Тема: «Компетентностно – ориентированные задания по информатике»
В настоящее время конкурентоспособность человека на современном рынке труда во многом зависит от того, насколько он самостоятелен, ответственен, коммуникабелен, способен овладевать новыми технологиями, адаптироваться к иным условиям труда. Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и информатики.
Как формировать компетенции?
Через специальные компетентностно-ориентированные задания, которые позволяют сформировать ту или иную компетенцию у учащегося и оценить умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Перед тем как приступить к разработке и применению компетентностно – ориентированных заданий, целесообразно рассмотреть основные понятия, относящиеся к данной теме.
Компетенция - готовность использовать знания, умения, обобщённые способы деятельности в реальной действительности.
Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Ключевые компетентности - результат образования, выражающийся в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.
Ключевые компетенции:
- компетенция разрешения проблем;
- коммуникативная;
- информационная.
Компетенция разрешения проблем - готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативная - готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.
Информационная - способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Уровень сформированности ключевых компетентностей - степень присвоения универсального способа деятельности; выделение уровня сформированности ключевых компетентностей связано с усложнением деятельности, т.е.: - с повышением уровня ее интеграции, - с повышением уровня субъектности.
Аспекты ключевых компетентностей - универсальные по отношению к объекту воздействия, способы деятельности, входящие в состав компетентностей.
Структура компетентностно-ориентированного задания:
Стимул - погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение;
Задачная формулировка - точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;
Источник информации - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания;
Бланк для выполнения задания - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания;
Инструмент проверки:
аналитическая шкала - способ детализации критериев оценки результатов выполнения заданий открытого типа, состоит из единой шкалы, которая используется для оценки заданий открытого типа со свободной формой ответа, и специфической шкалы, применяемой для оценки каждого конкретного задания и уточняющей единую шкалу по параметрам «содержание» и «организация» устного или письменного ответа учащегося;
модельный ответ - перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа;
ключ - эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа;
Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи. Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению любого предмета, во-первых, потому, что, работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания; во-вторых, компетентностно-ориентированные задания требуют других способов деятельности; в-третьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала; в-четвертых, способствуют развитию мышления школьников, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету.
Опыт разработки и практического использования таких заданий получен мною в практико-ориентированной дистанционной мастерской Центра Развития Молодежи, г. Екатеринбурга (http://www.cerm.ru/).
Работа в этих мастерских помогла освоить структуру КОЗ, научила самостоятельно их разрабатывать, а также преобразовывать задания учебника в продуктивные учебные задания на компетентностной основе и применять их в учебной деятельности.
Чем же отличаются компетентностно-ориентированные задания?
Во-первых, это деятельностное задание;
Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
В третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;
В-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами: характеристика задания, стимул, задачная формулировка, источник, инструмент проверки, бланк задания.
Характеристика заданиясодержит название, предмет, класс, уровень сложности источника, сложность учебного материала. Задаёт проверяемую (формируемую) компетентность, аспект, уровень.
Подбирая (составляя) компетентностно-ориентированное задание, учитель должен: - осознавать, какие аспекты каких компетентностей формирует (проверяет) задание; - оценивать сложность учебного материала (если выполнение задания зависит от некоторого знания, учитель должен убедиться, что учащийся этим знанием располагает); - понимать и задавать уровень сложности источника (источник один – информация прямая, информация косвенная; несколько источников; источники содержат информацию, дополняющую друг друга; источники содержат избыточную информацию; источники содержат противоречивую информацию);
Для составления данных задач необходимо опираться на таблицу аспектов уровней сформированности ключевых компетентностей.
При подготовке урока и разработке его дидактической основы, необходимо определить какие аспекты ключевых компетентностей можно формировать при изучении данной темы, на каком этапе освоения темы учащимся можно предложить задание, нацеленное на формирование той или иной компетентности в том или ином аспекте, на каком предметном содержании учащимся можно предложить подобное задание.
Придерживаясь классификации А. В. Хуторского для педагогической диагностики компетентностей я выбрала следующий список ключевых компетентностей:
Коммуникативная компетентность (включает как собственно коммуникативную компетентность, так и готовность к социальному взаимодействию)
Информационная компетентность (включает готовность к самообразованию и использованию информационных ресурсов)
Компетентность самоменеджмента (готовность к разрешению проблем и технологическая компетентность)
При составлении компетентностно-ориентированных задач основное внимание уделяю формированию способностей учащихся использовать знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.
Из собственного опыта использования компетентностно-ориентированных заданий на уроках остановлюсь на конкретных примерах.
Для формирования информационной компетентности использую задачи содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.). Вопрос задачи может быть сформулирован следующим образом: переведите в графическую (словесную) форму; если возможно, хотя бы приближенно опишите их математической формулой; сделайте вывод, наблюдается ли в этих данных какая-то закономерность и др.
Пример 1
Тема: Информация
Класс: 8
Формируемая компетентность: информационная
Аспект: первичная обработка информации
Уровень: 1
Стимул: Вы завуч школы.
Задачная формулировка:
Вам необходимо составить отчет по успеваемости за первое полугодие и построить столбчатую диаграмму: В школе 1 четверть закончили на «5» -198 человек, на «4»-380 человек, на «3» - 278 человек, на «2»-4 человек; 2 четверть закончили на «5» - 200 человек, на «4» - 432 человека; на «3» -256 человек, на «2» - 2 человека.
Модельный ответ:
Результат оценивания, количество баллов:
Если диаграмма построена правильно - 4 балла.
Если в диаграмме построен неверно 1 столбец - 3 балла.
Если в диаграмме построено неверно 2 столбца - 2 балла.
Если в диаграмме построено неверно 3 столбца - 1 балл.
Если в диаграмме построены неверно все столбцы - 0 баллов
Для формирования коммуникативной компетентности наиболее приемлемой считаю групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Учащимся можно разделиться на несколько групп, каждая группа должна решить задачу предложенным способом и доказать правильность своего решения оставшимся группам.
Пример 2
Тема «Выполнение расчетов в электронных таблицах»
Класс - 10
Проверяемая компетентность - коммуникативная
Аспект – продуктивная групповая коммуникация
Уровень - 1
Проверяемая компетентность – информационная
Аспект - обработка информации
Уровень – 2
Стимул: Ваша группа является работниками расчетного отдела ЖКХ. Вам необходимо составить таблицу расчета задолженности по электрической энергии жильцами дома.
Задачная формулировка:
Определите поля вычисляемых ячеек, установите зависимость между исходными и вычисляемыми полями. Внесите в электронную таблицу формулы для вычисления задолженности за два месяца.
Бланк ответа
месяц
Показания текущие
Показания предыдущие
тариф за 1 кВтч
Кол-во
потребленной кВтч
Начислено рублей.
Модельный ответ:
А
В
С
D
E
F
1
месяц
Показания текущие
Показания предыдущие
тариф за 1 кВтч
Кол-во
потребленной кВтч
Начислено рублей.
2
февраль
= В2-С2
= Е2*D2
3
март
= В3-С3
= Е3*D3
Инструмент проверки:
2 балла - за каждую правильно внесенную формулу
E2 = В2-С2
E3 = В3-С3
F2 = Е2*D2
F3 = Е3*D3
0 баллов – другие ответы
Пример 3
Тема: Форматирование текстового документа
Класс: 10
Формируемая компетентность: компетентность разрешения проблем
Уровень: 2
Стимул: Вы являетесь сотрудником типографии. Вам поступил заказ по оформлению визитных карточек сотрудников и учеников МОБУ Новобурейской СОШ № 3, указав требования которые должны быть вами выполнены.
Задачная формулировка: используя возможности текстового процессора создайте визитки, учитывая требования клиента.
Требования:
Стандартная визитка имеет размеры 9х5 см и обычно содержит следующие сведения: учреждение, фамилию, имя, отчество, должность, адрес, телефон, E-mail. Мы сделаем простой вариант визитки:
Настроить параметры страницы: левое и правое поле – 1,5 см.
Вставить таблицу – 5 строк и 2 столбца
Настроить высоту строк по 5 см
Занести в ячейку данные о себе:
Визитки должны содержать следующие элементы: Наименование учреждения, ФИО, должность, адрес, телефон, адрес электронной почты.
Визитки должны содержать следующее оформление: название школы – размер 10, полужирный, по центру; фамилию, имя, отчество – размер 14, по центру, полужирный; должность – размер 11, по центру; адреса и средства связи – размер 12, по правому краю. Значки конверта, телефона, эл. почты – Вставка/Символ (шрифт Wingdings).
Модельный ответ:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Новобурейская СОШ № 3
Ланкин Георгий Станиславович
Ученик 10 класса
676720 Амурская область пгт. Новобурейский ул. Советская, д.89 кв.1 (3462)52-57-75
по 2 баллу за каждый правильный ответ. Максимальный балл – 14.
Шкала перевода баллов в отметку:
14 баллов – отметка «5»
12-13 балла – отметка «4»
9-11 баллов – отметка «3»
В заключении своего выступления хочу сказать, что компетентностный подход для меня новое явление, но уже сейчас я стараюсь использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, поисковые методы обучения, современные технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного опыта учащихся.
В компетентностном обучении учебным заданиям отводится важная роль, т.к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых умений, без которых невозможно получить результат.
Таким образом, при использовании компетентностно – ориентированных заданий формируют следующие ключевые компетентности обучающихся:
Учебно-познавательная компетенция (совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых ученик выступает как субъект и объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идет о самообучении. Под учебно-познавательной компетенцией понимаем способность учащегося приобретать новые знания для решения учебных задач на основе использования методов познания конкретных предметов).
Информационная компетенция (обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией при помощи реальных объектов (телевизор, принтер, магнитофон, компьютер, книга, журнал и др.) и информационных технологий (аудио-видео запись, электронная почта, СМИ, Интернет и др.). Формируются умения самостоятельно искать, анализировать и обирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать её).
Коммуникативная компетенция (подразумевает владение учеником средствами коммуникации: владение устной (монолог, диалог, умение задавать вопросы, защищать свою точку зрения, дискуссия, доклады, презентации, защита проектов, публичное выступление и др.; письменной (чтение, создание различного рода текстов, владение стилевыми приемами оформления текста, умение работы с текстом и др.); продуктивной коммуникации (умение работать в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).
Использование компетентностно-ориентированных заданий результативно в том случае, если на уроке в целом осуществляется компетентностный подход к уроку.
Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача.
Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи, а это и есть компетентностно-ориентированные задания.
пос. Новобурейский Бурейского района Амурской области