Урок-обобщение по теме «Химия растворов» в 11 классе
Урок-обобщение по теме «Химия растворов» в 11 классе
В ходе обобщения материала закрепляются практические знания по теме урока при выполнении химического эксперимента, химических свойств кислот, оснований и солей. Закрепляются умения записывать молекулярные уравнения в ионном виде; закрепляются умения решения расчетных задач; закрепляются умения осаждать ионы из растворов солей; закрепляются умения высказывать свою точку зрения и аргументировать её.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-обобщение по теме «Химия растворов» в 11 классе»
План-конспект урока по учебному предмету «Химия» в XI классе (базовый уровень)
Тикунова Г.В., учитель химии ГУО
«Средняя школа № 2 г.Белыничи»
Тема урока: обобщение материала по теме «Химия растворов»
Цель урока:
- закрепить практические знания по теме при выполнении химического эксперимента, знание химических свойств кислот, оснований и солей;
- закрепить умения записывать молекулярные уравнения в ионном виде;
- закрепить умения в решении расчетных задач;
- закрепить умения осаждать ионы из растворов солей;
- развивать умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее;
- воспитывать у учащихся аккуратность, собранность, бережное отношение к реактивам и оборудованию.
Оборудование: ПСХЭ, ряд активности металлов, таблица растворимости, необходимые реактивы для выполнения эксперимента на столах учащихся.
Ход работы
Сообщаю учащимся, что урок мы проведем в виде олимпиады, которая включает в себя несколько туров (записаны на доске).
1 тур - теоретический (знание теории);
2 тур - знание химических свойств оснований, кислот и солей с точки зрения ТЭД и написание реакций ионного обмена;
3 тур - умение комментировать происходящие явления (устное высказывание);
4 тур - экспериментальный;
5 тур – расчетный (умение решать расчетные задачи).
Итоги олимпиады будут подведены на практической и контрольной работах по теме. Более активные учащиеся получают накопительные баллы за урок.
1 тур (теоретический)
1. Что мы называем раствором?
2. Охарактеризуйте процесс растворения?
3. Объясните физическую и химическую строну процесса
4. Какие соединения называются гидратами и кристаллогидратами. В чем их отличие?
5. Что мы понимаем под растворимостью? От каких факторов зависит растворимость?
6. Какие вещества называются электролитами?
7. Перечислите сильные и слабые электролиты.
8. В каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца
9. Как можно ненасыщенный раствор сделать насыщенным?
A) добавить Н2O;
Б) упарить Н2O;
B) растворить дополнительную порцию вещества.
10.Электролитическая диссоциация угольной кислоты обратима, т.к это кислота:
A) сильная;
Б) неустойчивая;
В) слабая;
Г) нерастворима в Н2O.
11.Вещества, которые в водных растворах дают только гидроксид-ионы, называются:
A) солями;
Б) кислотами;
В) щелочами;
Г) амфотерными гидроксидами.
12. Какие частицы присутствуют в разбавленном водном растворе HNO3
A) H+
Б) NO3-
B) HNO3
Г) Н2O.
13 Формулы каких веществ при записи ионных уравнений реакций не представляют в виде ионов?
a) KOH
б) CH3COOH
в) H2S
г) NH4OH
14. Совместно с какими анионами в водном растворе в значительных количествах может находится катион Ва2+
A) Cl-
Б) CO32-
B) SO42-
Г) NO3-
15. Какие пары ионов не могут совместно находится в водном растворе в значительном количестве?
A) H+ и OH-
Б) Ag+ и NO3-
B) Са2+ и РО43-
Г) Ва2+ и CO32-
2 тур
ГРУППА 1. Из предложенного перечня веществ выберите вещества, с которыми будет реагировать соляная кислота.
Cu, CuO, Cu(OH)2, CO2, H2SO4, Zn.
Запишите уравнения возможных реакций. Как вы объясните свойства кислот?
ГРУППА 2. Из предложенного перечня веществ выберите вещества, с которыми будет реагировать NaOH:
Cu, CuO, Cu(OH)2, CO2, H2SO4
ГРУППА 3. Из предложенных схем реакций выберите те, которые идут до конца. Объясните почему? Запишите соответствующие уравнения химических реакций. Объясните свой выбор.
a) NaOH + CuCl2 →
б) Na2CO3 + HCl →
в) NaNO3: + КОН →
г) KOH + H2SO4 →
Задания выполняются по группам, уравнения записываются на доске и обсуждается правильность выполнения задания каждой группы. При необходимости выполняется коррекция знаний.
P.S. 2-3 минуты на выполнение. Объяснение у доски. Помощь группы разрешается. Засчитывается чистый ответ, без дополнений.
3 тур
ГРУППА 1. Объясните явления. Химик Вова нечаянно перепутал этикетки для реактивов, но не забыл, что в одной из колбочек была кислота, а в другой – растворимое основание. Что вы предложите Вове для решения вопроса? Почему? Обсуждение – 1 мин.
Почему кислоты и основания изменяют окраску индикаторов?
ГРУППА 2. При приготовлении раствора аммиачной селитры для подкормки зеленых растений стаканчик с раствором примерз к столу, а при растворении H2SO4 (конц.) – раствор нагревается. Чем вы можете объяснить такое противоречие? С чем связан процесс растворения? От чего зависит тепловой эффект?
ГРУППА 3. Сухая соль не проводит электрический ток, дистиллированная вода – тоже. Как вы объясните, почему раствор соли проводит электрический ток. Каких частиц больше всего будет находитъся в растворе поваренной соли: NaCl; Na+; Cl-; H2O.
4 тур
Осадите ионы:
1 группа. – Fe3+
2 группа. – SO42-
3 группа. – Cl-
из растворов следующих солей, выбрав нужный реактив.
1 группа. – FeCl3
2 группа. – CuSO4
3 группа. – FeCl3
Проведите данную химическую реакцию. Запишите молекулярные и ионные уравнения химических реакций. Назовите вещества, с помощью которых вы осаждали данные ионы. Сделайте вывод.
Реактивы на столах учащихся: NaOH; AgNO3;
P. S. Задания выполняются группой. Уравнения записываются на доске. Обсуждение фронтальное с демонстрацией эксперимента.
5 тур
ГРУППА 1. Сколько (г) соли и воды надо взять для приготовления 500 г раствора соли с w(соли) = 10%
ГРУППА 2. Рассчитайте w (сахара) в растворе, который получили при смешивании 300 г воды и 100 г сахара.
ГРУППА 3. Чему равна молярная концентрация раствора, в котором содержится 5 моль растворенного вещества в 1 дм3 раствора. Ответ поясните.
ГРУППА 1. Смешали y кислоту химическим количеством 2 моль и калий-гидроксид химическим количеством 5 моль. Какая будет среда по окончании реакции? Ответ подтвердите расчетами.
ГРУППА 2. Хватит ли фосфорной кислоты массой 200 w (H3PO4) – 15% для полной нейтрализации раствора, содержащего 0,5 моль KОН. Ответ подтвердите расчетами.
ГРУППА 3. На каждую распавшуюся молекулу HX приходится 3 нераспавшиеся.
Укажите значение степени диссоциации электролита.
P.S. Задания расчетного тура выполняются в группах, решение на доске комментируется учащимися.
Подведение итогов проводится по каждому туру. Наиболее активные учащиеся получают дополнительные баллы, которые учитываются при выставлении отметки за практическую работу. Остальным учащимся отметка за работу будет выставлена по результатам практической и контрольной работы.
Рефлексия:Что мешало активно работать на уроке?
Домашнее задание: Подготовка к практической работе.