kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 10 классе (базовый уровень) по теме "Полисахариды" (УМК О.С. Габриелян)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Полисахариды" в 10 классе базового уровня (1 час в неделю).

1. Оценка общей структуры урока.

Урок химии в 10 классе базового уровня по  Теме: «Полисахариды» является продолжением изучения раздела органической химии «Углеводы». Основное внимание при изучении данного раздела уделено веществу глюкозе, мне же представляется важным, чтобы ребята получили представление о полисахаридах. Тип урока: Урок изучения нового материала.

Общедидактическая цель урока: Создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами системы вопросов и заданий уровневого характера для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Образовательные задачи: Создать условия для формирования понятий о свойствах, строении, нахождении в природе и применении крахмала и целлюлозы.

Способствовать формированию понимания взаимосвязи между строением, свойствами и практическим значением полисахаридов.

Развивающие задачи: Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике.

Воспитательные задачи:  Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах.

Ведущая идея: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению химии через использование технологии критического мышления, как средства активизации самостоятельной познавательной деятельности  учащихся.

Форма урока: Беседа с элементами исследовательской деятельности.

Методы обучения:  Объяснительно - иллюстративный, исследовательский.

Элементы данного урока чётко выделены в технологической карте, с примерным расчётом времени на каждый этап занятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»

Самоанализ урока


1. Оценка общей структуры урока.

Урок химии в 10 классе базового уровня по Теме: «Полисахариды» является продолжением изучения раздела органической химии «Углеводы». Основное внимание при изучении данного раздела уделено веществу глюкозе, мне же представляется важным, чтобы ребята получили представление о полисахаридах. Тип урока: Урок изучения нового материала.

Общедидактическая цель урока: Создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами системы вопросов и заданий уровневого характера для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Образовательные задачи: Создать условия для формирования понятий о свойствах, строении, нахождении в природе и применении крахмала и целлюлозы.

Способствовать формированию понимания взаимосвязи между строением, свойствами и практическим значением полисахаридов.

Развивающие задачи: Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике.

Воспитательные задачи: Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах.

Ведущая идея: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению химии через использование технологии критического мышления, как средства активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Форма урока: Беседа с элементами исследовательской деятельности.

Методы обучения: Объяснительно - иллюстративный, исследовательский.

Элементы данного урока чётко выделены в технологической карте, с примерным расчётом времени на каждый этап занятия.

2. Реализация основной дидактической цели урока.

В уроке получили отражение не только требования программы по данной теме, но и дополнительный практико-ориентированный материал. Учащиеся при ознакомлении с новым материалом проявили активный интерес к познавательной и исследовательской деятельности, приводили много примеров из собственного опыта, задавали вопросы и сами находили на них ответы. Отдельные блоки изучения нового материала продуманы грамотно, деятельность обучающихся постоянно чередовалась, экспериментальные блоки сопровождались теоретическим подтверждением результатов опытов. На уроке было организовано закрепление материала на отдельном этапе в процессе заполнения сравнительной таблицы. Проверка качества знаний, умений и навыков учащихся осуществлялась во время представления ребятами результатов экспериментов, а также в процессе беседы, где ученики активно предлагали различные варианты ответов на вопросы, строили предположения, выдвигали гипотезы.

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

Для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике, на уроке использовался исследовательский метод. Ребята самостоятельно, с использованием инструктивных карт проводили эксперимент, анализировали результат, делали вывод, представляли итоги своей работы и сравнивали их с результатом других исследовательских групп. Вовлечение учащихся в основные мыслительные операции происходило при самостоятельном заполнении сравнительных таблиц при закреплении учебного материала. На уроке прослеживалась связь с темой предыдущего урока (моносахариды), были установлены межпредметные взаимодействия с литературой (пословицы и поговорки), биологией (злаки, клетка, крахмальные зёрна и т.п.). Для развития творческого мышления и одновременно небольшого отвлечения, смены деятельности учащихся, был продемонстрирован отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино» (1978год, режиссёр Владимир Попов, сценарист Эдуард Успенский). Для общего развития обучающихся сообщалась информация о накрахмаливании тканей, формах крахмальных зёрен в клетках различных злаков, которые исследовали ребята.

4. Воспитание в процессе урока.

В содержании учебного материала были представлены практико-ориентированные задания, обеспечивающие связь обучения с жизнью, что способствовало развитию любознательности обучающихся, формированию положительного отношения к знаниям. Межпредметные связи на занятии продолжили формированию научного мировоззрения учеников, раскрывали перед детьми единую картину мира, единство научных знаний. Оценка работы обучающихся происходила в течение всего урока в виде самооценки, мнения одноклассников, а затем уже мнения педагога, что позволило продолжить формирование межличностных отношений в классном коллективе, чувства такта, умения отстаивать свою точку зрения и т.п. Примером таких отношений является личность учителя, который был во время урока и вне его проводником в мир науки, тактично направлял ребят в сторону познания.

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

С позиции реализации принципов обучения, деятельность учителя и обучающихся была организована правильно, что отражено в технологической карте урока. Педагог лишь направлял ребят, знания они добывали самостоятельно.

6. Выбор методов обучения.

На уроке соблюдались общие требования к выбору методов обучения. Последние были выбраны с учётом целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета химии, возраста и индивидуальных особенностей учащихся.

7. Работа учителя на уроке.

Речевой компонент в работе педагога наблюдался на первых этапах урока (актуализация, мотивация, целеполагание), остальное время педагог выступал в роли организатора деятельности учащихся для достижения новых знаний. В итоге, контакт с классом был достигнут, обучающиеся с удовольствием активно работали на уроке.

8. Работа учащихся на уроке.

Активность учащихся на уроке стала проявляться уже с первого этапа, благодаря истории с «медленным дежурным». На каждом этапе занятия один вид работы сменял другую: отвечают на вопросы, выполняют эксперимент, анализируют результат, работают с учебником и информационными картами, проводят сравнительный анализ, оценивают свою деятельность и работу товарищей. Отдельно на занятии было уделено внимание технике безопасности выполнения эксперимента, что продолжило формировать культуру труда учеников. Скучающих ребят на уроке не было, поэтому обстановка занятия была деловой, рабочей и проблемы с дисциплиной отпали сами собой.

9. Гигиенические условия урока.

Условия кабинета химии, в котором проводился урок, соответствуют всем гигиеническим нормам. Кабинет предварительно проветрили, обеспечили приток свежего воздуха, тем самым, исключили сонливость обучающихся. Ребята занимали места в соответствии с их ростом и с учётом особенностей зрения. Презентация к уроку демонстрировалась на современном мультимедийном оборудовании, что позволило лучше усвоить наглядный материал.

Результатом занятия можно считать развитие у обучающихся следующих УУД: смыслообразование, поиск и выделение информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, построение логической цепи рассуждений, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Содействие в формировании у обучающихся целостной картины мира. Ребята узнали свойства, сходство и отличие крахмала и целлюлозы. Научились распознавать крахмал и целлюлозу, объяснять значение полисахаридов в жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока химии.

ФИО (полностью)

Мацкан Ирина Фёдоровна

Место работы

МБОУ СОШ № 1 г. Завитинска Амурской области

Должность

учитель химии, высшая квалификационная категория.

Предмет

Химия

Класс

10-й (базовый уровень)

Учебник

Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2008


Тема: Полисахариды.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Общедидактическая цель урока: Создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами системы вопросов и заданий уровневого характера для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Образовательные задачи: Создать условия для формирования понятий о свойствах, строении, нахождении в природе и применении крахмала и целлюлозы.

Способствовать формированию понимания взаимосвязи между строением, свойствами и практическим значением полисахаридов.

Развивающие задачи: Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике.

Воспитательные задачи: Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах.

Ведущая идея: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению химии через использование технологии критического мышления, как средства активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Форма урока: Беседа с элементами исследовательской деятельности.

Методы обучения: Объяснительно - иллюстративный, исследовательский.

Средства обучения: Медиапроектор, компьютер, экран, презентация «Полисахариды», информационные карточки, карточки с таблицей, материалы для рефлексии (варианты завтрака).

Оборудование и реактивы:

Столы обучающихсяхимические стаканы с объектами исследования (мука, овёс, рис, гречка, горох, чечевица, картофель); химический стакан с водой; 2 стеклянные палочки; спиртовой раствор йода; образец крахмала; образец целлюлозы (вата).

Демонстрационный столхимический стакан с крахмалом; химические стаканы с холодной и горячей водой; 4 хлопчатобумажных платка (три из них накрахмалены); пинцет; стеклянная палочка; кристаллизатор с холодной водой.

Интеграционные связи: Внутрипредметные - единство закономерностей проявления химических свойств. Межпредметные - связь с биологическими и экологическими знаниями, связь химии с историей, литературой. Прямая связь с жизнью.

Ожидаемые результаты:

После проведения урока учащиеся должны

Знать (понимать): свойства, сходство и отличие крахмала и целлюлозы.

Уметь: Распознавать крахмал и целлюлозу. Объяснять значение полисахаридов в жизни человека.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

2 минуты

Приветствует учащихся, создает благоприятную обстановку на уроке. Обращает внимание учащихся на готовность к уроку.

Настраиваются на урок. Готовятся к уроку. Осуществляют предметно-практическую деятельность.

Актуализация знаний.

3 минуты

Предлагает систему вопросов, способствующих выявлению главной проблемы урока.

Отвечают на вопросы, сталкиваясь с противоречиями, возникающими в ходе их обсуждения.

Целеполагание и мотивация.

2 минуты

Формирует тему урока, ставит цель.

Осмысливают тему урока.

Первичное усвоение знаний.

13 минут

Организует самостоятельную экспериментальную деятельность учащихся исследовательского характера.

Разъясняет исследовательские задания. Проводит инструктаж по технике безопасности при обращении с химическими реактивами. Помогает и контролирует проведение лабораторных исследований. Наблюдает за ходом работы учащихся в парах.

Слушают инструктаж по технике безопасности. Проводят экспериментальные исследования. Выдвигают гипотезу в ходе проведения эксперимента. Объясняют и подтверждают выдвинутую гипотезу.

Осознание и осмысление учебного материала.

10 минут

Организует обсуждение экспериментальной деятельности учащихся в группах. Демонстрирует свойства крахмала. Предлагает обучающимся найти объяснение увиденного.

Воспроизводят полученные результаты своих исследований. Осуществляют поиск информации, синтезируют ответ на вопрос.


Закрепление в процессе заполнения сравнительной таблицы.

7 минут

Организует деятельность учащихся по заполнению таблицы по заранее составленным шаблонам.

Осуществляют деятельность по сравнению свойств крахмала и целлюлозы. Делают выводы.

Домашнее задание

3 минуты

Объясняет особенности домашнего задания. § 15, стр. 116 № 3, 4, 5 (устно)

Записывают домашнее задание.

Рефлексия.

5 минут

Организует деятельность учащихся по выбору типа питания человека на основе полученных знаний.

Оценивают свою деятельность на уроке, выбирая правильный завтрак.


Конспект урока:

Актуализация знаний

  • Приветствие обучающихся.

  • Дежурный, вытрите, пожалуйста, доску. Ученик медленно встаёт и выполняет просьбу (учащийся заранее предупреждён, как он должен двигаться).

  • Ребята, вы видите, что дежурный еле двигается. Что бы вы сказали о нём, используя русские народные поговорки? Мало каши ел.

  • Почему так говорят? Только ли каша придаёт силы живым существам?

  • Построим логическую цепь:

    • Из чего варят кашу? Из крупы.

    • Откуда берётся крупа? Из злаков. СЛАЙД 1

    • Какие организмы называют злаками? Растения.

    • Каким образом осуществляется питание растений? Фотосинтез.

    • Назовите вещества, которые накапливаются в растениях в результате фотосинтеза. Глюкоза, крахмал.

    • Какое из этих веществ содержится в злаках? Крахмал, так как злаки не обладают сладким вкусом.

Целеполагание и мотивация.

  • Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос мы должны продолжить изучать тему «Углеводы», рассмотрев третью оставшуюся группу углеводов – полисахариды. СЛАЙД 1 (тема)

  • Какие вещества относятся к полисахаридам? Крахмал, целлюлоза, гликоген.

Первичное усвоение знаний.

  • Вначале поговорим о крахмале. Каким образом можно доказать наличие крахмала в растениях? Стр. 113, рис. 71

  • Я предлагаю вам обнаружить крахмал в образцах злаков. Соблюдая осторожность, налейте немного воды в стакан с образцом и добавьте 3 капли раствора йода. Представьте свои результаты.

Осознание и осмысление учебного материала.

  • В какой части растения «прячется» крахмал? В клетке. СЛАЙД 2

  • Посмотрите, какие формы принимают крахмальные зёрна в клетках различных растений. СЛАЙД 3 - 9

  • Изучите образец крахмала на вашем столе, опишите его физические свойства.

