- образовательная задача: сформировать представление о составе, строении, номенклатуре, видах и классификации комплексных соединений; научить давать названия комплексным соединениям по формулам, составлять формулы по названиям.
После изучения темы обучающиеся должны: представлять: - общую характеристику комплексных соединений; знать: - физические и химические свойства комплексных соединений и применение их в медицине;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок – КВН "Комплексные соединения"»
ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж»
Урок – КВН
Комплексные соединения
Дисциплина «Аналитическая химия»
Специальность: 060301 «Фармация»
Урок разработан преподавателями химии:
Вдовиной Е.В., Ербулатовой З.Е.
Самара
2013
Методическая разработка теоретического занятия
Тема: Комплексные соединения
Организационная форма:
теоретическое занятие с элементами практики
Форма работы: групповая
Тип урока: урок – КВН
Вид урока: повторительно - обобщительный
Методы обучения: объяснительно - иллюстративные
Цели и задачи:
- образовательная задача: сформировать представление о составе, строении, номенклатуре, видах и классификации комплексных соединений; научить давать названия комплексным соединениям по формулам, составлять формулы по названиям.
После изучения темы обучающиеся должны: представлять: - общую характеристику комплексных соединений; знать: - физические и химические свойства комплексных соединений и применение их в медицине;
уметь: - записывать уравнения реакций, характеризующие способы получения и свойства комплексных соединений;
- развивающая задача: создать на уроке диалоговое взаимодействие, содействовать развитию умений высказывать свое мнение, выслушивать товарища, задавать друг другу вопросы и дополнять выступления друг друга;
- воспитательная задача: создать условия для самостоятельной работы, укреплять навыки работы с текстом, выделять основное в тексте, выполнять упражнения.
Время: 45 минут.
Оснащение: методическая разработка урока; мультимедийная презентация; химические реактивы.
Аналитическая химия / Под ред. А.А. Ищенко. – М.: «Академия» , 2011. – 317 с.
2. Габриелян, О.С. Химия в тестах задачах и упражнениях: учебное пособие для студентов/О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. – 5–е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 224с.
Габриелян, О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учебное пособие для студентов/О.С. Габриелян, И.И. Остроумов, Н.М. Дорофеева.– М.: Академия, 2009.- 256с.
План проведения урока-КВН
№
Название
Описание
Цель
Время
I
Организационный момент
Оценка внешнего вида обучающихся, выявление опоздавших
Подготовка к занятию
3 мин.
II
Вступительное слово преподавателей
Преподаватели называют цели и задачи урока-КВН
Мобилизация внимания
2 мин.
III
Представление жюри
Ведущий КВН называет Ф.И.О. членов жюри
Знакомство
2 мин.
IV
Представление и приветствие команд
Ведущий представляет команды участников.
Команды – участники КВН приветствуют друг друга, называются, представляют девиз и песню
Знакомство команд.
Проверка находчивости участников команд
4 мин.
V
«Спринт-викторина»
Каждая команда должна ответить на максимальное количество вопросов за 3 минуты. Если ответить не можете, надо произнести слово «дальше».
Повторение способов получения комплексных соединений и качественных реакций на катионы железа
8 мин.
VII
Домашнее задание
Презентация «Комплексные соединения»
Демонстрация презентаций
Проверка умений команд к лаконичным умозаключениям по теме
7 мин.
VIII
Конкурс болельщиков
Применение комплексных соединений
Повторение применения комплексных соединений
2 мин.
IX
Подведение итогов
Выступление жюри
3 мин.
X
Награждение победителей
Заключительное слово
Выступление преподавателей
2 мин.
Разработка урока - КВН:
I. Организационный момент
II. Вступительное слово 1 преподавателя (Вдовина Е.В.)
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы начинаем КВН. (Звучит музыка «Мы начинаем КВН…»)
Тема: «Комплексные соединения».
