kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок химии в классе детей с девиантным поведением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что делать, если вы столкнулись на уроке с девиантным поведением? Можно ничего не делать и сказать "Они такие". Это самый простой способ. Но число детей с отклоняющимся поведением растет и именно их обучение требует применения новых форм и методов работы. Особенно, если вы учитель-предметник. С чего можно начать? Какие техники использовать?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок химии в классе детей с девиантным поведением.»

Учитель химии ГБОУ МКЛ №1310

Городилова Наталья Артуровна





Урок химии в классе детей с девиантным поведением.



К большому сожалению, в последнее время, многие учителя отмечают проблему дисциплины на уроках, не умение концентрировать внимание и выделять главное учащимися. Некоторые даже говорят о девиантном поведении детей. Напомним, что девиантное поведение характеризуется отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм.

Чаще всего девиантное поведение возникает как реакция детей на трудные обстоятельства жизни, особенности физического развития, условия воспитания и социального окружении.

Все мы видим, что современное общество характеризуется социальной дифференциацией по многим критериям: культурному, экономическому, стилевому, национальному. И все это в полной мере сейчас отражается в средней школе.

Какие же еще причины можно назвать? Это:

Во-первых, социально – педагогическая запущенность, когда ребенок, ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений.

Во-вторых, семейные взаимоотношения, отрицательный психологический микроклимат в семье.

Ну и конечно безнадзорность.

Факторами, которые так же могут повлиять являются:

1. неполная семья

2. материальное положение семьи

3.стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку или наоборот жестокость родителей)

4. злоупотребление родителями алкоголя и наркотиков.



Определить уровень выраженности девиантного поведения поможет карта наблюдений школьника, которая представлена ниже.



Карта наблюдений девиантного поведения школьника



Виды наблюдения.

Проявление наблюдения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Поведение во время уроков

*ходит во время уроков, встаёт с места;

*не выполняет учебные задания во время уроков;

*отвлекается, поворачивается,

разговаривает;

*недисциплинирован;

*раздражителен;

*пассивен в деятельности;

*прогуливает уроки без уважительной

причины;

* резкая смена настроения.

*иногда проявляет

недисциплинированность;

*частично учебные задания во время уроков;

*не всегда отвечает на устные вопросы,

реагирует агрессивно;

*иногда проявляет раздражительность;

*иногда или редко пропускает занятия без

 уважительной причины;

*редко отмечается резкая смена настроения;

*иногда не контролирует себя;

*дисциплинирован;

* активно участвует в процессе урока;

*доброжелателен;

*чётко выполняет инструкции;

*всегда присутствует на занятиях;

*усидчив;

*является лидером;

* умеет себя контролировать;

 

Поведение во внеурочное время

*агрессивен;

*нарушает нормы и правила поведения в

учреждении на перемене и после уроков;

* провоцирует конфликты;

*вспыльчив;

*является неформальным отрицательным лидером;

*не выполняет общественные поручения

* редко вспыльчив;

*может иногда нарушать нормы поведения;

* иногда является неформальным

отрицательным лидером;

* редко принимает участие в жизни класса,

*общается со всеми одноклассниками;

*соблюдает нормы поведения

*независим от других;

*может организовать группы по

 интересам;

* является лидером;

*умеет критически мыслить,

принимать адекватные решения.

*неконфликтен;

*участвует в общественной жизни

 класса;

*охотно выполняет общественные

поручения;





Что же делать, если вы столкнулись с таким поведением на уроке? Можно просто сказать – «Они такие» и ничего не делать. Это самый просто способ.

Но число детей, чьи индивидуальные траектории обучения и воспитания не соответствуют традиционным представлениям о «нормативном» развитии постоянно увеличивается.

Поэтому, именно их обучение требует разработки и применения  новых форм и методов работы (особенно от учителей-предметников). Надо постоянно помнить, что большинство детей не выдерживает 45 минутные уроки, у них происходит самостоятельное непроизвольное отключение уже через 5-15 минут, а о постоянном внимании, продуктивной работе и дисциплине говорить очень сложно. При этом плохая репутация и негативный ярлык для них опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его поведения.

С чего же можно начать? Регулярно надо начитывать литературу, самообразовываться по вопросам вербального и невербального общения. Это необходимо для правильного анализа создавшейся ситуации, умения считывания невербальной информации. Слабое знание психологии учащихся мешает продуктивному взаимодействию. Искренность взрослого, должна обязательно соответствовать его невербальным реакциям словам. Главное в работе с детьми девиантного поведения – это терпимость к его особенностям личности. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения.

Какие же основные цели и задачи должен преследовать учитель-предметник, выбирая методы и приемы, которые будет использовать на уроке?

Главное – это формирование познавательного интереса через позитивный опыт, помочь учащимся осмыслить свои позитивные возможности. Показать, а может и закрепить через деятельность и общение нормативное поведение с постепенным вытеснением отклоняющегося.

Необходимо:

- помочь ребенку определить смысл изучаемого предмета, а не только пытаться научить его усвоить общие составляющие содержания;

- помнить, что ребенок имеет право на ошибку (при этом ошибки ребенка исправляем тактично и предметно объясняем, в чем она состояла);

- на уроке использовать больше наглядности, игровых моментов, опытов;

- не приводить в пример других учащихся, желательно сравнивать его с самим собой на разных этапах его достижений;

- делать акцент на позитивное в анализе работы и поведении такого ребенка;

- учитывать индивидуальные особенности: скорость восприятия и усвоения нового материала, запоминание, речь;

- оказывать как бы «случайную» ненавязчивую помощь;

- не использовать агрессивные методы воздействия и тем более «запугивание».

Таким детям нельзя ставить «закрытые вопросы». Например, «Где тетрадь?». В данной ситуации вы не просто демонстрируете свою «наблюдательность», и идете на «конфликт», а стараетесь помочь такому сложному ученику начать работать. У меня на столе обязательно лежит стопка чистых листов, которые они могут брать, если забыли тетрадь дома.

В своей практике преподавания химии я недавно столкнулась с такими детьми. Конечно, возникло много вопросов. Как можно их заинтересовать, вовлечь в процесс урока, при этом соблюсти все требования правил безопасности. Особенно при выполнении практических работ, где факторы риска заключаются в термических и химических ожогах, отравлениях ядовитыми парами, порезами.

Настоящим спасением в этой ситуации я считаю нетрадиционные формы обучения, которые позволяют активировать интерес учащихся, развивать учебную мотивацию, иногда даже дают выход их накопившейся энергии. Приходится часто отходить от шаблонов стандартных уроков, так как невозможно предсказать четкую схему урока. Это могут быть уроки с использованием методов мнемотехники, проектной методики, нестандартных форм тестирования, нестандартные уроки по решению задач и т.д. При этом, нетрадиционным может быть не весь урок, а лишь его элементы, но задача учителя четко продумать место этих элементов в ходе урока. Необходимо применение на уроках в большем объеме пособий и методических указаний по формированию здорового образа жизни, которые позволяют осознать ценность здоровья, позитивного отношения к себе и обществу. Если вы выбираете форму проведения – традиционный урок, то учитывайте, что он предполагает слушать других, на разговорную речь ученику отводится в среднем 1,5 минуты. Для увеличения времени общения необходимо введение такой технологии как: работа в малых группах, пары сменного состава и т.п.

Помните, что профилактика проявлений девиантного поведения проводится по многим направлениям девиаций, и осуществляется комплексно.

Итак, при выборе формы подачи учебного материала учитываем: скорость речи, краткость изложения (иногда даже идем в сторону упрощения научной части), паузы, структурирование учебного материала, эффективный опрос, надежность и открытость технологии оценивания. Совершенствование учебного процесса будет выполнять профилактическую роль в той мере, насколько будет подниматься самооценка учащегося, его уверенность в собственных силах. Таким образом, работа, проводимая в классе с «трудными» обучающимися позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствующую созданию условий, при которых ученик захотел бы изменить свое поведение.
Ведь все мы обратили внимание, что принципиальное отличие новых ФГОС заключается в том, что сейчас в образовании целью является не предметный, а личностный результат.




Литература:



  1. Прямикова Е.В. Позиция учителя в процессе трансформации системы образования // Дискуссия. 2011. № 7. – 130-137 с.

  2.  Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления / 2-е издание, дополненное: Питер; Спб.; 2008.

  3.  Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М. И, Рожкова. - М.: Владос, 20с.2012.

  4. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилак- тика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.












































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок химии в классе детей с девиантным поведением.

Автор: Городилова Наталья Артуровна

Дата: 25.02.2016

Номер свидетельства: 299072


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства