Новые информационные технологии достигли такого размаха, что, пожалуй, не осталось сфер человеческой деятельности не затронутых глобальной сетью Интернет. В настоящее время интерес к сети Интернет продолжает расти. Получив своё развитие в годы информационного взрыва, Интернет стал неотъемлемой частью жизни большинства людей всего мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кибербезопасность школьника»
Быкова Е.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №15 имени Героя Советского Союза
Д.Я. Старостина»
г. Ульяновск
Кибербезопасность школьника
Новые информационные технологии достигли такого размаха, что, пожалуй, не осталось сфер человеческой деятельности не затронутых глобальной сетью Интернет. В настоящее время интерес к сети Интернет продолжает расти. Получив своё развитие в годы информационного взрыва, Интернет стал неотъемлемой частью жизни большинства людей всего мира. На просторах Всемирной паутины информация распространяется достаточно быстро, благодаря стремительно развивающимся техническим возможностям. Интернет представляет собой открытое окно в мир взрослой социальной, политический, экономической, др. жизни и содержит материалы, часто не подходящие для детей и одновременно может быть всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы различных сфер деятельности человека во всем мире. Сама информация, часто носит негативный, агрессивный характер, что оказывает большое влияние на социально-нравственные аспекты общественной жизни подрастающего поколения.
Формирование информационной культуры и безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и своевременный. Информационная безопасность в школе – вещь не простая, в образовательной организации этим вопросом занимаются в основном учителя информатики. Основная задача - формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности. Педагогу необходимо постоянно повышать уровень своей квалификации и профессионализма по данному вопросу, уметь грамотно организовать информационное пространство ребенка в компьютерном классе и совместными усилиями педагогов и родителей создать рабочую среду ребенка и в школе и дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамках общечеловеческих ценностей.
Действующее законодательство Российской Федерации обязывает обеспечивать безопасный Интернет учащимся и воспитанников.
В связи с этим, в школе разработаны методические рекомендации по организации безопасного доступа к сети Интернет в образовательном учреждении: распорядительные документы органов управления образованием всех уровней, регламентирующие доступ в Интернет образовательных организаций Ульяновской области; приказ об утверждении плана мероприятий по обеспечению информационной безопасности обучающихся образовательной организации в 2014-2016 годах; приказ о назначении ответственного за доступ в Интернет; приказ о назначении ответственного за внедрение и регулярное обновление системы контентной фильтрации доступа к сети Интернет; приказ об организации бесперебойной работы сети Интернет; правила использования сети Интернет в образовательном учреждении; положение об общественном Совете ОО по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете; положение об официальном сайте образовательного учреждения; инструкция для сотрудников образовательных учреждений и членов
Общественного Совета ОО о порядке действия при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет, приказ о составе Общественного Совета ОО; журнал доступа к ресурсам Интернет; журнал сбоев сети Интернет.
На всех школьных компьютерах установлены персональные контент-фильтры Интернет цензор для фильтрации сайтов по их содержимому, не позволяющие получить доступ к определённым сайтам или услугам сети Интернет. Интернет-фильтр, предназначенный для блокировки потенциально опасных сайтов. В основе работы программы лежит технология "белых списков", гарантирующая 100% защиту от опасных и нежелательных материалов. Дополнительно заключен договор с Провайдером о предоставлении фильтрации ресурсов сети Интернет на уровне DNS сервера позволяет ограничить доступ к определенным ресурсам не соответствующим задачам образования.
На все компьютеры установлен лицензионная антивирусная программа «Касперский», что обеспечивает безопасность школьной компьютерной сети. Координация и информационно – методическое обеспечение осуществляется заместителем директора по ИКТ.
Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля. Ведется журнал учета работы в Интернет.
Для решения вопросов безопасности Интернета в школе организован технический контроль, ведется профилактическая работа с обучающими и их родителями, доступны информационные ресурсы для всех участников образовательного процесса.
В школе каждый год проходит неделя физико-математических наук, в рамках которой проводится День Кибербезопасности. Проводятся уроки «Безопасного Интернета», классные часы по теме: «Интернет – друг, Интернет - враг», «Как безопасно пользоваться интернетом», «Угрозы в сети: миф или реальность?». Обучающиеся проводят опросы по теме «Безопасности в сети», выпускают памятки «Как вести себя в интернете», проводятся беседы «Как не стать интернет зависимым», «Где правда, а где ложь в Интернете». Для разъяснения родителям опасностей Интернета проводятся родительские собрания «Безопасный Интернет - детям».
Существует ряд сайтов, посвященных безопасности детей в Интернете: http://kvestsetevichok.ru/index.php/2015-09-17-14-45-01/metodicheskie-materialy, http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=3652, www.interneshka.net, ресурсы которых оказывают огромную помощь, как взрослым, так и детям. Также информация для родителей и детей по безопасной работе в Интернет размещена на официальном сайте школы и в информационных стендах http://education.simcat.ru/school15/about-13/.
Ежегодно обучающиеся школы становятся победителями региональных конкурсов и конференций по безопасному интернету: «Мастер - ИТ», «IT - Форсаж», конкурс интернет-сайтов «Овеянные славой. Война 1812 года», Международного детского творческого онлайн-конкурса интернешка, «24 - bit», конкурс творческих работ «Безопасный Интернет» Ростелеком.
В основе сети Интернет в первую очередь лежит доступ к огромным ресурсам информации. Поэтому образовательных организациях необходимо регулярно проводить работу по организации безопасных для обучающихся подходах к поиску и использованию информации в различных предметных областях. Появление тысячи новых сайтов и обновление уже имеющихся происходит ежедневно. Причем возможности сети так велики, что просто необходимо в этом бескрайнем мире информации защитить своего ребенка от неприятных последствий использования компьютеров и обеспечить формирование школьной безопасной информационной образовательной среды.