края
МКУ «Управление образования»
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Центр внешкольной работы Малая Академия»
Детский технопарк «Кванториум»
Принята на заседании Утверждаю:
Педагогического совета Директор МБУ ДО ЦВР
от __________2021г. «Малая Академия»
Протокол № _____ ___________Н.М. Наместникова
Приказ №_____от _____2021г.
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«ОСНОВЫ РОБОТОТЕХНИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
технической направленности
адресована обучающимся в возрасте: 11-12 лет
(стартовый уровень)
срок реализации: 1 год
Составитель: Коблашова Елена Викторовна, педагог дополнительного образования
Р убцовск, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
Основные разделы программы
№
страницы
1
Паспорт пРОГРАММЫ
3
2
Пояснительная записка
6
3
Учебный план
16
4
Содержание программы
18
5
Условия реализации программы
24
6
Список литературы
29
7
Приложения
30
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное наименование
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы робототехники и программирования»
Автор - составитель
Коблашова Елена Викторовна, педагог дополнительного образования
География реализации
С 2020 года в МБУ ДО ЦВР «Малая Академия»
Адресат программы
Обучающиеся младшего, среднего школьного возраста
Срок реализации
1 год
Направленность
программы
Техническая
Вид программы
Модифицированная
Цель программы
Формирование у обучающихся навыков технического конструирования посредством обучения основам конструирования и программирования роботов
Задачи
Образовательные:
использовать современные разработки по робототехнике в области образования, организовать на их основе активную деятельность обучающихся в данной области;
познакомить обучающихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов;
реализовывать межпредметные связи с физикой, информатикой и математикой;
формировать умение к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение осуществлять целенаправленный поиск информации;
овладеть основами алгоритмизации и программирования.
Развивающие:
развивать у обучающихся инженерное мышление, навыки конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем;
способствовать развитию интереса к техническим наукам;
развивать умение участия в конкурсах, олимпиадах и состязаниях роботов в качестве закрепления изучаемого материала и в целях мотивации обучения.
Воспитательные:
повышать мотивацию обучающихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем;
совершенствовать коммуникативные способности обучающихся;
формировать навыки проектного мышления, работы в команде;
развивать умения работать в команде, умения подчинять личные интересы общей цели;
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)
Для организации и проведения занятий по данной программе необходимо следующее информационно – методическое обеспечение:
- учебно-методическая литература;
- подборка лекционного материала к занятиям;
- конспекты занятий к темам: «Зубчатая передача», «Остановка перед препятствием. Объезд препятствия»;
- презентация по реализации проектов технической направленности;
- подборка видео о готовых моделях.
Дидактический материал:
- схемы;
- технологические карты;
- инструкции по сборке роботов;
Материально – техническое обеспечение:
- учебный кабинет;
- столы для конструирования;
- образовательные робототехнические наборы (11 комплектов) и ресурсные наборы LEGO Mindstorms Education EV3 – 4 комплекта), программное обеспечение LEGO Mindstorms Education EV3, комплект занятий, книга для учителя;
- комплектующие, совместимые с процессорными модулями наборов, планшеты, компьютеры (9 ноутбуков) с частотой процессора не ниже 1400 МГц, ОЗУ 1 ГБ для составления программ для роботов;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы робототехники и программирования» имеет техническую направленность. Программа модифицированная, ориентирована на реализацию интересов, обучающихся в сфере конструирования, развитие их информационной и технологической культуры.
Данная программа реализуется в МБУ ДО ЦВР «Малая Академия» с 2020 года, имеет «стартовый уровень» и адресована среднего школьного возраста, рассчитана на 1 год обучения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы робототехники и программирования» составлена в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, на основании материалов специальной методической и научно - популярной литературы, соответствует уровню и направленности программы, учитывает возрастные и психологические особенности и интересы детей, запросы социума, материальные возможности семей обучающихся, конкретные условия учреждения, личный опыт педагога.
При разработке программы соблюдены Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лаборатория робототехники»в настоящее время приведена в соответствие с современной нормативно – правовой базой:
Приказ Министерства Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
6. Приказ Министерство просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития систем дополнительного образования детей
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.07.2020, рег. № 58824).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровлению детей и молодежи».
9. Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС (Об образовании в Алтайском крае).
10. Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей программе МБУ ДО ЦВР «Малая Академия»).
11. Устав МБУ ДО ЦВР «Малая Академия».
Новизна данной программы состоит в том, что она ориентирована на развитие интересов детей в сфере конструирования, моделирования, программирования и развитие их информационной и технологической культуры.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы робототехники и программирования» предназначена для обучения детей, имеющих представление об общеобразовательных робототехнических наборах с возможностью программирования. Программа предлагает использования образовательных робототехнических наборов для изучения основ механизмов и как инструмента для подготовки обучающихся к различным состязаниям. Программа дает представление о технических устройствах, современных разработках в робототехнике, доступных для понимания обучающихся, дает базовое представление о конструкции управляемых роботов.
Курс предполагает использование переносных компьютеров, различных вспомогательных блоков совместно с наборами и комплектующими, совместимыми с процессорными модулями. Важно отметить, что переносной компьютер или планшет используется как средства программирования процессорных модулей, составляющих основу созданных моделей, и необходим при программировании, как во время подготовки к соревнованиям, так и во время их проведения.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы робототехники и программирования»состоит в том, что последние годы образовательная робототехника приобретает все большую значимость. Практика показывает, что робототехнике прекрасно обучаются ребята как младшего школьного возраста, так и среднего.
Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов Mindstorms EV3 как инструмента для обучения конструированию, программированию и компьютерному управлению на занятиях по робототехнике. Простота использования конструктора в сочетании с большими конструктивными возможностями позволяют детям увидеть результат своего труда. Сделанного своими руками робота, который выполняет поставленную ему задачу.
Программа предполагает использование совместно с конструктором компьютеров как инструмента составление управляющих алгоритмов для собранных роботов.
Обучающиеся осваивают способы конструирования различных механизмов и роботов, составление программ управления и алгоритмов.
Введение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы робототехники и программирования»в МБУ ДО ЦВР «Малая Академия» дает возможность решить задачу развития навыков технического творчества и проектной деятельности обучающихся в рамках дополнительного образования.
Новые принципы решения актуальных задач человечества с помощью роботов, усвоенные в детском возрасте (пусть и в игровой форме), ко времени окончания вуза и начала работы по специальности отзовутся в принципиально новом подходе к реальным задачам. Занимаясь с детьми образовательной робототехникой, мы подготовим специалистов нового склада, способных к совершению инновационного прорыва в современной науке и технике.
Именно этими причинами вызвана необходимость и педагогическая целесообразность разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы робототехники и программирования» которая рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста. Содержание программы раскрывает процесс достижения результатов обучения по всем видам деятельности и выстроена таким образом, чтобы помочь обучающимся постепенно, шаг за шагом раскрыть в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире.
В процессе конструирования и программирования управляемых моделей, обучающиеся получат дополнительные знания в области физики, механики и информатики, что, в конечном итоге, изменит картину восприятия обучающимися технических дисциплин, переводя их из разряда умозрительных в разряд прикладных.
С другой стороны, основные принципы конструирования простейших механических систем и алгоритмы их автоматического функционирования под управлением программируемых контроллеров, послужат хорошей почвой для последующего освоения более сложного теоретического материала на занятиях.
Возможность самостоятельной разработки и конструирования управляемых моделей для обучающихся в современном мире является очень мощным стимулом к познанию нового и формированию стремления к самостоятельному созиданию, способствует развитию уверенности в своих силах и расширению горизонтов познания. Занятия по программе «Основы робототехники и программирования» позволяют заложить фундамент для подготовки будущих специалистов нового склада, способных к совершению инновационного прорыва в современной науке и технике.
Педагогические принципы, на которых построено обучение:
систематичность
Принцип систематичности реализуется через структуру программы, а также в логике построения каждого конкретного занятия. В программе подбор тем обеспечивает целостную систему знаний в области начальной робототехники, включающую в себя знания из областей основ механики, физики и программирования. Последовательность же расположения тем программы обуславливается логикой преемственного наращивания количества и качества знаний о принципах построения и программирования управляемых моделей на основе знаний об элементах и базовых конструкциях модели, этапах и способах сборки.
гуманистическая направленность педагогического процесса
Программа разработана с учетом одного из приоритетных направлений развития в сфере информационных технологий и возрастающей потребности общества в высококвалифицированных специалистах инженерных специальностей, и реализует начальную профориентацию обучающихся.
связь педагогического процесса с жизнью и практикой
Обучение по программе «Основы робототехники и программирования» базируется на принципе практического обучения: центральное место отводится разработке управляемых моделей на базе конструктора Lego Mindstorms Education EV3 и подразумевает сначала обдумывание, а затем создание моделей.
сознательность и активность обучающихся в обучении
Принцип реализуется в программе через целенаправленное активное восприятие знаний в области конструирования и программирования, их самостоятельное осмысление, творческую переработку и применение.
прочность закрепления знаний, умений и навыков
Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания. Закрепление умений и навыков по конструированию и программированию моделей достигается неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой в ходе анализа конструкции моделей, составления технического паспорта, продумывания возможных модификаций исходных моделей и разработки собственных.
наглядность обучения
Объяснение техники сборки робототехнических средств проводится на конкретных изделиях и программных продуктах: к каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев, чтобы проиллюстрировать занятие, заинтересовать обучающихся, побудить их к обсуждению темы занятия.
принцип проблемности обучения
В ходе обучения перед обучающимися ставятся задачи различной степени сложности, результатом решения которых является работающий механизм/управляемая модель, что способствует развитию у обучающихся таких качеств как индивидуальность, инициативность, критичность, самостоятельность, а также ведет к повышению уровня интеллектуальной, мотивационной и других сфер.
принцип воспитания личности
В процессе обучения обучающийся не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивают свои способности, умственные и моральные качества, такие как, умение работать в команде, умение подчинять личные интересы общей цели, настойчивость в достижении поставленной цели, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, внимательность, аккуратность и др.
принцип индивидуального подхода в обучении
Принцип индивидуального подхода реализуется в возможности каждого обучающегося работать в своем режиме за счет большой вариативности исходных заданий и уровня их сложности, при подборе которых педагог исходит из индивидуальных особенностей детей.
1.2 Цель и задачи программы:
Цель программы: Формирование у обучающихся навыков технического конструирования посредством обучения основам конструирования и программирования роботов.
Задачи:
Образовательные:
Использовать современные разработки по робототехнике в области образования, организовать на их основе активную деятельность обучающихся в данной области.
Обучать обучающихся базовым технологиям, применяемым при создании роботов.
Реализовывать межпредметные связи с физикой, информатикой и математикой.
Сформировать умение к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение осуществлять целенаправленный поиск информации.
Сформировать систему знаний по основам алгоритмизации и программирования.
Развивающие:
Развивать у обучающихся инженерное мышление, навыки конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем.
Способствовать развитию интереса к техническим наукам.
Развивать умение участия в конкурсах, олимпиадах и состязаниях роботов в качестве закрепления изучаемого материала и в целях мотивации обучения.
Воспитательные:
Повышать мотивацию обучающихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем.
Совершенствовать коммуникативные способности обучающихся.
Формировать навыки проектного мышления, работы в команде.
Развивать умения работать в команде, умения подчинять личные интересы общей цели.
Отличительной особенностью данной программы является то, что
она составлена с учетом тенденций развития современных информационных технологий что позволяет сохранять актуальность реализации данной программы. По содержанию тем, программа находится в едином комплексе с другими программами дисциплин информационно - технологического профиля, являясь базовой площадкой для программ более углубленного изучения роботов.
Творческое, самостоятельное выполнение практических заданий, описания поставленной задачи или проблемы, дают возможность обучающемуся самостоятельно выбирать пути ее решения в отличие от типичных лабораторных заданий, где присутствует готовые указания, требующие лишь повторения заранее предписанных действий.
Освоение данной программы дает возможность обучающимся развивать навыки работы в проектной деятельности, что позволяет получить полноценные и конкурентоспособные продукты. Проектная деятельность, используемая в процессе обучения, способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся, обеспечивая при этом связь процесса обучения с практической деятельности за рамками образовательного процесса.
Правильно организованный учебно – воспитательный процесс по реализации программы «Основы робототехники и программирования» позволяет закрепить и существенно расширить знания детей по вопросам школьных курсов математики, физики, информатики.
Это способствует обогащению и расширению опыта детей, их всестороннему гармоничному развитию, мотивации к непрерывному образованию и самосовершенствованию с целью подготовки функционально грамотной личности, способной действовать в нестандартной обстановке.
Освоение содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы робототехники и программирования» осуществляется на основе следующих педагогических принципов:
доступность – соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
индивидуализация – поэтапное продвижение обучающихся от репродуктивного уровня освоения программы к креативно-творческому на основе изучения интересов, запросов и индивидуальных возможностей обучающихся;
дифференциация – группирование обучающихся с учетом индивидуальнотипологических особенностей личности, различное построение процесса обучения и предъявление различных требований к учащимся в выделенных группах;
систематичность – формирование целостной системы основных знаний и умений учебного материала программы на трех уровнях: отражения, понимания, усвоения;
непрерывность – побуждение подрастающего поколения к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств;
эмоциональная наполненность образовательных отношений - эмпатия, взаимодействие и сотрудничество обучающихся и педагога в процессе совместной творческой деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы робототехники и программирования» базового уровня, которая предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, среднюю сложность предлагаемого содержания программы. Исходя из конкретных условий учреждения, особенностей контингента и интересов обучающихся, запросов социума, при необходимости в программу могут быть внесены некоторые изменения, корректировки содержания и форм организации занятий, времени прохождения учебного материала, не влекущие за собой существенных системных преобразований.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа адресована детям в возрасте от 8 до 12 лет.
Срок реализации и особенности организации образовательного процесса Программа рассчитана на 1 год обучения. Годовая нагрузка на обучающегося составляет 72 часа. Режим занятий соответствует нормам и требованиям СанПиН. 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом. Допускается работа в разновозрастных группах, которые могут быть сформированы в зависимости от индивидуальных особенностей и способностей обучающихся. Оптимальная наполняемость группы в объединении 8 - 14 человек.
Формы и режим занятий
Используемая форма обучения - очная.
При составлении данной программы учитывались и возрастные и психофизические особенности контингента обучающихся.
Одной из существенных особенностей личности ребенка в этом возрасте является «Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. «Чувство взрослости» проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Стремление экспериментировать, используя свои возможности, - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Чем полноценнее пройдет этот период первичных, еще не очень серьезных увлечений, тем больше вероятность того, что интересы, которые возникнут и сохранятся по достижении старшего подросткового возраста, будут осмысленными и глубокими.
Таким образом, введение для обучающихся программы «Основы робототехники» изменит картину восприятия обучающимися технических дисциплин, переводя их из разряда умозрительных в разряд прикладных. Даст возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов и для современного ребенка станет очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию. Работа с роботами содержательно наполнены интересными и непростыми задачами, которые неизбежно встанут перед юными инженерами. Их решение сможет привести к развитию уверенности в своих силах и к расширению горизонтов познания.
К основным особенностям организации образовательного процесса на учебных занятиях в объединении «Юный робототехник» то, что обучающиеся заняты в основном практическим трудом. Это работа с конструктором LEGO Mindstorms Education EV3. Учебное занятие включает в себя теоретическую часть (Объяснение, напоминание правил поведения и техники безопасности, показ презентации и просмотр видеоролика по теме занятия) и практическую часть (Сборка модели из конструктора LEGO Mindstorms EV3, программирование, испытание модели, заполнения рабочих листов).
В соответствии с учебным планом по предмету проводятся следующие типы занятий: теоретический, комбинированный, практический, лабораторный, тренировочный.
На занятии используются следующие методы обучения: словесные (устное изложение, беседа, объяснение), наглядные (показ видеоматериалов, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по технологическим картам), практические (тренинг, упражнения, творческие и самостоятельные работы).
При проведении занятий используются следующие формы проведения занятий:
- практическое занятие -основная форма проведения занятий, обучающиеся выполняют задания в течении части задания или нескольких занятий;
- фронтальная (получение обучающимися нового материала);
- индивидуальная;
- групповая (работа в малых группах);
- презентация (презентация новых техник и технологий, новых проектов);
- проектная деятельность (получение новых знаний, реализация личностных проектов, защита проектов);
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы робототехники и программирования» обучающиеся будут знать:
- основные и дополнительные компоненты конструктора Lego Minstorms EV3;
- основы программирования роботов в программе Lego Minstorms EV3;
- специальную терминологию.
Обучающиеся будут уметь:
- конструировать роботов для решения различных задач;
- составлять программы с различными видами алгоритмов;
- использовать собственные программы для управления роботами.
Обучающиеся будут владеть:
- навыками работы с конструктором Lego Minstorms EV3;
- навыками работы в среде программирования Lego Minstorms EV3;
- навыками программирования на внутреннем языке микроконтроллера.
Метапредметными результатами изучения программы «Основы робототехники и программирования» является формирование следующих универсальных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенным инструкциям;
- уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Познавательные УУД:
- определять, различать и называть предметы (детали конструктора);
- выстраивать свою деятельность согласно условиям (конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной технологической схеме);
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о модели робота;
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Формы подведения итогов:
Проверка полученных умений, навыков и знаний осуществляется на контрольных занятиях в форме тестирования, опроса, выполнения практических и самостоятельных работ, а также в процессе участия обучающихся в соревнованиях разного уровня, профильных конференциях и семинарах, внутренних соревнованиях, робототехнических олимпиадах.
При освоении дополнительной общеразвивающей программы «Основы робототехники и программирования» систематическая проверка уровня усвоения обучающимися теоретических знаний, степени владения практическими умениями и навыками, отслеживание динамики развития их личностных качеств осуществляется в ходе текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации в рамках учебных занятий.
Текущий контроль успеваемости обучающихся, уровень овладения базовой суммой знаний по изученным темам программы, сформированность ключевых компетентностей. Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации образовательной программы: выставка, соревнование, внутригрупповой конкурс, презентация проектов обучающихся, участие в олимпиадах, соревнованиях, учебно-исследовательских конференциях.
Проект – это самостоятельная индивидуальная или групповая деятельность учащихся, рассматриваемая как промежуточная или итоговая работа по данному курсу, включающая в себя разработку технологической карты, составление технического паспорта, сборку и презентацию собственной модели на заданную тему.
Итоговые работы должны быть представлены на выставке технического творчества, что дает возможность учащимся оценить значимость своей деятельности, услышать и проанализировать отзывы со стороны сверстников и взрослых. Каждый проект осуществляется под руководством педагога, который оказывает помощь в определении темы и разработке структуры проекта, дает рекомендации по подготовке, выбору средств проектирования, обсуждает этапы его реализации. Роль педагога сводится к оказанию методической помощи, а каждый обучающийся учится работать самостоятельно, получать новые знания и использовать уже имеющиеся, творчески подходить к выполнению заданий и представлять свои работы.
К способам фиксирования достигнутых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы робототехники и программирования» можно отнести:
аналитические материалы по результатам текущего контроля успеваемости обучающихся;
аналитические записки о результатах участия обучающихся в конкурсных мероприятиях;
сводные таблицы результатов проверочных и самостоятельных работ;
сводные таблицы итогов конкурсных программ и мероприятий воспитательного характера;
фотоотчеты;
материалы средств массовой информации;
отзывы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся о работе объединения;
ксерокопии грамот, дипломов, наград и др.
1.3 Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа «Основы робототехники и программирования»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
1 раздел 1 ПОЛУГОДИЕ
32
14
18
1
Основы конструирования LegoMindstormsEV3
4
2
2
1.1
Состав и классификация конструктора. Основные правила работы с конструктором.
1
1
-
Творческое задание, беседа
1.2
Использование простых соединений. Применение коннекторов.
1
-
1
Проблемное задание
1.3
Механические передачи
1
-
1
Творческое задание,
беседа
1.4
Электронные компоненты конструктора
1
1
-
Творческое задание,
беседа
2
Программирование на внутреннем языке контроллера EV3
28
12
16
2.1
Знакомство с контроллером EV3
2
1
1
Творческое задание, беседа
2.2
Органы управления, дисплей, меню контроллера. Подключение периферийных устройств
2
1
1
Опрос, беседа
2.3
Создание конфигурации, написание программы из пяти команд
2
1
1
Творческое задание, бе-седа
2.4
Программирование движения на языке контроллера
2
1
1
Опрос, беседа.
2.5
Движение по прямой, угол 90 градусов, квадрат
2
1
1
Творческое задание, беседа
2.6
Движение по окружности, «восьмеркой», крестом
2
1
1
Творческое задание, беседа
2.7
Движение змейкой и по спирали
2
1
1
Проблемное задание
2.8
Программирование с датчиками на языке контроллера
2
1
1
Проблемное задание
2.9
Датчик касания. Программа «тычки», «челнок»
4
1
3
Опрос, беседа
2.10
Датчик расстояния. Программа «тычки», «восьмерка» с управлением от руки
2
1
1
Творческое задание, беседа
2.11
Гироскопический датчик. Программа «вращающиеся модели»
4
1
3
Проблемное задание
2.12
Датчик цвета. Движение по линии с датчиком цвета
2
1
1
Творческое задание,
беседа
2 раздел 2 ПОЛУГОДИЕ
40
12
28
3
Программирование на LegoMindstormsEV3
34
11
23
3.1
Интерфейс программы Lego Mindstorms EV3
2
1
1
Проблемное задание
3.2
Блочное программирование. Программные блоки EV3
4
1
3
Опрос, беседа
3.3
Программирование роботов. Блоки «экран», «ожидание» и «звук»
2
1
1
Творческое задание, беседа
3.4
Программирование роботов. Блоки «цикл» и «переключатель»
2
1
1
Проблемное задание
3.5
Программирование роботов. Блоки «движение» и «мотор»
4
1
3
Творческое задание, бе-седа
3.6
Движение робота по прямой, угол 90,30 и 180 градусов, квадрат
4
1
3
Проблемное задание
3.7
Движение робота вперед и назад 2 метра, окружность заданного радиуса, восьмерка, многоугольник
4
1
3
Проблемное задание
3.8
Поворот робота вокруг оси, спираль, движение с ускорением
2
1
1
Опрос, беседа
3.9
Движение робота с датчиком касания: «парковка в гараж»
4
1
3
Творческое задание, беседа
3.10
Движение робота с датчиком расстояния
2
1
1
Проблемное задание
3.11
Движение робота с датчиком освещенности: движение по линии с одним датчиком, с двумя датчиками
4
1
3
Творческое задание,
беседа
4
Творческий проект
6
1
5
4.1
Проработка идеи творческого проекта
2
1
1
Проблемное задание
4.2
Сборка робота
2
-
2
Творческое задание
4.3
Программирование робота
2
-
2
Творческое задание
Итого:
72
26
46
1.4 Содержание программы
Раздел 1. Основы конструирования Lego Mindstorms EV3.
В ходе изучения данного раздела, обучающиеся приобретают необходимые знания, умения, навыки по основам конструирования, развивают навыки общения и взаимодействия в малой группе/паре.
Тема 1.1. Состав и классификация конструктора. Основные правила работы с конструктором.
Теория: Состав конструктора, классификация деталей, их значение. Объяснение функциональности конструктора в зависимости от применяемого типа деталей. Понятие модуля. Использование простых элементов конструктора.
Практика: Знакомство с наборами конструктора. Сортировка деталей. Сборка простых конструкций.
Тема 1.2. Использование простых соединений. Применение коннекторов.
Теория: Использование простых элементов силовой конструкции для создания базы роботов. Использование рамок. Понятие коннекторов и их типы. Необходимость их применения при переходе из одной плоскости крепления в другую.
Практика: Сборка силовых конструкций. Создание конструкций с применением различных типов коннекторов.
Тема 1.3. Механические передачи.
Теория: Понятие механической передачи, шестерни, зубчатой рейки. Типы шестеренок в конструкторе Lego, их совместимость и способы применения. Червячная передача. Линейные редукторы (актуаторы) и пневмо – наборы.
Практика: Создание механических передач различного значения.
Тема 1.4. Электронные компоненты конструктора.
Теория: Двигатели и сервомоторы, применяемые в конструкторе Lego Mindstorms EV3, особенности их работы. Датчики, используемые для программирования робота. Способы крепления периферийных устройств на базу робота. Правила работы и техники безопасности с периферийными устройствами.
Практика: Создание типовых роботов с применением периферийных устройств.
Раздел 2. Программирование на внутреннем языке контроллера EV3.
Тема 2.1. Знакомство с контроллером EV3.
Теория: Режимы блока «Экран». Вывод текстовой и графической информации.
Практика: Проведение исследований с приложением журналирования данных модуля EV3.
Тема 2.2. Органы управления, дисплей, меню контроллера. Подключение периферийных устройств.
Теория: Состав контроллера EV3, кнопочные органы управления, отображение информации на дисплее, меню контроллера. Особенности подключения сервомоторов и датчиков. Элементы питания, правила работы с аккумуляторами
Практика: Включение контроллера, подключение моторов и датчиков. Запуск предустановленных программ.
Тема 2.3. Создание конфигурации, написание программы из пяти команд.
Теория: Конфигурация подключения. Основное и дополнительное меню настройки и написания программы на внутреннем языке программирования. Ввод команд для постановки задачи, редактирование написанной программы.
Практика: Ввод типовой программы для выполнения команд роботом.
Тема 2.4. Программирования движения на языке контроллера.
Теория: Движение вперед. Блок движение, представление о различных параметрах движения, доступных в свойствах этого блока.
Практика: Разработка и конструирование модели гусеничного робота.
Тема 2.5. Движение по прямой, угол 90 градусов, квадрат.
Теория: Команды движения по прямой, поворота на 90 градусов, по заданной фигуре.
Практика: Написание программ для движения по прямой, поворота на 90 градусов, движения по квадрату.
Тема 2.6. Движение по окружности, «восьмеркой», крестом.
Теория:Команды движения по окружности, алгоритм выполнения «восьмерки» и «креста».
Практика: Написание программы для движения по окружности, «восьмеркой» и «крестом».
Тема 2.7. Движение змейкой и по спирали.
Теория: Команды движения змейкой и по спирали.
Практика: Написание программы для движения змейкой и по спирали. Изменение параметров поворота и скорости.
Тема 2.8. Программирование с датчиками на языке контроллера.
Теория: Программирование с использованием графической среды LabVIEW.
Практика: Запуск программы на контроллере EV3 и автономная работа робота.
Тема 2.9. Датчик касания. Программа «тычки», «челнок».
Теория: Датчик касания. Принцип работы, конструкция, параметры и применение. Использование датчиков как «бампера» для обнаружения препятствий. Проверка работоспособности через меню VIEW. Алгоритм выполнения заданий «тычки», «челнок».
Практика: Написание программы с использованием датчика касания.
Тема 2.10. Датчик расстояния. Программа «тычки», «восьмерка» с управлением от руки.
Теория: Датчик расстояния. Принцип работы, конструкция, параметры и применение. Использование датчиков для объезда препятствий, удержания дистанции. Проверка работоспособности через меню VIEW. Алгоритм выполнения задания «тычки», «восьмерка» с управлением от руки.
Практика: Написание программы с использованием датчика расстояния.
Тема 2.11. Гироскопический датчик. Программа вращающиеся модели.
Теория: Гироскопический датчик. Принцип работы, конструкция, параметры и применение. Использование для выполнения различного рода команд. Проверка работоспособности через меню VIEW.
Практика: Написание программы с использованием гироскопического датчика.
