Просмотр содержимого документа
«Урок - практикум " Составление формул солей"»
Тема: Соли. Составление формул по степени окисления.
Цель урока:
дать понятие о классе неорганических соединений – солях;
сформировать умение составлять формулы солей и правильно давать им названия;
привести в систему знания учащихся о классификации солей.
Задачи урока:
Обучающие:
1.Дать определение солей.
2. Рассмотреть состав и название солей.
3. Продолжить обучение школьников определять степени окисления в сложных соединениях.
4. Научить, составлять формулы солей.
5. Познакомить с физическими свойствами солей.
6. Познакомить учащихся с классификацией солей.
Развивающие: развивать составление степени окисления элементов, мышление, память, внимание, логическое мышление, умение работать в парах, умение работать с малым набором реактивов.
Воспитывающие: воспитание толерантности, умение работать в парах и в группе.
Методы: частично - поисковый, объяснительно- иллюстративный.
Тип урока: комбинированный.
Метапредметные связи: биология, география.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная и групповая.
Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде, ПК, экран, штатив с пробирками.
Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2008г.
Планируемые результаты обучения. Учащиеся должны уметь:
составлять формулы солей;
давать им названия;
отличать соли от других классов неорганических соединений.
Ход урока:
I.Организационный момент.
-Проверка подготовленности учащихся к уроку.
- Приветствие, фиксация отсутствующих.
- Организация внимания.( Сигнал тишины)
II.Актуализация изученных знаний:
1.Фронтальный опрос:
Какие классы веществ вы знаете?
Что такое оксиды?
Что такое основания?
Что такое кислоты?
2.Обучающая структура .
1 этап. «Мозговой штурм»
-Учитель задает тему для обсуждения и время для размышления.
-учащиеся записывают максимальное количество слов или фраз по теме индивидуально и в тишине. (задается слово КИСЛОТЫ)
(Предполагаемые записи учащихся: соляная, серная, угольная и т.п., формулы кислот, одноосновная, двухосновная, простые ионы, сложные ионы, индикаторы, лакмус, красный цвет, растворимые, нерастворимые и т.д.)
2 этап. Создание связей и формулирование вопроса.
3 этап. Формулирование выводов и обмен ответами.
III. Изучение новых знаний.
Учитель предлагает отгадать загадку: «Без этого вещества невозможно жизнь растений, животных, человека. В год человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества. Это символ гостеприимства и радушия хозяев». Что же это за вещество? (Ответы учащихся: соль). Слайд №3
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами посещаем Страну веществ, название класса которых означает «рождённые солнцем». Почему? Потому что многие вещества этого класса любят «прятаться» в воде. Но как только горячие солнечные лучи выпарят воду, эти вещества предстают перед нами во всей своей красе. Посмотрите, какими разными они бывают! (Слайды с изображением нового класса соединений №4)
Учитель просит из предложенных формул выбрать те формулы, которые они ещё не изучали. (Слайд № ) И сравнить, чем они сходны между собой, а чем отличаются? (предполагаемый ответ: сходство - во всех формулах на первом месте присутствует металл, а отличаются кислотными остатками).
Учащимся предлагается сформулировать определения самим, а затем поверяют по изображению на экране:
Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.
Интересный материал (Сообщение заранее готовит один из учащихся):
Это самый многочисленный класс из неорганических соединений. А одно вещество из этого класса все мы используем в пищу.
Когда-то в Голландии существовала мучительная казнь: осужденные получали только хлеб и воду без добавления этой соли. Через некоторое время эти люди умирали, а их трупы начинали мгновенно разлагаться…
А жители некоторых островных государств, чтобы утолить потребность в соли, ели сырую рыбу, обмакивая ее в морскую воду. Она называется поваренная соль. Её формула NaCI. Состоит из ионов Na+ и CI-.
(Самостоятельное изучение учебника стр.110 снизу 2-ой абзац). Добывание соли в природе.
IV.Вывод: Соли имеют большое практическое значение.
-Так как соли очень важны, мы должны знать их свойства. Перед тем как приступить к рассмотрению этого вопроса проведем физ.минутку.
Вносим в почву мы фосфаты. Не забудем и нитраты. Ну, а осенью, друзья, Испеку пирог вам я.
-Рассмотрим физические свойства солей.
Выполнение лабораторной работы. Учащиеся, работают в парах, знакомятся с образцами солей и заполняют таблицу:
Название вещества
Агрегатное
состояние
Цвет
Запах
Формула
Раство-
римость
в воде
Карбонат кальция
CaCO3
Кристаллогидрат сульфата меди (II) – медный купорос
CuSO4*5H2O
Хлорид натрия
NaCI
Кристаллогидрат сульфата железа (II) – железный купорос
FeSO4*7H2O
Сульфат магния
MgSO4
Структура ТАЙМД РАУНД РОБИН (Timed Round Robin)
Работа в группе, по часовой стрелке.
IV.Вывод: Соли представляют твёрдые вещества, кристаллические, хорошо растворимые в воде, с разнообразным цветом.
Номенклатуру солей изучаем по учебнику таблица 5 стр.109.
Обращаем внимание на таблицу растворимости веществ. Изучаем растворимость солей.
IV.Вывод: По растворимости в воде соли делят на растворимые (Р), нерастворимые (Н) и малорастворимые (М). Если нет таблицы, есть правила, которые очень легко запомнить. (учебник стр.109-110)
V.Закрепление.
Задание 1: По таблице растворимости дать названия всех солей для иона натрия.
III.Объяснение учителя:
При составлении формулы соли необходимо:
расставить заряды ионов металлов и заряды ионов кислотных остатков;
найти наименьшее общее кратное числовых значений зарядов.
Разделить наименьшее общее кратное на величины зарядов.
Записать индексы..
V.Закрепление.
Задание 2:С помощью таблицы растворимости составить формулу сульфата алюминия.
III.Объяснение учителя:
Определение степеней окисления каждого элемента соли аналогично кислотам:
Na+12CХ O3-2 +1∙2 + Х + (-2)∙3 = 0 Х = + 4
Na+12C+4 O3-2.
V.Закрепление.
Задание 3: Определите степени окисления каждого элемента для солей: Na2CO3, K3PO4 и дайте названия солям.
VI.Домашнее задание.
-Изучить параграф.21, упр.1 стр. 113.
-Знать определение и правила, изученные на уроке.
VII. Итог урока .
РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin) - обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.
Музыка. Встают, двигаются, находят пару.
Обсуждают, что нового узнали на уроке в паре.
Учитель предлагает одному учащемуся проговорить вслух.
VIII. Рефлексия.
Давайте поразмышляем…
Раньше я думал(а), что …
Теперь я думаю, что…
Ребята, нарисуйте в своих тетрадях смайлик, показывающий ваше отношение к уроку.