kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-конференция "Химия в Великой Отечественной войне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-конференция "Химия в Великой Отечественной войне" предлагается как заключительный урок по теме "Металлы" в курсе химии 9 класса. Данный урок также можно использовать как воспитательное мероприятие в рамках подготовки к празднованию 70-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-конференция "Химия в Великой Отечественной войне" »

Урок на тему: «Химия в Великой Отечественной войне»


«УВАЖЕНИЕ К МИНУВШЕМУ – ВОТ ЧЕРТА, ОТЛИЧАЮЩАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ ОТ ДИКОСТИ»

А. С. Пушкин

Цель урока:

1. Раскрыть вклад химической науки и промышленности в повышение обороноспособности нашей страны в годы Великой Отечественной войны.

2. Показать личный вклад отдельных ученых, инженеров в победу и их самоотверженный труд в годы войны.

3. Воспитать чувство благодарности к поколению фронтовых лет, патриотизм и гордость за героическое прошлое нашей страны.

4. Расширить кругозор учащихся и развивать умение работы с дополнительной литературой.

Задачи урока:

  • Образовательная: систематизировать знания о физических свойствах металлов, показать значение металлов для победы в Великой Отечественной войне, познакомить учащихся с достижениями советских и зарубежных химиков в годы второй мировой войны.

  • Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, реализуя межпредметные связи курсов химии, биологии, истории, литературы, развивать навыки работы с дополнительной литературой; учить анализировать, логически мыслить, собирать информацию.

  • Воспитательная: воспитывать в учащихся чувство патриотизма, преданности и любви к своей Родине, уважительное отношение к ветеранам войны и тыла, способствовать воспитанию чувства гордости за самоотверженный труд учёных в годы войны, показать и подтвердить значение химических знаний для жизни.


Тип урока: конференция

Ход урока:

Учитель химии, вступительное слово:

В этом учебном году 9 мая будет праздноваться 70-летие Великой Победы. И сколько бы времени не прошло с начала Великой Отечественной войны, в нашей памяти эти долгие годы войны останутся навсегда.

28 февраля с группой учителей и учащихся мы выехали из Симферополя в город-герой Керчь – один из самых интересных и древних городов нашей планеты. Самое сильное впечатление от поездки – Аджимушкайские каменоломни. Темнота, сырость, холод, неотесанные камни, полное отсутствие света и связи с внешним миром, толща земли в 16 метров над головой … и объятия смерти, веяние скорби и угнетенности. Мы видели прогнивший операционный стол, на котором без анестезии ампутировали бойцам руки и ноги, детскую комнату с люлькой и игрушками, оставленными побывавшими в стенах каменоломни детьми, главный штаб оборонявшихся, койки солдат, предметы их быта, противогазы… У одной из самых больших братских могил мы выключили все фонари и на минуту замерли, отдав дань памяти тем, кто подарил нам мирное небо над головой. На поверхности нам показалось, что и солнце вдруг стало ярче и теплее, трава зеленее, небо выше и чище… Хотелось припасть к земле и целовать ее, повторяя: «Спасибо вам за еще одну весну в моей жизни!» Если вы хотите прочувствовать на себе смуту тех лет, обязательно посетите это место и тогда вы поймете, насколько прекрасна жизнь здесь и сейчас!

Ученик:

28 февраля вместе со школьным советом самоуправления мы посетили город Керчь и спустились в Аджимушкайские каменоломни. Увиденное поразило нас. Люди бежали туда в надежде сохранить свои жизни. Но 20 мая 1942 г. из Берлина в Керчь самолетами доставили секретное оружие. Этим оружием был запрещенный по всем международным конвенциям газ. Первая газовая атака в каменоломнях была проведена 25 мая 1942 г. К 28 мая от газов и обвалов погибло более 10 000 человек. Только к 60-м годам комиссии химиков СССР стало известно, что немцы использовали дымовые шашки белого дыма на основе окиси цинка и хлорированных углеродов. При сгорании этих шашек образовывался фосген. Шашки были предназначены для закрытых помещений, где смерть от удушья наступала мгновенно.

Бесчеловечные деяния фашистского режима не имеют оправданий, поэтому мы должны чтить память всех павших от рук фашистов.

Учитель химии:

Мы проводим заключительный урок по теме «Металлы» и посвящаем его Великой Отечественной войне. Вспомним ученых-химиков, которые на протяжении всех военных лет направляли свои силы и энергию на выполнение работ, способствующих укреплению обороноспособности страны.

(На фоне лучшего ролика о Великой Отечественной войне звучат слова

Внимание! Внимание! Внимание! Говорит и показывает Москва!.......

Светом благодарной памяти,

Светом любви нашей,

Светом скорби нашей,

Пусть озарятся имена павших!

Блок 1

Выступления учеников: «Ученые - химики в годы Великой Отечественной войны».

Ученик:

Свое выступление я хочу начать словами ученого-химика Александра Наумовича Фрумкина. На антифашистском митинге в 1941 году он сказал: «Я химик. И говорю сегодня от имени всех химиков-ученых. Несомненно, химия – один из существенных факторов, от которых зависит успех современной войны. Производство взрывчатых веществ, качественных сталей, легких металлов, топлива – все это разнообразные виды применения химии, не говоря уже о специальных формах химического оружия. В современной войне немецкая химия подарила миру пока одну «новинку» – это массовое применение возбуждающих и наркотических веществ, которые дают немецким солдатам перед тем, как послать их на верную смерть. Советские химики призывают ученых всего мира использовать свои знания для борьбы с фашизмом».

Мысли и чувства советских ученых образно выразил выдающийся ленинградский академик А. А. Байков: «Я считаю, что только сейчас и можно работать на фронте или на производстве, и те, кто имеют эту возможность, так и должны поступать. Научная работа сейчас, если она не может дать результат, который будет полезен фронту, не имеет никакого значения… Все должны работать на фронт и для фронта, у всех должна быть одна цель – уничтожить навсегда отвратительный и гнусный гитлеризм».

Ученик:

Исследования выдающегося химика А. Е. Арбузова в годы войны были посвящены нуждам обороны и медицины.

В марте 1943 года физик-оптик С. И. Вавилов писал Арбузову: «Глубокоуважаемый Александр Ерминингельдович! Обращаюсь к Вам с большой просьбой – изготовить в Вашей лаборатории 15 г 3,6 – диаминофталимида. Оказалось, что этот препарат, полученный от Вас, обладает ценными свойствами в отношении флуоресценции и адсорбции, и сейчас нам необходим для изготовления нового оборонного оптического прибора».

Позднее Арбузов узнал, что изготовленного им препарата было достаточно для снабжения оптики танковых частей нашей армии и имело значение для обнаружения врага на далеком расстоянии.

 Ученик:

Вклад академика Н. Н. Семенова в обеспечение победы в войне определялся разработанной им теорией цепных реакций. Эта теория давала возможность ускорять реакции вплоть до образования взрывной лавины, замедлять их и даже останавливать на любой промежуточной стадии. Эти реакции были использованы при производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных смесей для огнеметов. Эти снаряды, гранаты, мины использовались против «неуязвимых» немецких «тигров», вызывая у гитлеровского командования недоумение. Эти снаряды пробивали броню толщиной 200 мм, были применены в танковом сражении на Курской дуге.

Ученик:

Великая Отечественная война имела тяжелые последствия для промышленности СССР. Была поставлена важнейшая государственная задача: в короткие сроки наладить производство танков, кораблей, подводных лодок, пушек, самолетов. Вот они, герои Великой Отечественной войны: танк Т-34, тяжелый танк КВ-2 (броня 77 мм), самоходная «противоаэропланная пушка», гвардейский миномет БМ-13, известный под названием «Катюша», бомбардировщик ТУ-2, подводная лодка К-21, штурмовик ИЛ-2, истребитель ЛА-5 и другие.

На их производство в годы войны было израсходовано около 800 млн тонн стали. Потребовалась сталь специального назначения для танков, самолетов, бронеснарядов. Их основу составляли феррохром и ферромарганец. Работу по производству таких сталей возглавили академики И. П. Бардин и В. Л. Комаров.

Ученик:

Советские самолеты-штурмовики ИЛ-2 фашисты называли «черной смертью», их было выпущено 42 тысячи. Броню для ИЛ-2 создали академики С. Т. Кошкин и Н. М. Скляров.

В 1942-1943 годах под руководством Китайгородского И. И. разработан рецепт получения бронестекла, прочность которого в 25 раз превосходила прочность обычного стекла. На его основе создали прозрачную пуленепробиваемую броню для кабин самолетов.

Ученик:

Перед входом в Нижнетагильский краеведческий музей стоит знаменитый танк Т-34. Осенью 1941 года, когда враг был уже в пригородах Москвы, а западные и южные районы страны были оккупированы, Нижний Тагил стал одной из главных кузниц оружия для фронта. В то время стояла задача создать танк, который не боялся бы ни пулемета, ни колючей проволоки. Три качества этой машины – мощность огня, скорость, прочность брони – должны были так сочетаться, чтобы ни одно из них не приносилось в жертву другим. Нашим конструкторам во главе с М. И. Кошкиным удалось создать лучший танк. Башня танка поворачивалась с рекордной скоростью: она делала полный оборот за 10 секунд вместо обычных 35 с. Благодаря небольшому весу и размеру танк был очень маневренный. Броня с повышенным содержание никеля не только оказалась самой прочной, но и имела самые выгодные углы наклона, поэтому была неуязвимой.

Производство «тридцатьчетверок», как их называли, было налажено в самые короткие сроки, хотя ценой тому были дни и ночи напряженного труда. Люди, у которых в холодном цехе пальцы примерзали к металлу, неделями не покидали рабочих мест и в конце декабря 1941 года отправили на фронт первый эшелон с боевыми машинами. Тепло отозвался о танке Т-34 маршал И. С. Конев. Он писал: «Не было лучшей боевой машины ни в одной армии. До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным. Как мы благодарны за него нашим уральским рабочим и инженерам!»

Ученик:

7 июля 1941 года Государственный комитет обороны принял специальное постановление «о противотанковых зажигательных гранатах (бутылках)». Наиболее эффективными оказались бутылки с самовоспламеняющейся жидкостью «КС» и «БГС», получившие название «коктейль Молотова». Он состоял из сероуглерода, фосфора и серы. Создателем такого коктейля является С. И. Вольфкович.

Ученик:

Большой вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками внесли части химической защиты. Они выполняли задачи по химической и биологической разведке, дезактивации, дегазации и дезинфекции вооружения, обмундирования, других материальных средств. Военные химики осуществляли маскировку дымом боевых действий наших войск и важных тыловых объектов. Личный состав химических войск обеспечивался защитными комбинезонами с резиновыми перчатками и сапогами, противогазами. Еще в годы первой мировой войны Н. Д. Зелинский предложил использовать для адсорбции ядовитых веществ активированный уголь. Его противогаз оказался наилучшим из всех средств защиты. В начале ВОВ академик Зелинский усовершенствовал противогаз (демонстрация противогаза).

Блок 2

Учитель биологии:

Жестокая и страшная война унесла более двадцати шести миллионов жизней. А ведь их могло быть гораздо больше, если бы не ученые-химики, создавшие более ста новых лечебных препаратов, спасших десятки тысяч солдат от таких опасных заболеваний, как газовая гангрена, столбняк, менингит, гнойные инфекции.

Ученик:

Сульфаниламиды – группа химически синтезированных соединений, используемых для лечения инфекционных болезней, главным образом бактериального происхождения.

Сульфаниламидные препараты были открыты немецкой корпорацией "И.Г.Фарбен" в ходе исследований синтетических красителей, в структуру которых входит сульфаниламид. Сульфаниламид был впервые получен в 1908 году при попытках синтезировать хороший краситель для текстильных материалов, родственный известному красителю анилину.

Датский фармаколог Герхард Домагк в 1935 году предложил препарат под названием «пронтозил рубрум», успешно испытав его на мышах при стрептококковой инфекции. За открытие пронтозила (известного также как красный стрептоцид) и его лекарственных свойств Домагк в 1939 году был награжден Нобелевской премией по физиологии и медицине.

Сульфаниламиды стали первыми лекарственными средствами, позволившими проводить успешную профилактику и лечение разнообразных бактериальных инфекций. Благодаря этим препаратам, вошедшим в медицинскую практику с 30-х годов XX века, удалось значительно снизить смертность от воспаления легких, заражения крови и многих других бактериальных инфекций. Их повсеместное применение во время Второй мировой войны спасло множество жизней.

Во время Великой Отечественной войны профессор И. Я. Постовский в рекордно короткие сроки организовал производство сульфаниламидных препаратов на Свердловском химическом заводе, который оказался единственным в стране заводом, выпускавшим столь необходимые на фронте и в тылу лекарственные средства.

Ученик:

Его величество случай принимал непосредственное участие в главных открытиях Александра Флеминга, выдающегося британского ученого-бактериолога. Летом 1928 года он месяц отсутствовал в своей лаборатории, а по возвращении обнаружил на агаре в одной из чашек Петри с колонией золотистого стафилококка плесневые грибы. Эти колонии были мертвы, тогда как незагрязненные грибами культуры остались в норме.

Александр отнес грибы к роду пеницилловых и сумел выделить из них активное вещество, ответственное

за гибель бактериальных клеток. 7 марта 1929-го он назвал новое противоинфекционное средство пенициллином.

В 1929 году вышла его работа о пенициллине, которая по большому счёту не вызвала в то время научного интереса. И, тем не менее, наблюдательность учёного стала причиной великого открытия.  

   В 1940 г. английский фармаколог австралийского происхождения Говард Флори и немецкий беженец биохимик Эрнст Чейн  начали работать с пенициллином.

После нескольких лет упорной работы им удалось синтезировать первый, недостаточно чистый, но все же качественный пенициллин. Первые инъекции новоиспеченного средства были произведены 12 февраля 1941 года. Было подтверждено, что пенициллин отлично работает против заражения крови. Через несколько месяцев учёным удалось получить достаточное количество пенициллина для спасения человечной жизни.

Передовая фронта нуждалась в новом лекарственном средстве немедленно, поэтому массовое производство началось достаточно быстро. Использование пенициллина во время Второй мировой войны спасло много жизней, которые могли быть потеряны из-за бактериальных инфекций даже при незначительных ранах. Пенициллин также лечил дифтерию, гангрену, пневмонию, сифилис и туберкулез.

В 1999 году журнал «Тайм» назвал Флеминга одним из ста самых важных людей XX века за его открытие пенициллина и сообщил: «Это открытие изменит ход истории».

А. Флеминг: «Когда я проснулся на рассвете 28 сентября 1928 года, я, конечно, не планировал революцию в медицине своим открытием первого в мире антибиотика или убийцы бактерий …….. но я полагаю, что именно это я и сделал».

Флеминг, Флори и Чейн были награждены в 1945 году Нобелевской премией по физиологии и медицине.

Ученик:

Одними из первых разработчиков технологии изготовления пенициллина были и советские учёные. В изучении свойств пенициллина и получении этого препарата многого достигла Зинаида Виссарионовна Ермольева, выдающийся советский ученый-микробиолог и эпидемиолог.

Имя З. В. Ермольевой неразрывно связано с созданием первого отечественного пенициллина, становлением науки об антибиотиках, с их широким применением в нашей стране. Большое число раненых в первом периоде Великой Отечественной войны требовало интенсивной разработки и немедленного введения в медицинскую практику высокоэффективных препаратов для борьбы с раневой инфекцией. Именно в это время (1942) З. В. Ермольевой и ее сотрудниками во Всесоюзном институте эпидемиологии и микробиологии был найден активный продуцент пенициллина и выделен первый отечественный пенициллин — крустозин. Уже в 1943 г. лаборатория начала готовить пенициллин для клинических испытаний. Работая практически круглосуточно, в чрезвычайно трудных условиях военных лет, З. В. Ермольева и ее ученики получали, испытывали на активность, стерильность и безвредность и отправляли в клиники драгоценный препарат.
В начале 1944 г. было проведено сравнение эффективности отечественного и английского пенициллинов, который привез один из его создателей, Г. Флори из Оксфорда. Лечение проводили в двух группах раненых с сепсисом, находившихся в одинаково тяжелом состоянии. И хотя отечественный пенициллин – крустозин – был менее очищен и его применяли в меньших дозах, эффект лечения был не хуже, чем при применении английского препарата.

В 1945 г. была установлена структура нового веще­ства, которая через два года была подтверждена его полным химическим синтезом.

В молекуле пенициллина два конденсированных цикла — пятичлениый с серой и азотом и четырех­членный с азотом.

пенициллин

Позже под руководством З. В. Ермольевой были созданы и внедрены в производство многие новые антибиотики и их лекарственные формы, в том числе экмолин, экмоновоциллин, бициллин, стрептомицин, тетрациклин; комбинированные препараты антибиотиков (дипасфен, эрициклин и др.).

Ученик:

Велика заслуга ученых-химиков в Великой Отечественной войне. Об этом ярко и убедительно говорят их награды. В 1945 году А. Е. Фаворский получил звание героя Социалистического труда. За выдающиеся научные работы и изобретения, выполненные в суровые годы войны, многие ученые-химики были удостоены звания лауреата Государственной премии. Это: А. Е. Фаворский, А. Н. Несмеянов, Н. Д. Зелинский, Н. Н. Семенов, А. Е. Арбузов, С. С. Наметкин, И. Я. Куянц и многие другие.

9 мая мы будем благодарить тех, кто победил в этой страшной войне.

Живым – вечная слава, погибшим – вечная память. Советские химики внесли вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Вместе с солдатами в 1945 году победила и наша наука, наши ученые-химики, которые и сегодня свою деятельность направляют на защиту своей Родины.

(на фоне Лучшего ролика оВОВ звучат слова : В День Великой Победы, мы склоняем головы перед светлой памятью не вернувщихся с войны. Наступает Минута Молчания! Бой курантов, идет отсчет времени……

Вечная память жертвам ВОВ! Вечная память героям павших за свободу и независимость нашей Родины!)

Мы склоняем головы перед светлой памятью о тех, кто не вернулся с войны. Памяти химиков–фронтовиков посвятил свое стихотворение старший преподаватель ДХТИ, бывший фронтовик З. И. Барсуков:

Ученик читает стихотворение:

«Кто про химика сказал: Мало воевал.

Кто сказал: он маловато крови проливал?»

Я в свидетели зову химиков-друзей, -

Тех, кто смело бил врага до последних дней

Тех, кто с армией родной шел в одном строю,

Тех, кто грудью защищал Родину мою.

Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…

Сколько полегло на них молодых парней…

Не померкнет никогда память о войне,

Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне!!!


Блок 3.

(на фоне видеоматериала о значении металлов)

Ученик:

Как тяжело было нашим сверстникам в военное время! Во время налетов вражеской авиации подростки дежурили на крышах домов. Основной их задачей была борьба с зажигательными бомбами, которые во множестве сбрасывали на города и промышленные районы. Начинкой была смесь порошков Al, Mg и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламенявший зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть. На доске записываем уравнения реакций, происходящих при взрыве бомбы:

4Al + 3O2 = 2Al2O3,

2Мg + O2 = 2МgО,

3Fe3O4 + 8Al = 9Fe + 4Al2O3.

Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, т.к. раскаленный магний реагирует с водой:

Мg + 2Н2O = Мg(ОН)2+ Н2

Во время ночных налетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В состав такой ракеты входили порошок магния, спрессованный с особыми составами, и запал из угля, бертолетовой соли и солей кальция. При запуске осветительной ракеты свет постепенно делался более ровным, ярким и белым – это загорался магний. Наконец, когда цель была освещена, как и днем, летчики начинали прицельное бомбометание.

Магний использовали не только для создания осветительных ракет. Основным потребителем этого металла была военная авиация. Магния требовалось много, поэтому его добывали даже из морской воды. Технология извлечения магния такова: морскую воду смешивают в огромных баках с известковым молоком, затем, действуя на выпавший осадок соляной кислотой, получают хлорид магния. При электролизе расплава MgCl2 получают металлический магний.

Учитель химии:

Сегодня мы узнаем, каково значение химических элементов-металлов в истории Великой Отечественной войны, как помогали металлы ковать победу над фашистской Германией.

Выступления учеников: «Значение металлов в Великой Отечественной войне»

Ученик:

Металлов много есть, но дело не в количестве:
В команде работящей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов
Пред египтянином, китайцем, древним греком
И каждым современным человеком.

 Ученик:

Железо, № 26. В таблице Менделеева трудно найти какой-либо иной элемент, с которым так неразрывно связывалась бы жизнь всего человечества. Нет другого элемента, при участии которого проливалось бы так много крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастий.

«В бою железо дороже золота» - гласит татарская пословица. И русские говорили: «При рати железо дороже золота. Железом и золото добуду». Железо являлось основным металлом, из которого изготовляли многочисленные и разнообразные орудия для истребления людей. Недаром копье и щит, характерные принадлежности бога войны Марса, древние мудрецы сделали символом, обозначающим железо. Оно действительно верно и безотказно служило Марсу.

Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной войне, приходится на железо. Железо – главная составная часть чугунов и сталей, а по их выплавке судят о мощности государства. Сколько этого металла было выброшено в снарядах, бомбах, минах, гранатах! Чтобы судить о масштабах расхода железа в минувшей войне, назовем одну цифру: миллион бомб сброшено фашистской авиацией на Сталинград. Но железо – не только борьба, война, разрушение, железо – металл созидания. Это основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений.

Ученик:

Свинец, № 82. С изобретением огнестрельного оружия на изготовление пуль для ружей, пистолетов и картечи для артиллерии стали расходовать много свинца. (Показывается фрагмент видеофильма “Великая Отечественная война”, часть “Курская дуга”, ученик читает стихотворение М. Дудина “Разговор”)

Свинец – тяжелый металл, его плотность 11,34. Именно это обстоятельство послужило причиной массового использования свинца в огнестрельном оружии. Свинцовыми метательными снарядами пользовались еще в древности: пращники армии Ганнибала метали в римлян свинцовые шары. И сейчас пули отливают из свинца, лишь оболочку их делают из других, более твердых металлов. Любая добавка к свинцу увеличивает его твердость, но качественно влияние добавок неравноценно. В свинец, идущий на изготовление шрапнелей, добавляют до 12% сурьмы, а в свинец ружейной дроби – не более 1% мышьяка. Без инициирующих взрывчатых веществ ни одно скорострельное оружие действовать не будет. Среди веществ этого класса преобладают соли тяжелых металлов. Используют, в частности, азид свинца PbN6. Свинец не раз решал исход грандиозных военных баталий, за что его стали называть “смертоносным” металлом.

Ученик:

Никель, № 28. На службу войне были поставлены и другие металлы. В первой половине прошлого столетия никель добывался в небольших количествах и стоил очень дорого. Он считался поэтому ювелирным металлом. Позднее никель стали добавлять в стальную броню. Долгие годы это было его основное применение. Однако позже он стал неотъемлемой составляющей бронированных орудий и танков. Вот что пишет С. Гагарин в произведении «Три лица Януса» о роли никеля в Отечественной войне:

«На подводной лодке «Валькирия», исчезнувшей при загадочных обстоятельствах для германского командования, находилось 160 тонн никеля в слитках и монетах США и Канады. Никель был такой же сложной проблемой для Германии, как горючее, а может, и сложней. Ведь горючее из нефти можно хоть чем-то заменить. Никель же незаменим. Без никеля нет брони. Без брони нет танков. Без танков нет победы на военных дорогах Второй мировой войны.

Природа обделила Германию никелем. Незначительные запасы его есть в Рейнской долине. Основную часть никеля Германия получала из Канады. Началась война, и канадский никель был потерян для Рейха. Гитлер захватил Грецию, а вместе с ней и никелевые рудники. Вассальная Финляндия открыла для немцев рудники на севере в районе Петсамо. Там работали заключенные и военнопленные. Целый эсэсовский корпус обеспечивал охрану рудников и гарантировал бесперебойную добычу красного колчедана и отправку его в Германию на металлургические заводы.

Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони. По приказу из Берлина первый же захваченный Т-34 был доставлен в Германию. Здесь за него взялись химики. Они установили: русская броня содержит большой процент никеля, что делает ее сверхпрочной. Недостаток никеля в стали привел к тому, что к 1944 г. имперские военные заводы вынуждены были изготовлять танковую броню повышенной толщины, и «тигры», и «пантеры», и «фердинанды», одетые в нее, оказывались тяжелее и слабее советских танков и самоходок».

Ученик:

Алюминий, № 13. Алюминий называют “крылатым” металлом, так как его сплавы с Mg, Mn, Be, Na, Si используются в самолетостроении. Тончайший алюминиевый порошок использовался для получения горючих и взрывчатых смесей. Начинка зажигательных бомб состояла из смеси порошков алюминия, магния и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламеняющий зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть. Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, так как раскаленный магний реагирует с ней. Поэтому для тушения огня применяли песок. Алюминий использовали для активной защиты самолетов. Так, при отражении налетов авиации на Гамбург операторы немецких радиолокационных станций обнаружили на экранах приборов неожиданные помехи, которые делали невозможным распознавание сигналов от приближающихся самолетов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, которые сбрасывали самолеты союзников. При налетах на Германию было сброшено примерно 20 тысяч тонн алюминиевой фольги.

В годы войны В. Г. Головкиным был разработан непрерывный способ производства литой алюминиевой проволоки диаметром до 9 мм. Потребность в ней была громадной. Каждому, кто летал на самолете, приходилось видеть бесконечные ряды заклепок на крыльях и фюзеляже. Но, видимо, далеко не все знают, что число этих заклепок на истребителе военного времени доходило до 100 –200 тысяч штук, а на бомбардировщике – даже до миллиона…

Ученик:

Медь, №29. В годы Великой Отечественной войны главным потребителем меди была военная промышленность. Сплав меди (90%) и олова (10%) – пушечный металл. Гильзы патронов и артиллерийских снарядов обычно желтого цвета. Они сделаны из латуни – сплава меди (68%) с цинком (32 %). Большинство артиллерийских латунных гильз используется неоднократно. В годы войны в любом артиллерийском дивизионе был человек (обычно офицер), ответственный за своевременный сбор стреляных гильз и отправку их на перезарядку. Высокая стойкость против разъедающего действия соленой воды характерна для морских латуней. Это латуни с добавкой олова.

Металлы: олово, цинк и медь - образуют бронзу. Из бронзы во всем мире изготавливают памятники воинам. В Трептов - парке в г. Берлине у памятника воинам Советской Армии, павшим при штурме столицы фашистской Германии, отлиты 5 огромных (до 5 м в диаметре) бронзовых венков, лежащих на братских могилах. Там же, в Мемориальном зале Мавзолея воинов Советской Армии на постаменте из черного лабрадора в золотом ларце хранится книга с именами героев, павших смертью храбрых при героическом штурме столицы Германии.


Ученик: читает стихотворение М. Дудина “Благословенный полдень”.

Благословенный полдень ликованья,
Весь мир в цвету. Они прошли вперед.
Я видел лица, блеск военной стали,
На гимнастерках звонкие медали,
На темных касках пуль тяжелый след,
Литого солнца золотую россыпь,
И этот шаг – торжественную поступь.
Воистину, им равных в мире нет.

Золото – благородный металл желтого цвета, ковкий, химически весьма инертен, на воздухе и при нагревании не изменяется. Первый из открытых человеком металлов. В природе встречается главным образом самородное золото. Золото обычно используется в виде сплавов с другими металлами. При сохранении основных свойств золото в сплавах обладает большой твердостью и прочностью, и позволяет его экономить. Из сплавов золота с платиной делают химически стойкую аппаратуру. Золото и его сплавы используют также для золочения и изготовления ювелирных изделий. Содержание золота в ювелирных изделиях, монетах, медалях выражают пробой.

На шумной площади, взобравшись на скамью,
Какой-то шарлатан румянокожий
Взывает к публике прохожей:
Я средство ото всех болезней продаю!
Вот порошок неслыханного свойства:
Он придает ума глупцу,
Честь – подлецу,
Трусливому – геройство…
Его влиянью нет придела и границ,
Всего поможет вам достичь он,
Пред ним все клонится, все упадает ниц…
Он в полном смысле энциклопедичен!
Я подошел и заглянул в бутыль –
Простая золотая пыль.

Ученик:

Серебро, № 47. Серебро в сплавах с индием использовалось для изготовления прожекторов (для противовоздушной обороны). Зеркала прожекторов в годы войны помогали обнаружить врага в воздухе, на море и на суше; иногда с помощью прожекторов решались тактические и стратегические задачи. Так, при штурме Берлина войсками Первого Белорусского фронта 143 прожектора огромной светосилы ослепили гитлеровцев в их оборонительной полосе, и это способствовало быстрому исходу операции.

Вольфрам, № 74. Вольфрам относится к числу самых ценных стратегических материалов. Из вольфрамовых сталей и сплавов изготавливают танковую броню, оболочку торпед и снарядов, наиболее важные детали самолетов и двигатели.

 Ванадий, № 23. Ванадий называют “автомобильным” металлом. Ванадиевая сталь дала возможность облегчить автомобили, сделать новые машины прочнее, улучшить их ходовые качества. Из этой стали изготовляют солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках. Хромованадиевая сталь еще прочнее. Поэтому ее стали применять широко в военной технике: для изготовления коленчатых валов корабельных двигателей, отдельных деталей торпед, авиамоторов, бронебойных снарядов.

 Молибден, № 42. Молибден называют “военным” металлом, так как 90% его используется на военные нужды. Стали с добавкой молибдена (и других микродобавок) очень прочны, из них готовят стволы орудий, винтовок, ружей, детали самолетов, автомобили. Введение молибдена в состав сталей в сочетании с хромом или вольфрамом необычайно повышает их твердость (танковая броня). Молибденовая сталь прочна, остра, тверда, гибка, из нее готовили клинки, сабли, мечи, ножи.

Ученик:

Олово, № 50. Олово. Что мы знаем о нем? Многие из нас вспомнят оловянных солдатиков и только. А во времена ВОВ олово пользовалось большой популярностью. Олово называют металлом «консервной банки». Сплав олова с другими металлами используется для изготовления подшипников. Из олова изготовляли блестящие оловянные солдатские пуговицы. При низкой температуре атомы олова перестраивают свою кристаллическую решетку и металл разрушается, «заболевает». Название этой болезни – оловянная чума. Солдатские пуговицы нельзя хранить на морозе. Хлорид олова (IV) – жидкость, использовалась для образования дымовых завес.

Ученик:

Литий, № 3. В годы Великой Отечественной войны гидрид лития стал стратегическим. Он бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода, которым заполняют аэростаты и спасательное снаряжение при авариях самолетов и судов в открытом море. Добавка гидроксида лития в щелочные аккумуляторы увеличивала срок их службы в 2-3 раза, что очень нужно было для партизанских отрядов. Трассирующие пули с добавкой лития при полете оставляли сине-зеленый свет. Соединения лития используются на подводных лодках для очистки воздуха.

Калий, № 19. В военном деле применяются соединения калия. Если говорят просто «селитра», то имеют в виду нитрат калия. Этим веществом человечество пользуется уже больше тысячи лет для получения черного пороха. Обыкновенный порох – это смесь мелко измельченных: серы, селитры и угля. Еще два соединения – хлорат калия (бертолетова соль) KClO3 и дихромат калия K2Cr2O7 – применяются в спичечном производстве и пиротехнике.

Ученик:

(Демонстрация фрагмента видеофильма «Великая Отечественная война»)

Немцы разрушили в СССР почти 32 000 промышленных предприятий, 4 100 железнодорожных станций, 40 000 больниц, 84 000 школ, техникумов и ВУЗов, 43 000 библиотек. Полностью или частично разрушено и сожжено 1 710 городов и более 70 000 сел и деревень…

Враг сеял смерть… 
В разрывах даль… 
Страна пожарами объята…
В сердцах и ярость, и печаль…
Но гас огонь и гнулась сталь
О волю русского солдата.

На митинге советских ученых в 1941 году академик А. Е. Ферсман сказал: «Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. Потребовался целый ряд новых металлов для авиации, бронебойной стали; магний, стронций для осветительных ракет и факелов; больше йода и самых разнообразных веществ. Необходимо было своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды, чтобы снова наука могла спокойно заниматься своим мирным трудом, чтобы она могла поставить на службу человечеству всю сумму природных богатств, положить всю менделеевскую таблицу к ногам освобожденного и радостного человечества».

Выпуск химической продукции к концу войны приблизился к довоенному уровню, а в 1945 году он достиг 92% от уровня 1940 года.

Учитель химии:

Хотелось бы надеяться, что мощь этой прекрасной науки – химии – будет направлена не на создание новых видов оружия, не на разработку новых отравляющих веществ, а на решение глобальных общечеловеческих проблем.

Завершаем урок мы символическим салютом в честь тех, кто ковал победу на полях сражений и в тылу.Во имя всех тех, кто жив и тех, кого уже нет и кто будет жить.

Выходят учащиеся, берут плакаты с надписью VICTORY. Трое учеников на фоне салюта из клипа песни «И все о той весне» демонстрируют «салют». Звучит песня.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опыт "Сноп" искр из тигля".

Оборудование: железный тигель, штатив с кольцом, фарфоровый треугольник, спиртовка, лист бумаги, стеклянная палочка, порошки железа и древесного угля, сухой мелкокристаллический перманганат калия.

На чистом листе бумаги (или на стекле) тщательно смешиваем стеклянной палочкой или шпателем равные количества (примерно по 1-2 чайной ложки) порошков железа, древесного угля и перманганата калия. Полученную смесь переносим в железный тигель, закрепленный в фарфоровом треугольнике, который находится на кольце штатива. Нагреваем тигель в пламени спиртовки. Через некоторое время из тигля начинают разлетаться раскаленные частички железа в виде снопа искр. С появлением искр спиртовку следует поставить.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Викторина по теме "Металлы".

1. Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда?
2. Как используется магний в военном деле?
3. Почему хранилища с жидким горючим окрашивают белой краской или серебрянкой?
4. Какой металл называют воплощением надежд и тревог?
5. Какой металл может «болеть чумой»?
6. В чем секрет самурайских мечей?
7. Какой металл и почему называют «крылатым»?
8. Какой металл добавляется в сталь для придания танкам Т-34 особой прочности брони?
9. Какой металл придает ума глупцу, честь - подлецу, трусливому - геройства?
10. Какой металл используют для изготовления пуль для ружей и пистолетов?
11. Из какого металла изготавливалась посуда для офицеров войска Александра Македонского?
12. Какой металл А.Е. Ферсман назвал «металлом консервной банки»?

   


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок-конференция "Химия в Великой Отечественной войне"

Автор: Теплухина Наталья Петровна

Дата: 28.04.2015

Номер свидетельства: 206770


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства