Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
Луганский колледж автосервиса
Урок - презентация по химии на тему:
«Кремниевая кислота, силикаты, их применение. Понятие о строительных материалах: стекле, цементе, бетоне».
Подготовил:
преподаватель химии и биологии
Боева Елена Александровна
2015 г.
Тема урока:
«Кремниевая кислота, силикаты, их применение. Понятие о строительных материалах: стекле, цементе, бетоне». (слайд № 2)
Цель:
сформировать у учащихся понятие о кремниевой кислоте и силикатах, их свойствах и применении; ознакомить учащихся с важнейшими строительными материалами, которые производит силикатная промышленность.(слайд № 3)
продолжить формирование научного мировоззрения; воспитывать любовь к профессии.
развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование и материалы: образцы силикатов; образцы стекла и стеклянных изделий, цемент, кусочки бетона, фарфоровые изделия.
Методы урока: словесные (рассказ с элементами беседы, беседа, объяснение), наглядные (раздаточный материал).
Ход урока.
1. Организационный этап.
проверка явки учащихся;
подготовка к уроку.
2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Беседа по вопросам:
а) Назовите формулу кремниевой кислоты. Определите степень окисления кремния в кислоте.
б) Как называются соли кремниевой кислоты?
3. Изучение нового материала.
План урока.
1. Коллоидные растворы.
Рассказ учителя.
Кремниевая кислота практически не растворима в воде. В зависимости от условий, она может быть получена как в виде студнеобразной массы, так и в виде коллоидного раствора – золя.
Коллоидные растворы – высокодисперсные двухфазные системы, состоящие из дисперсионной среды и дисперсной фазы. Каждая коллоидно-дисперсная система может существовать в двух основных видах: золь – жидкий коллоидный раствор и гель – желатинообразная студенистая масса.
2. Кремниевая кислота и её соли – силикаты.
Объяснение учителя.
Кремниевая кислота H2SiO3 – слабая малорастворимая двухосновная кислота.
Учитель записывает уравнения реакции, характеризующие её свойства:
1) ступенчатая диссоциация;
2) разложение при нагревании;
3) взаимодействие с основными оксидами;
4) взаимодействие с основаниями.
Кремниевую кислоту, как любой нерастворимый гидроксид, можно получить из её растворимых солей, например из силиката натрия, действуя более сильной кислотой, нельзя получить взаимодействием оксида кремния (4) и воды.
(Учащиеся записывают уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.)
Задание.
Запишите уравнения реакций, характеризующие химические свойства силикатов.
3. Строительные материалы на основе силикатов.
Сообщения учащихся.
Учащиеся выступают с краткими сообщениями о строительных материалах на основе силикатов.
1). Растворимое стекло.
2). Стекло.
3). Специальные стёкла.
Беседа по вопросам (слайд № 6).
1. Какое сырьё используют для производства стекла?
2. В чем сущность производства стекла?
3. Какие виды стекла используют в строительстве?
4). Силикатная керамика.
5). Цемент и бетон.
Учащиеся и учитель обсуждают типы бетоносмесителей и их строение. (слайд № 7)
Бетоносмесители свободного падения (а) и принудительного перемешивания (б):
1 – смесительный барабан;
2 – привод вращения барабана;
3 – станина;
4 – загрузочная воронка;
5 – смесительные лопатки;
6 – выгрузочное отверстие.
Беседа по вопросам. (слайд №8).
1. Почему цемент как строительный материал обладает лучшими качествами, чем кирпич?
2. Какой внешний вид имеет цемент?
3. Чем является цемент по химическому составу?
4. Объясните с химической точки зрения, как происходит твердение цемента?
5. Где используют цемент?
6. Какую функцию цемент выполняет в бетоне?
7. Как получается бетон?
8. Какую функцию выполняют песок и гравий в бетоне?
Обсуждение значения бетона в строительстве.
Цемент в строительстве.
Работа с учебником.
Учащиеся знакомятся со строительными материалами, содержащими силикаты, по учебнику.
4. Закрепление знаний полученных на уроке.
Беседа по вопросам.
1). Как можно получить кремниевую кислоту, исходя из оксида кремния (4)?
2). Приведите примеры коллоидных растворов. Чем они отличаются от истинных растворов?
3). Какие вы знаете строительные материалы?
5. Подведение итогов урока.
Итак, ребята, какое место строительные материалы занимают в вашей специальности и вообще в нашей повседневной жизни?
6. Домашнее задание.
Изучить конспект, подготовиться к практической работе №3.
Описание дидактических возможностей
методической
разработки.
Цель методической разработки: развитие логического мышления уч-ся, с помощью использования межпредметных связей.
Методика применения обсуждения типов бетоносмесителей и их строения, позволяет учащимся по профессии каменщик, монтажник столярних и железобетонных конструкций лучше осваивать будущую профессию.
Обсуждение вопросов о составе и свойствах цемента, получении и применении бетона развивают умения учащихся сравнивать, анализировать и делать выводы.