Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс, методика решения задачи №6 ЕГЭ»
Баторова Елена Бато-Мунхоевна
Учитель информатики
МАОУ СОШ №47 г. Улан-Удэ им. И.К. Калашникова
«Методика решения 6 задания ЕГЭ»
https://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm
Тема : Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов
Что проверяется :
- Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
- Умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных.
Что нужно знать и уметь :
выполнять ручную прокрутку программы для исполнителя, в которой используется цикл
строить на координатной плоскости фигуру, которую нарисует Черепаха (при ее известном начальном положении)
О задании
С точки зрения программирования задача несложная – нужно переписать алгоритм из условия и построить по нему фигуры.
Основная трудность возникает во второй части, где требуется анализировать построенные фигуры. Для правильного ответа понадобится знание базовых геометрических терминов и внимательность при подсчете значений на изображении.
Обычно бывает три подхода к решению:
Исполнитель Черепаха в среде Кумир
Графический модуль turtle в Python
Аналитический метод
Формулировки
Условие задания 6 начинается с описания команд исполнителя и информации о записи циклов с примером алгоритма.
Затем следует алгоритм для реализации. Его, чаще всего, можно разделить на три части: отрисовка первой фигуры, перемещение ко второй фигуре без рисования и отрисовка второй фигуры.
После алгоритма указывается искомая величина. По ней задания делятся на:
Найти точки внутри пересечения фигур
Найти точки внутри объединения фигур
Найти площадь или периметр внутри пересечения
Найти площадь или периметр внутри объединения фигур
Некоторые прототипы задач
Определите, сколько точек с целочисленными координатами будут находиться внутри области, ограниченной линией, заданной данным алгоритмом. Точки на линии следует учитывать .
Определите, сколько точек с целочисленными координатами будут находиться внутри объединения фигур, ограниченных заданными алгоритмом линиями, включая точки на линиях.
Определите, сколько точек с целочисленными координатами будут находиться внутри пересечения фигур, ограниченных заданными алгоритмом линиями, включая точки на линиях.
Определите периметр области пересечения фигур, ограниченных заданными алгоритмом линиями.
1 Способ:
С помощью программы Кумир
Как правильно скачать нужную версию Кумира
Некоторые команды исполнителя Черепаха
From turtle import* - импорт всех функций turtle
Down() – опустить хвост
Up() – поднять хвост
Tracer () – ускорить процесс рисования
Screensize (2000,2000) – размер холста 2000 * 2000
Fd() – вперед (пиксели)
Bk () – назад (пиксели)
It() – влево (градусы)
Rt () – вправо (градусы)
Goto (10,10) – перейти в точку с координатами
Dot (3,’blue’) – поставить точку (размер, цвет)
Done () – остановить выполнение
2 способ: Графический модуль turtle в Python
№23190 Основная волна 10.06.25 (Уровень: Базовый)
Исполнитель Черепаха действует на плоскости с декартовой системой координат. В начальный момент Черепаха находится в начале координат, её голова направлена вдоль положительного направления оси ординат, хвост опущен. При опущенном хвосте Черепаха оставляет на поле след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует 5 команд : Поднять хвост, означающая переход к перемещению без рисования; Опустить хвост, означающая переход в режим рисования; Вперёд n (где n – целое число), вызывающая передвижение Черепахи на n единиц в том направлении, куда указывает её голова; Назад n (где n – целое число), вызывающая передвижение в противоположном голове направлении; Направо m (где m – целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке, Налево m (где m – целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов против часовой стрелки.
Запись Повтори k [Команда1 Команда2 … КомандаS] означает, что последовательность из S команд повторится k раз.
Черепахе был дан для исполнения следующий алгоритм. Повтори 2 [Вперёд 3 Направо 90 Вперёд 20 Направо 90]Поднять хвостНазад 8 Направо 90 Вперёд 9 Налево 90Опустить хвостПовтори 2 [Вперёд 16 Направо 90 Вперёд 8 Направо 90] Определите, сколько точек с целочисленными координатами находится внутри объединения фигур, ограниченного заданными алгоритмом линиями, включая точки на линиях.
Определите, сколько точек с целочисленными координатами находится внутри объединения фигур, ограниченного заданными алгоритмом линиями, включая точки на линиях.
from turtle import*
tracer(0)
screensize(5000, 5000)
r=15
for i in range(2):
fd(3*r); rt(90); fd(20*r); rt(90)
up(); bk(8*r); rt(90); fd(9*r); lt(90); down()
for i in range(2):
fd(16*r); rt(90); fd(7*r); rt(90)
up()
for x in range(-50,50):
for y in range(-50,50):
goto(x*r, y*r)
dot(3, 'red')
update()
4*21
36
17*9
4*21+17*9-36=201
Ответ 201
15*13+14*7-6*7=251
Ответ 251
С сайта «Решу ЕГЭ»
(аналитический способ)
Тип 6 № 47248iИсполнитель Черепаха действует на плоскости с декартовой системой координат. В начальный момент Черепаха находится в начале координат, её голова направлена вдоль положительного направления оси ординат, хвост опущен. При опущенном хвосте Черепаха оставляет на поле след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует две команды: Вперёд n (где n — целое число), вызывающая передвижение Черепахи на n единиц в том направлении, куда указывает её голова, и Направо m (где m — целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке. Запись Повтори k [Команда1 Команда2 … КомандаS] означает, что последовательность из S команд повторится k раз. Черепахе был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 4 [Вперёд 10 Направо 90].
Определите, сколько точек с целочисленными координатами будут находиться внутри области, ограниченной линией, заданной данным алгоритмом. Точки на линии учитывать не следует.
Решение . Заметим, что Исполнитель чертит квадрат размером 10 на 10, значит, количество точек с целочисленными координатами внутри Ответ: 81.
Использование Word
Тип 6 № 47303iИсполнитель Черепаха действует на плоскости с декартовой системой координат. В начальный момент Черепаха находится в начале координат, её голова направлена вдоль положительного направления оси ординат, хвост опущен. При опущенном хвосте Черепаха оставляет на поле след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует две команды: Вперёд n (где n — целое число), вызывающая передвижение Черепахи на n единиц в том направлении, куда указывает её голова, и Направо m (где m — целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке. Запись Повтори k [Команда1 Команда2 … КомандаS] означает, что последовательность из S команд повторится k раз. Черепахе был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 4 [Вперёд 5 Направо 90 Вперёд 10 Направо 90]. Определите количество точек с целочисленными координатами, лежащих внутри и на границе области, которую ограничивает заданная алгоритмом
Решение: 6*11=66
Исполнитель Чертежник
Ответ: 69
Ответ: 30
Запись Повтори k [Команда1 Команда2 … КомандаS] означает, что последовательность из S команд повторится k раз.
Черепахе был дан для исполнения следующий алгоритм:
Определите, сколько точек с целочисленными координатами будут находиться внутри области, которая ограничена линией, заданной алгоритмом. Точки на линии учитывать не следует. Ответ: 203
Решение :
использовать Черепахаалгнач. опустить хвост. вправо(90). нц 3 раз. . вправо (45). . вперед (10). . вправо (45). кц. вправо(315). вперед(10). нц 2 раз. . вправо(90). . вперед(10). кцкон