Тема 2.12. Датчик цвета. Движение по линии с датчиком цвета.
Теория: Датчик цвета. Принцип работы, конструкция, параметры и применение. Использование для следования по маршруту и определения освещенности. Проверка работоспособности через меню VIEW. Алгоритм выполнения задания «тычки» в черную и белую линии. Следование по линии на основе работы датчиков освещенности. Реализация такого движения на внутреннем языке программирования контроллера.
Практика: Написание программы с использованием датчика цвета. Написание программы для движения по линии с двумя датчиками цвета.
Раздел 3. Программирование на Lego Mindstorms EV3.
Тема 3.1. Интерфейс программы Lego Mindstorms EV3.
Теория: Запуск программы. Главное меню и его возможности, открытие и сохранение программ. Рабочая область и панель инструментов, их назначение и особенности.
Практика: Добавление блоков в рабочую область, изучение их свойств.
Теория: Общие принципы программирования роботов с помощью блочного программирования EV3. Программные блоки графической среды. Короткое изучение блоков и из свойств. Разделение блоков на группы. Типы взаимосвязей между блоками.
Практика: Создание программы с различными блоками, построение взаимосвязей.
Тема 3.3. Программирование роботов. Блоки «экран», «ожидание» и «звук».
Теория: Блок «экран», назначение и параметры. Способы вывода разного количества информации на экран микроконтроллера. Блок «ожидание», назначение и параметры, использование совместно с блоком «экран». Блок «звук», назначение и параметры. Создание мелодии.
Практика: Создание «мультфильма» со звуковыми эффектами.
Тема 3.4. Программирование роботов. Блоки «цикл» и «переключатель».
Теория: Блок «цикл», назначение и параметры. Необходимость использования цикла при работе с датчиками. Блок «переключатель», назначение и параметры. Применение ключа при работе с логическими цепями и датчиками. Совмещение работы блоков «цикл» и «переключатель».
Практика: написание программы с блоками «цикл» и «переключатель».
Тема 3.5. Программирование роботов. Блоки «движение» и «мотор».
Теория: Блок «движение», назначение и параметры. Управление скоростью движения робота и торможением. Принцип движения робота с использованием поочередного вращения моторов. Блок «мотор», назначение и параметры. Осуществление одновременной работы нескольких моторов с независимым управлением. Нулевой разворот. Движение по периметру правильны геометрических фигур.
Практика. Написание программ с блоками «движение» и «мотор».
Тема 3.6. Движение робота по прямой, угол 30, 90 и 180 градусов, квадрат.
Теория: Использование изученных ранее блоков для написания программ сложного движения, применение дополнительных параметров блоков и линий связей между блоками. Способы определения реального углового значения для поворота на заданный угол.
Практика: выполнение движения с поворотами на заданный угол.
Тема 3.7. Движение робота вперед и назад 2 метра, окружность заданного радиуса, «восьмерка», многоугольник.
Теория: Условия выполнения точного движения на заданное расстояние. Движение по окружности заданного радиуса, программируемое с помощью блоков «движения» и «мотор». Выполнение восьмерки, черчение многоугольников.
Практика: выполнение прямолинейного движения, движения по окружности. Черчение многоугольников.
Тема 3.8. Поворот робота вокруг оси, спираль, движение с ускорением.
Теория: Выполнение поворота вокруг оси, особенности программы и конструкции робота для выполнения такого движения. Движение по спирали, программируемое блоком «мотор», использование разной скорости вращения двигателей за счет изменения конструкции робота. Алгоритм программы движения с ускорением.
Практика: Выполнение разворота вокруг оси. Написание программы и сборка для движения по спирали. Движение с ускорением.
Тема 3.9. Движение робота с датчиком касания «парковка в гараж».
Теория: Программирование датчика касания для выполнения команды парковки в гараж задним ходом.
Практика: Выполнение парковки в гараж.
Тема 3.10. Движение робота с датчиком расстояния.
Теория: Распознавание дистанции до объекта с помощью датчика расстояния и вспомогательных блоков.
Практика: Выполнение остановки перед препятствием, объезд препятствия.
Тема 3.11. Движение робота с датчиком освещенности: движение по линии с одним датчиком, с двумя датчиками.
Теория: Следование по линии на основе работы датчиков освещенности. Распространенные способы реализации программы, их достоинства и недостатки. Использование одного и двух датчиков освещенности для следования по линии. Принципиальная разница способов движения с одним и двумя датчиками.
Практика: Написание программы движения по линии с одним и двумя датчиками освещенности.
Раздел 4. Творческий проект.
Тема 4.1. Проработка идеи творческого проекта.
Теория: Формирование идеи для творческого проекта: область применения, способы реализации в конструкторе Lego.
Практика: Подбор необходимых компонентов конструктора. Конструирование начальной базы для робота.
Тема 4.2. Сборка роботов.
Практика: Сборка робота в рамках творческого проекта. Установка необходимых двигателей и датчиков, креплений микроконтроллера EV3.
Тема 4.3. Программирование робота.
Практика: Написание и тестирование программы для робота в рамках творческого проекта.
РАЗДЕЛ 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Дата начала обучения
06.09. 2021 года- 30.12.2021
(1 полугодие)
10.01.2022- 31.05.2022
(2 полугодие)
Дата окончания обучения
31 мая 2022 года
Срок проведения аттестации обучающихся
Входной контроль проводится в сентябре.
Промежуточный контроль — в декабре, по итогам полугодия.
Итоговая аттестация проходит в мае.
Количество учебных часов
72
Количество учебных недель
36
Режим занятий
2 раза в неделю по 45 минут обучающиеся 5-7 классов, 2 раза в неделю по 30 минут обучающиеся 1-4 классов.
Занятия проводятся по расписанию, утверждённому руководителем учреждения.
При возникновении непредвиденных субъективных обстоятельств (отмена занятий в связи с сильными морозами, введением карантинных мероприятий и т.п.) и объективных обстоятельств (болезнь педагога, прохождение курсов повышения квалификации) полнота реализации программы обеспечивается за счет объединения отдельных тем или проведения дополнительных занятий (с согласия обучающихся, их родителей (законных представителей).
Деятельность объединения «Конструктор» осуществляется на базе МБУ ДО ЦВР «Малая Академия» (г. Рубцовск, ул. Комсомольская, 120, телефон 8 (38557) 2-51-02).
При возникновении непредвиденных субъективных обстоятельств (отмена занятий в связи с сильными морозами, введением карантинных мероприятий и т.п.), и объективных обстоятельств (болезнь педагога, прохождение курсов повышения квалификации) полнота реализации программы обеспечивается за счет объединения отдельных тем или проведения дополнительных занятий (с согласия обучающихся, их родителей (законных представителей).
При составлении данной программы учитывались и возрастные и психофизические особенности контингента обучающихся.
2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для организации и проведения занятий по данной программе необходимо следующее информационно – методическое обеспечение:
- учебно-методическая литература;
- подборка лекционного материала к занятиям;
- конспекты занятий к темам: «Зубчатая передача», «Остановка перед препятствием. Объезд препятствия»;
- презентация по реализации проектов технической направленности;
- подборка видео о готовых моделях.
Дидактический материал:
- схемы;
- технологические карты;
- инструкции по сборке роботов;
Материально – техническое обеспечение:
- учебный кабинет;
- столы для конструирования;
- образовательные робототехнические наборы (11 комплектов) и ресурсные наборы LEGO Mindstorms Education EV3 – 4 комплекта), программное обеспечение LEGO Mindstorms Education EV3, комплект занятий, книга для учителя;
- комплектующие, совместимые с процессорными модулями наборов, планшеты, компьютеры (9 ноутбуков) с частотой процессора не ниже 1400 МГц, ОЗУ 1 ГБ для составления программ для роботов;
Успешному взаимодействию и сотрудничеству участников образовательных отношений при освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы робототехники» способствуют следующие формы организации образовательного процесса:
- комбинированные учебные занятия;
- фестивали, соревнования, праздники;
- учебно - исследовальские конференции, конкурсы, викторины и т.д.
К педагогическим технологиям относится технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология разно уровневого обучения, технология развивающего обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровье сберегающая технология.
Для получения положительных результатов деятельности детей разного уровня развития используются следующие методы и приемы:
- словесные (беседа, объяснение, обсуждение предложенных ситуаций и др.);
- наглядные (демонстрация фрагментов видео, иллюстративного материала, наглядных пособий, дидактических материалов, наблюдение за действиями обучающихся с последующим анализом и т.п.);
- проблемного обучения (создание и практическое решение различных ситуаций, самостоятельная работа обучающихся по определенной проблеме);
- практической работы (упражнения, творческие задания, освоение и закрепление практических умений и навыков сборки моделей, выполнение творческих заданий, упражнений, разгадывание головоломок и т.д.);
- психологические и социологические (анкетирование, тестирование, собеседование, наблюдения, анализ результатов деятельности обучающихся);
- общепедагогические (убеждение, побуждение, педагогическое требование, понимание, сочувствие, комментированное управление, анализ конфликтных ситуаций, авансирование успеха, акцентуация достижений ребенка в деятельности, создание ситуаций успеха и эмоционального переживания, совместного творчества);
- работа с печатными и электронными ресурсами.
Для достижения целей и задач дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы робототехники и программирования» нужны:
- специальная и методическая литература;
- наглядные пособия;
- демонстрационные и иллюстративные материалы;
- дидактические материалы;
- конструкторы;
- методические разработки и планы-конспекты учебных занятий;
- методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
- сценарии мероприятий воспитательного характера;
- диагностический инструментарий (тексты проверочных работ, анкеты, тесты).
Общепедагогическое обеспечение
Для овладения обучающимися ключевыми компетентностями и развития их положительных личностных качеств необходимы следующие условия:
дидактические
- четкое формулирование образовательных задач;
- определение оптимального содержания занятия;
- прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний;
- выбор наиболее рациональных методов и средств обучения, стимулирования и контроля;
- реализация в ходе занятия всех дидактических принципов;
психологические
- определение содержания и структуры занятия в соответствии с принципами развивающего обучения и учетом возрастных особенностей детей;
- организация познавательной деятельности обучающихся, мобилизация их мышления и воображения в процессе освоения новых знаний и умений;
- атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
- смена видов деятельности;
- максимальная активность каждого обучающегося.
2.3 Формы аттестации
Формой подведения итогов является результативность творческой деятельности обучающегося, она проявляется: в выставках, конкурсах, олимпиадах, мастер-классах, открытых занятиях.
Программа предусматривает виды контроля успеваемости обучающихся:
- входной контроль;
- промежуточный контроль;
- итоговый контроль;
- текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию.
Контроль знаний, умений и навыков, обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний, обучающихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, обучающихся программой предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ, обучающихся в каждой четверти за счет аудиторного времени. По окончании предмета проводится аттестация, вид аттестации – выставка, творческий проект.
№п/п
Сроки
Виды контроля
Формы контроля
1.
Сентябрь
Проверка уровня знаний (входной контроль)
Тестирование
2.
Декабрь
Проверка уровня знаний при сборке моделей из конструктора LEGO Mindstorms Education EV3. Степень усвоения материала.
Проверка уровня знаний (промежуточный контроль)
Демонстрация моделей, выставка
Тестирование
3.
Май
Демонстрация моделей конструкторских идей.
Проверка уровня знаний через работу с тестом (итоговый контроль)
Выставка,
тестирование
Воспитательные мероприятия
Воспитательный процесс включает в себя основные формы деятельности:
- беседы на тему «Нормы поведения», «Техника безопасности», правила поведения на улице с незнакомыми людьми, при переходе улицы и т. д.;
Работа по воспитательной деятельности делится по следующим разделам:
Психолого-педагогическое сопровождение;
Культурно-досуговой;
Работа с родителями.
Индивидуальная воспитательная работа в детском творческом объединении
Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся является обязательным условием успешности образовательного процесса.
Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:
• Помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;
• Выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося;
• Формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
• Способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
• Развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
• Формирует у обучающегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов своей работы;
• Создает условия для развития творческих способностей обучающегося.
К тому же педагогу необходимо отслеживать организационные вопросы: как регулярно ребенок посещает занятия (в случае пропуска 2-3 занятий подряд необходимо сделать звонок домой, и уточнить причины), насколько он активен в учебном процессе и «вне учебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими обучающимися. Но самое главное, в ходе индивидуальной работы с каждым обучающимся педагог реализует и анализирует результаты процесса профессионального и социального воспитания.
Санитарно - гигиеническое обеспечение
Санитарно-гигиеническое обеспечение деятельности по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы робототехники и программирования» регламентируется Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.07.2020, рег. № 58824).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровлению детей и молодежи».
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Сохранению и укреплению здоровья обучающихся, предотвращению утомляемости, повышению работоспособности и результативности продуктивной творческой деятельности способствуют:
- температурный режим и освещение согласно установленных норм;
- проветривание учебного кабинета;
- предупреждение утомления детей;
- чередование видов деятельности;
- физкультминутки;
- правильная рабочая поза и осанка ребенка.
2.4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая при разработке программы и организации образовательного процесса:
Автоматизированные устройства. ПервоРобот. Книга для учителя. LEGOGroup, перевод ИНТ, – 134 с, ил.
Дополнительная общеобразовательная программа «Робототехника». Келин П.А. – Ачинск, МБУ ДО «ЦТиР «Планета талантов», 2019, 29 с.
Николаев А.Б., Остроух А.В. Интеллектуальные системы: учебное пособие // – Москва: МАДИ, 2012. – 271 с.
Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов / Д.Г. Копосов, - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 286 с.
Овсяницкая, Л.Ю. Курс программирования робота EV3 в среде Lego Minstorms EV3/ Л.Ю. Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Перо», 2016. – 300 с.
Овсяницкий, Д.Н. Курс конструирования на базе платформы Lego Minstorms EV3/ Д.Н. Овсяницкий, Л.Ю. Овсяницкая, А.Д. Овсяницкий. – М.: Издательство «Перо», 2019. – 352 с.
Овсяницкая, Л.Ю. Алгоритмы и программы движения робота Lego Minstorms EV3 по линии / Л.Ю. Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. – М.: Издательство «Перо», 2016. – 300 с.
Овсяницкая, Л.Ю. Пропорциональное управление роботом Lego Minstorms EV3/ Л.Ю. Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. – М.: Издательство «Перо», 2015. – 188 с.
Остроух А.В. Основы построения систем искусственного интеллекта для промышленных и строительных предприятий. Монография. Москва: ООО «Техполиграфцентр». 2008. – 280 с.
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – Санкт-Петербург: Наука, 2011. – 263 с.
Литература, рекомендуемая для обучающихся по данной программе:
Азимов А. Я робот. Серия: Библиотека приключений. Москва: Эксмо, 2000. – 45с.
Валк Л. Большая книга Lego Minstorms EV3. Москва: Эксмо, 2017. – 408 с.
Валуев А. Конструируем роботов на Lego Minstorms EV3. Робочист спешит на помощь! //Лаборатория знаний – 2018. – 52 с.
Валуев А. Конструируем роботов на Lego Minstorms EV3. Который час? //Лаборатория знаний – 2018. – 80 с.
Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов / Д.Г. Копосов, - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 286 с.
Копосов Д.Г. Рабочая тетрадь по робототехнике. – Москва: Бином. Лабратория знаний, 2016. – 88 с.
Йошихито И. Книга идей Lego Minstorms EV3. 181 удивительный механизм и устройство. Москва: Эксмо, 2017. – 232 с.
Штадлер А. Моя книга о Lego EV3. //Фолиант 2017. – 288 с.
Приложение 1
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы робототехники и программирования».
Тестирование по разделу 1. Основы конструирования LEGO Mindstorms EV3:
Задание №1. Напишите полные названия деталей LEGO Mindstorms EV3:
1 2 3
4 5 6
78
Задание №2. Напишите полные названия электронных компонентов LEGO Mindstorms EV3:
1 2
3 4
5 6
Задание №3. Определи детали Лего.
Задание 4.
Для чего используется зубчатая рейка?
1. Для преобразования вращательного движения в поступательное.
2. Для вращения оси.
3. Для преобразования поступательного движения во вращательное.
Задание 5. Как называется единица измерения длин в конструкторе LEGO?
1. Дюйм.
2. Сантиметр.
3 . Модуль.
4. Пункт.
Задание 6.
Задание 7.
Задание 8. Слово «робот» было придумано…
1. Карелом Чапеком
2. Леонардо да Винчи.
3. Айзеком Азимовым.
З адание 9.
Задание 10.
Задание 11.
Задания текущего контроля к разделу 2. Программирование на внутреннем языке контроллера EV3.
Задания по разделу 3. Программирование на Lego Mindstorms EV3.