Урок химии в 9 классе: «Основные железорудные месторождения в Казахстане. Биологическая и экологическая роль железа и его важнейших соединений»
Урок химии в 9 классе: «Основные железорудные месторождения в Казахстане. Биологическая и экологическая роль железа и его важнейших соединений»
дается карта настольная «Полезные ископаемые Казахстана», раздаточный материал. После этого учащиеся отвечают, что узнали нового из учебника, перечисляют названия железных руд, показывают на карте Казахстана месторождения железных руд, демонстрируют образцы минералов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 9 классе: «Основные железорудные месторождения в Казахстане. Биологическая и экологическая роль железа и его важнейших соединений»»
Урок химии в 9 классе
тема: «Основные железорудные месторождения в Казахстане. Биологическая и экологическая роль железа и его важнейших соединений»
Цель урока: изучить основные железорудные месторождения в Казахстане, биологическая и экологическая роль железа и его важнейших соединений.
Задачи урока:
Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению железорудных месторождения в Казахстане и биологические роли железа и его соединений.
Развивающая: обеспечить условия для развития у учащихся умений взаимодействовать в группе, работать с учебным, раздаточным материалом, выделять главные, проводить исследовательские процедуры, формулировать выводы обобщать информацию.
Воспитательная: формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям; воспитывать культуру общения через работу; воспитывать у учащихся наблюдательность, внимание, инициативу и культуру эксперимента.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: групповая (при изучение новой темой), индивидуальная (при выполнении теста).
Методы обучения: словесный, наглядно-практический, исследовательский
Оборудование:п.с.х.э, электрохимический ряд напряжений металлов, коллекция минералов, коллекция металлов и сплавов, таблицы «Струтура молекул белков гемоглобина и миоглобина», «Ткани.Соединительная ткань - кровь»,
на столах у учащихся пробирки, реактивы (раствор СuSO4, железо, KCNS, хлорид железа FeCl3 , калий гексацианоферрат (II) K4 [Fe(CN)6], стальной нож, гвозди, лист самоанализа учебной деятельности, экономическая карта Казахстана, тесты, лист учета .
Межпредметная связь: биология, география, история
Ожидаемый результат: система знаний учащихся о природных ресурсах страны, о роли железа, о возникающих экологических проблемах;
формирование умений исследовательской деятельности
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие.
Целеполагание.
Актуализация знаний
Тестирование (5 мин). 2 варианта по 10 вопросов.(приложение№1)
Взаимопроверка по ключам (выставление оценок в лист учета)
5-6 вопросов – оценка «3»
7-8 вопросов – оценка «4»
9-10 вопросов – оценка «5»
Выполнение лабораторных опытов (проверка умений и знаний о химических свойствах железа). .(приложение№2)
Изучение нового материала
1.Сообщение цели и темы урока.
2.Учащиеся изучают новый материал в группах. Класс делится на 3 группы. Каждая экспертная группа готовиться, используя дополнительный материал или из учебника, обсуждают его, разрабатывают алгоритм презентации. -Учащимся предлагается прочитать текст о месторождениях железной руды в Казахстане (приложение№3),
дается карта настольная «Полезные ископаемые Казахстана», раздаточный материал. После этого учащиеся отвечают, что узнали нового из учебника, перечисляют названия железных руд, показывают на карте Казахстана месторождения железных руд, демонстрируют образцы минералов.
-Знакомство с биологической и экологической ролью железа по дополнительному материалу (приложение№4). Учащиеся работают с текстом. Каждая группа готовит выступление с изученным материалом, используя таблицы «Струтура молекул белков гемоглобина и миоглобина», «Ткани.Соединительная ткань - кровь».
3. Проведение эксперимента. 2 ученика демонстрируют опыты. 1 ученица демонстрируют опыт «Кровь без раны», другая - « Голубая кровь.Берлинская лазурь».Затем учащиеся в группах проводят лабораторные опыты №3 и №4.
4.Выводы о проделанных опытах.
ІV.Закрепление.
Заполнение листов самоанализа учебной деятельности.
V. Подведение итогов урока. Оценки за урока
VI. Домашнее задание.
Приложение№8 Лист самоанализа учебной деятельности.
1.Какова доля железа в земной коре: 2.Минералы, содержащие железо: 3.Где в Казахстане имеется запасы железных руд: 4.Сколько граммов железа в теле человека: 5.Где содержится железо в организме человека; 6.Болезнь, связанная с недостатком железа в крови: 7.Каков состав гемоглобина: 8. Каков состав миоглобина: 9.В каких продуктах большое содержание железа: 10.С помощью каких реактивов можно обнаружить ионы Fe3+
Лист самоанализа учебной деятельности.
1.Какова доля железа в земной коре: 2.Минералы, содержащие железо: 3.Где в Казахстане имеется запасы железных руд: 4.Сколько граммов железа в теле человека: 5.Где содержится железо в организме человека; 6.Болезнь, связанная с недостатком железа в крови: 7.Каков состав гемоглобина: 8. Каков состав миоглобина: 9.В каких продуктах большое содержание железа: 10.С помощью каких реактивов можно обнаружить ионы Fe3+
Лист самоанализа учебной деятельности.
1.Какова доля железа в земной коре: 2.Минералы, содержащие железо: 3.Где в Казахстане имеется запасы железных руд: 4.Сколько граммов железа в теле человека: 5.Где содержится железо в организме человека; 6.Болезнь, связанная с недостатком железа в крови: 7.Каков состав гемоглобина: 8. Каков состав миоглобина: 9.В каких продуктах большое содержание железа: 10.С помощью каких реактивов можно обнаружить ионы Fe3+
Приложение№9
Лист самоанализа учебной деятельности.Ответы.
1.Какова доля железа в земной коре: 5% 2.Минералы, содержащие железо: красный железняк, магнитный железняк,пирит 3.Где в Казахстане имеется запасы железных руд: в Торгайскомжелезорудном бассейне, Центр. Казахстане 4.Сколько граммов железа в теле человека: 4-5г 5.Где содержится железо в организме человека; в клетках крови 6.Болезнь, связанная с недостатком железа в крови: анемия 7.Каков состав гемоглобина: в молекуле 10000атомов, 574 аминокислотных остатков,4 гема(4атома Fe ) 8. Каков состав миоглобина: в молекуле 2500 атомов,153 аминокислотных остатков, 1гем (1атом Fe ) 9.В каких продуктах большое содержание железа:в печени.мясе (кролика, индейки), крупах,чернике, персиках, икре осетровых рыб. 10.С помощью каких реактивов можно обнаружить ионы Fe3+:роданида калия КСNS, калия гексацианоферрата K4|Fe(CN)6|
Лист самоанализа учебной деятельности.Ответы.
1.Какова доля железа в земной коре: 5% 2.Минералы, содержащие железо: красный железняк, магнитный железняк,пирит 3.Где в Казахстане имеется запасы железных руд: в Торгайскомжелезорудном бассейне, Центр. Казахстане 4.Сколько граммов железа в теле человека: 4-5г 5.Где содержится железо в организме человека; в клетках крови 6.Болезнь, связанная с недостатком железа в крови: анемия 7.Каков состав гемоглобина: в молекуле 10000атомов, 574 аминокислотных остатков,4 гема(4атома Fe ) 8. Каков состав миоглобина: в молекуле 2500 атомов,153 аминокислотных остатков, 1гем (1атом Fe ) 9.В каких продуктах большое содержание железа:в печени.мясе (кролика, индейки), крупах,чернике, персиках, икре осетровых рыб. 10.С помощью каких реактивов можно обнаружить ионы Fe3+:роданида калия КСNS, калия гексацианоферрата K4|Fe(CN)6|
Аннотация
К уроку химии в 9 классе на тему: «Основные железорудные месторождения в Казахстане. Биологическая и экологическая роль железа и его важнейших соединений»
Целью урока является изучение основных железорудных месторождений в Казахстане, биологическая и экологическая роль железа и его соединений Содержание учебного материала отобран в соответствии с целями и задачами урока. Использован дополнительный материал, т.к. в учебнике 9 класса не было материала по данной тематике. Отобран дополнительный материал на основе принципов научности, доступности, систематичности и последовательности. Методы обучения были выбраны такие, как самостоятельное изучение нового материала, проблемный, исследование. Формой проведения : групповая, коллективная и индивидуальная. Эти методы обеспечивают реальные межличностные отношения учащихся на уроке. Класс разделен был на 3 группы по 4 ученика. В каждой группе были заранее подготовлены лидеры-учетчики. Им были выданы листы учета, в которых они ставили оценки по разным заданиям в ходе урока. Они распределяли обязанности, намечали тактику действий, готовили презентации. Таким образом, лидеры учатся самостоятельно и объективно оценивать. Это своего рода элемент ролевой игры и сотрудничества с учителем. На этапе актуализации знаний (проверки знаний) проводился письменный контроль знаний - тестирование по 2 вариантам (5 мин).. Развиваются навыки самоконтроля, требовательности к себе и товарищам.Затем выполнялись лабораторные опыты по инструкции, проверялись умения проводить опыты и знания о химических свойствах, соблюдении техники безопасности. Второй этап урока – изучение новый материал. Учащиеся самостоятельно изучают новый материал, по учебнику и дополнительному материалу, предложенному учителем. Каждая группа готовилась, обсуждала, разрабатывала алгоритм презентации (приложение № 3,4). Затрагивались и экологические проблемы, содержание железа а пищевых продуктах, о железодефиците. Осуществляется межпредметная связь с биологией, историей, медициной. 2 ученика демонстрировали опыт (заранее подготовленный) по качественному определению ионов железа - «кровь без раны», «берлинская лазурь».Наэтапе закрепления учащиеся заполняют листы самоанализа. На практике убеждаешься, чем чаще ученик участвует в выполнении различных видов заданий, тем лучше усваивает программный материал. Для активизации мыслительной деятельности детей имеет смысл включать элементы игры, экспериментальные задания. Игра развивает экологический стиль мышления, приучает работать в команде, слушать и слышать других. На уроках химии эффективен метод наглядности: лабораторные опыты, таблицы. Урок всегда интересен, когда учитель способен увлечь ребят, удивить. На этом уроке осуществляется самостоятельная деятельность учащихся: изучение материала и контроль знаний. В карточке учета отмечаются умения исследовать, умения обобщить, сотрудничать. На уроке происходит постепенный переход обучения в самообучение. Мотивацию на данном уроке обеспечивают использование объективного контроля знаний, возможность работать на уроке в группах, в сотрудничестве с учителем.
Сариева Маньчук Абильчаковна, учитель химии и биологии высшей квалифицированной категории ЗКО Зеленовский район Январцевская СОШ март 2014 г. 53143040132
Использованная литература
1.Журнал «Химия в казахстанской школе» № 1-6, 2013г. 2. Журнал «Мұғалім.КZ.» №1,2. 2013г. 3. Н.Нурахметов, К.Бекишев, Н.Заграничная Химия 10 кл, Алматы «Мектеп» 2011г, стр194-198 4. «Химия сабағындағы жаңа технологиялар» (Орал каласындағы № 4 ОЖББМ- тің химия пәнінің муғалімі Р.П. Бигазиеваның іс-тәжірибесінен ) Орал, 2005ж, БК ОПКБА және КДИ 5. «Профилактика железодефицитной анемии в Казахстане при помощи продуктов питания» (методические рекомендации по пропаганде здорового образа жизни ) Казахская Академия Питания, Министерство Здравоохранения РК под редакцией академика РАМН и НАН РК Шарманова Г.Ш., Алматы, 2003г 6. Е.П.Сгибнева, А.В.Скачков, «Современные открытые уроки химии» 8-9 кл, Ростов на Дону «Феникс» . 2002г 7. А.А.Каверина, Р.Г.Иванова, А.С.Корощенко Химия. Дидактические материалы. 8-9 кл Москва. 2007г.