Просмотр содержимого документа
«Урока по химии в 9кл. по теме «Типы химической связи. Взаимосвязь строения и свойств веществ".»
Конспект урока по химии в 9кл. по теме «Типы химической связи. Взаимосвязь строения и свойств веществ»
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о типах химической связи, о взаимосвязи строения и свойств веществ.
Задачи:
1.Образовательная: повторить и обобщить знания о типах химической связи, о типах кристаллических решёток с точки зрения строения атома.
2.Развивающая: развивать умения обобщать, выдеять главное, определять тип химической связи, составлять схемы химической связи, развивать знания учащихся, логическое мышление, внимание, память.
3.Воспитательная: воспитывать познавательную активность, доброжелательность, уважение друг к другу, умение слушать и верно оценивать ответы товарищей, воспитывать культуры общения, самостоятельность в приобретении знаний. Поддерживать интерес к изучению химии с помощью нестандартных и творческих заданий.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Методы обучения:комбинированный (словесно-наглядно-практический с использованием компьютерных технологий).
Учебно-наглядные пособия: Периодическая система химических элементов, презентации, интерактивные модули, таблицы, схема, карточки: игра крестики-нолики, угадай-ка.
Ход урока.
I.Организационно- подготовительный этап.
Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.
II.Актуализация знаний:
Повторение строения атома, химическая связь.
1) Что обозначает порядковый номер х.э., номер периода, номер группы?.
2) В чём особенность строения атомов металлов?
3)В чём особенность строения атомов неметаллов?
4) В каком случае внешний электронный слой атома считается завершённым?
5)У каких химических элементов внешний электронный слой завершённый?
6) Что такое химическая связь? Презентация №1 слайды: 5, 6, 7, 8, 9,10
III. Обобщение и систематизация знаний о типах химической связи, о типах кристаллических решёток, о взаимосвязи строения и свойств веществ.
К завершению внешнего электронного слоя стремятся атомы химических элементов. Это происходит при взаимодействии атомов друг с другом. В результате этого между атомами х. э. образуются различные типы химической связи.
Учащиеся составляют схему классификации изученных типов химической связи, работая с таблицей № 9 учебника § 37.
Рассматриваются различные типы химической связи, изображаются схемы их образования. Повторяются типы кристаллических решёток и свойства веществ с различными типами кристаллических решёток. (таблица № 10 учебника)
Ионная связь образуется между атомами типичных металлов и типичных неметаллов
Вещества с ионным типом связи в твердом состоянии имеют кристаллическую структуру. В узлах кристаллической решетки находятся катионы и анионы, поэтому такую решетку также называют ионной. Вещества с ионной кристаллической решеткой обычно нелетучи, тугоплавки, хрупки, многие растворимы в полярных растворителях (вода, спирты).
Ионная связь является достаточно прочной. Соединений с ионным типом связи весьма ограниченное количество. Это соли, щелочи, оксиды металлов IА и IIА (с кальция) подгрупп Периодической системы.
Ковалентная связь возникает между атомами с одинаковыми или близкими значениями электроотрицательности.
Химическую связь между атомами, возникающую путем обобществления электронов с образованием общих электронных пар, называют ковалентной.
Ковалентную связь, образующуюся между атомами с одинаковой электроотрицательностью, называют неполярной.
Ковалентную химическую связь между атомами с различной электроотрицательностью, называют полярной.
Вещества с ковалентным типом связи в твердом состоянии образуют кристаллические решетки двух типов: атомные и молекулярные. Рассматриваются физические свойства веществ с разным типом решётки.
С точки зрения строения атома большинство металлов характеризуется небольшим числом электронов на внешнем энергетическом уровне, т.е. число вакантных орбиталей у них значительно больше числа валентных электронов.
Все металлы в твердом состоянии имеют металлическую кристаллическую решетку. При её образовании атомы сближаются до такой степени, что их вакантные орбитали начинают перекрываться. Валентный электрон при этом может относительно свободно перемещаться с орбитали своего атома на свободную и близкую по энергии орбиталь соседних атомов. Потеряв электрон, исходный атом теряет свою электронейтральность и превращается в катион:
М0- ne- ↔ Мn+.
Атом ↔ катион
Связь в металлах и сплавах, обусловленная взаимодействием относительно свободных электронов с катионами в узлах кристаллической решетки, называют металлической.
При внесении металла в электрическое поле движение электронов из хаотического становится направленным, что и обусловливает электропроводность металлов.
Особый тип связи в металлах и сплавах определяет все их общие
Водородная связь — это связь между атомом водорода одной молекулы и сильно электроотрицательным атомом ( F,O,N) другой молекулы. Примеры веществ: вода, спирты, белки, и т. д.
IV.Физминутка. Слайд
V. Закрепление повторённого материала.
Проверка качества усвоения материала учащимися.
По материалу урока учащимся предлагается выполнить задания по карточкам.
1) Поиграйте в «крестики — нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы веществ с ионной связью.
NH3
H2O
CaO
BaBr2
Cl2
CO2
LiF
NaCl
K2O
2) Выберите формулы соединений с ковалентной химической связью. Из букв , соответствующим правильным ответам составьте название химического элемента, который входит в состав чёрного пороха. - - - -
KF -------- М
Al --------- Х
Br2 -------- С
BaO2 ------ О
P4 ---------- Е
KCl --------- Н
O3 ---------- Р
Ca ----------- И
S2 ----------- А
https://learningapps.org/323898
https://learningapps.org/1729220
VI. Задание на дом: § 37 табл. 9, 10, стр 278 № 6,7,8,9,10.
https://learningapps.org/1768182
https://learningapps.org/1538418
VII. Подведение итога урока.
VII.Рефлексия.Ребята, всё ли было вам понятно? Мне было очень приятно с вами работать.