Просмотр содержимого документа
«Урок-повторение по химии 9 класс тема: " Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева в свете строения атома".»
Урок химии в 9 классе
ТЕМА Повторение. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева в свете строения атома.
Цель: обобщить и систематизировать знания о периодическом законе и Периодической системе химических элементов; актуализировать знания о закономерностях изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе; закрепить практические навыки выполнения тестов ОГЭ по химии
Ход урока:
Давайте вспомним строение ПСХЭ.
Вопросы: 1. Из чего состоит весь материальный мир? (из атомов)
Все виды атомов, как встречающиеся в природе, так и полученные искусственно, путем ядерных реакций, представлены в ПСХЭ. Она имеет вид таблицы. Горизонтальные ряды, начинаются водородом или щелочным металлом и заканчиваются инертным газом. Эти ряды называются периодами. При движении слева направо металлические свойства последовательно сменяются неметаллическими. Таким образом типичные металлы расположены в начале периода, а элементы, для которых характерны неметаллические свойства, - в конце. Первый, второй и третий периоды называются малыми, а с четвертого по седьмой – большими периодами. Седьмой период является незавершенный.
Вертикальные колонки называются группами. Каждая группа делится на 2 подгруппы – главную и побочную. В состав главных подгрупп входят элементы как больших, так и малых периодов, а в состав побочных – только больших периодов. В группе находятся элементы имеющие близкие химические свойства. При движении вниз по главной группе металлические свойства нарастают, а неметаллические убывают. Для элементов побочной группы такую закономерность проследить не удается, так как все элементы побочных подгрупп – металлы.
При движении по группе и периодам происходит последовательные изменения многих свойств элементов и простых веществ. В основе изменения свойств в группах лежит увеличение числа электронных слоев при движении вниз по ПС. Это приводит к увеличению размера атома, то есть возрастанию атомного радиуса, а следовательно – к ослаблению связи валентных электронов с ядром, что ведет к уменьшению ЭО и усилению металлических свойств.
При движении по периоду слева направо число слоев остается неизменным, а колличество валентных электронов возрастает – это приводит к сжатию электронных облаков и, как следствие, к уменьшению атомных радиусов, а значит к усилению связи валентных электронов с ядром. В результате возрастает ЭО, усиливается неметаллические и ослабевают металлические свойства.
А теперь закончите таблицу, а затем обсудим результат.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах
Формы существования
химического элемента
и их свойства
Изменения свойств
в главных подгруппах
(сверху вниз)
в периодах
(слева направо)
А
Т
О
М
Ы
Заряд ядра
Число энергетических
уровней
Радиус атома
Восстановительные
свойства
Окислительные
свойства
Высшая положительная
степень окисления
Низшая
степень окисления
Прост.
В
-
Ва
Металлические
свойства
Неметаллические
свойства
Соединения
э-ов
Характер химических свойств
высшего оксида и
высшего гидроксида
Задание
А1. У атомов химического элемента углерода число электронов на внешнем энергетическом уровне равно: 1) 2; 2) 4; 3) 1; 4) 6
А2. Схема распределения электронов по уровням – 2,8,5 – соответствует химическому элементу, степень окисления которого в водородном и высшем кислородном соединении равна: 1) -5 и +3; 2) -2 и +6; 3) -1 и +7; 4) – 3 и +5
А3. В ряду оксидом N2O, Al2O3, P2O5происходит изменение свойств: 1) от основных к кислотным; 2) от кислотных к основным; 3) от основных к амфотерным; 4) ото кислотных к амфотерным
А4. Высший оксид Э2О5 и летучееводородное соединение ЭН3 имеют элементы:
Первой А группы; 2) третье А группы; 3) пятой А группы; 4) седьмой А группы.