Составители: Ю.Н. Собянина, Н.П. Дятлова. Внеклассное мероприятие по информатике и физике «Мозголомы»
Цель проведения игры — повышение активности студентов, формирования умения работать в группе и развитие познавательного интереса в деятельности каждого участника.
ВВЕДЕНИЕ
Больше всего изобретательности
люди проявляют в играх.
Г. Лейбниц
Одной из эффективных форм повышения качества обучения служат внеклассные мероприятия. Способствуя более глубокому и прочному овладению изучаемого материала, прививая навыки самостоятельной работы, внеклассная работа развивает познавательный интерес к предмету и творческие способности студентов.
Отдельные студенты, с ярко выраженными способностями, могут участвовать в олимпиадах, заниматься на факультативах и в кружках по индивидуальной программе. Более широкий круг студентов заинтересовать и увлечь предметом позволяют командные соревнования. Причастность к коллективной борьбе за победу, возможность принести команде пользу часто имеет решающее значение для пробуждения интереса к предмету. Такие соревнования способствуют воспитанию у участников многих качеств, полезных и важных для их будущей профессии.
Цели мероприятия:
развитие познавательного интереса, творческой активности студентов;
развития у студентов умения излагать мысли, моделировать ситуацию;
повторение и закрепление основного материала, выраженного в неординарных ситуациях;
воспитания уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.
Оборудование:
интерактивная доска или экран;
компьютер (в разобранном виде);
секундомер;
сигнальные карточки для команд;
карточки для жюри с оценками;
конверты с заданиями для конкурса «Информационные процессы»
плакаты для оформления аудитории;
презентация с заданиями.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Для проведения игры каждая группа выдвигает свою команду и болельщиков.
Команды придумать свое название и эмблему для конкурса Визитка. Болельщики могут подготовить плакаты
Для конкурса «Физический прогноз» каждая команда готовит два физических опыта и снимает их на видеокамеру.
Перед проведением игры аудиторию необходимо соответственно оформить, подготовить оборудование.
ХОД ИГРЫ
ВСТУПЛЕНИЕ
(3вучит музыка «Фанфары», на экране слайд 1 из Приложения 1,
появляются ведущие)
Ведущий 1:
Посмотрите-ка, у нас
Здесь собрался целый курс.
Все хотят соревноваться.
Пошутить и посмеяться.
Силу, ловкость показать
И сноровку доказать.
Ведущий 2:
Этой встречи все мы рады,
Собрались не для награды.
Нам встречаться чаще нужно,
все мы жили дружно.
Ведущий 1: Добрый день, уважаемые гости, участники, болельщики, все кто собрались в этой аудитории! Приглашаем вас принять участие в игре «Мозголомы».
Ведущий 2: Я знаю, что здесь сидят настоящие знатоки компьютеров, информационных технологий, физических явлений. Этот день необычайный. А необычен он тем, что сегодня будут соревноваться команды студентов групп 211, 411 и 711 разных специальностей. Каждая команда состоит из 6 человек — «Одна извилина хорошо, а 6 — целый мозг». Также участие в игре примут болельщики каждой команды.
Ведущий 1: К сожалению, пока ещё трудно представить, что из этого получится.
Но давайте посмотрим. Сегодня вам предстоит ответить на интересные вопросы, посостязаться в находчивости и смекалке, артистичности. Желаем вам удачи и успешной работы!
Ведущий 2: Следить за ходом событий будет строгое и доброжелательное жюри. Разрешите представить, сегодня в составе жюри.
(Ведущий представляет жюри, сформированной из членов администрации, преподавателей, студентов старших курсов)
ПЕРВЫЙ КОНКУРС «ВИЗИТКА»
(на экране слайд 2 из Приложения 1)
Ведущий 2: Итак, жюри представлено. Давайте познакомимся с командами. Первый конкурс называется «Визитка». Каждая команда должна сказать свое название, представить и пояснить свою эмблему, свой девиз.
(Представление команд)
Ведущий 1: А теперь попросим жюри оценить первый конкурс. Максимум 5 баллов.
(Члены жюри поднимают карточки с оценками)
ВТОРОЙ КОНКУРС «РАЗМИНКА»
(на экране слайд 3 из Приложения 1)
Ведущий 1: Переходим ко второму конкурс — «Разминка», В этом конкурсе принимают участие все команды. За каждый правильный ответ — 1 балл.
(Вопросы зачитываются ведущими по очереди и отображаются на экране)
Вопросы «Разминки» в Приложении 1, слайды 4- 35
ВТОРОЙ КОНКУРС «ФИЗИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ»
(на экране слайд 36 из Приложения 1)
Ведущий 1: Третий конкурс — «Физический прогноз». Каждая команда подготовила для своих соперников 2 занимательных опыта. За правильный ответ команда получит 5 баллов. Первый опыт представляет команда…
(Опыты заранее сняты на видео и демонстрируются на интерактивной доске или экране)
Далее представлены примерные опыты
Опыт 1. Вареное яйцо “вползает” в бутылку.
Студент: Возьмем бутылку с широким горлышком, вареное вкрутую куриное яйцо, очищенное от скорлупы, кусок бумаги и спички. Посмотрите, что яйцо, положенное на горлышко бутылки, не проваливается внутрь.
Вопрос: Как с помощью спичек и бумаги сделать так, чтобы яйцо оказалось в бутылке?
Ответ: В бутылку опускаем горящую бумагу и вновь кладем яйцо на горлышко. Когда бумага горит, давление в бутылке повышается, когда гаснет уменьшается. Яйцо входит в бутылку под давлением наружного воздуха.
Опыт 2. Сухим из воды.
Студент: Возьмем плоскую тарелку, на дно положим монёту. Нальем в тарелку подкрашенную воду.
Вопрос: Как с помощью стакана, пластилина и спичек достать монету, не замочив руки?
Ответ: положим кусок пластилина на дно тарелки, закрепим на нем две спички. Зажжем спички, накроем их стаканом. Спички гаснут, стакан наполняется дымом, вода собирается в стакан. Монета остается на месте. Через минуту, когда она обсохнет, вы сможете взять ее, не замочив пальцы. Горящая спичка нагрела в стакане воздух, давление воздуха возросло, и часть газа вышла наружу. Когда спичка погасла, воздух снова остыл, его давление уменьшилось, и под стакан вошла вода, вгоняемая худа давлением наружного воздуха.
Опыт 3. Почему бумажный лист не отпадает?
Студент: Возьмем стакан с подкрашенной водой накроем листом и опрокинем стакан, Отпустим руку. Бумажный лист не отпадает.
Вопрос: Почему?
Ответ: снизу на бумагу давит извне воздух с силою одной атмосферы. Изнутри же напирает на бумагу сверху только вода с силою во много раз меньше. Избыток давления и прижимает бумагу к краям стакана.
Опыт 4. Маятник Максвелла
Студент: Представляю Вашему вниманию макет «Маятник Максвелла», состоящий из площадки, двух стоек, перекладины, на которую с помощью веревок крепится деревянный стержень с металлическим диском. Закручиваем веревку на деревянный стержень.
Вопрос: Что будет, если я отпущу стержень?
Ответ: Произойдет колебательное движение, которое основано на законе охранения энергии и центростремительном ускорении металлического диска.
ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ»
(на экране слайд 37 из Приложения 1)
Ведущий 1: Приступим к следующему четвертому конкурсу.
Ведущий2: Помните анекдот: Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает:
- Ты что на рыбалку собрался?
- Да нет, я на рыбалку.
- А я думал ты на рыбалку.
Ведущий 1: Информация была передана, но до адресата не дошла, при любом обмене информации должны существовать приемник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла.
Ведущий 2: Сейчас 3 команды по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов.
Ведущий 1: Жюри оценивает конкурс по 5-бальной системе. Задания попрошу получить капитанов у меня. На подготовку командам дается 5 минут.
(Представитель команд выбирает конверт с заданием)
А пока команды готовятся, проведем конкурс болельщиков — «Отгадай ребус». За верный ответ 1 балл своей команде.
Ребусы в Приложении 1, слайды 39-56
ПЯТЫЙ КОНКУРС «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
(на экране слайды 57-58 из Приложения 1)
Ведущий 1: Следующий пятый конкурс называется «Умелые ручки». Здесь принимают участие по 3 человека от каждой команды. В данном конкурсе побеждает та команда, которая быстрее подключит все устройства и включит компьютер. За правильно выполненное задание команда получит 5 баллов.
ШЕСТОЙ КОНКУРС «ВЕРИШЬ - НЕ ВЕРИШЬ?»
(на экране слайд 59 из Приложения 1)
Ведущий 2: Объявляю последний шестой конкурс — «Веришь - не веришь».
Мы будем зачитывать утверждения. Вы можете согласиться или нет. Та команда, которая быстрее всех даст правильный ответ, получит 1 балл.
(Утверждения зачитываются ведущими по очереди и отображаются на экране) Утверждения в Приложении 1, слайды 60-87
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
(на экране слайды 88-89 из Приложения 1)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ИГРЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