Расширяются и углубляются знания по типам расчетных задач. Задачи на смеси в школьном курсе рассматриваются в малом объеме. На данном уроке задачи на смеси классифицируются по нескольким признакам. Приводятся примеры на каждый случай и предлагаются задачи для самостоятельного решения. Решения задач на смеси можно применять при изучении любых элементов и их соединений периодической системы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Задачи на «смеси», «материальный баланс» »
Урок химии в 9 классе
Тема: Задачи на «смеси», «материальный баланс»
Цель: рассмотреть типы смесей, составить алгоритм решения и привести примеры.
Задачи:
- установить типы смесей по составу и способу математического решения их;
- отработать электролиз расплавов и растворов на примерах усложненных и комбинированных заданий.
Ход работы.
Объяснение учителя:
Смеси – это системы, состоящие из двух или более компонентов. Смеси различают механические (твердые, жидкие и газообразные) и сплавы (твердые смеси). Простейшая по составу смесь состоит из двух компонентов.
Компоненты смеси могут реагировать с действующим на них веществом по – разному:
- могут реагировать оба, но образовывать разные продукты, например, кальций с поверхности покрыт оксидной пленкой и при действии на него соляной кислоты выделяется водород, который может помочь установить количественный состав смеси:
Ca + 2HCl → CaCl2 + H2
CaO + 2HCl → CaCl2 + H2O;
- смесь состоит из двух компонентов, один из которых не реагирует с действующим веществом на смесь, например, смесь меди и цинка в реакции с соляной кислотой. Медь, как неактивный металл, стоящий в ряду активности после водорода, не реагирует, а цинк реагирует с выделением водорода ввиду активности его;
- смесь состоит из двух компонентов, которые одинаково реагируют с действующим на них веществом, например, цинк и магний с соляной кислотой. Оба металла активные и одинаково образуют в реакции водород. Такого типа задачи решают с использованием системы уравнений.
Смеси могут состоять из трех и более компонентов, поэтому способы решения их различны и такие задачи относят к комбинированным.
Рассмотрим алгоритм решения задачи на смесь двух газов:
Задача 1: Доронькина В.Н. № 13
19 г смеси метана и этана (н.у.) занимает объем 16,8 л. Определите объемную долю газов в смеси.
Решение: необходимо ввести дополнительную величину – количество вещества, которая поможет составить систему уравнений для получения результата. Примем моль метана за «х», моль этана за «у» и составим систему уравнений.
Доронькина В.Н. № 4.29. Для того, чтобы полностью растворить 5,12 г железа, содержащего, возможно, примеси его оксида, было израсходовано 62,75 мл раствора соляной кислоты с массовой долей 10% и плотностью 1,047 г/мл. Объем выделившегося газа составил при этом 1,12 л (н.у.). Определите состав смеси.
0,05 моль 0,1 моль 0,05 моль
Решение: Fe + 2HCl → FeCl2 + H2 (1)
2,32 г 0,08 моль
FeхОу + 2уHCl → хFeCl2у/х + уН2О (2)
56х + 16у 2у моль
Рассчитаем количества вещества: υ (Н2) = 1,12 л / 22,4 л/моль = 0,05 моль;
w (Fe) = 2,8 / 5,12 = 54,69%; w (Fe3O4) = 2,32 / 5,12 = 45,31%.
Врублевский, с. 11, № 6.
В смеси гидридов кальция и натрия массой 6,4 г w (H) = 0,04688. Определите массы CaH2 NaH.
х моль х моль у моль 2у моль
Решение: NaH ------- H CaH2 -------- 2H
24 г 42 г
m (H) = 6,4 * 0, 04688 = 0,3 г. υ (Н) = 0,3 моль
24х + 42у = 6,4 х = 0,0334 моль m (NaH) = 0,8 г
х + 2у = 0,3 у = 0,13333 моль m (CaH2) = 5,6 г
№ 55, с. 44. При анализе природного образца хлорида натрия в нем обнаружено 55% хлора по массе. Чему равна массовая доля хлорида натрия в природном образце.
Решение: пусть масса образца равна 100 г, тогда масса хлора составит 55 г. υ (Сl) = 1,55 моль. 1,55 моль 1,55 моль
NaCl ------- Cl m (NaCl) = 58,5 г/моль * 1,55 моль = 90,63 г, значит w (NaCl) = 90,63%.
№ 61. В каком количественном (моль) соотношении надо взять хлориды натрия и калия, чтобы при получении из них хлорида серебра масса последнего на 129,6% превысила массу исходной смеси?
Решение: пусть масса смеси равна 100 г. тогда масса хлорида серебра составит (100 + 129,6) = 229,6 г; υ (AgCl) = 1,6 моль.
х + у = 1,6 х = 1,2 моль х : у = 1,2 : 0,4 = 3 : 1
58,5х + 74у = 100 у = 0,4 моль
Задачи для самостоятельного решения.
1. К раствору, полученному из 3,076 г смеси медного купороса и глауберовой соли, прибавили избыток раствора хлорида бария, при этом выпало 2,33 г осадка. Определите массовый состав исходной смеси.
2. (Свешникова Г.В.), стр. 128, № 7.37)
Светильный газ, являющийся одним из продуктов перегонки каменного угля, состоит в основном из водорода и метана. Кроме того, в его состав входят этилен, монооксид и диоксид углерода, азот. При встряхивании пробы светильного газа объемом 100 мл (н.у.) с раствором едкого натра, объем смеси уменьшился на 2,5 мл, с бромной водой – на 4 мл. Адсорбция с помощью аммиачного раствора однохлористой меди выводит из состава такой же пробы монооксид углерода, при этом объем пробы становится меньше на 7,5 мл. при сгорании пробы такого же объема образовалось 0,0944 г диоксида углерода и 0,0948 г воды. Определите состав светильного газа.