Просмотр содержимого документа
«Занимательные опыты по теме «Химические реакции вокруг нас»»
Занимательные опыты по теме «Химические реакции вокруг нас»
Основная цель- расширение и углубление знаний учащихся, развитие
познавательных интересов.
Мы живем не только в мире людей, мире животных и растений, но
и в мире веществ. Вещества окружают нас. Вещества в нас самих. Мы
сами из веществ. Присмотримся к обыкновенным веществам, выполняя
следующие занимательные опыты.
Дым без огня. В один чисто вымытый цилиндр наливают несколько ка-
пель концентрированной соляной кислоты, а в другой - раствор аммиака. Оба цилиндра закрывают крышками и ставят друг от друга
на некотором расстоянии. Перед опытом показывают, что цилиндры
пусты. Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой ( на стенках)
переворачивают вверх дном и ставят на крышку цилиндра с аммиаком.
Крышку убирают : образуется белый дым, представляющий мельчайшие
Частицы хлорида аммония. Он образуется при взаимодействии соляной
Кислоты с аммиаком.
NH3 + HCl =NH4Cl
Превращение жидкости в студень. В химический стакан наливают 100 г Силиката натрия и прибавляют 5мл 24% -го раствора соляной кислоты.
Размешивают стеклянной палочкой смесь этих растворов и держат палочку в растворе вертикально. Через 1-2 мин. палочка уже не пада-
ет в растворе ,потому что жидкость загустела так, что не выливается из стакана.
Уголь из сахара. Отвешивают 30 г сахарной пудры и переносят ее в химический стакан. Приливают к сахарной пудре 12 мл концентриро-
ванной серной кислоты. Перемешивают стеклянной палочкой сахар и кислоту в кашеобразную массу. Через некоторое время смесь чернеет и разогревается, и вскоре из стакана начинает выползать пористая уголь-
ная масса.
«Зелёный огонь». Борная кислота с этиловым спиртом образуют слож-
ный эфир :
HBO + 3C2H5OH = B(OC2H5)3 + 3H2O
В фарфоровую чашечку насыпают 1г борной кислоты, приливают 10мл
спирта и 1мл серной кислоты. Смесь перемешивают стеклянной палоч-
кой и поджигают. Пары эфира горят зелёным пламенем.
Разные способы получения «молока». Для опыта готовят растворы:
Хлорида бария и сульфата натрия; хлорида кальция и карбоната натрия.
Сливают эти растворы в отдельные стаканы. В каждом из них образует-
ся «молоко» -нерастворимые соли белого цвета:
Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2 NaCl
Na2CO3 + CaC = CaCO3 + 2NaCl
Превращение «молока в воду». К белому осадку, полученному слива-
нием растворов хлорида кальция и карбоната натрия, добавляют избыток соляной кислоты. Жидкость вскипает и становится бесцветной и прозрачной.
CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3 + 2NaCl
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2
Превращение «воды в вино». Во время демонстрации опыта раствор
щёлочи NaOH влить в стакан, на дне которого находится несколько капель спиртового раствора фенолфталеина. Смесь приобретает малино-
вую окраску, напоминающую вино.
Извержение миниатюрного вулкана. Перед демонстрацией опыта на асбестовую сетку горкой насыпать 2 чайных ложки бихромата аммония. Во время демонстрации опыта над пламенем спиртовки сильно нагреть стеклянную палочку и вставить её в самую середину горки. После того как реакция началась, палочку вынуть. Происходит бурный выброс зелёного порошка с воспламенением напоминающим по внешнему виду извержение миниатюрного вулкана. Эффект реакции можно усилить, если примешать к бихромату немного опилок металлического магния. При этом наряду с «лавой» будут вылетать «раскалённые камни». Бихромат аммония при лёгком нагревании самопроизвольно разлагается на зелёный оксид хрома Cr2O3, газообразный азот и воду. Реакция экзотермическая.
(NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + 4H2O + N2; 2Mg + O2= 2MgO
Перед проведением опытов учащиеся записывают в тетради теоретические данные о свойствах веществ, с которыми предстоит работать.
При проведении опытов необходимо соблюдать технику безопасности. Спокойные и уверенные манипуляции - залог успеха во время опыта.
Литература.
Урок окончен – занятия продолжаются. Под ред. Злотникова.