Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия "Интернет - врата ада"»
Цель: формирование информационной культуры родителей.
Задачи:
1. Знакомство родителей с основными информационными угрозами в Интернете;
2. Знакомство с результатами анкетирования обучающихся группы;
3. Рекомендации родителям, позволяющие сделать использование сети Интернет полезным и менее опасным для подростков.
Целевая аудитория: родители обучающихся I, II курсов.
Структура родительского собрания:
Организационный момент (1 мин).
Подготовительный этап (8 мин).
Знакомство родителей с опасностями, подстерегающими подростков в сети Интернет (15 мин).
Подведение итогов собрания (3 мин).
ХОД СОБРАНИЯ
I. Организационный момент
Цель этапа: мобилизация внимания родителей.
Длительность этапа: 1 мин.
Основной вид деятельности классного руководителя: приветствие, вводное слово.
II. Подготовительный этап
Цель этапа: формулировка темы и основных задач родительского собрания.
Длительность этапа:2 мин.
Форма организации деятельности: беседа с родителями.
Классный руководитель:
Демонстрация слайда № 1
Иллюстрации с изображением подростков и компьютера.
Интернет постепенно проникает в каждую организацию, общественное учреждение, учебное заведение, в наши дома. Число пользователей Интернета в России стремительно растет, причем доля молодежи и совсем юной аудитории среди пользователей Всемирной паутины очень велика. Для многих, особенно молодых людей, он становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь.
Демонстрация слайда № 2,3
На слайде представлены данные исследования проведенного Фондом «Общественное мнение».
Классный руководитель:
Озвучивает данные исследования.
51% родителей считают, что Интернет в целом полезен для подростка, а 30% уверены в обратном.
Интересно, что жители мегаполисов чаще отмечают пользу Интернета для подростков: 69% против 46% среди жителей малых городов.
На вопрос, почему Интернет полезен, 22% родителей юных интернет-пользователей отметили большое количество полезной, интересной информации и ее оперативный поиск, 20% уверены, что подростки развиваются, пользуясь Интернетом, и только 7% считают, что Интернет нужен для учебы, а 3% ответили, что сейчас подростку без Интернета не обойтись.
Демонстрация слайда № 4
На слайде представлены вопросы, на которые родители должны ответить.
Родители:
Обсуждают пользу сети Интернет, в каких целях используются ресурсы сети Интернет их дети.
Демонстрация слайда № 5,6
На слайде представлены данные исследования проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения
Классный руководитель:
Озвучивает данные исследования.
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения о том, какую роль Интернет играет в развитии и воспитании подростка 55% респондентов заявляет, что у подростков активно пользующихся Интернетом возникают проблемы при живом общении с людьми, а 38% опрошенных полагают, что данное утверждение не соответствует действительности.
Кроме того, Интернет может вызвать у подростков зависимость – убеждены 52% наших сограждан, а 43% респондентов считают, что при бдительном родительском контроле этого не произойдет.
57% россиян выражают беспокойство в связи с тем, что «всемирная паутина» содержит большие объемы вредной для подростков информации (агрессивного, эротического содержания). 23% опрошенных полагают, что в Интернете нет плодотворной информации для подростков.
Демонстрация слайда № 7
На слайде представлены вопросы, на которые родители должны ответить.
Родители:
Обсуждают вся ли информация в сети Интернет полезна, какая информация считается «вредной» и опасной для подростка.
Классный руководитель:
Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. С помощью всемирной паутины мы находим нужную информацию, общаемся с друзьями, узнаем последние новости, совершаем покупки и еще очень много всего. Но, как известно, в Интернете есть не только полезное. Интернет для подростка таит в себе множество опасностей.
Последние годы были ознаменованы большим количеством громких инцидентов, связанных с негативными последствиями нарушениями информационной безопасности школьников, студентов.
Демонстрация слайда№8
Тема родительского собрания.
Классный руководитель:
Озвучивает тему и цель родительского собрания, его актуальность.
Демонстрация слайда№9
На слайде представлены страницы подростков в социальных сетях, фрагменты изображений порносайта, сайта на котором представлены сцены насилия, сайта с сетевыми играми, сайта содержащего экстремистические и национальные ресурсы.
III. Знакомство родителей с основными информационными угрозами в Интернете
Цель этапа: знакомство родителей с основными угрозами сети Интернет, результатами анкетирования обучающихся.
Длительность этапа: 2 мин.
Форма организации деятельности: беседа с родителями.
Демонстрация слайда№10
На слайде информация о пользователях сети Интернет.
Классный руководитель:
В нашей стране проживает почти 21 миллион подростков в возрасте до 18 лет. Из них 12 миллионов активно пользуется Интернетом.
Каждый седьмой подросток в возрасте от 12 до 18 лет проводит в сети почти треть жизни (от 3 до 8 часов в сутки). Подростки воспринимают Интернет не как набор технологий, а как среду обитания.
Демонстрация слайда№ 11
На слайде представлены основные информационные угрозы.
Классный руководитель:
Поясняет, что основные информационные угрозы в сети Интернет, представляющие опасность для подростков следующие:
Просмотр сайтов для взрослых;
Кибер-террор (кибербуллинг) или «троллинг»;
Безопасность доступа в Сеть и кража личных данных техническими средствами;
Кибермошеничество;
Распространение в открытом доступе персональных данных несовершеннолетних.
Демонстрация слайда№ 12
На диаграмме представлены результаты исследования Лаборатории Касперского.
Классный руководитель:
Поясняет, что из всех сайтов с маркировкой 18+ наибольший интерес для российских подростков представляют эротические и порнографические сайты (46,4%), на втором месте оружейная тематика (26,4%), на третьем – нецензурная лексика – 10,7%.
Обращает внимание на то, что указанные проценты – это удельный вес не всех посещаемых несовершеннолетними сайтов (только те, что входят в категорию нежелательных, в эти проценты не вошли попасть на «взрослые» сайты, если они были заблокированы).
Демонстрация слайда№ 1
Слайд содержит результат и вывод исследования Лаборатории Касперского.
Классный руководитель:
Озвучивает результат исследования, который комментирует психолог – большинству подростков хочется поскорее стать взрослым, а маркировка «только для взрослых» еще больше разжигает интерес.
Вывод исследования очевиден – Безопасность ребенка в сети – Контроль со стороны родителей.
Демонстрация слайда№ 1
Слайд содержит вопрос о том, что делать, если подросток смотрит сайты для взрослых
Классный руководитель:
Предлагает родителям ответить на вопрос. Обсуждения. Варианты ответов: родителям поговорить с ребенком об интересующих вопросах секса, предложить почитать книгу, например, сексуальную энциклопедию, установить на компьютер программное обеспечение осуществляющее контроль за посещенными сайтами.
Обсуждает с родителями последствия того, если оставить эту тему без внимания.
Знакомит родителей с мнением психолога по этому вопросу, который считает, что подросток найдет всю необходимую ему информацию – в Интернете ли, от сверстников ли, но найдет обязательно. Так же как любые другие знания о жизни. Особенно заинтересованно будет искать, если почувствует, что родители ведут себя странно: эмоционально подчеркивают особенность темы. Наиболее разумные родители снимают с темы ажиотаж. Проясняют для себя страхи, опасения, тревоги. А после доводят до подростка естественность происходящего.
Демонстрация слайда№ 1
Слайд содержит определение понятий кибер-террор (кибербулинг), троллинг.
Классный руководитель:
Поясняет, что это травля пользователя через все каналы сетевого общения: социальные сети, форумы, чаты. Проводить травлю могут как одноклассники, интернет – друзья, так и совершенно посторонние люди.
Демонстрация слайда№ 1
На слайде представлены разные формы троллинга.
Классный руководитель:
Поясняет, что троллинг может принимать разные формы оскорбления через личные сообщения, неприятный ролик, публикация и распространение конфиденциальной провокационной информации, антилайки (противоположный полюс лайкам).
Такие формы агрессии стали проявляться, они не так заметны, и с ними сложнее работать, ведь тут еще сложность признания факта ситуации: да мы просто пошутили, ничего же не сделали…».
Агрессия яркая, направленная вовне начинает переходить в агрессию смещенную в скрытые формы.
Отмечает, что подростков очень сильно беспоит агрессия и киберпреследования при общении в интернете. Не все подростки способны справится с агрессором в одиночку, но зачастую не обращаются за помощью к взрослым будучи запуганными угрозами, либо просто из-за отсутствия доверия к близким людям.
Демонстрация слайда№ 1
На слайде представлены способы защиты подростков от кибертеррора.
Классный руководитель:
Поясняет, что самую важную роль в защите от троллинга играют отношения с родителями. Некоторые психологи советуют родителям пользоваться Интернетом и в частности соцсетями вместе со своими детьми, это считается наиболее тактичным способом познакомить их с основами онлайн-безопасности.
Кроме того, помощь могут оказать на бесплатной горячей линии «Дети онлайн»: 8-800-250-0015.
Демонстрация слайда№ 1
На слайде обозначена актуальность вопросов обеспечения безопасного доступа в сеть и защиты от краж личных данных техническими средствами.
Классный руководитель:
Поясняет, что каждый третий подросток сталкивался с блокировкой компьютеров, внедрением на них вредоносных программ и вирусов, а также взломами личных профилей в социальных сетях и блогах.
Демонстрация слайда№ 1
Слайд содержит определение понятиякибермошеничество.
Классный руководитель:
Поясняет
Демонстрация слайда№ 1
На слайде представлена информация о том, как в мае 2014 года Роскомнадзор выявил более 200 сайтов распросраняющих в открытом доступе персональные данные россиян и их родителей.
Классный руководитель:
Поясняет, что сайты, разместившие персональную информацию о подростках, как правило принадлежат школам, муниципальным образованиям и администрациям субъектов Российской Федерации (списки учеников школ – даты рождения, места проживания, сведения о социальнм статусе родителей, принадлежности к той или иной льготной категории граждан.
Распространение в открытом доступе персональной информации несовершеннолетних может повлечь за собой неблагоприятные последствия для подростков и их родителей, связанные с неправомерным посягательством на частную жизнь семьи, здоровье и неприкосновенность граждан.
По данным опросов, проведенных Фондом «Общественное мнение» около 94% родителей с несовершеннолетними интернет-пользователямисчитают, что взрослые должны следить за тем, какие сайты посещают подростки (свое мнение родители объясняют тем, что в Интернете много вредной информации).
Еще 28% родителей уверены, что подростков в целом необходимо контролировать, воспитывать и обезопасить, 10% родителей убеждены, что подростки еще не понимают, что можно, а что нельзя в Сети.
Что необходимо для обеспечения интернет-безопасности в семье: использование антивируса, сетевого фильтра, программного обеспечения для контроля, семейный режим поиска в Сети. Специальный режим от Интернет-провайдера.
По данным исследования проведенного Фондом «Общественное мнение» ответы родителей на вопрос о том, кто несет ответственность за безопасность подростков в Сети ответы распределились следующим образом: 78% возлагают ответственность на родителей, 52% считают ответственными владельцев сайтов, приложений, 42% ответов пришлось на государственные органы, осуществляющие надзор в сфере интернета, а 13% возлагают ответственность на школу и учителей, 12% - на самих подростков.
Приложение 1
Анкета для учащихся
1. Есть ли у тебя компьютер?
А) да;
Б) нет.
2. Есть ли у тебя доступ к сети Интернет? (мобильный телефон, компьютер)
А) да;
Б) нет.
3. Сколько времени ты проводишь в сети Интернет?
А) не бываю в сети;
Б) менее 1 часа;
В) 1-3 часа;
Г) Более 3 часов.
4. Как ты считаешь – опасен Интернет или нет?
А) да;
Б) нет.
5. Чем занимаешься в Интернете?
А) учусь;
Б) общаюсь в социальных сетях;
В) скачиваю программы;
Г) пользуюсь e-mail;
Д) играю в игры on-line;
Е) смотрю Интернет –ТВ, фильмы;
Ж) веду блог, сайт;
З) просматриваю запрещенное родителями;
И) другое (отметить что).
6. Получаете удовольствие от работы в Интернете?
А) да;
Б) нет.
7. Встречал ли ты когда-нибудь угрозы, противоправные призывы в сети Интернет?
А) да;
Б) нет.
8. Как родители относятся к твоей работе в сети Интернет?