Комплексные (координационные) соединения чрезвычайно широко распространены в живой и неживой природе. Они применяются в промышленности, сельском хозяйстве, науке, медицине. Так, хлорофилл - это комплексное соединение магния с порфиринами, гемоглобин содержит комплекс железа(II) с порфириновыми циклами. Многочисленные минералы, как правило, представляют собой координационные соединения металлов. Значительное число лекарственных препаратов содержит комплексы металлов в качестве фармакологически активных веществ, например инсулин (комплекс цинка), витамин B12 (комплекс кобальта), платинол (комплекс платины) и т.д. В широком смысле слова почти все соединения металлов можно считать комплексными соединениями.
Основателем координационной теории комплексных соединений является швейцарский химик Альфред Вернер (1866 - 1919). За работы в этой области ему в 1913 году была присуждена Нобелевская премия по химии.По словам Л.А.Чугаева, "только с появлением теории Вернера химия комплексных соединений утратила характер лабиринта или темного леса, в котором исследователь рисковал заблудиться... Нынче в этом лесу проложены широкие дороги..."
Вступительное слово 2 преподавателя (Ербулатова З.Е.)
Представляю участников КВН: Сегодня в нем участвуют команды вторых курсов. Они покажут свои знания по химии, свою смекалку, быстроту и точность. А вам, болельщики, желаем быть активными, внимательными, но, в то же время дисциплинированными.
III.Представление членов жюри
Вдовина Е.В.Представляю вам членов жюри:
методистСамарского медико-социального колледжа Краснослободцева Ирина Евгеньевна;
председатель цикловой методической комиссии №1 Солоимова Ирина Николаевна;
преподаватель химии и биологии Щербакова Наталья Владимировна.
Пожелаем членам жюри успехов и плодотворной работы!
IV. Представление и приветствие команд
Ербулатова З.Е.:А теперь – наши команды! (Выход команд)
Капитан 1 команды: Вас приветствует команда "Н2О". (К белым халатам участников приколоты эмблемы с надписью "Н2О").
Команда Любознательных, Быстрых, Активных!
Наш девиз – (хором)
"Мы – команда "Н2О".
Нам всегда везде везло!
Не в везении правда дело –
Просто любим свое дело"
Капитан 1 команды: Наша песня: (команда хором исполняет песню из кинофильма «Чародеи»)
В жару и стужу жгучую,
Чтоб не было беды,
Не пей ни в коем случае
Ты ведьминой воды.
Не зря от солнца спрятана
В крапиву и репей,
Но ты ее заклятую
Не пей! Не пей! Не пей!
Капитан 2 команды: Вас приветствует команда (хором) "СПИРТОВКИ". (К белым халатам участников приколоты эмблемы, вырезанные в виде спиртовок с красно-желтым горящим пламенем).
Команда (хором): "Н2О" – девиз не наш
Наш – "С2Н5ОН".
Наша песня: (на мотив песни «Голубой вагон бежит, качается…» команда хором исполняет)
Жалко колледж не взорвали раньше мы,
Реактивы были под рукой,
А теперь придется сдать экзамены,
Чтоб пойти счастливыми домой!
Вдовина Е.В.: Слово для приветствия имеет команда "Н2О"
Капитан "Н2О": Разрешите передать вам наш чистый привет! От всего сердца желаем вам успехов в учебе и труде! А сейчас поприветствуем жюри!
Команда "Н2О":
Пусть ваша совесть будет чиста,
Как в этой колбе вода!
(Подносят жюри колбу с водой)
Ербулатова З.Е.: Болельщики! Поаплодируйте команде "Н2О",и дадим слово для приветствия команде "СПИРТОВКИ".
Капитан команды "СПИРТОВКИ": Разрешите передать вам наш пламенный привет!
(И хором команда - приветствие соперникам) Мы приветствуем команду "Н2О".
Наше приветствие жюри:
О, судьи добрые!
Не уроните вашу честь,
Судите правильно и честно,
Чтоб в КВНе все учесть!
Вдовина Е.В.: Итак, мы послушали приветствия команд. Жюри оценит приветствия по пятибалльной системе.
V. «Спринт-викторина»
Ербулатова З.Е.: А мы проведем «Спринт-викторину». Каждый член команды должен ответить на вопрос. Если ответить не можете, надо произнести слово «дальше». Вопросы спрятаны в таблице на интерактивной доске. Выбирайте категорию вопроса и номер вопроса (они на карточках перед вами), он откроется на экране. Затем я открою правильный ответ для сравнения.
За каждый верный ответ – 1 балл.
Начинает команда "Н2О", затем "СПИРТОВКИ".
1. Какие ионы называются комплексными?
2. Что такое лиганды?
3. Укажите, чем представлена внешняя и внутренняя сфера в комплексных соединениях: K2[HgI4], K3[Fe(CN)6]
4. Укажите лиганды в комплексных ионах: [Ag(NH3)2]+, [Co(NH3)4Cl2]+, [SiF6]2-.
5. Укажите комплексообразователь, лиганды и координационное число в следующих комплексных ионах: [HgI4]2-, [Fe(CN)6]3-, [Ag(NH3)2]+
6. Определите величину и знак заряда комплексных ионов: [PtCl4], [AuCl4]. Комплексообразователями являются: Pt2+, Au3+.
7. Определите величину и знак заряда комплексного иона: [Cr(NH3)4CO3]Cl, где комплексообразователь Cr3+.
8.Подсчитайте заряд комплексообразователя в ионах: [PtCl6]2-, [AuCl2]-.
9.Определите величину и знак заряда комплексообразователя в ионе: [Co(NO2)6]3-.
(Команде «СПИРТОВКИ»)
1.Что называется комплексообразователем?
2.Что такое координационное число?
3. Укажите, чем представлена внешняя и внутренняя сфера в комплексных соединениях: K[Au(CN)2], K2[PtCl6].
4.Укажите лиганды в комплексных ионах: [Hg(CN)4]2-, [PtCl6]2-, [HgI4]2-
5.Укажите комплексообразователь, лиганды и координационное число в следующих комплексных ионах: [PtCl6]2-, [Ni(NH3)6]2+, [Co(NH3)6]3+.
6.Определите величину и знак заряда комплексных ионов: [Au(CN)2], [Co(NO2)6]. Комплексообразователями являются: Au+, Co3+.
7.Определите величину и знак заряда комплексного иона: [Co(NH3)5Br], где комплексообразователь Co3+.
8.Подсчитайте заряд комплексообразователя в ионах: [Cu(CN)4]2-, [AsS4]3-.
9.Определите величину и знак заряда комплексообразователя в ионе: [HgI4]2-
VI. Конкурс капитанов. Демонстрация опытов и объяснение
Вдовина Е.В.: А теперь посмотрим практические навыки команд: Конкурс капитанов. Капитаны начинают демонстрацию опытов и их объяснение.
Теперь первыми выступает команда «СПИРТОВКИ»:
Опыт 1: Получение комплексного соединения меди
Возьмите сульфат меди (II) и прилейте к нему избыток концентрированного раствора аммиака.
Задания для выводов.
Как изменился цвет при действии на осадок гидроксида меди (II) раствором аммиака? Как это объяснить?
Составьте уравнение полученной реакции и назовите комплексное соединение.
Опыт 2:Качественная реакция на катион Fe2+
В пробирку налейте 2мл раствора сульфата железа (II) и прилейте к нему немного раствора гексацианоферрата (III) калия K3[Fe(CN)6] (красная кровяная соль). Образуется осадок турнбулевой сини. Напишите уравнения реакций.
Задание для выводов.
Составьте уравнения происходящих реакций в молекулярном и сокращенном ионном виде.
Вдовина Е.В.: Теперь задание для команды "Н2О"
Опыт 1: Получение комплексного соединения алюминия
Налейте в пробирку 1-2 мл хлорида алюминия. Затем в пробирку постепенно добавьте концентрированный раствор гидроксида натрия до исчезновения осадка.
Заданиe для выводов.
Составьте уравнение происходящих реакций в молекулярном и сокращенном ионном виде. Назовите образовавшиеся вещества.
Опыт 2:Качественная реакция на катион Fe3+
В пробирку налейте 2мл раствора хлорида железа (III), чуть подкислите соляной кислотой, и прибавьте немного раствора гексацианоферрата (II) калия K4[Fe(CN)6] (жёлтая кровяная соль). Выпадает осадок берлинской лазури.
Составьте уравнения происходящих реакций в молекулярном и сокращенном ионном виде.
VII. Домашнее задание: презентация темы «Комплексные соединения»
Ербулатова З.Е.:Пришло время проверить домашнее задание
Слово предоставляется команде "Н2О", время для выступления – 3 минуты.
Просмотр презентации.
Слово предоставляется команде "СПИРТОВКИ", время для выступления – 3 минуты.
Просмотр презентации.
Ербулатова З.Е.:Слово жюри – результаты 4-х конкурсов
VIII. Конкурс болельщиков
Вдовина Е.В.:Конкурс болельщиков. Болельщики расскажут о применении комплексных соединений. Жюри оценит активность и знания. Болельщики команды "СПИРТОВКИ"все с эмблемами своей команды.
IX. Подведение итогов
Ербулатова З.Е.: Подведение итогов. Слово предоставляется уважаемым членам жюри.
X. Награждение победителей. Заключительное слово
Вдовина Е.В.:
Уважаемые члены жюри, команды и болельщики! Благодарим вас за участие в нашем КВН. Желаем всем здоровья и успехов. Всего вам доброго!
Эталоны ответов:
V.
1. Какие ионы называются комплексными?
2. Что такое лиганды?
3. Внешняя сфера 2К+, 3К+ ; внутренняя сфера в комплексных соединениях: Hg2+ и 4I-; Fe3+ и 6CN-
4. Лиганды в комплексных ионах: NH30, Cl-, F-.
5. Комплексообразователи – Hg(II), Fe(III), Ag(I), лиганды I-, CN-, NH30 и координационное число в следующих комплексных ионах: 4, 6, 2
6. Величина и знак заряда комплексных ионов: 2-; 1-
7. Величина и знак заряда комплексного иона: 0
8. Подсчитайте заряд комплексообразователя в ионах:4+, 1+ ;
9. Определите величину и знак заряда комплексообразователя в ионе:3+ ;
(СПИРТОВКИ)
1.Что называется комплексообразователем?
2.Что такое координационное число?
3. Внешняя сфера К+, 2К+ ; внутренняя сфера в комплексных соединениях: Au+ и 2CN- ; Pt4+ и 6Cl-
4. Лиганды в комплексных ионах: CN-, Cl-, I-
5. Комплексообразователи - Pt, Ni, Co,
лиганды - Cl-, NH30 и координационное число - 6
6. Величина и знак заряда комплексных ионов: 1-, 3+.
7. Величина и знак заряда комплексного иона: 2+
8. Заряд комплексообразователя в ионах: 2+, 5+
9. Величина и знак заряда комплексообразователя в ионе: 2+
VI.
Опыт 1: Получение комплексного соединения меди
Темно-синяя окраска аммиачного раствора обусловлена присутствием в нем сложных ионов [Cu(NH3)4]2+ CuSO4 + 4NH3 = [Cu(NH3)4]2+ SO4
Несколько советов по созданию презентаций в Рower Рoint
Каждый слайд должен иметь заголовок, после заголовков точка не нужна.
Избегайте сиреневых надписей на чёрном фоне, также не сочетаются между собой: розовый и зелёный, голубой и жёлтый, темно-зеленый и голубой, фиолетовый и розовый, фиолетовый и зеленый.
Слова, написанные прописными буквами, можно использовать только для коротких заголовков.
Контрастные цвета позволяют привлечь внимание, помогают выделить основное.
Основной текст на слайде должен быть не менее 24 пт.
Старайтесь не применять более трёх цветов для оформления одного слайда.
Используйте максимальное пространство слайда.
Перед началом презентации проверьте текст на отсутствие грамматических ошибок.
Наименование программ, с помощью которых были выполнены расчеты, графика, чертежи и пр. следует указывать в именительном падеже.
Не нужно перенасыщать презентацию анимационными эффектами.
Одинаковые блоки на разных слайдах рекомендуется делать одного цвета.
На последнем слайде как правило размещают выводы: самое основное, что было в презентации.