Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» ст. Зольская
Разработка внеурочного мероприятия
по информатике для 8 класса
по теме: « Кто хочет стать отличником?»
Гусева Ольга Михайловна
учитель математики и информатики
Аннотация
Внеклассное мероприятие по информатике «Кто хочет стать отличником» является итоговым обобщающим за курс 8 класса общеобразовательной школы. Проводится с целью повторения, обобщения и систематизации, полученных в течение учебного года знаний. Учитель задает вопрос, кто первым ответит, тот становится участником игры, остальные – зрителями. Участникам игры предстоит ответить на 15 вопросов. В качестве помощи можно использовать подсказки: “50х50” (компьютер убирает 2 неверных ответа) и “помощь зала” и «помощь друга». Участник, неверно ответивший на вопрос, выбывает из игры. Его место занимает другой ученик. По итогам игры проводится рефлексия. Зрители голосуют за лучшего игрока, выбирают самый трудный и легкий вопрос. В конце игры происходит церемония награждения участников игры дипломами и сувенирами.
Цели:
повторение, закрепление, систематизация знаний;
развитие познавательного интереса, умения размышлять, анализировать;
развитие творческой активности, самовыражения;
воспитание самостоятельности, уверенность в своих силах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Материалы: жетоны трех цветов (по количеству вопросов на каждый отборочный тур).
Ход и правила игры
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас приглашаю в студию игры «Кто хочет стать отличником» (слайд 1). Именно здесь мы проведем мероприятие по информатике и выясним, кому из вас будет присвоено почетное звание «Отличника». Прошу занять места в зрительном зале.
II. Игра «Кто хочет стать отличником?»
Одной из самых популярных игр на отечественном телевидении уже более десяти лет является игра, Кто хочет стать миллионером. Весь мир играет в эту игру. Тысячи людей мечтают попасть на это замечательное шоу и попытаться выиграть суперприз - 3 000 000 (три миллиона) рублей! Вот и Вы сегодня попытаете счастье выиграть виртуальное 3 000 000 рублей.
Только вместо денежной суммы ученик набирает баллы на оценку по предмету.
Для выбора участника перед каждой игрой проводится отборочный тур. (2 слайд). За каждый правильный ответ участник получает жетон. Ученик, набравший больше всего жетонов, по итогам каждого отборочного тура выходит на игру. По окончании проходит награждение сладкими призами всех набравших жетоны, а также отметкой по предмету.
Правила игры: «Кто хочет стать отличником?»
Главный приз в игре - 3 миллиона виртуальных рублей.
Игра состоит из 15 вопросов. Для каждого вопроса есть четыре варианта ответа, необходимо выбрать правильный.
В ходе игры можно один раз использоваться подсказками: 50х50, помощь друга или помощь зала.
1 отборочный тур «Отгадай слово» (слайды 3, 5, 6)
Правила: по данным определениям отгадайте компьютерный термин или понятие информатики, которое является многозначным словом. Давший правильный ответ по меньшему числу определений считается выигравшим.
Своевременная, объективная, ложная, проверенная, полная, исчерпывающая, секретная, массовая, генетическая, газетная, телевизионная, научно-техническая (информация)
агентурная, торговая, рыболовная, любовная, паучья, локальная, глобальная, региональная, корпоративная, школьная, компьютерная (сеть)
полная, пустая, потребительская, ивовая, плетеная, баскетбольная, мусорная (корзина)
дырявая, слабая, короткая, девичья, вечная, историческая, генетическая, образная, постоянная, оперативная, внешняя (память)
Игра №1: (слайды 4, 9-23)
1. Какое устройство ЭВМ относится к внешним?
А: арифметико-логическое устройство;
B: принтер;
C: оперативная память;
D: центральный процессор.
2. Как называется человек на компьютерном языке?
А: Пользователь.
В: Клиент
С: Пациент
D: Заказчик
3. Какая из этих величин - из области информатики?
А: Киловатт
B: Килобайт
C: Килобар
D: Киловольт
4. Сколько байт в слове ТЕХНОЛОГИЯ?
A: 80
B: 192
C: 10
D: 2
5. Как называется наука о законах и формах мышления?
А: Логарифмика
B: Логистика
C: Логопедия
D: Логика
6. В чем измеряется скорость передачи данных?
А: В бодах
B: В барах
C: В герцах
D: В узлах
7. Что из перечисленного не является носителем информации?
А: звуковая плата;
B: книга;
C: географическая карта;
D: дискета с играми.
8. Каким русским глаголом пользуются при описании процесса переноса информации с одного носителя на другой?
А: Сыпать
B: Качать
C: Сливать
D: Мотать
9. Какой вид имеет число 12 записанное в шестнадцатеричной системе счисления?
A ; 1100
B: B
C: C
D: D
10. Для чего память компьютера не предназначена?
А: Запись информации
B: Хранение информации
C: Выдача информации
D: Преобразование информации
11. Что из приведенного списка не является языком программирования?
A: BASIC
B: PASCAL
C: UNIX
D: DELPHI
12. Как называется микросхема компьютера, управляющая всеми вычислениями?
А: Модем
B: Адаптер
C: Процессор
D: Сервер
13. Какая программа MS Office позволяет работать с базами данных?
A: Access
B: Excel
C: Outlook
D: PowerPoint
14. Какой термин в отечественной литературе используется как эквиваленто понятию «кристалл»?
А: Чипс
B: Чупс
C: Чип
D: Чоп
15. Как называется протокол передачи информации в ИНТНРНЕТ?
A: BIOS
B: ARPANET
C: DOS
D: TCP/IP
2 отборочный тур (слайды 3, 7, 8)
Фольклорная информатика. “Опознай пословицу”
Я вам сейчас буду зачитывать программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале.
Компьютер – лучший друг. (Книга – лучший друг);
Скажи мне какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. (Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты);
Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь);
По ноутбуку встречают, по уму провожают. (По одежке встречают, по уму провожают)/
Игра №2 (слайды 4, 24 – 38)
1. Как часто называют клавиатуру персонального компьютера?
А: Фекла
B: Марфа
C: Клава
D: Дуня
2. Подбери для жаргонизма соответствующее ему определение. Иконка – это:
А: кнопка, с помощью которой в Windows можно закрыть приложение или документ
В: символ “~”
С: пиктограмма
D: значок
3. Подбери для жаргонизма соответствующее ему определение. Логин – это:
A: имя пользователя
B: пароль
C: имя программы
D: набор цифр
4. Как называется внутренняя память компьютера?
А: Кэш-память
B: Кишмиш-память
C: Кыш-память
D: Брысь-память
5. Подбери для жаргонизма соответствующее ему определение. Юзер – это:
A: программист
B: администратор компьютерной сети
C: пользователь компьютера
D: хакер
6. Наибольший объем информации человек получает через органы
А: Слуха
B: Зрения
C: Обоняния
D: Осязания
7. Сколько символов можно закодировать с помощью одного байта?
А: 16
B: 256
C: 64
D: 512
8. Число 11 десятичной системы счисления в двоичной системе счисления имеет вид
А: 1000
B: 1011
C: 0010
D: 1100
9. Выбери понятие, которое больше всего соответствует «крылатым словам»:
«подальше положишь – поближе возьмешь»
A: резервное копирование программы на флешку
B: размещение файла в папке, вложенной в другую папку, которая, в свою очередь вложена в третью папку
C: использование операторов программы во вложенных циклах
D: редактирование документа
10. Какое аппетитное устройство есть у ПК?
А: Пищеблок
B: Блок-питания
C: Полевая кухня
D: Интернет-кафе
11. Как называют стартовую страницу Web-сайта?
A: Дворовая
B: Домашняя
C: Уличная
D: Комнатная
12. Выбери понятие, которое больше всего соответствует слову. Драйвер – это:
A: программа для обслуживания периферийного устройства
B: место хранения информации в процессоре
C: программа просмотра гипертекстовых страниц WWW
D: программа для создания текста
13. Выбери понятие, которое больше всего соответствует слову. Сервер – это:
A: компьютер, предоставляющий услуги другим компьютерам
B: элемент системного блока персонального компьютера
C: человек, ремонтирующий компьютеры
D: Интернет
14. Выбери понятие, которое больше всего соответствует слову.
Виртуальный – это:
A: вспомогательный
B: доведенный до совершенства
C: не имеющий физического воплощения, а созданный на экране монитора компьютера
D: воображение
15. Какие величины измеряются в пунктах (pts)?
A: количество точек вызова вспомогательных процедур в программах
B: размер изображения на экране
C: размер символа
D: размер пикселя
III. Рефлексия.
Игра «Кто хочет стать отличником» подошла к концу. Церемония награждения почетными грамотами участников и победителя.
Ребята, вам понравилась игра? (Ученики называют положительные моменты).
Какие изменения вы бы хотели внести в игру? (Обсуждение предложений, пожеланий).
Какие вопросы вы бы добавили в игру? (Ученики перечисляют вопросы, которые не были включены в игру).
Большое спасибо всему классу за прекрасную игру!
Досвидания! (слайд 39)
Литература
Златопольский, Д.М. Интеллектуальные игры по информатике [Текст] / Д.М. Златопольский. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 400 с.: ил.
Л. Л. Босова, ФГОС, «Информатика и ИКТ». Учебник для 7 класса, издательство М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013 г.
Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей под ред. Л. Л. Босова , 2014 г.
Каплина, Т.В. Брейн-ринг (VIII класс) [Текст] / Т.В. Каплина. - Информатика в школе. - №5. – 2003.
Н. Д. Угринович, «Информатика и ИКТ», ФГОС. Учебник для 8 класса. – М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013 г.
10