Информационные технологии в обучении студентов специальности «Металлургия черных металлов»
Информационные технологии в обучении студентов специальности «Металлургия черных металлов»
Нынешние информационные технологии, применяемые в техникуме, позволяют студентам и преподавательскому составу создавать видеоролики, качественную графику, объемные анимации, а также учебные материалы и презентации. Благодаря этому каждое практическое занятие превращается в интерактивный показ, где от преподавателя и студента требуется взаимосвязь при помощью компьютера и дополнительных технических средств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии в обучении студентов специальности «Металлургия черных металлов»»
Информационные технологии в обучении студентов специальности «Металлургия черных металлов»
Савельева Елена Ивановна,
преподаватель специальных дисциплин высшей категории ОСП «Индустриальный техникум» ГОУ ВПО ЛНР «Донбасский государственный
технический университет» Луганской Народной Республики, г. Алчевск
Нынешние информационные технологии, применяемые в техникуме, позволяют студентам и преподавательскому составу создавать видеоролики, качественную графику, объемные анимации, а также учебные материалы и презентации. Благодаря этому каждое практическое занятие превращается в интерактивный показ, где от преподавателя и студента требуется взаимосвязь при помощью компьютера и дополнительных технических средств. Для практических занятий с использованием информационных технологий требуются определенные умения и навыки, а также базовые знания владения компьютером и мультимедийными приложениями. Все проведенные интерактивные занятия могут долгое время храниться на съемных носителях и быть базой для последующих занятий: их можно дополнять, редактировать и всячески усовершенствовать. В информационный век студенту проще всего подготовиться к практическому занятию используя компьютерные технологии, поэтому количество взаимодействующих студентов на практическом занятии с помощью такого метода возрастает. Информационные технологии создают мощный толчок для студента узнавать, искать, делиться и применять новую информацию. Сегодняшний студент, получая информацию через компьютер, имеет возможность найти ответы на все вопросы и решить абсолютно любую задачу, поскольку наличие компьютера и интернета открывает широкий диапазон поиска и анализа получаемой информации. Компьютер и интернет предоставляет всевозможные обучающие системы, которые могут объяснять, как решить поставленную задачу и предлагает порой несколько допустимых и эффективных вариантов. Студент, имея несколько вариантов информации, может обратиться за помощью к преподавателю, чтобы обсудить самые оптимальные варианты и выявить наиболее рациональные. Компьютер может влиять на мотивацию студентов, раскрывая практическую значимость изучаемого материала. Применение новых технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, дает возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов.
Индивидуальная работа студента с компьютером и интернетом создает условия заинтересованности при выполнении заданий, которые предусмотрены учебной программой. Учебная программа разработана таким образом, что студенту интересны темы заданий, с которыми он будет работать, не создавая при этом высокой нагрузки на поиск информации по заданной теме и без лишнего внимания от окружающих.
Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку освоения различных предметов, а также учебного и демонстрационного оборудования в виде наглядных пособий и модульных тренажеров, позволяет организовать в учебном процессе исследовательскую деятельность, обеспечивает возможностью самостоятельной учебной и предметной деятельности с информационными технологиями.
Сегодня компьютер берет на себя ответственность следить за деятельностью студентов, обеспечивая их гибким учебным процессом. Студент за компьютером при обдумывании ответа может провести столько времени, сколько ему будет необходимо для решения поставленной задачи. Больше не возникает вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, компьютер подсчитывает правильно выполненные задания, суммирует и выдает оценку. Результат оценки не нужно долго ждать, все происходит мгновенно, - это дает возможность студенту либо убедиться в своих знаниях, либо изменить неверно введенный ответ, или же проконсультироваться с преподавателем. Студенты, которые сразу же знают свои результаты и могут увидеть, где возникли ошибки и над чем нужно работать, в дальнейшем смогут научиться самоконтролю и самокоррекции. Во время практических занятий преподаватель может наблюдать за студентами и фиксировать проявление таких качеств, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из источников, самостоятельный поиск. Преподаватель, основываясь на личностных качествах каждого студента, имеет все ресурсы, чтобы построить собственную деятельность по управлению учебным процессом направленную на развитие потенциальных возможностей студентов к обучению. Эффективность процесса зависит от созданных условий вокруг учебного развития с помощью компьютерных технологий. Поэтому, компьютерная технология должна быть органично включена в целостный процесс обучения при изучении различных учебных дисциплин. Только в этом случае компьютерные технологии станут мощным фактором повышения эффективности обучения по всем учебным дисциплинам. Применяя компьютер на занятиях необходимо, чтобы использовались предметно-ориентированные программно-методические комплексы, соответствующие содержанию и логике изучения учебного предмета. Благодаря этому будет реализована дидактическая роль компьютера как инструмента познания. Использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью практического занятия, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению поставленных задач.
По итогам педагогических исследований можно судить об эффективности использования компьютерных технологий при ознакомлении студентов с новым учебным материалом, на этапе закрепления изученного материала, в процессе формирования умений и навыков и применении их на практике, при контроле знаний. Использование ПК в учебном процессе возможно только при наличии положительных взаимоотношениях между педагогом и студентом. В противном случае, студенты не будут заинтересованы в вопросы изучения материалов с помощью ПК. Чтобы создать положительную атмосферу на занятиях, способствующую сформировать у студентов желание и мотивацию к изучению и использованию ПК в учебном процессе, необходимо создать все условия, чтобы доступ к компьютеру и интернету в техникуме было у каждого студента.
Замечены положительные стороны в использовании ПК в образовательном процессе:
новшество внедрения ПК в учебный процесс вызывает у студентов повышенный интерес к работе и усиливает мотивацию к изучению предмета;
цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь делает информацию более запоминающейся;
ПК строит индивидуальное обучение исходя из знаний студента, его памяти, восприятия и мышления;
ПК позволяет реализовать личностную манеру общения;
ПК мгновенно может включить студента в учебный процесс, и сосредоточить его внимание на актуальных вопросах изучаемой темы;
ПК позволяет расширить наборы применяемых учебных задач;
благодаря ПК студенты используют ранее недоступную информацию.
Говоря о пользе компьютерных технологий в обучении, не следует считать компьютер абсолютно универсальным средством. Компьютерное обучение не должно занимать центральное место во всем учебном процессе. Компьютер не должен подменять собой взаимоотношения между преподавателем и студентом, в противном случае образование утратит гуманитарный аспект.
На своих практических занятиях, я часто использую компьютер. Используется интерактивная модель. Она была разработана в качестве образовательного и обучающего средства предназначенного для студентов.
Цель работы с моделью заключается в управлении кислородным конвертером, обработке чугуна, введение различных добавок, кислородная продувка, выпуск плавки необходимого состава в ковш с соблюдением временных и температурных ограничений.
Компоновка оборудования, используемого в нашей модели, представлена на рисунке 1. После запуска модели студент видит видео, в котором показана завалка в конвертер лома и различных добавок, таких как известь и доломит (на выбор пользователя). После завалки твердого сырья чугун из транспортного ковша заливается в конвертер (рис.2). Работа с моделью завершается экраном обзора результатов после выпуска стали в ковш.
Моделирование можно осуществлять с разной скоростью – от ×1 до ×32. Скорость можно изменять в любой момент работы с моделью. Однако скорость будет автоматически переключаться на ×1, когда будут происходить важные события. После выпуска стали из конвертера работа с моделью завершается, отображают результаты плавки (рис.3), а также общие производственные затраты (в $ на тонну).
Рисунок 1. Компоновка оборудования
Рисунок 2. Заливка чугуна в конвертера
Рисунок 3. Результат оценивания
Список литературы:
1.Борнацкий И.И., Михневич В.Ф., Яргин С.А. Производство стали. - М., Металлургия, 1991. - 480 с.
2. Старов Г.Л. Производство стали в конверторах. - Киев; Техника, 1987.-165с.
3. Баптизманський В.М. и др. Конверторные процессы производства стали. Теория, технология, конструкции агрегатов. - К; Вуза школа, 1984 г. -343 с.