Тема урока: Железо.Нахождение в природе.Свойства железа
Цели урока:
Образовательные:сформировать понятие о железе как химическом элементе и простом веществе. представление о физических и химических свойствах железа в зависимости от проявляемой им степени окисления и природы окислителя;
Развивающие:развивать теоретическое мышление учащихся и их умения прогнозировать свойства вещества, опираясь на знания о его строении;развивать способности проводить анализ, сравнивать и обобщать.
Воспитательные:воспитывать коммуникативные навыки, формировать научное мировоззрение, интерес к предмету, поддерживать устойчивую мотивацию к изучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета и использования ИКТ – технологии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Железо.Нахождение в природе.Свойства железа»
9-класс
Тема урока: Железо. Нахождение в природе. Свойства железа
Цели урока:
Образовательные: сформировать понятие о железе как химическом элементе и простом веществе. представление о физических и химических свойствах железа в зависимости от проявляемой им степени окисления и природы окислителя;
Развивающие: развивать теоретическое мышление учащихся и их умения прогнозировать свойства вещества, опираясь на знания о его строении;развивать способности проводить анализ, сравнивать и обобщать.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, формировать научное мировоззрение, интерес к предмету, поддерживать устойчивую мотивацию к изучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета и использования ИКТ – технологии.
Задачи урока:
актуализировать знания учащихся по теме: “Строение атома”;
организовать коллективную работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата;
рассмотреть свойства железа;
организовать самостоятельную исследовательскую работу в парах по изучению качественных реакций на соединения железа.
Планируемые результаты обучения.
- учащиеся должны знать положение химического элемента железа в ПСХЭ, уметь характеризовать свойства атома на основании положения в ПСХЭ, особенности строения атома железа;
- уметь объяснять химические реакции, протекающие между простым веществом железом и простыми и сложными веществами;
- уметь записывать ОВР, указывать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления;
- знать общие физические свойства, области применения и биологическую роль железа.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, метод самостоятельной исследовательской работы (работа в парах).
Оборудование: проектор, компьютер, электронная презентация, видеофрагменты, лабораторное оборудование и реактивы
Ход урока:
I. Оргмомент
II .Мотивация
Прочитайте отрывок и скажите, о каком металле в нём говорится?
Впишите пропущенные слова (работа на индивидуальных карточках)
……………..в переводе с шумерского языка – это металл, “капнувший с неба, небесный”. Первое ………. с которым столкнулось человечество, было ……………… .из метеоритов. Впервые доказал, что “………….. камни падают с неба”, в 1775 г. русский ученый П.С. Палас, который привез в Петербург глыбу самородного …………… метеорита весом 600 кг. Самым крупным ………….. метеоритом является найденный в 1920 г. в Юго-Западной Африке метеорит “Гоба” весом около 60 т. Вспомним гробницу Тутанхамона: золото, золото. Великолепная работа восхищает, блеск слепит глаза. Но вот что пишет К.Керрам в книге “Боги, гробницы, ученые” о маленьком ……………. амулете Тутанхамона: “Амулет относится к числу наиболее ранних изделий Египта, и в гробнице, наполненной чуть ли не до отказа золотом, именно эта скромная находка имела наибольшую с точки зрения истории культуры ценность”. Всего несколько ………….. изделий было найдено в гробнице фараона, среди них …………… амулет бога Гора, небольшой кинжальчик с …………… клинком и золотой рукояткой, маленькая …………… скамеечка “Урс”.
Учитель:Железо было известно еще в доисторические времена, но широкое применение получило гораздо позже, т.к. в чистом виде его в природе встречается очень редко, а получение его из руды стало возможным гораздо позже. Железо один из важнейших металлов в настоящее время. Одновременно это и оружие войны и средства мирного производства. Поэтому, сегодня речь пойдет о железе.
III. Изучение нового материала
1.Самостоятельная работа с учебником, дополнения учителя
Характеристика по плану:
1.Положение железа в ПСХЭ (период, ряд, группа, подгруппа, порядковый номер)
3.Электронные слои, распределение электронов по слоям, электронная конфигурация,возможные валентности и степени окисления
4.Распространенность железа в природе, его роль
5.Физические свойства
1-3. Положение железа в периодической таблице химических элементов и строение его атома
Железо - это d- элемент VIII группы; порядковый номер – 26; атомная масса Ar(Fe) = 56; состав атома: 26-протонов; 30 – нейтронов; 26 – электронов.Схема строения атома: Электронная формула: 1s22s22p63s23p63d64s2, Металл средней активности, восстановитель:Fe0-2e-→Fe+2, окисляется восстановитель, Fe0-3e-→Fe+3, окисляется восстановитель. Основные степени окисления: +2, +3
4. Распространённость железа
Железо – один из самых распространенных элементов в природе. В земной коре его массовая доля составляет 5,1%, по этому показателю оно уступает только кислороду, кремнию и алюминию. Много железа находится и в небесных телах, что установлено по данным спектрального анализа. В образцах лунного грунта, которые доставила автоматическая станция “Луна”, обнаружено железо в неокисленном состоянии.Железные руды довольно широко распространены на Земле. Названия гор на Урале говорят сами за себя: Высокая, Магнитная, Железная. Агрохимики в почвах находят соединения железа.Железо входит в состав большинства горных пород. Для получения железа используют железные руды с содержанием железа 30-70% и более.
Основными железными рудами являются: магнетит (магнитный железняк) – Fe3O4 содержит 72% железа, месторождения встречаются на Южном Урале, Курской магнитной аномалии. Гематит (железный блеск, кровавик)– Fe2O3содержит до 65% железа, такие месторождения встречаются в Криворожском районе. Лимонит (бурый железняк) – Fe2O3*nH2O содержит до 60% железа, месторождения встречаются в Крыму:Пирит (серный колчедан, железный колчедан, кошачье золото) – FeS2 содержит примерно 47% железа, месторождения встречаются на Урале.
Роль железа в жизни человека и растений
Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав чрезвычайно сложно построенного органического соединения, называемого гемоглобином, железо обусловливает красную окраску этого вещества, от которого в свою очередь, зависит цвет крови человека и животных. В организме взрослого человека содержится 3 г чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина. Основная роль гемоглобина – перенос кислорода из легких к тканям, а в обратном направлении – CO2. Железо необходимо и растениям. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья. Маленькая добавка железа к субстрату – и они приобретают зеленый цвет. Больше того, стоит белый лист смазать раствором соли, содержащей железо, и вскоре смазанное место зеленеет. Так от одной и той же причины – наличия железа в соках и тканях – весело зеленеют листья растений и ярко румянятся щеки человека.
5. Физические свойства железа.
Железо – это серебристо-белый металл с температурой плавления 1539оС. Очень пластичный, поэтому легко обрабатывается, куется, прокатывается, штампуется. Железо обладает способностью намагничиваться и размагничиваться, поэтому применяется в качестве сердечников электромагнитов в различных электрических машинах и аппаратах. Ему можно придать большую прочность и твердость методами термического и механического воздействия, например, с помощью закалки и прокатки.Различают химически чистое и технически чистое железо. Технически чистое железо, по сути, представляет собой низкоуглеродистую сталь, оно содержит 0,02 -0,04% углерода, а кислорода, серы, азота и фосфора – еще меньше. Химически чистое железо содержит менее 0,01% примесей. Химически чистое железо – серебристо-серый, блестящий, по внешнему виду очень похожий на платину металл. Химически чистое железо устойчиво к коррозии и хорошо сопротивляется действию кислот. Однако ничтожные доли примесей лишают его этих драгоценный свойств.
Получение железа –рассказ учителя с демонстрацией видео опыта
Восстановлением из оксидов углём или оксидом углерода (II), а также водородом:
1)FeO + C = Fe + CO 2) Fe2O3 + 3CO = 2Fe + 3CO2 3)Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O
ВидеоОпыт"Получение железа алюминотермией"
Химические свойства железа-беседа,составление учащимися уравнений химических реакций,просмотр видеоопытов
Как элемент побочной подгруппы железо может проявлять несколько степеней окисления. Мы рассмотрим только соединения, в которых железо проявляет степени окисления +2 и +3. Таким образом, можно говорить, что у железа имеется два ряда соединений, в которых оно двух- и трехвалентно.
1) На воздухе железо легко окисляется в присутствии влаги (ржавление):
4Fe + 3O2 + 6H2 O = 4Fe(OH)3
2) Накалённая железная проволока горит в кислороде, образуя окалину - оксид железа (II,III) - вещество чёрного цвета:
3Fe + 2O2 = Fe3O4
C кислородом во влажном воздухе образуетсяFe2O3*nH2O
Опыт "Взаимодействие железа с кислородом"
3) При высокой температуре (700–900°C) железо реагирует с парами воды:
3Fe + 4H2O t˚C→ Fe3O4 + 4H2
4) Железо реагирует с неметаллами при нагревании:
2Fe + 3Br2t˚C→ 2FeBr3
Fe + S t˚C→ FeS
5) Железо легко растворяется в соляной и разбавленной серной кислотах при обычных условиях:
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2
Fe + H2SO4(разб.) = FeSO4 + H2
6) В концентрированных кислотах – окислителях железо растворяется только при нагревании
2Fe + 6H2SO4(конц.) t˚C→ Fe2(SO4)3 + 3SO2 + 6H2O
Fe + 6HNO3(конц.) t˚C→ Fe(NO3)3 + 3NO2 + 3H2O
На холоде концентрированные азотная и серная кислоты пассивируют железо!
Опыт "Взаимодействие железа с концентрированными кислотами"
7) Железо вытесняет металлы, стоящие правее его в ряду напряжений из растворов их солей.
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
8)Качественные реакции на Железо (II),Железо (III)-практическая работа в парах, обсуждение результатов
У вас в пробирках две соли железа, прилейте к ним небольшое количество гидроксида натрия. ( NaOH)
Отметьте цвет полученных веществ.
№
Исследуемое вещество
Цвет раствора до реакции
Реактив
Цвет раствора после реакции
IV.Закрепление материала
Задания для закрепления –работа уч-ся у доски
№1. Составьте уравнения реакций получения железа из его оксидов Fe2O3 и Fe3O4 , используя в качестве восстановителя: а) водород; б) алюминий; в) оксид углерода (II). Для каждой реакции составьте электронный баланс.
V.Подведение итогов,рефлексия
Д/З §48(Г.Е.Рудзитис,Ф.Г.Фельдман),задание №2 и
1. Осуществите превращения по схеме: Fe2O3 - Fe -+H2O, t - X -+CO, t- Y -+HCl- Z Назовите продукты X, Y, Z?