Самоанализ урока
1. Оценка общей структуры урока.
Урок химии в 10 классе базового уровня по Теме: «Полисахариды» является продолжением изучения раздела органической химии «Углеводы». Основное внимание при изучении данного раздела уделено веществу глюкозе, мне же представляется важным, чтобы ребята получили представление о полисахаридах. Тип урока: Урок изучения нового материала.
Общедидактическая цель урока: Создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами системы вопросов и заданий уровневого характера для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Образовательные задачи: Создать условия для формирования понятий о свойствах, строении, нахождении в природе и применении крахмала и целлюлозы.
Способствовать формированию понимания взаимосвязи между строением, свойствами и практическим значением полисахаридов.
Развивающие задачи: Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике.
Воспитательные задачи: Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах.
Ведущая идея: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению химии через использование технологии критического мышления, как средства активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Форма урока: Беседа с элементами исследовательской деятельности.
Методы обучения: Объяснительно - иллюстративный, исследовательский.
Элементы данного урока чётко выделены в технологической карте, с примерным расчётом времени на каждый этап занятия.
2. Реализация основной дидактической цели урока.
В уроке получили отражение не только требования программы по данной теме, но и дополнительный практико-ориентированный материал. Учащиеся при ознакомлении с новым материалом проявили активный интерес к познавательной и исследовательской деятельности, приводили много примеров из собственного опыта, задавали вопросы и сами находили на них ответы. Отдельные блоки изучения нового материала продуманы грамотно, деятельность обучающихся постоянно чередовалась, экспериментальные блоки сопровождались теоретическим подтверждением результатов опытов. На уроке было организовано закрепление материала на отдельном этапе в процессе заполнения сравнительной таблицы. Проверка качества знаний, умений и навыков учащихся осуществлялась во время представления ребятами результатов экспериментов, а также в процессе беседы, где ученики активно предлагали различные варианты ответов на вопросы, строили предположения, выдвигали гипотезы.
3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.
Для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике, на уроке использовался исследовательский метод. Ребята самостоятельно, с использованием инструктивных карт проводили эксперимент, анализировали результат, делали вывод, представляли итоги своей работы и сравнивали их с результатом других исследовательских групп. Вовлечение учащихся в основные мыслительные операции происходило при самостоятельном заполнении сравнительных таблиц при закреплении учебного материала. На уроке прослеживалась связь с темой предыдущего урока (моносахариды), были установлены межпредметные взаимодействия с литературой (пословицы и поговорки), биологией (злаки, клетка, крахмальные зёрна и т.п.). Для развития творческого мышления и одновременно небольшого отвлечения, смены деятельности учащихся, был продемонстрирован отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино» (1978год, режиссёр Владимир Попов, сценарист Эдуард Успенский). Для общего развития обучающихся сообщалась информация о накрахмаливании тканей, формах крахмальных зёрен в клетках различных злаков, которые исследовали ребята.
4. Воспитание в процессе урока.
В содержании учебного материала были представлены практико-ориентированные задания, обеспечивающие связь обучения с жизнью, что способствовало развитию любознательности обучающихся, формированию положительного отношения к знаниям. Межпредметные связи на занятии продолжили формированию научного мировоззрения учеников, раскрывали перед детьми единую картину мира, единство научных знаний. Оценка работы обучающихся происходила в течение всего урока в виде самооценки, мнения одноклассников, а затем уже мнения педагога, что позволило продолжить формирование межличностных отношений в классном коллективе, чувства такта, умения отстаивать свою точку зрения и т.п. Примером таких отношений является личность учителя, который был во время урока и вне его проводником в мир науки, тактично направлял ребят в сторону познания.
5. Соблюдение основных принципов дидактики.
С позиции реализации принципов обучения, деятельность учителя и обучающихся была организована правильно, что отражено в технологической карте урока. Педагог лишь направлял ребят, знания они добывали самостоятельно.
6. Выбор методов обучения.
На уроке соблюдались общие требования к выбору методов обучения. Последние были выбраны с учётом целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета химии, возраста и индивидуальных особенностей учащихся.
7. Работа учителя на уроке.
Речевой компонент в работе педагога наблюдался на первых этапах урока (актуализация, мотивация, целеполагание), остальное время педагог выступал в роли организатора деятельности учащихся для достижения новых знаний. В итоге, контакт с классом был достигнут, обучающиеся с удовольствием активно работали на уроке.
8. Работа учащихся на уроке.
Активность учащихся на уроке стала проявляться уже с первого этапа, благодаря истории с «медленным дежурным». На каждом этапе занятия один вид работы сменял другую: отвечают на вопросы, выполняют эксперимент, анализируют результат, работают с учебником и информационными картами, проводят сравнительный анализ, оценивают свою деятельность и работу товарищей. Отдельно на занятии было уделено внимание технике безопасности выполнения эксперимента, что продолжило формировать культуру труда учеников. Скучающих ребят на уроке не было, поэтому обстановка занятия была деловой, рабочей и проблемы с дисциплиной отпали сами собой.
9. Гигиенические условия урока.
Условия кабинета химии, в котором проводился урок, соответствуют всем гигиеническим нормам. Кабинет предварительно проветрили, обеспечили приток свежего воздуха, тем самым, исключили сонливость обучающихся. Ребята занимали места в соответствии с их ростом и с учётом особенностей зрения. Презентация к уроку демонстрировалась на современном мультимедийном оборудовании, что позволило лучше усвоить наглядный материал.
Результатом занятия можно считать развитие у обучающихся следующих УУД: смыслообразование, поиск и выделение информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, построение логической цепи рассуждений, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Содействие в формировании у обучающихся целостной картины мира. Ребята узнали свойства, сходство и отличие крахмала и целлюлозы. Научились распознавать крахмал и целлюлозу, объяснять значение полисахаридов в жизни человека.