kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Железо.Нахождение в природе.Свойства железа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Железо.Нахождение в природе.Свойства железа

Цели урока:

Образовательные:сформировать понятие о железе как химическом элементе и простом веществе. представление о физических и химических свойствах железа в зависимости от проявляемой им степени окисления и природы окислителя;

Развивающие: развивать теоретическое мышление учащихся и их умения прогнозировать свойства вещества, опираясь на знания о его строении;развивать способности проводить анализ, сравнивать и обобщать.

Воспитательные:воспитывать коммуникативные навыки, формировать научное мировоззрение, интерес к предмету, поддерживать устойчивую мотивацию к изучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета и использования ИКТ – технологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Железо.Нахождение в природе.Свойства железа»

9-класс

Тема урока: Железо. Нахождение в природе. Свойства железа

Цели урока:

Образовательные: сформировать понятие о железе как химическом элементе и простом веществе. представление о физических и химических свойствах железа в зависимости от проявляемой им степени окисления и природы окислителя;

Развивающие:  развивать теоретическое мышление учащихся и их умения прогнозировать свойства вещества, опираясь на знания о его строении;развивать способности проводить анализ, сравнивать и обобщать.

Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, формировать научное мировоззрение, интерес к предмету, поддерживать устойчивую мотивацию к изучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета и использования ИКТ – технологии.

Задачи урока:

  • актуализировать знания учащихся по теме: “Строение атома”;

  • организовать коллективную работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата;

  • рассмотреть свойства железа;

  • организовать самостоятельную исследовательскую работу в парах по изучению качественных реакций на соединения железа.

Планируемые результаты обучения.

  • - учащиеся должны знать положение химического элемента железа в ПСХЭ, уметь характеризовать свойства атома на основании положения в ПСХЭ, особенности строения атома железа;

  • - уметь объяснять химические реакции, протекающие между простым веществом железом и простыми и сложными веществами;

  • - уметь записывать ОВР, указывать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления;

  • - знать общие физические свойства, области применения и биологическую роль железа.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, метод самостоятельной исследовательской работы (работа в парах).

Оборудование: проектор, компьютер, электронная презентация, видеофрагменты, лабораторное оборудование и реактивы

Ход урока:

I. Оргмомент

II .Мотивация

Прочитайте отрывок и скажите, о каком металле в нём говорится?

Впишите пропущенные слова (работа на индивидуальных карточках)

……………..в переводе с шумерского языка – это металл, “капнувший с неба, небесный”. Первое ………. с которым столкнулось человечество, было ……………… .из метеоритов. Впервые доказал, что “………….. камни падают с неба”, в 1775 г. русский ученый П.С. Палас, который привез в Петербург глыбу самородного …………… метеорита весом 600 кг. Самым крупным ………….. метеоритом является найденный в 1920 г. в Юго-Западной Африке метеорит “Гоба” весом около 60 т. Вспомним гробницу Тутанхамона: золото, золото. Великолепная работа восхищает, блеск слепит глаза. Но вот что пишет К.Керрам в книге “Боги, гробницы, ученые” о маленьком ……………. амулете Тутанхамона: “Амулет относится к числу наиболее ранних изделий Египта, и в гробнице, наполненной чуть ли не до отказа золотом, именно эта скромная находка имела наибольшую с точки зрения истории культуры ценность”. Всего несколько ………….. изделий было найдено в гробнице фараона, среди них …………… амулет бога Гора, небольшой кинжальчик с …………… клинком и золотой рукояткой, маленькая …………… скамеечка “Урс”.

Учитель: Железо было известно еще в доисторические времена, но широкое применение получило гораздо позже, т.к. в чистом виде его в природе встречается очень редко, а получение его из руды стало возможным гораздо позже. Железо один из важнейших металлов в настоящее время. Одновременно это и оружие войны и средства мирного производства. Поэтому, сегодня речь пойдет о железе.

III. Изучение нового материала

1.Самостоятельная работа с учебником, дополнения учителя

Характеристика по плану:

1.Положение железа в ПСХЭ (период, ряд, группа, подгруппа, порядковый номер)

2.Атомное строение (число электронов, протонов , нейтронов, относительная атомная масса)

3.Электронные слои, распределение электронов по слоям, электронная конфигурация,возможные валентности и степени окисления

4.Распространенность железа в природе, его роль

5.Физические свойства

1-3. Положение железа в периодической таблице химических элементов и строение его атома

Железо - это d- элемент VIII группы; порядковый номер – 26; атомная масса Ar(Fe) = 56; состав атома: 26-протонов; 30 – нейтронов; 26 – электронов.Схема строения атома:  Электронная формула: 1s22s22p63s23p63d64s2, Металл средней активности, восстановитель:Fe0-2e-→Fe+2, окисляется восстановитель, Fe0-3e-→Fe+3, окисляется восстановитель. Основные степени окисления: +2, +3

  4. Распространённость железа

Железо – один из самых распространенных элементов в природе. В земной коре его массовая доля составляет 5,1%, по этому показателю оно уступает только кислороду, кремнию и алюминию. Много железа находится и в небесных телах, что установлено по данным спектрального анализа. В образцах лунного грунта, которые доставила автоматическая станция “Луна”, обнаружено железо в неокисленном состоянии.Железные руды довольно широко распространены на Земле. Названия гор на Урале говорят сами за себя: Высокая, Магнитная, Железная. Агрохимики в почвах находят соединения железа.Железо входит в состав большинства горных пород. Для получения железа используют железные руды с содержанием железа 30-70% и более.

Основными железными рудами являются: магнетит (магнитный железняк) – Fe3O4 содержит 72% железа, месторождения встречаются на Южном Урале, Курской магнитной аномалии. Гематит (железный блеск, кровавик)– Fe2O3 содержит до 65% железа, такие месторождения встречаются в Криворожском районе. Лимонит (бурый железняк) – Fe2O3*nH2O содержит до 60% железа, месторождения встречаются в Крыму:Пирит (серный колчедан, железный колчедан, кошачье золото) – FeS2 содержит примерно 47% железа, месторождения встречаются на Урале.

  Роль железа в жизни человека и растений

Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав чрезвычайно сложно построенного органического соединения, называемого гемоглобином, железо обусловливает красную окраску этого вещества, от которого в свою очередь, зависит цвет крови человека и животных. В организме взрослого человека содержится 3 г чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина. Основная роль гемоглобина – перенос кислорода из легких к тканям, а в обратном направлении – CO2. Железо необходимо и растениям. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья. Маленькая добавка железа к субстрату – и они приобретают зеленый цвет. Больше того, стоит белый лист смазать раствором соли, содержащей железо, и вскоре смазанное место зеленеет. Так от одной и той же причины – наличия железа в соках и тканях – весело зеленеют листья растений и ярко румянятся щеки человека.

5. Физические свойства железа.

Железо – это серебристо-белый металл с температурой плавления 1539оС. Очень пластичный, поэтому легко обрабатывается, куется, прокатывается, штампуется. Железо обладает способностью намагничиваться и размагничиваться, поэтому применяется в качестве сердечников электромагнитов в различных электрических машинах и аппаратах. Ему можно придать большую прочность и твердость методами термического и механического воздействия, например, с помощью закалки и прокатки.Различают химически чистое и технически чистое железо. Технически чистое железо, по сути, представляет собой низкоуглеродистую сталь, оно содержит 0,02 -0,04% углерода, а кислорода, серы, азота и фосфора – еще меньше. Химически чистое железо содержит менее 0,01% примесей. Химически чистое железо – серебристо-серый, блестящий, по внешнему виду очень похожий на платину металл. Химически чистое железо устойчиво к коррозии  и хорошо сопротивляется действию кислот. Однако ничтожные доли примесей лишают его этих драгоценный свойств.

  Получение железа –рассказ учителя с демонстрацией видео опыта

Восстановлением из оксидов углём или оксидом углерода (II), а также водородом:

1)FeO + C = Fe + CO 2) Fe2O3 + 3CO = 2Fe + 3CO2 3)Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O

Видео Опыт "Получение железа алюминотермией"



Химические свойства железа-беседа,составление учащимися уравнений химических реакций,просмотр видеоопытов

Как элемент побочной подгруппы железо может проявлять несколько степеней окисления. Мы рассмотрим только соеди­нения, в которых железо проявляет степени окисления +2 и +3. Таким образом, можно говорить, что у железа имеется два ряда соединений, в которых оно двух- и трехвалентно.

1) На воздухе железо легко окисляется в присутствии влаги (ржавление):

 

4Fe + 3O2 + 6H2 O = 4Fe(OH)3

 

2) Накалённая железная проволока горит в кислороде, образуя окалину - оксид железа (II,III) - вещество чёрного цвета:

 

3Fe + 2O2 = Fe3O4

C  кислородом во влажном воздухе образуется Fe2O3*nH2O

 Опыт "Взаимодействие железа с кислородом"

3)  При высокой температуре (700–900°C) железо реагирует с парами воды:

 

3Fe + 4H2t˚C→  Fe3O4 + 4H2­

 4)     Железо реагирует с неметаллами при нагревании:

 2Fe + 3Br2  t˚C→  2FeBr3

Fe + S  t˚C→  FeS

 

5)     Железо легко растворяется в соляной и разбавленной серной кислотах при обычных условиях:

 

Fe + 2HCl = FeCl2 + H2­

Fe + H2SO4(разб.) = FeSO4 + H2­

 

6) В концентрированных кислотах – окислителях железо растворяется только при нагревании

 

2Fe + 6H2SO4(конц.)  t˚C→  Fe2(SO4)3 + 3SO2­ + 6H2O

Fe + 6HNO3(конц.)  t˚C→  Fe(NO3)3 + 3NO2­ + 3H2O

 

На холоде концентрированные азотная и серная кислоты пассивируют железо!

 Опыт "Взаимодействие железа с концентрированными кислотами"

7)     Железо вытесняет металлы, стоящие правее его в ряду напряжений из растворов их солей.

 

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

8) Качественные реакции на Железо (II),Железо (III)-практическая работа в парах, обсуждение результатов

У вас в пробирках  две соли железа, прилейте к ним небольшое количество гидроксида натрия.  ( NaOH)

Отметьте цвет полученных веществ.

Исследуемое вещество

Цвет раствора до реакции

Реактив

Цвет раствора после реакции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Закрепление материала

Задания для закрепления –работа уч-ся у доски

№1. Составьте уравнения реакций получения железа из его оксидов Fe2O3 и Fe3O4 , используя в качестве восстановителя:
а) водород;
б) алюминий;
в) оксид углерода (II).
Для каждой реакции составьте электронный баланс.

V.Подведение итогов,рефлексия

Д/З §48(Г.Е.Рудзитис,Ф.Г.Фельдман),задание №2 и

1. Осуществите превращения по схеме:
Fe2O3   -    Fe    -+H2O, t -    X    -+CO, t-    Y    -+HCl-    Z
Назовите продукты X, Y, Z?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Железо.Нахождение в природе.Свойства железа

Автор: Гупало Татьяна Валерьевна

Дата: 14.05.2019

Номер свидетельства: 510136


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1830 руб.
2620 руб.
1660 руб.
2370 руб.
1830 руб.
2620 руб.
1650 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства