kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок химии по теме :Электролиты и неэлектролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации С. Аррениуса. Механизм электролитической диссоциации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Акимова Екатерина Владимировна

Урок химии в 9 классе по теме: Электролиты и неэлектролиты 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок химии по теме :Электролиты и неэлектролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации С. Аррениуса. Механизм электролитической диссоциации.»

Предмет: химия Класс: 9 Дата:

Урок № 5

Тема: Электролиты и неэлектролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации

С. Аррениуса. Механизм электролитической диссоциации.

Демонстрации №1(1.1) с мультимедиа:

испытание веществ и их растворов на электрическую проводимость.

Цель : ученики раскроют сущность нового понятия – электролитическая диссоциация.

ученик объясняет механизм ЭД дает определение новыми понятиями: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, ион гидроксония.

Понятия: Электролиты и неэлектролиты, основные положения теории электролитической диссоциации С. Аррениуса, механизм электролитической диссоциации;гидроксоний

Критерии успешности:

-Я формулирую определение э.д, электролитов, неэлектролитов.

-Я обьясняю механизм э.д. веществ с ионной и ковалентной связью

Ход урока

Организационный момент урока.

Приветствие

Психологический настрой

Другие методы: эффект удивления, неожиданности, противоречивости информации.

Например: химия- бесполезная наука. Я это точно знаю.

Производство стекла, керамики, взрывчатых веществ, пластмасс, красителей, медикаментов, строительных материалов, удобрений , тканей, косметики и т. д.

«Широко простирает химия
руки свои в дела человеческие»
М. В. Ломоносов.

Ответ:


Вы меня переубедили, я уверена в том , что и другие задания урока вам по плечу.

Определение темы урока:

расшифруйте ключевое слово урока. По первой букве в названии элемента под №

1 буква слова – в

2 буква слова – в алфавите

э

л

е

к

т

р

о

л

и

т











Ключевое понятие - «Электролит», тема :

Электролиты и не электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации

С. Аррениуса. Механизм электролитической диссоциации.

Демонстрации №1(1.1) с мультимедиа:

испытание веществ и их растворов на электрическую проводимость;

Постановка цели:

Попробуем поставить пред собой цель на текущий урок , определим критериии успешности: в конце урока смогу дать определение понятиям: Электролиты и не электролиты, перечислю и поясню эти положения, расскажу о механизме ЭД.

Сегодня мы с вами начинаем изучать новую тему: «Электролитическая диссоциация».

Целью урока будет раскрытие сущности нового для вас понятия – электролитическая диссоциация.


Критерии успешности:

-Я формулирую определение э.д, электролитов, неэлектролитов.

-Я обьясняю механизм э.д. веществ с ионной и ковалентной связью


Постановка проблемы

В инструкциях к бытовым приборам в разделе техники безопасности всегда пишут «Беречь от воды».

Попробуйте объяснить, почему?

Ответ: Потому что вода проводит электроток.

Все ли вещества проводят ток?

Может, кто – нибудь из вас знает, как называются вещества, которые проводят электроток?

Ответ. Электролиты.

А соответственно, непроводящие ток?

Ответ. Неэлектролиты.

Определение темы урока

Итак, тема сегодняшнего урока

Электролиты и неэлектролиты.

Повторение:

Решение задач

Отгадайте вещество, составьте задачи взяв за основу формулу воды

Назовите вещество , о котором идет речь в загадке

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Назови(фронтально): HCl , CaO, O2, Аl3 По формуле называют вещества

Определи тип связи, укажи растворимость вещества по таблице растворимости (по формуле записывают т.с. в тетради первый столбик)

Составь:

Проверека : взаимопроверка по образцу. Обговорить критерии оценок

Подвести итог:

-Кто не получил «2»,

-Кто не получил «3»

Проверка домашнего задания.

1.        Приведите примеры хорошо растворимых, малорастворимых и практически нерастворимых в воде веществ, пользуясь таблицей растворимости.

2.        Назовите типы химической связи между атомами в молекулах веществ.

3.        Приведите примеры веществ с ионным типом связи.

4.        Приведите примеры веществ с ковалентной полярной связью.

№ 1. Установите соответствие между химической формулой кислоты и её названием:

1. HNO3

а) Серная

2. H2SO3

б) Соляная

3. H3PO4

в) Сернистая

4. H2SO4

г) Азотная

5. HCl

д) Ортофосфорная

№ 2.

Установите соответствие между химической формулой и классом соединений:

1. CaO

А) Амфотерный оксид

2. N2O5

В) Основной оксид

3. CO

Г) Кислотный оксид

4. ZnO

Д) Безразличный оксид

Подведение итога этапа,выставление отметок

Изучение новой темы:

Просмотр видео .

Перед просмотром задание: дать определение понятия: электролит, неэлектролит, ЭД. Проводят ток заряженные частицы.

( Работа в парах)

Первичное закрепление :

Заполни таблицу(Фронтально под руководством учителя):



№ п/п

Название вещества

Проводит ток

Объяснение

Уравнение диссоциации

1

Сахар ( С6H12O6) крист.

_

Не имеет заряженных частиц


2

Гидроксид натрия ( NaOH) крист.

_

Не имеет заряженных частиц


3

Хлорид натрия (NaCl) крист

_

Не имеет заряженных частиц


4

Дистиллированная вода (H2O)

_

Дистиллированная вода – очень слабый электролит. Ионов в дистиллированной воде совсем немного, поэтому электропроводность воды низкая. 


5

Раствор сахарозы

_

Это вещество неэлектролит. Связь в молекуле сахарозы ковалентная слабополярная, поэтому при растворении не происходит распада на ионы.


6

Раствор NaOH

+

Это вещество электролит. При растворении в воде происходит распад на ионы – заряженные частицы, они проводят электрический ток .


7

Раствор NaCl

+

Это вещество электролит. При растворении в воде происходит распад на ионы – заряженные частицы, они проводят электрический ток .


8

Раствор HCl

+

Это вещество электролит. При растворении в воде происходит распад на ионы – заряженные частицы, они проводят электрический ток .



Прочесть по учебнику , составить опорный конспект в тетради ( парная работа): 1 ряд – Основные положения теории электролитической диссоциации С. Аррениуса. :

Время5-7 мин(тайм менеджер предупреждает за 1 минуту до истечения отпущенного времени)


Основные положения теории электролитической диссоциации

1. Электролиты при растворении в воде распадаются (диссоциируют) на ионы – положительные и отрицательные.

2. Под действием электрического тока ионы приобретают направленное движение: положительно заряженные частицы движутся к катоду, отрицательно заряженные – к аноду. Поэтому положительно заряженные частицы называются катионами, а отрицательно заряженные – анионами.

3. Направленное движение происходит в результате притяжения их противоположно заряженными электродами (катод заряжен отрицательно, а анод – положительно).

4. Ионизация – обратимый процесс: параллельно с распадом молекул на ионы (диссоциация) протекает процесс соединения ионов в молекулы (ассоциация).


2 ряд- Механизм электролитической диссоциации.


Проверка у доски ( рассказать по готовому слайду)






3 ряд. Электролит, неэлектролиты, ионы .

ВЕЩЕСТВА

ЭЛЕКТРОЛИТЫ

НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ

Электролиты – это вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток

Неэлектролиты – это вещества, водные растворы или расплавы которых  не проводят электрический ток

Вещества с ионной химической связьюили ковалентной сильнополярной химической связью – кислоты, соли, основания

Вещества с ковалентной неполярной химической связью или ковалентной слабополярной  химической связью

В растворах и расплавах образуются ионы

В растворах и расплавах не образуются ионы

Ионы – это атомы или группы атомов, обладающие положительным (катионы) или отрицательным (анионы) зарядом.

Ионы отличаются от атомов как по строению, так и по свойствам

Пример 1. Сравним свойства молекулярного водорода (состоит из двух нейтральных атомов водорода) со свойствами иона.

Атом водорода

Ион водорода

+1Н0 1s1

+1Н+ 1s0

Пример 2.  Сравним свойства атомарного и молекулярного хлора со свойствами иона.

Атом хлора

Ион хлора

+17Cl0 1s22s22p63s23p5

+17Cl- 1s22s22p63s23p6

Атомы хлора имеют незавершённый внешний уровень, поэтому они химически очень активны, принимают электроны и восстанавливаются.

Именно поэтому газообразный хлор ядовит, при вдыхании его наступает отравление организма.

Ионы хлора имеют завершённый внешний уровень, поэтому они химически неактивны, находятся в устойчивом электронном состоянии.

Ионы хлора входят в состав поваренной соли, употребление в пищу которой не вызывает отравления организма.

Основываясь на теории электролитической диссоциации, можно дать следующие определения для основных классов соединений(объяснение учителя)

Кислотами называются электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только ионы водорода. Например,

HCl → H+ + Cl-;
CH3COOH  H+ + CH3COO-.

Основность кислоты определяется числом катионов водорода, которые образуются при диссоциации. Так, HCl, HNO3 – одноосновные кислоты, H2SO4, H2CO3 – двухосновные, H3PO4, H3AsO4 – трехосновные.

Основаниями называют электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуются только гидроксид-ионы. Например,

KOH → K+ + OH-,
NH4OH  NH4+ + OH-.

Растворимые в воде основания называются щелочами.

Кислотность основания определяется числом его гидроксильных групп. Например, KOH, NaOH – однокислотные основания, Ca(OH)2 – двухкислотное, Sn(OH)4 – четырехкислотное и т.д.

Солями называют электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металлов (а также ион NH4+) и анионы кислотных остатков. Например,

CaCl2→ Ca2+ + 2Cl-,
NaF → Na+ + F-.

Электролиты, при диссоциации которых одновременно, в зависимости от условий, могут образовываться и катионы водорода, и анионы – гидроксид-ионы называются амфотерными. Например,

H2 H+ + OH-,
Zn(OH)2  Zn2+ + 2OH-,
Zn(OH)2  2H+ + ZnO22- или
Zn(OH)2 + 2H2 [Zn(OH)4]2- + 2H+.

Вывод:

Запомните!

1. Ионы отличаются от атомов и молекул по строению и свойствам.

2.  Общий и характерный признак ионов – наличие электрических зарядов.

3. Растворы и расплавы электролитов проводят электрический ток из-за наличия в них ионов.

Взаимоценивание работ в группах по критериям:

Критерии

0баллов - не составлен проект

1балл: содержание проекта не соответствует основной мысли (теме)

в нем отсутствуют требуемые факты

допущено более трех ошибок

научная терминология не используется

построен не логично

2балла:в проекте не полно раскрыто содержание основной мысли (теме), но показано общее понимание

допущено три ошибки , научная терминология не используется, построен не логично

3балла:

содержание проекта в основном соответствует основной мысли (теме)

объем содержания изложенного материала меньше требуемого на три фактических единицы (например, из пяти элементов использовано два и т.п.)

допущено две ошибки

научная терминология в использована не грамотно, не до конца простроены логические связи

4балла

содержание кластера соответствует основной мысли (теме)

объем содержания изложенного материала в кластере меньше требуемого на две фактические единицы (например, из пяти элементов кластера использовано три и т. п.)

допущена одна фактологическая ошибка

грамотно использована научная терминология

в кластере точно простроены логические связи

5баллов

содержание проекта соответствует основной мысли (теме)

объем содержания изложенного материала меньше требуемого на одну фактическую единицу (например, из пяти элементов использовано четыре и т.п.)

допущена фактологическая неточность

грамотно использована научная терминология, точно простроены логические связи

6баллов

содержание соответствует основной мысли (теме)

объем содержания изложенного материала соответствует основной мысли (теме)

в грамотно использована научная терминология

в точно простроены логические связи

не допущено ни одной фактической ошибки (например, перечислены все причины, особенности и т. д.)

Закрепление :экспрес-тестирование

Тест по теме : «Электролитическая диссоциация.» ( 9 класс)

1.Что такое электролиты?

А) Вещества, растворы которых проводят электрический ток.

Б) Вещества, которые распадаются на ионы.

В) Вещества, которые не проводят электрический ток.

Г) Ток в самих веществах.

2. Что такое электрическая диссоциация?

А) Распад ионов на электролиты.

Б) Процесс распада электролита на ионы.

В) Распад любого вещества на ионы.

Г) Просто ионы в веществах.

3. Неэлектролитами называют:

А)Процесс распада электролитов.

Б) Ток, через которые проходят вещества.

В) Вещества, растворы которых проводят электрический ток.

Г) Вещества, растворы которых НЕ проводят электрический ток.

4. Какие вещества легче распадаются?

А) С ионной связью.

Б) С полярной.

В) С неполярной.

Г) Таких веществ не существует.

5. Какими концами соединяются вещества с растворителями?

А) Противоположными.

Б) Такими же, какими они и заряжены.

В) Отрицательными.

Г) Положительными.

6. При растворение в воде, электролиты диссоциируют на …

А) На отрицательные и положительные ионы

Б) На отрицательные.

В) На положительные.

Г) Не диссоциируются.

7. Причиной диссоциации электролита в водном растворе(воде) является

А) Гидратация.

Б) Электроотрицательность.

В) Свойства вещества.

Г) Ступень диссоциации.

8.Щелочи- электролиты, которые при диссоциации образуют :

А)катионы металла и анионы гидроксильных групп

Б) катионы водорода и кислотного остатка

В) катионы металла и кислотного остатка

Г)не диссоциируют

9. При испытании веществ на электропроводность лампочка загорится при погружении электродов

А) в раствор глюкозы

Б) в раствор гидроксида магния

В) в раствор хлорида натрия

Г) в кристаллы сахарозы

10. Из веществ, приведенных в списке, электролитами не являются 
А) хлорид натрия 
Б) гидроксид бария 
В) глюкоза
Г) соляная кислота 

11. 1) Электролиты - это вещества, которые проводят электрический ток 
2) Щелочи являются электролитами

А)Верно только А

Б) Верно только Б

В)Оба утверждения верны

Г)Обаутверждения не верны

12. Ступеньчато диссоциируют:

А) азотная кислота и гидроксид кальция

Б) хлорид натрия и серная кислота

В) фосфорная кислота и сероводородная кислота

Г) хлорид алюминия и нитрат железа

13.Слово «Ион» в переводе с греческого означает

А) Странствующий

Б)Веселый

В)Заряженный

Г)Нейтральный


VI. Подведение итога урока.

Рефлексия

-Какова цель урока и критерии успешности?

-Достигли ли вы цели?

-Все ученики получили отметки ?

Что вызвало затруднение , о чем не говорили, что не рассмотрели на уроке?

(ваше затруднение- это тема нашего следующего урока)

Домашнее задание

§1-2, №7 стр.7, №5(а) стр.11

Заключение

Учитель: Прежде чем закончить урок, я хочу проверить ваше настроение в конце урока. Зарисуйте свое настроение в индивидуальном сопроводительном листе, который находится у Вас на парте. 

(Приложение 1)

Ты – молодчина! И в это поверь.
Открыта тобой в мир химии дверь.
Надеемся все мы, что лет через пять,
Прекрасным ученым сможешь ты стать.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Акимова Екатерина Владимировна

Дата: 14.11.2017

Номер свидетельства: 438690


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства