Веб-квест. Технология создания эффективной педагогической коммуникации.
Веб-квест. Технология создания эффективной педагогической коммуникации.
Образовательный веб-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы обучающихся с ним находится на различных веб-сайтах. Результатом работы с веб-квестом, как правило, является публикация работ в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет). Также материалы могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, мультфильма и т. д.
В данной статье представлено описание работы над актуальным в наше время веб-квестом.
с постановкой пролемы и поиском решений:
· Какие ресурсы сети Интернет отрицательно влияют на школьников?
· Правила безопасного поведения в Интернете.
В результате работы с данным веб-квестом повышается компьютерная грамотность детей. Дети получают основные понятия и начальные сведения о возможностях сети Интернет, а также происходит отработка навыков поиска информации в сети Интернет и навыков публикации своих материалов на веб-странице в Интернете, составляющих ИКТ-компетеность обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Веб-квест. Технология создания эффективной педагогической коммуникации. »
В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к которым образует ИКТ-компетентность, которые формируются через системно-деятельностный подход – ключевое условие реализации ФГОС. В связи с этим, необходимо использовать современные образовательные технологии деятельностного типа. К ним можно отнести и образовательные веб-квесты.
Образовательный веб-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Впервые термин “веб-квест” (WebQuest) был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Ученый разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения.
Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний обучающихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год).
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы обучающихся с ним находится на различных веб-сайтах. Результатом работы с веб-квестом, как правило, является публикация работ в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет). Также материалы могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, мультфильма и т. д.
Основные требования к образовательному веб-квесту.
· Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников (например, "Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия" и пр.) или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
· Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
· Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса Веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
· Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квест-проекта при самостоятельном выполнении задания (этапы).
· Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
· Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.).
· Заключение, в котором суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность студентов продолжить свои опыты в дальнейшем.
Критерии методической оценки веб-квестов
· Введение - мотивирующая и познавательная ценность.
· Порядок работы и необходимые ресурсы - точное описание последовательности действий; релевантность, разнообразие и оригинальность ресурсов; разнообразие заданий, их ориентация на развитие мыслительных навыков высокого уровня; наличие методической поддержки - вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий; при использовании элементов ролевой игры - адекватный выбор ролей и ресурсов для каждой роли.
· Оценка - адекватность представленных критериев оценки типу задания, четкость описания критериев и параметров оценки, возможность измерения результатов работы.
· Заключение - взаимосвязь с введением, точное описание навыков, которые приобретут учащиеся выполнив данный веб-квест.
Этапы работы над веб-квестом
· Начальный – командный. Участники знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде. Все члены команды должны помогать друг другу и учить друзей работе с компьютерными программами.
· Ролевой этап. Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
· Задачи:
1. Поиск информации по конкретной теме;
2. Разработка структуры сайта;
3. Создание материалов для сайта;
4. Доработка материалов для сайта.
· Заключительный этап. Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.
· По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие, как педагог, так и обучающиеся путем обсуждения или интерактивного голосования
В рамках этой статьи будет рассмотрен авторский образовательный веб-квест «Дикий мир Интернета» (https://sites. google. com/site/dikijmirinterneta/)
Веб-квест познакомит обучающихся 7-9 классов с возможностями сети Интернет, а также позволит отработать умения работать в сети Интернет, находить информацию с помощью различных технологий поиска, а также он направлен на отработку умений представлять свои результаты деятельности в виде публикаций в сети Интернет. Данный веб-квест поможет организовать исследовательскую деятельность при самостоятельной работе над проектом. Результатом проекта станет размещенная в сети Интернет информация – памятка о возможностях сети Интернет, о правилах безопасного поведения в Интернете. Веб-квест является открытым проектом для участия всех желающих.
Цели:
· Формирование понятий и начальных сведений о возможностях сети Интернет.
· Отработка умений работать в сети Интернет, находить информацию с помощью различных технологий поиска, умений представлять свои результаты деятельности в виде публикаций в сети Интернет.
· Формирование компьютерной грамотности.
· Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.
Задачи:
· Создать условия для работы обучающихся с ресурсами сети Интернет.
· Закрепить навыки поиска информации в сети Интернет и ее дальнейшей публикации в сети в виде веб-страницы.
· Формировать личностные и метапредметные УУД средствами веб-квеста.
Получаемые личностные и метапредметные результаты:
Личностные:
Готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации.
Владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, критическая оценка информации.
Умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности.
Умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов.
Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Метапредметные:
Получение опыта использования методов и средств информатики.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Смысловое чтение.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Рассмотрим структуру предлагаемого веб-квеста «Дикий мир Интернета» с позиции предлагаемых требований к образовательным веб-квестам и формируемых личностных и метопредметных результатов.
1. Введение (вступление).
Образовательный веб-квест «Дикий мир Интернета» начинается с введения «Интернет вторгся в нашу жизнь и изменил общество. Но при всех своих преимуществах он таит потенциальную опасность для детей …». Какую опасность он таит. Это предстоит выяснить участникам игры.
Веб-квест «Дикий мир Интернета» предлагает учащимся принять участие в ролевой игре по поиску пропавшей тур-группы школьников, отправившихся в путешествие по бескрайним просторам Интернета. Участникам веб-квеста предлагается разбиться на группы: эксперты в области дикой природы Интернета, исследователи, любители дикой природы. Набор в группы осуществляется путем анализа ответов участников на анкету, предлагаемую в начале игры.
Для того, чтобы заинтересовать, замотивировать обучающихся в ролевой игре, им предлагается посмотреть видеоролик «Дикий мир Интернета», в котором демонстрируются «хищники, обитающие в мире Интернета» и с которыми впоследствии участникам игры предстоит более подробно познакомиться и научиться защищаться от них.
Включение видеоролика во введение веб-квеста способствует определению целей обучения обучающихся, постановки задач обучения и др.
2. Центральное задание веб-квеста сформулировано следующим образом: «Итак, мы с вами отправляемся на поиски пропавшей группы школьников в дикий мир Интернета. Вам предстоит исследовать дикую природу Интернета, познакомиться с его дикими обитателями, а также научиться защищаться от хищников, обитающих в нем. Конечно дикий мир Интернета бескрайний и таит в себе много опасностей, но ваши знания, интуиция и смекалка помогут вам в преодолении трудностей. В помощь вам предлагаем некоторые ресурсы, которыми вы можете найти на страницах веб-квеста, а также вам помогут поисковые систему. В ходе ваших поисков, мы предлагаем вам вести дневник «Записки путешественника», чтобы помочь другим искателям приключений, отправляющихся в дикий мир Интернета. В добрый путь!»
Задания веб-квеста четко сформулированы и имеют познавательную ценность, которая заключается в формировании понятий и начальных сведений о возможностях сети Интернет, а также в отработке умений работать в сети Интернет, находить информацию с помощью различных технологий поиска (поиск с помощью поисковых систем и поиск по URL-адресу), а также отработка умений представлять свои результаты деятельности в виде публикаций в сети Интернет (размещение информации в Интернете).
После выполнения центрального задания веб-квеста, учащиеся должны продемонстрировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора, навыки смыслового чтения, навыки критического мышления, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, формирование ответственного отношения к учению и др.
3. Порядок работы и необходимые ресурсы для участия в игре представлены на страницах веб-квеста.
В качестве ресурсов предлагается список ссылок на ресурсы сети Интернет, где учащиеся смогут найти достаточное количество информации для выполнения заданий веб-квеста. Кроме этого, участники игры могут воспользоваться поисковыми системами для поиска дополнительных источников информации.
На странице веб-квеста «Порядок работы» участникам игры предлагается подробный план прохождения игры.
«Уважаемые путешественники! Мы отправляемся в путешествие на поиски пропавшей группы школьников. Каждому из вас предстоит проделать следующий путь:
· Просмотреть видеоматериал на странице «Введение».
· Выбрать для себя роля, объединиться в группы, в поле комментарии к странице обсудить и выбрать старшего по группе, который будет вести дневник «Записки путешественника». У каждой группы свой дневник, найти вы его сможете в разделе «Заключение». На страницах своего дневника вы можете обмениваться мнениями, результатами своих наблюдений.
· Изучить материал, используя предоставленные и самостоятельно найденные ресурс.
· Подготовить группой презентацию со своими наблюдениями, полученными результатами открытий и опубликовать ее в своем дневнике».
5. На странице веб-квеста «Оценка» участники могут познакомиться с критериями оценивания участия в игре.
При проведении игры участникам выставляются баллы, согласно предлагаемым критериям оценки по каждому виду деятельности, после чего в соответствии с набранными баллами им выставляются оценки. Вид деятельности, его характеристика и оценка представлены на странице «Оценка» веб-квеста. Участники игры могут познакомиться с требованиями, которые предъявляются к каждому виду деятельности.
Обязательная оценка деятельности учащихся способствует формированию навыков самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
6. На заключительном этапе игры участникам предлагается ознакомиться с результатами своих наблюдений, открытий, которые представлены в виде дневников. Каждая группа имеет свой дневник, на страницах которого должны быть отражены ответы на следующие вопросы:
· Какие ресурсы предоставляет Интернет?
· Какие ресурсы сети Интернет отрицательно влияют на школьников?
· Правила безопасного поведения в Интернете.
· Какие результаты были получены вашей группой?
Созданные участниками дневники могут использоваться в дальнейшем как памятки.
Защита полученных результатов покажет каких метапредметных и личностных результатов достигли обучающиеся работа с веб-квестом «Дикий мир Интернета».
Таким образом, можно констатировать факт, что веб-квест является одним из средств для реализации системно-деятельностного подхода и направлен на получение не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов для различных возрастных групп обучающихся. Он ориентирован на учеников вовлеченных в учебный процесс и предполагает развитие навыков познавательной и исследовательской деятельность, при которой основная часть информации добывается через ресурсы сети Интернет и через которые формируется навыки смыслового чтения.
Данная работа способствует формированию личностных и метапредметных универсальных учебных действий, в том числе критического мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков, доброжелательных отношений в группе детей, учит коллективной работе, учит прислушиваться к мнению других. В процессе работы над общим заданием от группы требуется тесное взаимодействие, взаимопомощь. Участие в ролевой игре предполагает прохождение в творческой, дружной, коммуникативной обстановке. Такой опыт взаимодействия в классном коллективе способствует его сплочению и взаимопониманию друг друга и формированию личностных универсальных учебных действий.
В результате работы с данным веб-квестом повышается компьютерная грамотность детей. Дети получают основные понятия и начальные сведения о возможностях сети Интернет, а также происходит отработка навыков поиска информации в сети Интернет и навыков публикации своих материалов на веб-странице в Интернете, составляющих ИКТ-компетеность обучающихся.
Использованные ресурсы
Ресурсы использованные при проектировании веб-квеста
1. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО – 99». Режим доступа: http://ito. bitpro. ru/1999
2. Веб-квест. Режим доступа: http://oalis. ucoz. ru/publ/veb_kvest/1-1-0-5
3. Веб-квест о веб-квесте. Режим доступа: http://wquest. info/
4. Как создать веб-квест. Режим доступа: http://uwle4enia. ucoz. ru/publ/uchitelju/kak_sozdat_veb_kvest/5-1-0-6
5. Новая технология работы с информационными интернет - ресурсами //Учительская газета. Режим доступа: http://www. ug. ru/archive/28204
6. Образовательный веб-квест. Режим доступа: http://www. spodon. ru/usefull/quest/