  • Растворяется ли крахмал в воде? ДЕМОНСТРАЦИЯ – растворение крахмала в холодной и горячей воде. СЛАЙД 10

  • Почему крахмал не растворяется в холодной воде, а частично растворяется в горячей? Для ответа используйте рисунок на слайде. СЛАЙД 10 (вопрос + картинка)

  • Демонстрация - накрахмаливание платка. Учащимся демонстрируется заранее накрахмаленный платок.

  • Почему накрахмаленный платок стал «хрустящим»? Для ответа на этот вопрос изучите инструктивную карту № 1.

  • Решите жизненную задачу: Маша и Даша – одноклассницы. Маша позавтракала шоколадкой с чаем, а Даша - гречневой кашей с молоком. Кто из них проголодается после первого урока? Обоснуйте свой ответ.

  • Все ли животные употребляют в пищу крахмалсодержащие продукты?

  • Некоторые из них могут кушать так: МУЛЬТФИЛЬМ СЛАЙД 11

  • Возможна ли такая ситуация в жизни? Да, так как ткань – хлопчатобумажная, а это целлюлоза. СЛАЙД 12

  • Изучите образец целлюлозы (вата), налейте немного воды, добавьте несколько капель раствора йода. Почему окраска не изменилась?

  • СЛАЙД 13 Может ли человек составить компанию корове? Обоснуйте свой ответ, используя 1 и 2 абзац инструктивной карты № 2.

Закрепление в процессе заполнения сравнительной таблицы.

  • СЛАЙД 14 Дайте сравнительную характеристику крахмала и целлюлозы, заполнив таблицу (см. приложение), используя учебник с. 112 – 115 и информационные карты.

  • В чём сходство молекул полисахаридов?

  • В чём отличие молекул полисахаридов?

  • Какую роль играет крахмал в жизни человека?

  • Каково значение целлюлозы?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 15, с. 116 № 3, 4, 5 (устно) СЛАЙД 15

РЕФЛЕКСИЯ. Мы изучили роль углеводов в жизни человека. На основе полученных знаний, выберите, по вашему мнению, правильный завтрак (образцы завтраков на слайде). Сделав выбор, прикрепите магнит на картинку с выбранным вами завтраком. СЛАЙД 16 (переход по гиперссылке к презентации «Завтрак»)

Спасибо за урок.


Список литературы:

  1. Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. М.: Дрофа, 2004. – 256 с.: ил.

  2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2008

  3. Энциклопедия для детей. [том 17]. Химия / ред. коллегия: М. Аксёнова, В. Володин, И. Леенсон и др. – М.: Аванта, 2006. – 640 с.: ил.

  4. http://www.inmoment.ru/beauty/health-body/useful-breakfast.html

  5. http://dic.academic.ru/pictures/brokgauz_efron/b32_596-0.jpg

  6. отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино» (1978год, режиссёр Владимир Попов, сценарист Эдуард Успенский)



Просмотр содержимого презентации
«Завтрак»

Завтрак № 1 Цельно зерновой хлеб Овсяная каша с сухофруктами Апельсиновый сок

Завтрак № 1

Цельно зерновой хлеб

Овсяная каша с сухофруктами

Апельсиновый сок

Завтрак № 2 Бутерброд с колбасой Кофе Шоколадный батончик

Завтрак № 2

Бутерброд с колбасой

Кофе

Шоколадный батончик

Завтрак № 3 Чай с пирожным Яичница с беконом Бутерброд с сыром и маслом

Завтрак № 3

Чай с пирожным

Яичница с беконом

Бутерброд с сыром и маслом

Просмотр содержимого презентации
«Полисахариды 10 кл. базов.»

Полисахариды ОПЫТ

Полисахариды

ОПЫТ

ДЕМОНСТРАЦИЯ Почему крахмал в холодной воде не растворяется, а в горячей частично растворяется?

ДЕМОНСТРАЦИЯ

Почему крахмал в холодной воде не растворяется, а в горячей частично растворяется?

Целлюлоза

Целлюлоза

Почему корове повезло больше, чем человеку?

Почему корове повезло больше, чем человеку?

Инструкция к домашнему заданию § 15, с. 116 № 3, 4, 5 (устно)

Инструкция к домашнему заданию

§ 15, с. 116 № 3, 4, 5 (устно)

«Выбираем завтрак» РЕФЛЕКСИЯ

«Выбираем завтрак»

РЕФЛЕКСИЯ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок в 10 классе (базовый уровень) по теме "Полисахариды" (УМК О.С. Габриелян)

Автор: Мацкан Ирина Фёдоровна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280231


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1830 руб.
2620 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1660 руб.
2370 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства