kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - практикум " Составление формул солей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформировать умение составлять формулы солей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - практикум " Составление формул солей"»

Тема: Соли. Составление формул по степени окисления.

Цель урока:

  • дать понятие о классе неорганических соединений – солях;

  • сформировать умение составлять формулы солей и правильно давать им названия;

  • привести в систему знания учащихся о классификации солей.

Задачи урока:

Обучающие:

1.Дать определение солей.

2. Рассмотреть состав и название солей.

3. Продолжить обучение школьников определять степени окисления в сложных соединениях.

4. Научить, составлять формулы солей.

5. Познакомить с физическими свойствами солей.

6. Познакомить учащихся с классификацией солей.

Развивающие: развивать составление степени окисления элементов, мышление, память, внимание, логическое мышление, умение работать в парах, умение работать с малым набором реактивов.

Воспитывающие: воспитание толерантности, умение работать в парах и в группе.

Методы:  частично - поисковый, объяснительно- иллюстративный.

Тип урока: комбинированный.

Метапредметные связи: биология, география.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная  и групповая.

Реактивы: Образцы солей: железный купорос, мел, хлорид натрия, медный купорос, сульфат магния.

Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде, ПК, экран, штатив с пробирками.

Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2008г.



Планируемые результаты обучения. Учащиеся должны уметь:

  • составлять формулы солей;

  • давать им названия;

  • отличать соли от других классов неорганических соединений.



Ход урока:

I.Организационный момент.

-Проверка подготовленности учащихся к уроку.

- Приветствие, фиксация отсутствующих.

- Организация внимания.( Сигнал тишины)

II.Актуализация изученных знаний:

1.Фронтальный опрос:

  1. Какие классы веществ вы знаете?

  2. Что такое оксиды?

  3. Что такое основания?

  4. Что такое кислоты?

2.Обучающая структура .

1 этап. «Мозговой штурм»

-Учитель задает тему для обсуждения и время для размышления.

-учащиеся записывают максимальное количество слов или фраз по теме индивидуально и в тишине. (задается слово КИСЛОТЫ)

(Предполагаемые записи учащихся: соляная, серная, угольная и т.п., формулы кислот, одноосновная, двухосновная, простые ионы, сложные ионы, индикаторы, лакмус, красный цвет, растворимые, нерастворимые и т.д.)

2 этап. Создание связей и формулирование вопроса.

3 этап. Формулирование выводов и обмен ответами.

III. Изучение новых знаний.

Учитель предлагает отгадать загадку: «Без этого вещества невозможно жизнь растений, животных, человека. В год человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества. Это символ гостеприимства и радушия хозяев». Что же это за вещество? (Ответы учащихся: соль). Слайд №3

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами посещаем Страну веществ, название класса которых означает «рождённые солнцем». Почему? Потому что многие вещества этого класса любят «прятаться» в воде. Но как только горячие солнечные лучи выпарят воду, эти вещества предстают перед нами во всей своей красе. Посмотрите, какими разными они бывают! (Слайды с изображением нового класса соединений №4)

Учитель просит из предложенных формул выбрать те формулы, которые они ещё не изучали. (Слайд № ) И сравнить, чем они сходны между собой, а чем отличаются? (предполагаемый ответ: сходство - во всех формулах на первом месте присутствует металл, а отличаются кислотными остатками).


Учащимся предлагается сформулировать определения самим, а затем поверяют по изображению на экране:


Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.



Интересный материал (Сообщение заранее готовит один из учащихся):

Это самый многочисленный класс из неорганических соединений. А одно вещество из этого класса все мы используем в пищу.

Когда-то в Голландии существовала мучительная казнь: осужденные получали только хлеб и воду без добавления этой соли. Через некоторое время эти люди умирали, а их трупы начинали мгновенно разлагаться…

А жители некоторых островных государств, чтобы утолить потребность в соли, ели сырую рыбу, обмакивая ее в морскую воду. Она называется поваренная соль. Её формула NaCI. Состоит из ионов Na+ и CI-.

(Самостоятельное изучение учебника стр.110 снизу 2-ой абзац). Добывание соли в природе.

IV.Вывод: Соли имеют большое практическое значение.

-Так как соли очень важны, мы должны знать их свойства. Перед тем как приступить к рассмотрению этого вопроса проведем физ.минутку. 

Вносим в почву мы фосфаты.
Не забудем и нитраты.
Ну, а осенью, друзья,
Испеку пирог вам я.

-Рассмотрим физические свойства солей.

Выполнение лабораторной работы. Учащиеся, работают в парах, знакомятся с образцами солей и заполняют таблицу:

Название вещества

Агрегатное

состояние

Цвет

Запах

Формула

Раство-

римость

в воде

Карбонат кальция




CaCO3


Кристаллогидрат сульфата меди (II) – медный купорос




CuSO4*5H2O


Хлорид натрия




NaCI


Кристаллогидрат сульфата железа (II) – железный купорос




FeSO4*7H2O


Сульфат магния




MgSO4



Структура ТАЙМД РАУНД РОБИН (Timed Round Robin) 

Работа в группе, по часовой стрелке.

IV.Вывод: Соли представляют твёрдые вещества, кристаллические, хорошо растворимые в воде, с разнообразным цветом.


Номенклатуру солей изучаем по учебнику таблица 5 стр.109.

Обращаем внимание на таблицу растворимости веществ. Изучаем растворимость солей.

IV.Вывод: По растворимости в воде соли делят на растворимые (Р), нерастворимые (Н) и малорастворимые (М). Если нет таблицы, есть правила, которые очень легко запомнить. (учебник стр.109-110)

V. Закрепление.

Задание 1: По таблице растворимости дать названия всех солей для иона натрия.

III.Объяснение учителя:

При составлении формулы соли необходимо:

  1. расставить заряды ионов металлов и заряды ионов кислотных остатков;

  2. найти наименьшее общее кратное числовых значений зарядов.

  3. Разделить наименьшее общее кратное на величины зарядов.

  4. Записать индексы..

V. Закрепление.

Задание 2: С помощью таблицы растворимости составить формулу сульфата алюминия.

III.Объяснение учителя:

Определение степеней окисления каждого элемента соли аналогично кислотам:

Na+12CХ O3-2 +1∙2 + Х + (-2)∙3 = 0 Х = + 4


Na+12C+4 O3-2.

V. Закрепление.

Задание 3: Определите степени окисления каждого элемента для солей: Na2CO3, K3PO4 и дайте названия солям.

VI.Домашнее задание.

-Изучить параграф.21, упр.1 стр. 113.

-Знать определение и правила, изученные на уроке.


VII. Итог урока .

РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin) - обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.

Музыка. Встают, двигаются, находят пару.

Обсуждают, что нового узнали на уроке в паре.

Учитель предлагает одному учащемуся проговорить вслух.



VIII. Рефлексия.

Давайте поразмышляем…

Раньше я думал(а), что …

Теперь я думаю, что…

Ребята, нарисуйте в своих тетрадях смайлик, показывающий ваше отношение к уроку.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок - практикум " Составление формул солей"

Автор: Луппа Ольга Васильевна

Дата: 14.01.2020

Номер свидетельства: 535728


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства