12
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА: ДОСТИЖЕНИЯ И РИСКИ
Твердынская Лидия Михайловна,
учитель информатики
Цель: осознание роли информатизации в развитии современного общества и сформировать свою позицию в ответе на вопрос: «искусственный интеллект – благо или гибель цивилизации».
Задачи:
1. Создать условия для расширения кругозора учащихся, активизации интереса к информатике, робототехнике.
2. Способствовать развитию умения работать в группах, находить нужную информацию, размышлять и слушать собеседника, анализировать и грамотно формулировать свои мысли.
3. Обратить внимание на важность сохранения здоровья предупреждение вреда электромагнитного излучения при использовании мобильных телефонов, компьютеров и другой коммуникационной техники.
Ключевые слова: информатизация, глобализация, робототехника, искусственный интеллект, киборги.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, листы чистой бумаги, авторучки.
Все показанные в ходе работы секции презентации являются коллективными работами учеников школы, которые заранее находили материал по сформулированным темам в интернете и художественной и научной литературе, и затем обобщали его в презентациях. Заранее был подготовлен красочный буклет с программой работы секции.
Ход занятия:
I. Организационный этап (постановка проблемы).
В современном мире проблема создания искусственного интеллекта поднимается все чаще. То тут, то там промелькнут заметки в газетах, что, дескать, искусственный интеллект (ИИ) уже практически создан или применяется на практике в военных целях, космических исследованиях, медицине и т.д. Страсти накаляют и фантастические фильмы, повествующие о реальном существовании искусственного интеллекта. В свете культовых фильмов «Матрица», «Терминатор», «Я – робот» телезритель приходит к однозначному умозаключению, что до создания ИИ осталось жить совсем недолго, и не пройдет и века, как судьбу человечества будет вершить какая-нибудь сложно организованная машина. Так ли это? Справедливы ли все эти суждения? Возможно ли создание ИИ в принципе, и сколько осталось ждать, если возможно? На эти вопросы мы и постараемся дать сегодня ответ.
II. Основное содержание
Показ видеоролика «Роботы зажигают…» http://smotri.com/video/view/?id=v208886456e8, кратко показывающего все направления использования роботов в жизни; выступает как индуктор.
Все участники секции рассаживаются по четырем группам. Группы составлены из детей разного возраста.
Учащиеся смотрят заранее подготовленную электронную презентацию на тему «Информатизация общества как характерная черта глобализации». На листах бумаги, разделенных на две части, записывают преимущества и недостатки (риски) всеобщей информатизации. Потом идет обсуждение в группах, и один представитель от каждой группы выступает с общими выводами.
Приводим основное содержание презентации.
Главные понятия:
Информатизация (англ. Informatization) – политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы; организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений
Глобализация – процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации (объединения).
Термин информатизация общества означает:
Увеличение избыточной информации в обществе;
Увеличение роли средств массовой информации;
Эффективное использование информации в обществе;
Эффективное использование компьютеров в обществе
В условиях радикального усложнения жизни общества, его технической и социальной инфраструктуры решающим становится изменение взаимоотношений людей и информации, которая является таким же стратегическим ресурсом общества, как продукты питания в «аграрном», а материальные и энергетические ресурсы в «индустриальном» обществе. «Информационная революция», как и предшествующие ей «аграрная» и «индустриальная» революции, решая одни проблемы, порождает новые.
На современном этапе развития общества происходит очередной взлет научно-технического прогресса. Реализация лазерных, сверхточных, сверхчистых и других «сверхтехнологий» возможна только в сочетании с новыми информационными технологиями.
Различие в уровне информационного обеспечения становится одной из существенных причин в дисбалансе экономического развития передовых и слабо развитых стран.
Информатизация меняет и научные альтернативы. Если XX век был веком анализа и прошел под знаком специализации, рождения новых профессий на стыках наук и сфер деятельности, то XXI век обещает быть веком синтеза, веком обобщающих многодисциплинарных подходов, веком не «узких» профессионалов, а специалистов «по решению проблем».
Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Информатизация общества обеспечивает:
• активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов;
• интеграцию информационных технологий с научными и производственными, интеллектуализацию трудовой деятельности, инициирующую развитие всех сфер общественного производства;
• высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных
Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно – технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.
Глобализация современного общества, как и любой другой процесс, в том числе и информатизация современного общества, имеет свои положительные и отрицательные стороны.
К положительно влияющим на процессы развития образования отнесем провозглашение открытости в социальном, научном, культурном, политическом планах; геоинформированность без ограничений как отдельного индивида, так и государства в целом; целенаправленность развития необходимой технологии в масштабе всей планеты; направленность технологии на определенный вид деятельности, необходимой для процветания определенного вида производства; реализация интеллектуального потенциала международных научно-производственных сообществ; реализация финансового потенциала в международной организации бизнеса; реализация геополитических решений в области экономики, антитерроризма, последствий природных катаклизмов.
Помимо объединения культур и их достижений происходит их непроизвольное смешивание и перекрытие, а также подмена понятий.
Следующая тема обсуждения: Искусственный интеллект. Использование роботов (робототехника, музыка, шахматы, производство, быт)
Идея создания искусственного подобия человека для решения сложных задач и моделирования человеческого разума витала в воздухе еще в древнейшие времена. Так, в Древнем Египте была создана «оживающая» механическая статуя бога Амона. У Гомера в «Илиаде» бог Гефест ковал человекоподобных существ.
Архит, греческий философ, астроном, математик и государственный деятель (около 430–345 до н. э.), изложил принципы механики . Одним из его проектов была деревянная механическая птица. Она приводилась в движение паром и могла взлетать на высоту до 200 метров. Это изобретение, возможно, не просто первый робот на планете, но и первое летающее приспособление.
Приблизительно в 1596 г. Леонардо да Винчи спроектировал (а возможно собрал и испытал) механического рыцаря, облачённого в броню, по видимости являющегося первым антропоморфным роботом. Внутри доспехов находился механизм, приводящий в движение искусственного человека при помощи тросов и роликов, создавая иллюзию, что там внутри есть живой человек. Рыцарь-робот умел садиться, двигать головой и руками, анатомически правильно открывать и закрывать рот. Также, он мог имитировать звуки; шёл под сопровождение автоматических барабанов. Важно отметить, что в период Возрождения было несколько изобретателей, создававших подобные сооружения для развлечения королевских семей.
Приводим содержание презентации на тему «Искусственный интеллект», освещающей все основные направления робототехники.
Искусственный интеллект – это одна из новейших областей науки. Первые работы в этой области начались вскоре после Второй мировой войны, а само ее название было предложено в 1956 году. Ученые других специальностей чаще всего указывают искусственный интеллект, наряду с молекулярной биологией, как «область, в которой я больше всего хотел бы работать». Студенты-физики вполне обоснованно считают, что все великие открытия в их области уже были сделаны Галилеем, Ньютоном, Эйнштейном и другими учеными. Искусственный интеллект, с другой стороны, все еще открывает возможности для проявления талантов нескольких настоящих Эйнштейнов.
Искусственный интеллект занимается изучением разумного поведения (у людей, животных и машин) и пытается найти способы моделирования подобного поведения в любом типе искусственно созданного механизма. Несмотря на то, что термину больше полувека, единого определения его не существует. Разные исследователи по-разному определяют эту науку, в зависимости от своего взгляда на нее, и работают над созданием систем, которые думают подобно людям; думают рационально; действуют подобно людям; действуют рационально.
В настоящее время тематика искусственного интеллекта охватывает огромный перечень научных направлений, начиная с таких задач общего характера, как обучение и восприятие, и заканчивая такими специальными задачами, как игра в шахматы, доказательство математических теорем, сочинение поэтических произведений и диагностика заболеваний. В искусственном интеллекте систематизируются и автоматизируются интеллектуальные задачи, и поэтому эта область касается любой сферы интеллектуальной деятельности человека. В этом смысле искусственный интеллект является поистине универсальной научной областью.
Какие возможности предоставляет искусственный интеллект в наши дни? Краткий ответ на этот вопрос сформулировать сложно, поскольку в этом научном направлении существует слишком много подобластей, в которых выполняется очень много исследований. Далее в качестве примеров перечислено лишь несколько приложений:
Вскоре после признания искусственного интеллекта самостоятельной отраслью науки произошло разделение на два основных направления: нейрокибернетику (единственный объект, который может мыслить – это мозг) и кибернетику «черного ящика» (Неважно «как», главное – результат).
И только в настоящее время стали заметны тенденции к объединению этих частей вновь в единое целое.
В философии не решён вопрос о природе человеческого интеллекта. Нет и точного критерия достижения компьютерами «разумности», хотя на заре искусственного интеллекта был предложен ряд гипотез, например, тест Тьюринга или гипотеза Ньюэлла – Саймона. Поэтому, несмотря на наличие множества подходов как к пониманию задач искусственного интеллекта, так и созданию интеллектуальных информационных систем, можно выделить два основных подхода к разработке искусственного интеллекта:
нисходящий, семиотический – создание экспертных систем, баз знаний и систем логического вывода, имитирующих высокоуровневые психические процессы: мышление, рассуждение, речь, эмоции, творчество и т. д.;
восходящий), биологический – изучение нейронных сетей и эволюционных вычислений, моделирующих интеллектуальное поведение на основе биологических элементов, а также создание соответствующих вычислительных систем, таких как нейрокомпьютер или биокомпьютер.
Эмпирический тест был предложен Аланом Тьюрингом в 1950 году в философском журнале «Mind». Целью данного теста является определение возможности искусственного мышления, близкого к человеческому.
В середине 80-х гг. в Японии в рамках проекта разработки компьютера V поколения, основанного на знаниях, был создан компьютер VI поколения, или нейрокомпьютер. К этому времени ограничения по памяти и быстродействию были практически сняты. Появились транспьютеры – параллельные компьютеры с большим количеством процессоров. От транспьютеров был один шаг до нейрокомпьютеров, моделирующих структуру мозга человека. Основная область применения нейрокомпьютеров – распознавание образов.
В настоящее время используются три подхода к созданию нейросетей:
аппаратный – создание специальных компьютеров, плат расширения, наборов микросхем, реализующих все необходимые алгоритмы;
программный – создание программ и инструментариев, рассчитанных на высокопроизводительные компьютеры. Сети создаются в памяти компьютера, всю работу выполняют его собственные процессоры;
гибридный – комбинация первых двух. Часть вычислений выполняют специальные платы расширения (сопроцессоры), часть – программные средства.
Модели и методы исследования:
Символьное моделирование мыслительных процессов;
Работа с естественными языками;
Представление и использование знаний;
Машинное обучение;
Биологическое моделирование искусственного интеллекта;
Робототехника;
Машинное творчество;
Другие области исследований.
Основные классы роботов:
1. Каспаров против Deep Blue
Deep Blue – шахматный суперкомпьютер, разработанный компанией IBM, который выиграл матч у чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова.
Матч проводился в Нью-Йорке с 3-го по 11 мая 1997 года и состоял из 6-ти партий. Призовой фонд матча составлял 1 100 000 долларов, из которых 700 000 получал победитель. Партии проводились на 35-м этаже небоскреба Equitable Building. В игровом помещении была выделена игровая зона, зона отдыха Каспарова, и несколько мест для зрителей, среди которых могли присутствовать только официальные лица матча и приглашенные гости. Deep Blue перевезли из лаборатории IBM и разместили на том же этаже, в отдельном помещении.
После матча Каспаров высказал претензии к корпорации IBM, обвиняя её в создании нездоровой напряженности вокруг матча, неравных условиях и нечестной игре. Каспаров также потребовал у IBM провести новый матч на определенных им условиях.
2. ASIMO
Asimo – робот-андроид. Создан корпорацией Хонда, в Центре Фундаментальных Технических Исследований Вако (Япония). Последняя версия робота, выпущенная в 2011 году, имеет рост 130 см, массу 48 кг и он способен передвигаться со скоростью до 9 км/ч.
Модель АСИМО образца 2000 года приобрела ряд функций, позволивших лучше общаться с людьми. Эти функции делятся на пять категорий: распознавание движущихся объектов; распознавание жестов; распознавание окружения; различение звуков; узнавание лиц
3. Роботы-музыканты
Совсем недавно ученые из японского университета Васеда представили робота-флейтиста, который справляется с таким сложным произведением, как «Полет шмеля» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Над созданием этого робота японские ученые трудятся с 1990 года. В процессе работы было создано еще несколько "музыкантов", идеальная задача – заполнить полностью оркестровую яму. До этого, правда, пока еще далеко, но флейтист вышел крайне удачным.
В конце 2007 года Toyota показала робота-партнера, играющего на скрипке, теперь же аппарат получил в «руки» трубу (роль трубача освоили два робота). Один из роботов-диджеев освоил игру на тубе, а последний – умело играет на ударных. Разумеется, насколько хорошо участники квартета сыгрались вместе описать сложно, получить же полное впечатление об игре роботизированных музыкантов можно, просмотрев видеоролик.
Бытовой робот
Бытовой робот – робот, предназначенный для помощи человеку в повседневной жизни. Сейчас распространение бытовых роботов невелико, однако футурологи предполагают широкое их распространение в обозримом будущем. В 2006 году Билл Гейтс опубликовал статью «Робот в каждом доме», рассуждающую о значительном потенциале роботов (включая домашних, или бытовых роботов) для социума.
Коммерческие модели бытовых роботов:
Роботы – игрушки;
Социальные роботы;
Роботы – помощники:
Роботы-пылесосы,
Роботы-уборщики,
Роботы для мытья пола,
Роботы для чистки бассейнов,
Роботы для чистки водосточных желобов крыш,
Роботизированные газонокосилки.
Выделяют строительную, промышленную, бытовую, авиационную и экстремальную (военную, космическую, подводную) робототехнику.
Промышленный робот – автономное устройство, состоящее из механического манипулятора и системы управления , которое применяется для перемещения объектов в пространстве и для выполнения различных производственных процессов.
Манипуляционный робот – автоматическая машина (стационарная или передвижная), состоящая из исполнительного устройства в виде манипулятора, имеющего несколько степеней подвижности, и устройства программного управления, которая служит для выполнения в производственном процессе двигательных и управляющих функций.
Мобильный робот – автоматическая машина, в которой имеется движущееся шасси с автоматически управляемыми приводами. Такие роботы могут быть колёсными, шагающими и гусеничными.
Применение промышленных роботов:
Среди самых распространённых действий, выполняемых промышленными роботами, можно назвать следующие:
загрузка / разгрузка технологических машин, станков;
манипулирование деталями (например: укладка, сортировка, транспортировка и ориентация);
перемещение деталей и заготовок от станка к станку или от станка к системам сменных поддонов;
сварка швов и точечная сварка;
сборка механических и электрических деталей;
сборка электронных деталей;
покраска;
укладка кабеля;
выполнение операций резания с движением инструмента по сложной траектории и др.
Медицинские роботы
Применение в медицине; в частности, разрабатываются различные модели хирургических роботов. Ещё в 1985 году робот Unimation Puma 200 был использован для позиционирования хирургической иглы при выполнении биопсии головного мозга, проводившейся под управлением компьютера. В 1992 году разработанный в Имперском колледже Лондона робот ProBot впервые осуществил операцию на предстательной железе, положив начало практической роботизированной хирургии. С 2000 года компания Intuitive Surgical серийно выпускает робот Da Vinci, предназначенный для лапроскопических операций и установленный в нескольких сотнях клиник по всему миру.
Космические роботы
Космические роботы проводят исследование космоса и других планет. Автоматические межпланетные станции, планетоходы для изучения поверхности планет Солнечной системы являются, по сути, сложными роботами. Большая задержка распространения радиосигнала практически исключает телеуправление в реальном времени, поэтому планетоход должен уметь принимать решения на месте, то есть обладать свойствами интеллектуального робота
Обсуждение проблемы: Создание искусственного разума – это благо или гибель для человечества?
Для взаимодействия в группах предлагаются следующие вопросы:
1. Может ли машина действовать разумно? Может ли она решать проблемы, которые человек решает с помощью размышлений?
2. Может ли машина чувствовать? Может ли она мыслить?
3. Одинакова ли природа человеческого и искусственного интеллекта? Является ли в своей основе человеческий мозг компьютером?
4. Если в будущем машины смогут осознавать себя и иметь чувства, возможно ли будет их эксплуатировать или придется наделять их правами?
5. Если в будущем машины смогут рассуждать, то как сложатся отношения людей и машин?
6. Будет ли человек, которому в результате многочисленных медицинских манипуляций заменили 99 процентов тела на искусственные органы, считаться машиной?
7. Могут ли роботы выйти из-под контроля?
8. Что может ожидать планету, если человек создаст искусственный интеллект?
9. Сможет ли человек и дальше контролировать машины?
10.Можно ли назвать человека тем же «компьютером» поскольку что Бог дал, тем ты и владеешь?
11. Способствует ли борьба за выживание интеллектуальному развитию?
Учащимся в группах предлагается в результате обсуждения найти ответы на поставленные вопросы, и представителю от каждой группы выступить с обобщающими выводами.
Следующая тема обсуждения: «Влияние электромагнитных полей на здоровье человека»
Учениками школы предварительно было проведено анкетирование учащихся 5-7 классов по следующим вопросам:
1) Сколько времени в день Вы пользуетесь мобильным телефоном:
разговариваете? -
играете в игры? -
пользуетесь интернетом? -
2) Сколько времени в день Вы пользуетесь компьютером или игровыми приставками?
играете в игры? -
сидите в социальных сетях? -
используете компьютер для учебы? -
3) Сколько времени в день вы смотрите телевизор? -
Результаты опроса учащихся школы
Средства коммуникации | 5 классы (минуты) | 6 классы (минуты) | 7 классы (минуты) |
Мобильный телефон | 637,7 | 747,3 | 1283,5 |
Компьютер | 604,9 | 807 | 1031,7 |
Телевизор | 389,1 | 356 | 246,6 |
В презентации результаты опроса были отражены в виде диаграммы, показывающей, как увеличивается время пользования мобильным телефоном и снижается время, отведенное на просмотр телепередач.
В ходе выступления учениц 10а класса Сорокиной Виктории и Трошкиной Олеси было наглядно показано негативное влияние электромагнитного излучения приборов на здоровье и умственные способности человека.
Электромагнитные волны – неизбежные спутники бытового комфорта. Они пронизывают пространство вокруг нас и наши тела: источники ЭМ- излучения согревают и освещают дома, служат для приготовления пищи, обеспечивают мгновенную связь с любым уголком мира
Электромагнитные волны подразделяются на
Как действует электромагнитное излучение
Все работающие электроприборы (и электропроводка) создают вокруг себя электромагнитное поле, которое вызывает движение заряженных частиц: электронов, протонов, ионов или молекул-диполей. Под влиянием сильного электромагнитного поля молекулы, обладающие зарядом, совершают колебательные движения. Это даёт начало целому ряду процессов как позитивных (улучшение клеточного метаболизма), так и негативных (например, разрушение клеточных структур).
Существует множество способов классификации воздействия электромагнитного излучения на здоровье. Здесь надо различать биологические изменения (которые доказаны экспериментальными наблюдениями на клеточном уровне) и патологические эффекты (порождение или усугубление болезней) доказанные эпидемиологическими исследованиями.
Но есть электромагнитные волны, которые лечат. Целое направление медицины – физиотерапия – успешно использует электромагнитное излучение для лечения различных заболеваний.
Перечень заболеваний, вызываемых воздействием электромагнитного
излучения на здоровье:
- Болезнь Альцгеймера,
- Рак мозга (взрослый и ребенок),
- Рак молочной железы (мужчина и женщина),
- Депрессия (с суицидальными наклонностями),
- Болезнь сердца,
- Лейкемия (взрослый и ребенок),
- Выкидыши.
Другие состояния: аллергии. аутизм, повышенное кровяное давление, электрочувствительность, головные боли, гормональные изменения, повреждение иммунной системы, повреждение нервной системы, нарушение сна.
Влияние электромагнитного излучения сотового телефона
Установлено влияние сверхвысокочастотного (СВЧ) излучения мобильных телефонов на головной мозг, вестибулярный анализатор, сетчатку глаза, температуру кожи головы и барабанную перепонку.
Международное агентство по изучению рака (МАИР) в мае 2011г. при рассмотрении ЭМП радиочастотного диапазона к факторам риска развития онкологических заболеваний отнес ЭМП, создаваемые аппаратами сотовой связи, к категории «2b» - потенциальных канцерогенов по рискам развития глиом (опухолей головного мозга) у пользователей при длительной эксплуатации мобильных телефонов (более 10 лет).
Рекомендации по снижению воздействия электромагнитных полей
ЭМП компьютера
-Экранировать ЭМП компьютеры
-Оптимизировать электрические сети
-Оптимизировать размещение рабочих мест в помещении
Беспроводные интерфейсы
-Включать только на время доступа в сеть
-Располагать на максимальном от себя удалении
-Обеспечивать им наиболее благоприятные условия приема
-Использовать только в случае крайней необходимости
Мобильные телефоны
-Не использовать для длительных разговоров
-Держать на максимальном от себя удалении во всех режимах работы
-Отключать на время сна
-Использовать только для разговоров
Следующий обсуждаемый вопрос: «Фантастика и футурология об искусственном интеллекте» (после показа одноименной презентации).
В презентации приведены очень интересные факты о сбывшихся предсказаниях писателей-фантастов.
Футуроло́гия – прогнозирование будущего, в том числе путём с помощью существующих технологических, экономических или социальных тенденций или предсказания будущих тенденций. Методы изучения тесно роднят футурологию с историей и прогнозированием, а интерес к будущему – с научной фантастикой.
Основные методы футурологии: опросы экспертов с помощью метода Дельфи или анкетирования; поиск аналогий будущего с существующими системами и составление сценариев будущего; ролевые игры, симуляции, переговоры и другие методы групповой работы по планированию и прогнозированию будущего.
Некоторые научные фантасты, например Вернор Виндж, размышляли над последствиями появления искусственного интеллекта, которое вызовет резкие драматические изменения в обществе. Наиболее известные его произведения – «Пламя над бездной», «Глубина в небе», «Куки-монстр».
«Большая тройка писателей фантастов» – это Айзек Азимов, Артур Кларк и Роберт Хайнлайн.
В сборнике рассказов «Я, Робот» (1950 год) Азимов разработал этический кодекс для роботов. Именно его перу принадлежат Три закона роботехники; Законы эти выражены тоже философски, а не технически:
1.Роботы не должны причинять вред человеку или своим бездействием допускать, чтобы ему был причинён вред;
2. Роботы должны подчиняться приказам человека, если это не противоречит первому закону;
3. Роботы должны оберегать своё существование, если это не противоречит первому и второму закону.
В научной фантастике искусственный интеллект чаще всего изображается как сила, которая пытается свергнуть власть человека. Неизбежность доминирования над миром искусственного интеллекта, вышедшего из-под контроля, оспаривается такими его исследователями, как фантаст Айзек Азимов и кибернетик Кевин Уорвик, известный многими экспериментами по интеграции машин и живых существ.
В творчестве фантаста и философа Станислава Лема описано и во многом предвосхищено создание виртуальной реальности, искусственного интеллекта, нанороботов и многих других проблем. Кроме того, в приключениях Ийона Тихого неоднократно описываются взаимоотношения живых существ и машин: бунт бортового компьютера с последующими неожиданными событиями, адаптация роботов в человеческом обществе, построение абсолютного порядка на планете путём переработки живых жителей. Существует целый цикл повестей и рассказов Кибериада, где почти всеми персонажами являются роботы, которые являются далёкими потомками роботов, сбежавших от людей.
В творчестве Роберта Хайнлайна (1907-1988 гг.) тема искусственного интеллекта рассматривается под разными углами: гипотеза возникновения самоосознания искусственного интеллекта и наличие взаимодействия с окружающим миром и другими носителями разума, проблемы развития искусственного интеллекта и некоторые социально-этические вопросы.
Хайнлайн получил премию «Хьюго» за лучший роман за произведения «Звездный десант» и «Чужак в чужой стране».
Киборги
В медицине – биологический организм, содержащий механические или электронные компоненты, машинно-человеческий гибрид.
В научной фантастике в отдельных случаях также используется в качестве термина для обозначения андроидов и роботов.
Начиная практически с 60-х годов вместе с написанием фантастических рассказов и повестей, снимаются фильмы об искусственном интеллекте. Многие повести авторов, признанных во всём мире, экранизируются и становятся классикой жанра, другие становятся вехой в развитии кинофантастики, например Терминатор, Матрица, Бегущий по лезвию.
«Бегущий по лезвию» – культовый фильм, снятый английским режиссёром Ридли Скоттом в марте-июле 1981 года по мотивам научно-фантастического романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Проблематика фильма – идея о том, что представления человека о мире и его месте в нём могут оказаться умышленно сфабрикованными третьими лицами, сущностями или интеллектом .
Ома́р – введённый Брюсом Стерлингом термин, обозначающий киборга, созданного путём соединения человека с автономным скафандром, который невозможно снять. Если обычный киборг может внешне походить на человека, а внутри им не быть, то омар, наоборот, может быть человеком изнутри при внешних отличиях.
Прогнозы фантастов, которые сбылись:
Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой» (создан в 1869 г.)
Герберт Уэллс «Люди как Боги» (1923 г.)
Автоответчик
Лучевое оружие
Олдос Хаксли «Дивный новый мир» (1932 г.)
Дети из пробирок
Генная инженерия
Роберт Хайнлайн «Космический кадет» (1948 г.)
Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (1953 г.)
Кир Булычев «Ржавый фельдмаршал» (1968 г.)
Стэнли Кубрик «Космическая Одиссея 2001» (создан в 1968 г)
Телевизор в спинке кресла самолёта.
Компьютерные шахматы
Биометрическая идентификация человека (в фильме представлена идентификация по голосу).
Плоские экраны мониторов на основе жидких кристаллов или плазменных панелей.
Карманные персональные компьютеры (планшетные)
Магнитные кредитные карты, используемые в банкоматах
Для работы в группах предложено ответить на вопрос: «Какие еще проблемы выдвигают авторы прочитанных вами статей и фантастических книг в области создания Искусственного интеллекта?». Каждому участнику группы предлагалось выдвинуть свои предположения о тех новинках научно-технического прогресса, которые появятся в скором времени в нашей жизни.
Показ фрагмента из научно-документального фильма Наука 2.0 «Программа на будущее. Мир роботов» http://video.sibnet.ru/video689634-Mir_robotov__Programma_na_buduschee__Nauka_2_0_/
III. Подведение итогов работы секции.
Всем участникам было предложено разделиться по методике «Градусник». Кто «За» информатизацию, те переходят на правую сторону, кто «Против» – налево, остальные занимают места соответственно своей позиции в промежутке между этими полюсами. Каждый участник аргументирует занятую им позицию, приводя доводы «за» или «против».
В конце занятия делаем коллективное фото на память.
Завершение работы секции проходит в актовом зале.
Представление итогов работы секции: показ видеоролика, сделанного учеником 11 класса школы Кулагой Валерием «Роботизация». Творческий отчет с показом отдельных слайдов из презентаций, в котором представлены ключевые моменты из обсуждаемых тем и сделанные выводы.
Участники секции возвращаются в кабинет.
Рефлексия учащихся на заранее подготовленных листах бумаги. Предлагается помощь в виде начальных слов рефлексивных высказываний (Сегодня на дне погружения я узнал(а)…, у меня было…настроение. Мне понравилось… Я решил (а) и т.д.