kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике и ИКТ для учащихся 5-6 классов «Турнир смекалистых»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель: в игровой соревновательной форме проверить знания и  основы владения терминологией по темам:  “Аппаратное устройство компьютера”, «Хранение, передача информации»”. «Действия с информацией», «Алгоритмы», «Основы логики»; повысить интерес к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике и ИКТ для учащихся 5-6 классов «Турнир смекалистых»»



Учитель информатики: Жузбаева Гульнара Жаксыбаевна

Предмет: информатика

Класс: 5-6

Тема урока: Урок – игра «Турнир смекалистых»


Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике и ИКТ для учащихся 5-6 классов

«Турнир смекалистых»


Основная цель внеклассного мероприятия:

в игровой соревновательной форме проверить знания и основы владения терминологией по темам: “Аппаратное устройство компьютера”, «Хранение, передача информации»”. «Действия с информацией», «Алгоритмы», «Основы логики»; повысить интерес к предмету.



Задачи:

  1. Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности за общее дело.

  2. Учебная - повторение основных понятий, определений, формирование универсальных общеучебных действий.

  3. Развивающая - развитие внимательности, памяти, логики, находчивости.


Материалы и оборудование для проведения игры:

  1. Презентация – видеотабло.

  2. Спички или счетные палочки.

  3. Бумага и карандаши (ручки) для команд.

  4. Утешительные призы для проигравшей команды.

  5. Приз для победителей.

  6. Нарезанные буквы «секретного кода»

  7. Раздаточный материал для заданий № 3, 5, 6.

  8. Компьютер, проектор, интерактивная доска.


Правила игры (слайд №3):


  • Класс делится на две команды.

  • За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

  • За каждый успешно пройденный тур команда получает 1 согласную букву «секретного кода» (состоящего из 7 букв), который в конце игры следует отгадать.

  • Турнир состоит из 7 туров:

    • Разминка.

    • Упражнения со спичками.

    • Слова, оснащенные компьютером.

    • Среднеарифметическое.

    • Блок-схемы пословиц.

    • Компьютерные синонимы.

    • Ребусы.



Ход игры


1. Разминка (без подсчета баллов) (слайд №4-5)

1.Эта цифра просто чудо.

У нее родня повсюду.

Даже в алфавите есть

У нее сестра-близнец. (три)

*********************

2. Глядела цифра в зеркало

И о сестре мечтала.

Но только свойства одного

Его видать не знала.

И получила двойника.

Как капелька водицы

Сестра похожа на нее.

Да только вниз косица. (шесть-девять)

******************************

3. То ли цифра, то ли вилка,

То ли двух дорог развилка.

В ученической тетради

Знаю точно - все ей рады.

(четверка)

*********************

4. Одна, когда тетрадь пуста,

Задрав свой нос до потолка,

Она бранит ученика.

И словно цапля средь болот

Его за лень его клюет.

Хоть у нее одна нога

Она стройна, горда, строга. (единица)


2. Упражнения со спичками (слайд №6-7)

  1. Приложить к четырем спичкам (рис. 1) пять спичек так, чтобы получилось сто. (сложить слово «сто»)

  2. Из спичек построен дом (рис. 2). Переложить две спички так, чтобы дом повернулся другой стороной.




3. СЛОВА, ОСНАЩЁННЫЕ КОМПЬЮТЕРОМ (слайд №8)

Отгадайте слова, содержащие известную аббревиатуру ПК (персональный компьтер).

  1. « _ _ ПК _  (Часть печи.)- топка

  2. « _ _ ПК _  (Холм, курган, вулкан.) СОПКА

  3. « _ _ ПК _  (Орудие труда огородника.) ТЯПКА

  4. « _ _ ПК _  (Головной убор.) ШАПКА

  5. « _ _ ПК _  (Головной убор с козырьком.) КЕПКА

  6. « _ _ ПК _  (Мелкая частица деревяшки.) ЩЕПКА

  7. « _ _ ПК _  (Канцелярская принадлежность для    бумаг.) ПАПКА

  8. « _ _ _ ПК _  (Застёжка и острая канцелярская принадлежность.) КНОПКА

  9. « _ _ _ ПК _  (Лоскут ткани для хозяйственных нужд.) ТРЯПКА

  10. « _ _ _ ПК _  (Лодка с прочным широким корпусом.) ШЛЮПКА

  11. « _ _ _ ПК _  (Птица, бегающая по дну водоёма.) ОЛЯПКА

  12. « _ _ _ _ ПК _  (Зажим для бумаг.) СКРЕПКА

  13. « _ _ _ _ ПК _  (Положительный результат похода в
    магазин.) ПОКУПКА






  1. Найди СРЕДНЕАРИФМЕТИЧЕСКОЕ (слайд №9)

Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувство юмора,  попытайтесь отыскать среднеарифметическое не чисел, как на уроках, а тех предметов и существ, которые нас окружают.

 

  1. Портфеля и рюкзака - это ... РАНЕЦ

  2. Женщины и рыбы - ...  РУСАЛКА

  3. Мужчины и коня - это ... КЕНТАВР

  4. Кобылы и осла - это ...  МУЛ

  5. Носка и чулка - это ... ГОЛЬФ

  6. Кола и пятёрки - это ...  ТРИ

  7. Ежа и змеи - это ...  Колючая проволока

  8. Яблока и персика - это ... НЕКТАРИН

9. Велосипеда и мотоцикла - это ...  МОПЕД

10 . Трамвая и поезда - это ... ЭЛЕКТРИЧКА

11. Апельсина и лимона - это ... ГРЕЙПФРУКТ

12. Туфельки и сапога - это ...  Ботинок

13. Пианино и баяна - это ...  АККОРДИОН

14. Холодильника и вентилятора - это ... КОНДИЦИОНЕР


  1. Блок-схемы (слайд №10-13)

Попробуйте сформулировать известную русскую пословицу по её блок-схеме


Ответы к блок-схемам:


  1. Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

  2. Куй железо пока горячо.

  3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  4. Скупой платит дважды.


6.Компьютерные синонимы. (слайд №14)

Для каждого из приведенных слов укажите его синоним.


  1. Компьютер –

  2. Винчестер -

  3. Системная плата -

  4. Дискета –

  5. CD-ROM

  6. Принтер –

  7. Листинг -

  8. Монитор -

  9. Инсталляция -

  10. Пиктограмма

  11. Ссылка -

  12. Бинарная –


  1. материнская плата

  2. дисплей

  3. установка программного обеспечения

  4. лазерный диск

  5. гибкий магнитный диск, флоппи-диск

  6. распечатка

  7. печатающее устройство

  8. жесткий магнитный диск , хард-диск

  9. иконка

  10. двоичная

  11. электронно-вычислительная машина — ЭВМ

  12. указатель



Ответы для учителя:

1 - л Компьютер — электронно-вычислительная машина — ЭВМ.

2 - з Винчестер — жесткий магнитный диск , хард-диск.

3 – а Системная плата — материнская плата.

4 - д Дискета — гибкий магнитный диск, флоппи-диск.

5 – г CD-ROM — лазерный диск.

6 – ж Принтер — печатающее устройство.

7 – е Листинг — распечатка.

8- б Монитор — дисплей.

9 – в Инсталляция — установка ПО.

10 – и Пиктограмма — иконка.

11 – м Ссылка — указатель.

  1. – к Бинарная — двоичная.


7.Отгадай ребус (слайд №15-16)

монитор

интернет

клавиатура


ВСЕ! Подводим итоги (слайд №17)



Секретное слово: трекбол - устройство ввода информации, шаровой манипулятор (допол. балл)

От игроков требуется расшифровка этого понятия.


Т Р Е К Б О Л



Приложения

Раздаточный материал для каждой команды


3. СЛОВА, ОСНАЩЁННЫЕ КОМПЬЮТЕРОМ

Отгадайте слова, содержащие известную аббревиатуру ПК.

  1. _ _ ПК _  (Часть печи.)-

  2. _ _ ПК _  (Холм, курган, вулкан.)

  3. _ _ ПК _  (Орудие труда огородника.)

  4. _ _ ПК _  (Головной убор.)

  5. _ _ ПК _  (Головной убор с козырьком.)

  6. _ _ ПК _  (Мелкая частица деревяшки.)

  7. _ _ ПК _  (Канцелярская принадлежность для    бумаг.)

  8. _ _ _ ПК _  (Застёжка и острая канцелярская принадлежность.)

  9. _ _ _ ПК _  (Лоскут ткани для хозяйственных нужд.)

  10. _ _ _ ПК _  (Лодка с прочным широким корпусом.)

  11. _ _ _ ПК _  (Птица, бегающая по дну водоёма.)

  12. _ _ _ _ ПК _  (Зажим для бумаг.)

  13. _ _ _ _ ПК _  (Положительный результат похода в магазин.)



6.Компьютерные синонимы. Для каждого из приведенных слов укажите его синоним.


  1. Компьютер

  2. Винчестер -

  3. Системная плата -

  4. Дискета

  5. CD-ROM

  6. Принтер

  7. Листинг -

  8. Монитор -

  9. Инсталляция -

  10. Пиктограмма

  11. Ссылка -

  12. Бинарная –


  1. материнская плата

  2. дисплей

  3. установка программного обеспечения

  4. лазерный диск

  5. гибкий магнитный диск, флоппи-диск

  6. распечатка

  7. печатающее устройство

  8. жесткий магнитный диск , хард-диск

  9. иконка

  10. двоичная

  11. электронно-вычислительная машина — ЭВМ

  12. указатель



  1. блок-схемы
















Используемые ресурсы: (слайд №19)

  • Отдельные задания для игры взяты из книги И.Д. Агеевой “Занимательные материалы по информатике и математике”

  • Ребусы:

    • http://allforchildren.ru/rebus/rebus11.php?page=10

    • http://allforchildren.ru/rebus/rebus11.php?page=18

    • http://allforchildren.ru/rebus/rebus11.php?page=19

    • http://allforchildren.ru/rebus/rebus11.php?page=20

    • http://allforchildren.ru/rebus/rebus11.php?page=24

  • Рисунки:

    • Компьютер веселый http://www.pokeroff.ru/lilid/kompjuter-dlja-pokerista-vse-li-ravno-kakoj-on-post-2881142

    • Ноутбук http://doseng.org/interesnoe/53748-kompyuter-iz-kegi-37-foto.html

    • Цифры http://www.lenagold.ru/fon/clipart/b/bukv.html

Каждой команде поочередно необходимо определить каким понятиям соответствуют приведенные комментарии.
Например,  И ковровая, и беговая, и на магнитном диске в компьютере  (дорожка).

  1. И нота, и язык программирования  (СИ)

  2. И семейный, и военный, и файловый  (архив)

  3. И категория в спорте, и позиция в записи числа (разряд)

  4. И в трапеции, и у памятника, и у системы счисления (основание)

  5. И почтовый, и нижний или верхний, и у элемента массива (индекс)

  6. И город в Англии, и разговорное название жесткого диска (винчестер)

  7. И медицинская, и в компьютерной программе (процедура)

  8. И  искусственное русло, наполненное водой, и  линия связи (канал)

  9. И  рыболовная, и компьютерная (сеть)

И движение ногой при ходьбе, и величина изменения  параметра цикла (шаг)

Перед вами анаграммы,  за 3 минуты переставьте в них буквы так, чтобы получились слова, связанные с информатикой или компьютером. За каждое угаданное слово 1 балл.

  1. Галло (алгол) 2. Салькап (паскаль)

  2. Красен (сканер) 4. Кастор (строка)

  3. Талодка (отладка) Темка (метка)

  4. Бискей (бейсик) Терполт (плоттер)

  5. Транфор (фортран) Фигарка (графика)

  6. Иголка (логика)

  7. Корсет (сектор)

  8. Фуралом (формула)

  9. Волусие (условие)

  10. Урвиск (курсив)

  11. Таксиед (дискета)

  12. Объявление итогов жюри

  13. 7 конкурс «Частушки»   Приложение 1, слайд 97,  Приложение 5

  14. Каждая команда поет частушки, посвященные информатике, переодевшись в русские народные костюмы.  Основные критерии оценивания – артистизм,   задор и удаль.
    Максимальное количество баллов за этот конкурс – 10.

  15. 1. Полюбила программиста –
    Очень, думала, умен,
    И ангину,  и простуду
    Aidstest-ом лечит он.

  16. 3. Меня милый не целует,
    Hе садится близко –
    Я, мол, чистый математик,
    А ты программистка.

  17. 5. От сестрёнки своей Оли
    Все секреты «запаролил».
    Пусть попробует теперь
    Вскрыть в мои икс-файлы дверь!

  18. 2. Не знакомлюсь во дворе я –
    Следую совету,
    Женихов всех завожу
    Лишь по Интернету.

  19. 4. Диск попортился, ну что ж,
    Вот топор, стамеска, нож.
    Нет, подайте им Disk Doctor,
    Ох, уж эта молодёжь!

  20. 6. У нас голод необычный:
    Голод информации.
    Чем его нам утолить бы?
    ИН-ФОР-МА-ТИ-ЗА-ЦИЕЙ!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Жузбаева Гульнара Жаксыбаевна

Дата: 14.07.2016

Номер свидетельства: 337490


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства