Данная разработка представляет собой готовый интерактивный квест по кибербезопасности «КиберКвест: Тайна украденных данных» для учащихся 5–9 классов, направленный на формирование практических навыков безопасного поведения в сети через решение сюжетных заданий в Google Forms и LearningApps. Мероприятие в игровом формате охватывает ключевые темы: фишинг, надежность паролей, социальную инженерию, защиту персональных данных и двухфакторную аутентификацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««КиберКвест: Тайна украденных данных»»
«КиберКвест: Тайна украденных данных»
Группа разработчиков: Подоскина Мария Алексеевна.
Тема мероприятия: «Кибербезопасность и цифровая грамотность в современном мире».
Название мероприятия: «КиберКвест: Тайна украденных данных».
Класс: 5-9.
Время проведения: 45-60 минут.
Цель мероприятия: Формирование у учащихся ответственного и безопасного поведения в цифровой среде через интерактивное погружение в практические ситуации.
Задачи:
Образовательные: актуализировать и закрепить знания об основных киберугрозах (фишинг, социальная инженерия, надежные пароли, защита персональных данных).
Развивающие: развивать критическое мышление, умение анализировать информацию, принимать решения в смоделированных киберситуациях, работать в команде.
Воспитательные: воспитывать культуру цифрового общения, ответственность за свою цифровую репутацию и данные.
Краткое описание используемых компьютерных приложений и программ:
Платформа для создания квеста: Google Forms или Microsoft Forms. Используется для создания основного сюжетного маршрута квеста с вопросами, заданиями и ветвлением сценария. Бесплатна, доступна и проста в использовании.
Сервис для создания интерактивных заданий: LearningApps.org. Используется для создания интерактивных упражнений (викторина, установка соответствий, сортировка), которые будут интегрированы в квест как ссылки.
Средства демонстрации: Проектор/интерактивная доска для общего старта и финала. Персональные компьютеры, ноутбуки или смартфоны учащихся (1 на команду) для прохождения квеста.
Графический редактор (Canva/PowerPoint): Для создания визуальных материалов: «входящее письмо» от хакера, скриншоты подозрительных сайтов, изображения для заданий.
Технологическая карта мероприятия
Этап мероприятия
Время
Основное содержание деятельности участников
1. Организационно-мотивационный
5-7 мин
Формирование команд (3-4 чел.), выбор названия, связанного с IT. Просмотр короткого вступительного видеоролика о киберугрозах.
2. Основная часть. Прохождение квеста
30-35 мин
Работа в командах: 1. Последовательно проходят этапы квеста в Google Forms. 2. Совместно обсуждают и принимают решения. 3. Выполняют интерактивные задания на других платформах (LearningApps). 4. Получают обратную связь и код для финального этапа.
3. Завершающий этап (развязка)
3-5 мин
Получение финального сообщения об успешном предотвращении утечки данных.
4. Рефлексия и защита решений
10 мин
Команды представляют свои «ключевые выводы» по одному из пройденных этапов. Получение цифрового сертификата.
Сценарий мероприятия с подробным описанием
Этап 1. Введение (5-7 мин):
Учитель: «Здравствуйте! Сегодня мы не на обычном уроке. Мы – оперативная группа по кибербезопасности. Нам поступил сигнал о чрезвычайной ситуации...»
Показывается 30-секундный ролик с заставкой и тревожной музыкой, объясняющий легенду.
Участники делятся на команды по 3-4 человека, придумывают название (например, «Антивирус», «Firewall», «Криптошифры»).
Каждая команда получает ссылку на стартовую страницу Google Forms (квеста) на своем устройстве.
Этап 2. Прохождение квеста (30-35 мин):
Квест состоит из 5 ключевых станций в форме разделов Google Forms:
«Фишинговый крючок»: Командам показывается скриншот подозрительного письма (например, «Ваш аккаунт заблокирован! Срочно смените пароль по ссылке!»). После прочтения этого письма участникам задаются вопросы. При правильном ответе – переход к следующему этапу.
«Лабиринт паролей»: Задание на LearningApps.org в виде сортировки. Даны 10 паролей. Нужно разделить их на два столбца: «Надежные» и «Ненадежные». Критерии обсуждаются в команде. При правильном ответе – переход к следующему этапу.
«Сети социальной инженерии»: В форме описана смс-история: «Незнакомец в сети представляется другом друга, просит срочно прислать код из смс для «восстановления доступа». После прочтения этого письма участникам задаются вопросы. При правильном ответе – переход к следующему этапу.
«Шифр конфиденциальности»: Интерактивное задание на установление соответствия (также в LearningApps). Нужно сопоставить тип персональных данных с рекомендацией по уровню их защиты. При правильном ответе – переход к следующему этапу.
«Финальная проверка: Двухфакторная аутентификация»: Представлен скриншот подтверждения двухфакторной аутентификации в Telegram. Изучив его, участникам предлагается ответить на ряд вопросов о 2FA. После ответа команда получает рекомендации к дальнейшей работе.
Этап 3. Развязка (5 мин):
После ввода последнего кода в форме открывается финальная страница с поздравлением: Поздравляем! Вы прошли все испытания и восстановили цифровую крепость! Вы не только защитили данные, но и поняли тонкости современных технологий безопасности. Финальный ключ шифрования ваших знаний — KIBER_SPECNAZ. Сообщите его Вашему учителю, чтобы завершить миссию и получить сертификат оперативной группы по кибербезопасности!
Этап 4. Рефлексия (10 мин):
Команды по очереди кратко (1 мин) рассказывают, какое задание было самым сложным/интересным и какое правило они запомнили крепче всего.
Подведение итогов, награждение команд символическими дипломами (можно распечатать из формы) или «баллами цифровой репутации». Финальный вывод: «Безопасность в интернете – это не просто правила, это образ мышления».
Ссылка на 1 станцию: https://forms.gle/rf38EUCfenTiNsLo6
Ссылка на 2 станцию: https://learningapps.org/44534608
Ссылка на 3 станцию:https://forms.gle/M4Jqrs6tMBWZaKsS7
Ссылка на 4 станцию:https://learningapps.org/display?v=p1rv468gt25
Ссылка на 5 станцию:https://forms.gle/FYjJGBUEF2g3C9b48