- подготовка буклета для родителей по теме собрания.
Ход собрания:
Вступительное слово классного руководителя
- «А Ваши дети дома?» Незатейливый вопрос, адресованный родителям, не некоторое время каждый вечер звучал в телеэфире. Дети дома, но в безопасности ли они? Находясь дома, ваши дети получают большое количество информации из различных СМИ. Самым популярным СМИ у молодёжи на сегодняшний день является всемирная сеть Интернет. Интернет постепенно проник в наши дома. Для многих, особенно молодых людей, он стал информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. И это не удивительно: ведь в Интернете можно найти информацию для реферата или курсовой, послушать любимую мелодию, купить понравившуюся книгу или обсудить горячую тему на многочисленных форумах. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но всё ли так гладко?
Приветствие, представление участников «ток-шоу»
- Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на ток-шоу «Осторожно: дети в Интернете!». Сегодня в дискуссии участвуют: «красная сторона» - родители - сторонники общественного движения «Интернет-друг!» и «синяя сторона» - родители - сторонники общественного движения «Интернет – враг!». Зрители в зале – учителя-предметники, эксперты – администрация нашей школы. Прошу участников пожать руку оппонентам и занять свои места.
Актуальность темы:
«Было время, когда люди считали, что Интернет – иной мир. Теперь они понимают, что Интернет – инструмент, который мы используем в этом мире».
Т. Бернерс-Ли.
Действительно, сегодня представить нашу жизнь без Интернета сложно, настолько прочно он вошел в нашу жизнь. Но, к сожалению, как и весь реальный мир, сеть тоже может быть опасна: в ней появилась своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания. Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. Большую опасность сеть Интернет представляет для детей, так как именно их еще неокрепшая психика может быть более подвержена отрицательным воздействиям Интернета.
Данная тема особенно актуальна в рамках проведения Всероссийского урока безопасносного Интернета.
Постановка проблемы.
Так нужен ли Интернет нашим детям? Друг или враг он им? Эти вопросы мы и ставим на обсуждение в дискуссии «Два мнения».
- Проблема защиты детей в Сети находит самый широкий резонанс. И это не случайно. Если обратиться к статистике, то можно увидеть следующее: в России около 50% детей выходят в Сеть без контроля взрослых:
28% из вышедших в Интернет детей "серфят" в поисках "клубнички", 19% детей иногда посещают порносайты, еще 9% делают это регулярно;
38% детей, просматривают страницы о насилии;
16% детей просматривают страницы с расистским содержимым;
26% детей участвуют в чатах о сексе;
14,5% детей, принявших участие в опросе, назначали встречи с незнакомцами через Интернет, 10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7% никому не сообщили, что с кем–то встречаются.
Результаты анкетирования детей. Анализ, обсуждение ситуаций.
- Давайте представим себе ситуацию:
«Ребенок пришел из школы, быстро выполнил домашнее задание, сел за компьютер поиграть. Вроде бы все нормально, благополучно. Проходит полчаса, час, два, ребенок наспех ужинает и снова хочет вернуться за компьютер. Что сделаете вы в данной ситуации?»
Так что же должен делать грамотный и заботливый родитель: разрешать или запрещать общение с "металлическим другом"?
Вопросы:
– Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера.
– Что вы сделаете, чтобы не повторять ежедневно: “Ты опять весь день просидел (а) за компьютером”?
– Какую пользу извлекает Ваш ребенок при использовании сети Интернет? – Какие опасности ждут Вашего ребенка в сети Интернет?
- Еще недавно компьютеры были роскошью, но уже сейчас являются, чуть ли не “предметом первой необходимости”. Результаты анкетирования детей показали, что:
80% детейимеют дома компьютер.
В среднем ежедневно дети проводят за ним по 3-4 часа в день.
Из видов деятельности, преобладающих в общении с компьютером, дети на первое место поставили – компьютерные игры. 93% из них каждый день играют в компьютерные игры, причем 51% может начать играть, даже не пообедав.
На втором месте – общение в Сети. 85% пользуются Интернетом – из них 93% общаются в социальных сетях, 53% – играют в сетевые онлайн- игры.
Далее дети выбирают прослушивание музыки, рисование, печать документов соответственно 46%, 13,5% и 1%.
38% – при определении рейтинга использования свободного времени на I место поставили компьютер, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьёй.
Дискуссия «Два мнения».
- А сейчас я приглашаю «красную сторону» изложить свои аргументы в пользу Интернета.
(высказывание «красной стороны» - излагают коротко, самое основное)
- А сейчас слово предоставляется «синей стороне», она у нас выступает против использования Интернета нашими детьми.
(высказывание «синей стороны»)
- Нам не менее интересно и мнение нашего зала и уважаемых экспертов (пригласить выразить свою точку зрения по одному человеку из зала и жюри).
- Очень важно для нас знать мнение еще одной стороны – наших детей. Вашему вниманию «Социологический опрос». (видеоролик о мнении детей о пользе Интернета)
7. Вывод
- Выслушав мнение всех сторон, мы делаем вывод, что Интернет детям все таки нужен, но он не всегда безопасен.
Мировая общественность уделяет особое внимание вопросам безопасности детей, относящихся к наиболее уязвимой категории пользователей Интернета. Так, 29 декабря 2010 года принят Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. В данный закон были внесены изменения, направленные на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки.
Международные организации, правительства стран, различные фонды и коммерческие структуры создают и поддерживают программы, направленные на обучение грамотному и безопасному использования Интернета детьми. Необходимо контролировать детей в Интернете с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.
Вот несколько программ – фильтров:
PowerSpy 2008 (http://www.securitylab.ru/software/301944.php) - программу удобно использовать, чтобы узнать, чем заняты дети в отсутствие родителей.
iProtectYouPro (http://soft.mail.ru/program_page.php?grp=5382) – программа-фильтр интернета, позволяет родителям ограничивать по разным параметрам сайты, просматриваемые детьми.
KidsControl (http://soft.mail.ru/program_page.php?grp=47967) - контроль времени, которое ребенок проводит в интернете.
CYBERsitter (http://www.securitylab.ru/software/240522.php) - дает возможность ограничивать доступ детей к нежелательным ресурсам в Интернете.
КиберМама 1.0b (http://www.securitylab.ru/software/273998.php) - КиберМама проследит за временем работы, предупредит ребенка о том, что скоро ему нужно будет отдохнуть и приостановит работу компьютера, когда заданное вами время истечет.
8. Работа в группах.
- Давайте постараемся выработать совместно свод правил «Дети и Интернет». Я приглашаю две стороны «красную» и «синюю» объединиться и творчески поработать. (выдаются листы и маркеры, родители работают в группе, в это время проводится голосование зрителей карточками).
9.Представление результатов творческой группы(представитель родителей).Голосование за принятие правил.
10. Решение собрания: «Мы – за безопасный Интернет!».
11. Итог собрания:
Не стоит думать, что Интернет – это безопасное место, в котором ваши дети могут чувствовать себя защищенными. Надеемся, что вы понимаете, что использование только средств воспитательной работы без организации действенного контроля – это практически бесполезное занятие. Точно так же как и использование репрессивных средств контроля без организации воспитательной работы. Только в единстве данных средств вы сможете помочь вашим детям чувствовать себя в безопасности и оградить их от влияния злоумышленников.
12. Ознакомление родителей с буклетами.
Анкета для учащихся
Безопасность и Интернет
1. Есть ли у тебя компьютер?
а) да б) нет
2. Как часто ты занимаешься за компьютером?
а) каждый день б) один раз в неделю в) другое (напиши свой ответ) ____________________________
3. Если занимаешься, то сколько времени ты проводишь за компьютером в день?
а) один час б) два часа в) другое (напиши свой ответ) ________________
4. Подключен твой компьютер к Интернету?
а) да б) нет
5. Ты выходишь в Интернет
а) самостоятельно б) самостоятельно, но под контролем родителей в) вместе с родителями
6. Стоит ли на твоем компьютере Фильтр (запрет на посещение нежелательных и опасных сайтов)?
а) да б) нет
7. Есть ли у тебя мобильный телефон?
а) да б) нет
8. Подключен ли твой мобильный телефон к Интернету?
а) да б) нет
9. Подключен ли твой мобильный телефон к безопасному (детскому) Интернету ?
а) да б) нет
10. В каких целях ты используешь Интернет?
а) поиск информации б) общение с друзьями в) игры г) другое (напиши свой ответ)_______________________________________________________
11. Знаешь ли ты какие сайты таят опасность?
а) да б) нет
12. Сколько тебе лет?
а) до 10 лет б) 10-12 лет в) 13-14 лет г) старше 14 лет
Анкета для родителей
Безопасность и Интернет
1. Есть ли у вас компьютер?
а) да б) нет
2. Умеете ли вы пользоваться компьютером?
а) да б) нет
3. Как часто ваш ребенок сидит за компьютером?
а) каждый день б) один раз в неделю в) другое (напишите свой ответ) _________
4. Сколько времени ваш ребенок проводит за компьютером в день?
а) один час б) два часа в) другое (напишите свой ответ) ______________
5. Подключен ли ваш компьютер к Интернету?
а) да б) нет
6. Контролируете ли вы выход вашего ребенка в Интернет?
а) нет б) да в) выходите вместе с ребенком
7. Стоит ли на вашем компьютере Фильтр (запрет на посещение нежелательных и опасных сайтов)?
а) да б) нет
8. Есть ли у вашего ребенка мобильный телефон?
а) да б) нет
9. Подключен мобильный телефон вашего ребенка к Интернету?
а) да б) нет в) не знаю
10. Подключен ли мобильный телефон вашего ребенка к безопасному (детскому) Интернету ?
а) да б) нет в) не знаю
11. Как часто ваш ребенок выходит в Интернет с мобильного телефона?
а) каждый день 1-2 часа б) весь день в) не знаю г) другое (напишите свой ответ) ________________________________
12. В каких целях ваш ребенок использует Интернет?
а) поиск информации б) общение с друзьями в) игры г) другое (напишите свой ответ) ___________________________________
13. Какие сайты ваш ребенок посещает чаще всего?
а) не знаю б) если знаете, то напишите какие ______________________________
14. Знаете ли вы какая опасность может подстерегать вашего ребенка в Интернете?
а) да б) нет
15. Объясняете ли вы своему ребенку, как безопасно пользоваться Интернетом?
а) да б) нет
16. Сколько лет вашему ребенку?
а) до 10 лет б) 10-12 лет в) 13-14 лет г) старше 14 лет