умения определять тип связи на основании анализа состава вещества.
умения моделировать имеющийся опыт в новых условиях.
Ход урока |
1. Организационный момент. |
2. Повторение и обобщение знаний. |
Учитель (задаёт короткие вопросы в быстром темпе) | Фронтальный опрос («закончи фразу»): Атом – это … Атом состоит … Ядро атома состоит … Заряд имеют частицы … Заряд не имеют … По номеру химического элемента можно определить … Количество нейтронов находят по разности … Массовое число – это … |
Ученики (дают устные ответы) | Предполагаемые ответы: Атом – это электронейтральная частица. Атом состоит из положительно заряженного ядра и движущихся вокруг него отрицательно заряженных электронов. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов. Заряд имеют протоны и электроны. Заряд не имеют нейтроны. По номеру химического элемента можно определить число протонов и электронов. Количество нейтронов находят по разности: Ar – порядковый №. Массовое число – это сумма протонов и нейтронов. |
Учитель(предлагает у доски расписать состав атомов) | Задание: Определить состав атомов: 1) азота; б) алюминия; в) калия. |
Ученики (у доски три ученика расписывают состав атомов) | Предполагаемые ответы: 1 ученик: 7е, 7р, 7n. 2 ученик: 13е, 13р, 14n. 3 ученик: 19е, 19р, 20n. |
Учитель (задает короткие устные вопросы) | Продолжение фронтального опроса: Электронное облако – это … Как распределяются электроны по орбиталям? Количество электронов на последнем энергетическом уровне соответствует … Если изменить количество электронов на внешнем энергетическом уровне, то атом превратится в … Ион – это … Ионная связь - … |
Ученики (отвечают на вопросы) | Предполагаемые ответы: Электронное облако – это вероятное местонахождение электрона. На первом слое – 2, на втором и третьем – 8 электронов. Количество электронов на последнем энергетическом уровне соответствует номеру группы. Если изменить количество электронов на внешнем энергетическом уровне, то атом превратится в ион. Ион – это положительно или отрицательно заряженная частица. Ионная связь – связь между положительно и отрицательно заряженными ионами. |
Учитель (предлагает выполнить задания) | Задания: Изобразите схему строения атомов и электронную формулу атомов кремния, аргона. Запишите названия и символы трёх частиц (одного атома и двух ионов), расположение электронов, у которых соответствует следующей электронной формуле: 1s22s22p63s23p6. Расположите в порядке усиления металлических свойств следующие химические элементы: K, Na, Li, Cs, Rb. Расположите в порядке уменьшения неметаллических свойств, следующие химические элементы: O, N, F, C, B. Записать схему образования ионной связи между следующими атомами: а) лития и серы; б) калия и азота. |
Ученики (выполняют задания) | Предполагаемые ответы: 1. Si +14 )2)8)4 1S22S22Р63S23Р2 Ar +18 )2)8)8 1S22S22Р63S23Р6 2. Атом аргона, ион хлора - Cl-, ион калия - K+. 2. Li → Na → К → Rb → Cs 3. F → О → N → С → В 4. 2Li0 + S0 → 2Li+ + S2- → Li2S 3K0 + N0 → 3K+ + N3- → K3N |
Учитель (задает короткие устные вопросы) | Продолжение фронтального опроса: Какая связь образуется между атомами одинаковых элементов? За счёт чего осуществляется данный вид связи? Как определить количество неспаренных электронов? Какой вид связи осуществляется при образовании соединений между атомами разных неметаллов? Чем она отличается от ковалентной неполярной связи? Электроотрицательность - … Как определить в сторону атома какого элемента будут смещены общие электронные пары? Для каких веществ характерна металлическая связь? Какие частицы участвуют в её образовании? |
Ученики (отвечают на вопросы) | Предполагаемые ответы: Ковалентная неполярная связь. За счёт объединения общих неспаренных электронов на внешнем слое. 8 - №группы Ковалентная полярная связь. Наличием значений электроотрицательности. Электроотрицательность – способность атомов химических элементов оттягивать к себе общие электронные пары. Шкала ЭО. Для простых веществ металлов и их сплавов. Атом-ионы. |
Учитель (предлагает выполнить задание) | Задание: Составьте схему образования следующих веществ: СН4,СО2. |
Ученики (2 ученика у доски выполняют задание) | Предполагаемый ответ: 1 ученик: Н ∙ + Н ∙ Н ↓ Н ∙ + ∙ С ∙ + ∙ Н → Н : С : Н → Н → С ← Н ∙ Н ↑ + Н ∙ Н 2 ученик: : О ∙ + ∙ С ∙ + ∙ О : → О :: С :: О → О ═ С ═ О |
Учитель (предлагает выполнить задание) | Задание: Вычислите массовую долю элементов в следующих веществах: а) Fe2O3;б) NCl3. |
Ученики (выполняют задание) | Предполагаемый ответ: а) ω (Fe) = 70%; ω (O) = 30% б) ω (N) = 11,6%; ω (Cl) = 88,4% |
3. Самостоятельная работа. |
Учитель (проверяет усвоение основных терминов) | Задание: В какую частицу превращается атом, отдав или приняв электроны до завершения внешнего уровня? Определите тип химической связи молекул. Приведите схему образования для любого из веществ. 1 вариант: 1. а) Al0 – 3e → б) O0 + 2e → 2. I2, CH4, AlCl3. 2 вариант: 1. а) Na0 – 1e → б) Cl0 + 1e → 2. N2, H2O, MgCl2 3 вариант: 1. а) К0 – 1е → б) S0 + 2e → 2. Cl2, CO2, CaH2. 4 вариант: 1. а) Mg0 – 2e → б) F0 + 1e → 2. O2, CS2, BeF2. 5 вариант: 1. а) Li0 – 1e → б) C0 + 4e → 2.. F2, SiH4, NaI |
Задание на дом. §§ 6-12, (повторить), подготовиться к контрольной работе |