Применение современных образовательных техологий при изучении информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности
Применение современных образовательных техологий при изучении информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности
В данной статье рассматривается применение современных образовательных технологий при изучении дисциплин ОУД.07 «Информатика» и ЕН.02 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» специальности Сестринское дело.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение современных образовательных техологий при изучении информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности»
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.Н. Мась, преподаватель
Филиала «Самарский медико-социальный колледж»
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»
В данной статье рассматривается применение современных образовательных технологий при изучении дисциплин ОУД.07 «Информатика» и ЕН.02 «Информационные технологии в профессиональной деятельности»специальности Сестринское дело.
Внедрение стандартов нового поколения в системе профессионального образования неизменно влечет за собой и изменение методологических основ преподавания. Очевидно, что в свете современных требований к специалисту среднего звена, который должен быть высококвалифицированным и профессионально компетентным, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перезагрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить, традиционная система обучения не обеспечивает высокого уровня подготовки и освоения необходимых компетенций. Необходимым компонентом современного педагогического инструментария является владение информационно-коммуникационными технологиями и их использования в образовательном процессе.
Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях значительно повышает мотивацию студентов к изучению любой дисциплины. Информационно-коммуникационные технологии позволяют преподавателю расширить диапазон источников учебной информации, обеспечив каждого студента учебным материалом в электронном виде, открыв к нему доступ, заблаговременно разместив, например, его основную часть на своём сайте или сайте образовательного учреждения. Кроме того, можно дать множество ссылок на доступные в сети источники учебных материалов, которые были бы полезны студентам. Преподаватель может в этом случае не тратить время на ретрансляцию фактологической информации. Лекционные занятия могут быть посвящены обзору и комментариям, совместному обсуждению учебной информации, с которой студенты самостоятельно предварительно ознакомились и подготовлены к обсуждению рассматриваемых проблем. Специфика использования учебного материала в электронном виде предполагает вовлечение участников учебного процесса в совместное "проживание" учебно-познавательных и эмоциональных ситуаций на основе собственных позиций каждого субъекта обучения. При таком обучении становится естественным наличие как бы двух центров: преподавателя и студента, взаимодействующих на основе партнерства и взаимного уважения. В то время как для традиционного обучения, напротив, характерен чаще всего пассивный характер усвоения знаний большинством студентов, в котором педагог выступает как основной источник информации, в достоверности которой не принято сомневаться. Это часто приводит к формальному усвоению знаний (запоминанию определенного объема информации) и не дает развивающего результата.
Обращение к электронным информационным ресурсам позволяет решить следующие задачи:
- использовать графическую, видео, анимационную и программную поддержку в подготовке элементов, применяемых в электронных образовательных ресурсах;
- увеличить количество и разнообразие источников учебной информации, доступных учащимся;
- уменьшить затраты времени на выполнение рутинных операций;
- решать поисковые творческие задачи, в процессе чего формируются новые знания;
- усилить роль самостоятельной работы учащихся, в процессе которой более активно формируются необходимые умения и творческий подход к решению проблем;
- повысить оперативность и объективность контроля результатов учебной работы учащихся;
- организовать обучение по индивидуальным учебным планам.
Видеоконференции и вебинары уже несколько лет активно используются в системе образования. Основными направлениями их внедрения являются дистанционные технологии обучения и организация удаленного взаимодействия с партнерами.
Такого типа видеоконференции и вебинары интересны не только в научной деятельности, в системе высшего профессионального образования или повышения квалификации, но и в подготовке специалистов среднего звена. Однако в среднем образовании применение этих форм оказывается не столь успешным: основными их недостатками являются достаточно жесткий формат проведения и невысокая степень интерактивности, связанная со сложным техническим обеспечением и необходимостью строгого распределения ролей. Поэтому в настоящее время организация видеоконференции является отдельным серьезным мероприятием, обычно имеющим самостоятельное, почти исключительное значение.
Возможность видеосвязи реализует то самое «живое» общение между участниками, без которого сегодня невозможен качественный образовательный процесс. Помимо понятных всем форм конференций, когда мы с помощью телемостов соединяемся с несколькими абонентами, видеоконференции можно организовывать для синхронного проведения методических объединений или педагогических советов двух и более колледжей по заранее обговоренной теме, проведения открытых уроков без присутствия большого количества преподавателей в кабинете.
Видеоконференции и вебинары позволяют значительно расширить среду взаимодействия участников образовательного процесса, сделать ее более насыщенной и, главное, открытой для живого общения.
С точки зрения педагогического коллектива колледжа, возможности видеоконференций и вебинаров были бы значительно шире, если бы за счет упрощения технологий их организации и повышения интерактивности, можно было бы сделать видеоконференции и вебинары частью повседневной образовательной, в том числе и проектной, деятельности участников образовательного процесса.
Главной целью использования видеоконференций и вебинаров является расширение возможностей взаимодействия образовательных структур, заинтересованных в обеспечении организационной, методической, информационной поддержки инновационных подходов с целью повышения качества образования.
Использование видеоконференций и вебинаров на занятиях по информатике значительно повысило интерес у обучающихся к изучению дисциплины. При внедрении данного метода в образовательный процесс студент будет знать технологические возможности и особенности оборудования и программного обеспечения для проведения видеоконференций и вебинаров; психологические особенности подготовки к организации и участию в видеоконференциях и вебинарах; уметь выполнять различные ролевые функции при проведении видеоконференций и вебинаров; осуществлять технологическое сопровождение видеоконференций и вебинаров; разрабатывать совместно с педагогами сценарии проведения видеоконференций.
Помимо знаний и умений, студент получит опыт в общении с различными по возрасту и статусу участниками образовательного процесса, в использовании видеоконференций и вебинаров в образовательной деятельности, в том числе - проектной, в сотрудничестве и совместном обучении со взрослыми участниками образовательного процесса.
В свою очередь, преподаватель получает возможность повысить свои профессиональные компетенции за счет создания дополнительных условий для успешной адаптации, социализации и интеграции обучающихся в социокультурном и информационном пространстве.
Такая дисциплина, как «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 060501 Сестринское дело является неотъемлемой частью будущей специализации. Так как наш колледж сотрудничает с поликлиниками и больницами города Самара, которые заинтересованы в том, чтобы подготовка их будущих работников велась на высоком уровне, провожу вебинары с работниками данных организаций.
Достоинства вебинаров как формы получения знаний заключаются в том, что, не покидая стен учебного заведения, студенты могут получать важную информацию от специалистов, которые работают в данной сфере деятельности, а также напрямую задать наиболее интересующие их вопросы по теме занятия. Например, темы, связанные с заполнением медицинской документации, становятся более понятными. Это связанно непосредственно с тем, что ребята могут познакомиться с системным программным продуктом и пакетом прикладных программ, с которыми им придется работать в дальнейшем.
Список использованной литературы:
Нагаева И.А. Дистанционное обучение. Инновации в образовании. Саарбрюкен, Германия: LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 168 с.
Нагаева (Кузнецова) И.А. Организация системы управления заочным обучением с элементами дистанционных технологий. Повышение квалификации и подготовка кадров в образовании. Сборник научных трудов под ред. проф. Симонова В.П. (серия: Образование в XXI веке). Выпуск первый (№1-2010), Международная педагогическая академия, - М., 2010.–с. 38 – 41.