kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека. Вещества-тератогены"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На человека в процессе его трудовой деятельности могут воздействовать вредные (вызывающие заболевания) производственные факторы. Вредные производственные факторы подразделяются на четыре группы: физические, химические, биологические и психофизиологические. Вредными для здоровья физическими факторами являются: повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; высокие влажность и скорость движения воздуха; повышенные уровни шума

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека. Вещества-тератогены"»

Урок: «Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека. Вещества-тератогены.»

Цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления

Задачи: сформировать знания об опасности загрязнения биосферы, о видах загрязнений,  о влиянии  ухудшения состояния биосферы на человека и живые организмы;

развивать навыки работы с текстом, обобщать полученную информацию, вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу;

  развивать ключевые компетенции:  коммуникативные, информационные,  общекультурные, учебно-познавательные;

 развивать навыки защиты индивидуального информационного  продукта, обосновывать свои представления о процессах, происходящих в биосфере с помощью фактов, рассуждений.

Воспитывать уважение к чужой точке зрения, активность в познании окружающего мира,  интерес к предмету, нетерпимое отношение к деятельности человека, приносящей вред природе.

Тип урока: комбинированный. 

Метод: технология развития критического мышления.

ХОД УРОКА:

I.   Орг. момент.

          «Человек становится геологической силой, способной изменить мир Земли»И.В.Вернадский.  

«У каждого века вечность вопрошает,  что же случится в будущем с природой»   Н. Кольцов

На человека в процессе его трудовой деятельности могут воздействовать вредные (вызывающие заболевания) производственные факторы. Вредные производственные факторы подразделяются на четыре группы: физические, химические, биологические и психофизиологические. Вредными для здоровья физическими факторами являются: повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; высокие влажность и скорость движения воздуха; повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука и различных излучений - тепловых, ионизирующих, электромагнитных, инфракрасных и др. К вредным физическим факторам относятся также запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов; повышенная яркость света и пульсация светового потока.Различают источники загрязнения биосферы природные и про­мышленные. Работа в группах: 1 группа: «Природные источники.» 2 группа : «Промышленные источники.» 3 группа: «Вещества тератогены.» Дополнительный материал 1 группы. Атмосферный воздух является самой важной жизнеобеспечивающей природной средой и представляет собой смесь газов и аэрозолей приземного слоя атмосферы, сложившуюся в ходе эволюции Земли, деятельности человека и находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Результаты экологических исследований, как в России, так и за рубежом, однозначно свидетельствуют о том, что загрязнение приземной атмосферы - самый мощный, постоянно действующий фактор воздействия на человека и окружающую среду. Атмосферный воздух имеет неограниченную ёмкость и играет роль наиболее подвижного, химически агрессивного и всепроникающего агента взаимодействия вблизи поверхности компонентов биосферы, гидросферы и литосферы.Основные агенты воздействия атмосферы на гидросферу - атмосферные осадки в виде дождя и снега, в меньшей степени смога, тумана. Поверхностные и подземные воды суши имеют, главным образом, атмосферное питание и вследствие этого их химический состав зависит в основном от состояния атмосферы.Отрицательное влияние загрязнённой атмосферы на почвенно-растительный покров связано как с выпадением кислотных атмосферных осадков, вымывающих кальций, гумус и микроэлементы их почв, так и с нарушением процессов фотосинтеза, приводящих к замедлению роста и гибели растений. Высокая чувствительность деревьев (особенно берёзы, дуба) к загрязнению воздуха выявлена давно. Совместное действие обоих факторов приводит к заметному уменьшению плодородия почв и исчезновению леса. Кислотные атмосферные рассматриваются сейчас как мощный фактор не только выветривания горных пород и ухудшения качества несущих грунтов, но и химического разрушения техногенных объектов, включая памятники культуры и наземные линии связи.Загрязнённая приземная атмосфера вызывает рак лёгких, горла и кожи, расстройство центральной нервной системы, аллергические и респираторные заболевания, дефекты у новорождённых и многие другие болезни, список которых определяется присутствующими в воздухе загрязняющими веществами и их совместным воздействием на организм человека. В воздухе всегда имеется то или иное количество пыли, химических веществ, которые поступали в атмосферу задолго до начала промышленного развития. Речь идет о природных источниках поступления в воздушный бассейн некоторых соединений. Прежде всего, следует сказать об аэрозолях природного происхождения. Частицы аэрозоля попадают в атмосферу при пыльных и песчаных бурях, при извержениях вулканов, при испарении капелек брызг морской воды, при лесных пожарах. Например, известно, что при извержении вулкана Кракатау (1883 г.) в атмосферу поступило около 150 млрд. т пыли и пепла.В настоящее время в мире существует более 400 вулканов. Они выбрасывают в среднем в течение года 3 млрд. т вулканичекого пепла, в том числе 1 млн. т органических соединений. В составе выбросов вулкана Халемаумау (Гавайские острова), кроме водяного пара (68%), углекислого газа (13%) и азота (8%), обнаружили при специальном исследовании также сернистые дымы (более 10%). Количество аэрозолей, поступающих в атмосферу при извержении вулканов, в среднем достигает 80 млн. т. Другими естественными источниками поступления аэрозолей в атмосферу являются вынос морских солей (в среднем до 700 млн. т/год), выветривание почвы (до 300 млн. т/год), лесные пожары (до 200 млн. т/ год).Выветривание почвы обусловливает пыльные бури. Дополнительный материал 2 группы. Промышленные источники загрязнения биосферы можно раз­делить на материальные (т. е. вещества), включающие механи­ческие, химические и биологические загрязнения, и энергетиче­ские (физические) Механические загрязнения — это аэрозоли, твердые тела и частицы, содержащиеся в воде и почве. Химические загрязне­ния — разнообразные газовые, жидкие и твердые химические со­единения, которые вступают во взаимодействие с биосферой. Био­логические загрязнения — микроорганизмы и продукты их жизне­деятельности. К энергетическим загрязнениям относят все виды энергии — тепловую, механическую, световую, электромагнитную, энергию ионизации.Химические загрязнения — наиболее опасные виды загрязне­ний, так как они вызывают различного рода изменения в био­сфере, а следовательно, могут воздействовать и на организм человека.Область биосферы постоянно расширяется; этому способствует научно-технический прогресс, в частности применение самолетов, ракет, космических кораблей, а также проникновение человека в земные недра, например бурение глубинных скважин вплоть до мантии Земли. Теперь биосфера включает в себя верхнюю часть твердой земной оболочки — литосферы, всю гидросферу и атмо­сферу вплоть до стратосферы.В стратосфере кислород превращается в озон коротковолно­выми ультрафиолетовыми излучениями, а длинноволновая часть ультрафиолета вызывает разложение озона. Следовательно, зна­чительная часть ультрафиолетовых излучений затрачивается на обратимое превращение 30г^20з, и все живое на Земле предохраняется от разрушительного действия мощных излучений. Гало­гены и оксиды азота, поступающие в атмосферу в возрастающих количествах с газовыми выбросами, проникают до стратосферы и разрушают защитную озонную оболочку. Поэтому нельзя допу­стить дальнейшего увеличения этих выбросов.


МАТЕРИАЛЬНЫЕ (МЕХАНИЧЕСКИЕ, ХИМИЧЕСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ)

Выбросы в


Сточные


Твердые

Атмосферу


Воды


Отходы


Класс опасности вредных веществ устанавливают в зависимости от норм и показателей.. Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, мг/куб.м Дополнительный материал 3 группы. Тератоген  - агент, вызывающий врожденные пороки развития и уродства. Явные тератогены  - вещества, под воздействием которых возникают уродства у людей, воспроизводимые экспериментально и у животных.Тератогеном называется любое соединение, вызывающее какое-либо нарушение в соматических клетках развивающегося зародыша. Если при этом не будут затронуты генеративные клетки, пострадает только организм зародыша, но не его потомство. Трагические последствия употребления талидо-мида ( 1960 - 1962 гг.) показали, сколь опасным может оказаться введение в практику нового препарата с недостаточно проверенными тератогенными свойствами. Хотя это довольно сложная проблема и опасные последствия были строго доказаны только на мелких животных, сульфаниламид следует относить к тератогенам. Роль тератогенов остается неясной, поскольку к их числу относятся также пенициллин, витамины А, D и Е, СО 2, никотин  и соли ртути. К тератогенам  относятся ионизирующие излучения, химические соединения, в том числе лекарственные препараты.

ТХДД проявил себя как чрезвычайно сильный тератоген  в экспериментах на грызунах, особенно сильно его влияние на мышей, у которых он вызывает расщелину неба и гидронефроз. ТХДД наносит вред репродуктивной функции, вызывает недостаточное производство спермы у млекопитающих. В больших дозах ТХДД эмбриотоксичен ( вызывает смерть развивающегося зародыша) для многих видов. Тем не менее, существуют исследования нескольких случаев воздействия ТХДД на репродуктивную функцию человека. Ограниченные данные, полученные после несчастного случая в Севесо в 1976 году, иллюстрируют отсутствие увеличения количества дефектов рождения среди населения, которое было подвергнуто воздействию ТХДД; хотя исследованных случаев было недостаточно, для того чтобы выявить рост возникновения очень редких пороков развития. Недостаток исторических данных и возможные неточности регистрации информации затрудняют оценку количества случаев самопроизвольных абортов у данной группы населения.

Протоплазматический яд широкого спектра действия и поведенческий тератоген , увеличивает риск развития гипертензии и гипертрофии левого желудочка. При уменьшении количества свинца в автомобильном топливе в 2 раза концентрация данного элемента в крови населения уменьшается в 2 - 3 раза.

Любой жидкий или твердый материал, который является канцерогеном, мутагеном или тератогеном , должен быть помещен в жесткий, маркированный особым цветом контейнер, специально предназначенный и маркированный для этого типа отходов.

На рис. 9.1 перечислены некоторые примеры исходов развития, возможно связанных с воздействием профессиональных тератогенов . Результаты некоторых научных исследований позволили предположить, что врожденные уродства и спонтанные аборты вызываются одними и теми же вредными профессиональными воздействиями - например, анестезирующими газами и органическими растворителями.

Продовольственное сырье и пищевые продукты растительного и животного происхождения, предназначенные для детского питания, должны быть свободны от бензопирена - опасного тератогена  и мутагена.

Не меньший вред, чем острые отравления, может приносить и хроническая токсичность некоторых химикатов. Продолжительный токсический эффект особенно типичен для канцерогенов, мутагенов, тератогенов , веществ, вызывающих психопатологические и неврологические расстройства, а во всевозрастающей степени также и для аллергенов. Вещества, обладающие канцерогенной и мутагенной активностью, способны вызывать соответствующие эффекты спустя длительное время даже после кратковременного воздействия.

Приведенные данные с определенностью говорят о том, что и на одной стадии своего развития эмбрион и плод полностью не защищены от потенциально вредного избытка некоторых МЭ. На чувствительность к тера-тогену могут влиять генетический фон, способность тератогена  к прямому контакту с плодом, доза тератогена, стадия развития зародыша. Различные тератогены вызывают неодинаковые, в том числе и специфические, эффекты. В других случаях различные агенты индуцируют сходные или даже идентичные морфологические и функциональные аномалии..

Никотин деполяризует нервную мембрану и включает потенциал действия. Помимо ганглионарной активности и токсичности, этот алкалоид является мутагеном и тератогеном .

Презентация работ учащихся по группам с выводами. «Будущее зависит от тебя»

Рефлексия.

  1. В чем опасность загрязнения атмосферы?

  2. Какие загрязнители вам известны?

  3. Какие последствия вызывают тератогены?

  1. Что узнали по пройденной теме?

  1. Что  хотели бы узнать? (Или задайте вопрос на который не получили ответа)

                 Подведение итогов.

 Комментирование работы групп.  

Выставление оценок.

Спасибо! Вы сегодня были молодцы


Литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник: /Под ред. Проф. Э.А. Арустамова. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: Изд - Ко - торговая корпорация «Дашков И К»; 2003. - 496 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник: /Под ред. С.В. Белова - М.: Высшая школа, 2002. - 476 с.

3.Безопасность жизнедеятельности / Под ред.О.Н. Русака. - СПб.: ЛТА., 1996. - 30 с.

4.Безопасность жизнедеятельности. / Под ред. С.В. Белова. - М.: Высш.шк., 1999. - 45 с.

5.Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие / В.А. Козловский, А.В. Козловский, О.Л. Упоров. - Екатеринбург: Изд-во Рос. Проф .- пед. ун-та, 2006. - 259 с.

http://psihotesti.ru/gloss/tag/ekstremalnaya_situatsiya/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок "Вредное влияние загрязнения биосферы на организм человека. Вещества-тератогены"

Автор: Душка Светлана Андреевна

Дата: 27.05.2017

Номер свидетельства: 418898


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства