kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок химии по теме:Биологическая роль йода в жизнедеятельности человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном уроке раскрывается значение йода в организме человека, последствия при его недостатке, учащиеся формируют навыки определения дефицита йода в своем организvf/ На первом этапе урока  осуществляется ввод в тему? выясняется осведомленность учащихся о предстоящей проблеме, затем выполняется проверка знаний особенностей галогенов. Формирование новых знаний происходит с помощью презентации, подготовленной учеником, соотавлением опорного конспекта. В которой раскрывается значение йода для функционирования организма, последствиях и симптомах его нехватки. Далее ребята выясняют способы определения недостаточности йода в своем организме, путях ее устранения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок химии по теме:Биологическая роль йода в жизнедеятельности человека. »

Урок химии по теме: «Биологическая роль йода в жизнедеятельности человека. Меры защиты здоровья жителей Казахстана от заболеваний, возникающих при йоддефиците.

Цели урока: 1.Рассмотреть йод как химический элемент, простое вещество и важный микроэлемент, сформировать представление о йоддефиците, последствиях с ним связанных и мерах по его устранению.

2. Развивать функциональную грамотность , умение применять приобретенные знания в жизни.

3. Осуществлять воспитание стремления к ЗОЖ, разумное отношение к своему здоровью.

Оборудование: лотки с реактивом для определения наличия йода в поваренной соли, спиртовой раствор йода 5%, 1%, крахмальный клейстер, ватные палочки, соль поваренная , принесенная каждым учеником из дома и школьной столовой, образцы упаковок соли из магазина, презентация «Йод», интерактивная доска, проектор, портрет Гей-Люссака.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: наглядный, практический, лекция, мини-проект.

Ход урока:

  1. Организационная минутка, настрой на работу.

  2. Ввод в тему, повторение главных понятий: 1. Какие элементы называют галогенами? (находящиеся в 7 группе , главной подгруппе ПСХЭ),2. Почему они так названы? ( солерождающие, т.к. взаимодействуя с металлами образуют соли) 3. Сколько электронов на внешнем уровне имеют галогены? (7) 4. Какие особенности строение атома объясняют их окислительные свойства?( наличие 7 электронов на внешнем энергетическом уровне, малый атомный радиус) 5. Какой из галогенов является самым сильным и самым слабым окислителем? Почему? ( фтор -самый меньший атомный радиус у неметалла, йод - самый большой атомный радиус

2. Проверочная работа «Узнай меня»

. Поставь «плюсы» + под номером, соответствующим признаку галогена.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Фтор














Хлор














Бром














йод














1.Газ зеленого цвета

2.красно-бурая жидкость

3.Темные кристаллы

4.В составе эмали зубов

5.Входит в состав дезинфицирующих средств и ядохимикатов

6.Самый сильный окислитель.

7.Получил Карл Шееле

8.Самый слабый окислитель

9.Входит в состав лекарств, успокаивающих нервную систему

10.Его как отравляющее вещество впервые применили в 1 Мировую войну.

11.Он входит в состав боевых отравляющих веществ.

12.Входит в состав зубных паст

13.Взрывается в смеси с кислородом на свету. 2 учащихся проверяют работы по шаблону , проколов иглой правильные ответы., раздают работы и ребята оценивают себя)

Бланк ответов:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Фтор




+


+






+


Хлор

+




+


+



+

+


+

Бром


+







+





йод



+





+







  1. Формирование новых знаний:

Ученик выступает с презентацией. Ребятя составляют в тетрадях опорный конспект по плану:

  1. Название, химический знак, формула простого вещества.

  2. Получение.

  3. Физические свойства

  4. Химические свойства.

  5. Практически значимые соединения.

Слайд1: Организм человека состоит на 60% из воды, 34% приходится на органические вещества и 6% - на неорганические.

  • Основными компонентами органических веществ являются углерод, водород, кислород, в их состав входят также азот, фосфор и сера.

  • В неорганических веществах организма человека обязательно присутствуют 22 химических элемента: Ca, P, O, Na, Mg, S, B, Cl, K, V, Mn, Fe, Co, Ni, Cu, Zn, Mo, Cr, Si, I, F, Se.

  • Например, если вес человека составляет 70 кг, то в нем содержится (в граммах): кальция - 1700, калия - 250, натрия - 70, магния - 42, железа - 5, цинка – 3

  • Слайд 2: I - химический элемент VII группы периодической системы Менделеева, относится к галогенам (в литературе встречается также символ J);атомный номер 53, атомная масса 126,9045; кристаллы черно-серого цвета с металлическим блеском.

  • Природный йод состоит из одного стабильного изотопа с массовым числом 127. Галоген. Из имеющихся в природе галогенов – самый тяжёлый.

Слайд3: Йод летуч. Плохо растворяется в воде, хорошо - в органических растворителях

(с фиолетовым или коричневым окрашиванием раствора) или в растворах собственных солей – иодидов.

Слабый окислитель и восстановитель. Реагирует с концентрированными серной и азотной кислотами, металлами, неметаллами, щелочами, сероводородом.

Образует соединения с другими галогенами.

  • Слайд4: Молекула элементного йода, как и прочих галогенов, состоит из двух атомов.

  • Йод – единственный из галогенов находится в твёрдом состоянии при нормальных условиях.

  • Красивые тёмно – синие кристаллы йода больше всего похожи на графит.

  • Отчётливо выраженное кристаллическое строение, способность проводить электрический ток –

все эти «металлические»

свойства характерны для чистого йода

слайд5: При его нагревании он минуя жидкое состояние, переходит в газообразное. Резко пахнущий фиолетовый пар.Такое свойство называется Возгонка

  • слайд 6: Конец XVII и начало XVIII века были отмечены в Европе непрекращающимися войнами. Требовалось много пороха и, следовательно, много селитры. Производство селитры приняло невиданные масштабы, наряду с обыкновенным растительным сырьём в дело шли и морские водоросли.

  • В них и обнаружили новый химический элемент.

Слайд7: Одним из французских селитроваров

был химик и промышленник Бернар Куртуа.

Однажды он заметил, что медный котёл, в котором выпаривался щелок, полученный из фукуса, ламинарий и других бурых водорослей, быстро разрушается, как будто его разъедает какая – то кислота.

Куртуа решил выяснить, в чём тут дело. Осадив и удалив из раствора соли натрия, он выпарил раствор, обнаружил в котле сульфид калия и чтобы разложить его, прилил к осадку концентрированной серной кислоты – и тут появился фиолетовый дым.

  • Слайд 8: Название новому элементу присвоил в 1813 году французский химик Жозеф-Луи Гей-Люссак (1778–1850) за фиолетовый цвет его паров («йодос» по-гречески значит «фиолетовый»).

Он же получил многие производные нового элемента – йодоводород HI, йодноватую кислоту HIO3,

оксид йода(V) I2O5 ,

хлорид йода ICl и другие. Практически одновременно элементарную природу йода доказал и английский химик Гэмфри Дэви (1778–1829).

Слайд 9:

Химически йод довольно активен, хотя и в меньшей степени, чем хлор и бром. С металлами йод при легком нагревании энергично взаимодействует, образуя иодиды (Hg + I2 = HgI2). С водородом йод реагирует только при нагревании и не полностью, образуя йодистый водород.

Слайд 10:

В организме человека содержится 25 мг йода.

Это довольно маленькое количество, но значение этого элемента очень велико. Дело в том, что большая часть йода находится в щитовидной железе, которая играет ведущую роль в организме, регулируя обмен веществ.

Поэтому дефицит йода ведет к серьезным сбоям всех его систем.

В результате страдает умственное и физическое развитие человека, возникает так называемый эндемический зоб.

Слайд 11: Суточная потребность человека в йоде составляет примерно 3 мкг на 1 кг массы.

Во время беременности, при усиленном росте и переохлаждении тела эта потребность увеличивается.

Большие дозы йода, уже 2-3 г, смертельно опасны для человека. Но это касается только чистого элемента йода. А неорганические соли йода – йодиды – вполне безвредны.

Даже если после приема большого количества йодидов концентрация йода в крови повысится в 1000 раз, то уже спустя 24 часа она придет в норму.

Выводится йод из организма почками и слюнными железами.

  • Слайд 12: Йод выполняет в организме следующие функции. При наличии в организме человека достаточного количества йода он, сосредоточиваясь в основном в щитовидной железе, за каждый цикл кровообращения – 17 минут – убивает нестойких микробов, тем или иным способом попавших в кровь.

Стойкие микробы ослабляются при прохождении крови через щитовидную железу и через несколько циклов кровообращения погибают.

При низком содержании йода железа не способна нормально функционировать..

Существует прямая зависимость между запасом энергии у человека и уровнем потребления им в том или ином виде йода

  • Слайд 13: Вторая функция йода – оказывать успокаивающее действие на человека. Принимая по одной чайной ложке синего йода в день, можно избавиться от хронического стресса и раздражительности.

  • Слайд 14: Третья функция йода в организме человека – повышение умственных способностей.

Под воздействием йода в организме происходят окислительные процессы, положительно влияющие на мозговую деятельность, повышается эластичность кровеносных сосудов

  • Слайд 15: Дефицитом йода страдают около 1,5 миллиарда человек в мире. В регионах с выраженным йодным дефицитом средний показатель умственного развития на 20 % ниже, чем в других местностях.

Еще в 1854 г. Француз Шатен – превосходный химик-аналитик обнаружил, что распространенность заболевания зобом находится в прямой зависимости от содержания йода в воздухе, почве, потребляемой людьми пище.

Слайд 16: Каждому человеку необходимо следить за содержанием йода в организме, особенно женщинам и детям. Одно из самых грозных проявлений йододефицита:

  • врожденные уродства плода

  • рождение мертвых детей

  • бесплодие

  • невынашивание беременности

  • отставание детей в росте и развитии

  • Слайд 17: умственная отсталость

  • риск развития рака щитовидной железы

  • снижение физических и интеллектуальных возможностей

  • падение трудоспособности

  • раздражительность

  • головные боли

  • повышается артериальное давление

  • ослабевают защитные силы организма (иммунитет)

  • Слайд18: Признаки йодной недостаточности:

  • сильная усталость и быстрая утомляемость;

  • повышенная раздражительность, чувство разбитости по утрам;

  • недостаточная функция щитовидной железы;

  • эндемический зоб.

  • Слайд 19: О широком распространении болезни (увеличении щитовидной железы), можно судить даже по произведению живописи. Один из лучших портретов Рубенса «Соломенная шляпка». У красивой женщины, изображённой на портрете, заметна припухлость кожи (врач сразу сказал бы: увеличена щитовидка).

Те же симптомы и у Андромеды с картины «Персей и Андромеда».

(демонстрируются репродукции картин)

  • Слайд 20: Признаки йодной недостаточности видны так же у некоторых людей, изображенных на портретах и картинах Рембрандта, Дюрера, Ван – Дейка, Матисса.

  • Слайд 21: Первый простой тест

Обмакнув ватную палочку в спиртовой раствор йода, нанесите йодную сетку на любой участок кожи, кроме области щитовидной железы. На следующий день внимательно рассмотрите это место.

Если вы ничего не обнаружите, то ваш организм нуждается в йоде, если следы йода останутся – у вас нет йододефицита.( ребята выполняют тест для определения йодной недостаточности у себя)

  • Слайд 22: Второй тест. Нанесите на кожу в области предплечья три линии йодного раствора: тонкую, чуть толще и самую толстую. Если через 8-10 часов исчезла первая линия – с йодом у вас все в порядке. Если исчезли первые две – обратите внимание на состояние здоровья. А если не осталось ни одной линии – у вас явный недостаток йода.

( Выполняют второй тест)

  • Слайд 23: Признаки заболевания щитовидной железы::

неприятные ощущения в области шеи при застегнутом воротник

чувство давления, комка в горлевизуальное увеличение шеи

затрудненное глотание

частое покашливание

охриплость голоса

Зоб впервые обнаруживается на приеме у врача при пальпации щитовидной железы, она доступна для пальпации у большинства людей.

  • Слайд 24: Как недостаток, так и избыток йода в организме оказывается вреден для него, хотя встречается очень редко.

Это состояние характеризуется увеличением количества слизи в носу, появлением признаков простуды, крапивницы и других аллергических реакций.

  • Слайд 25: Суточная потребность взрослого человека в йоде составляет 0,1-0,2 мг. Она увеличивается у беременных и кормящих грудью женщин, в условиях очень высоких и низких температур окружающей среды, при недостатке кислорода.

  • Слайд 26: Содержание соединений йода в продуктах: На 100 г :

молоко коровье – 16 мг,

кефир – 14 мг,

сливки – 9 мг,

сметана – 8 мг.

  • Слайд 27: Чеснок – 9 мг,

Виноград – 8 мг,

Салат зеленый – 8 мг,

Редис – 8 мг,

Свекла – 7 мг,

Говядина- 7,2мг

Печень говяжья- 6,3мг

Куры- 6мг

Хлеб ржаной- 5,6мг

Хлеб белый- 5,6мг

  • Слайд 28: Картофель – 5 мг,

Морковь – 5 мг,

Горошек зеленый – 5 мг;

Яйцо куриное -20мг

  • Слайд 29: Высокое содержаие йода:

Хек серебристый-430

Лосось-260

Камбала-190

Треска-135

Креветки-110

Морская капуста-430

Морские водоросли- 450.

  • Слайд 30: Окунь морской -74

Палтус-52

Сельдь-52

Тунец-50

Сом-50

Судак-50

  • Слайд 31: Кроме употребления продуктов, богатых йодом, избежать йодной недостаточности ,можно употребляя йодированную соль. С 2001года Казахстан реализует международный проект « Улучшение питания женщин и детей в Азиатских странах» В рамках этого проекта в Казахстане 3 крупнейших солепроизводящих компании производят йодированную соль.

  • Слайд 32: Это АО «Аралтуз»,

  • ОАО «Павлодарсоль»

  • АО «Таразтуз»

  • Йодирование соли производится KIO3 йодатом калия

Слайд 33: Суточная потребность в соли 6 грамм,( 1 чайная ложка) в день , включая соль находящуюся в копченостях, соленьях и т.д.

  • Слайд 34: Антисептические свойства йода в хирургии первым использовал врач Буанэ. Как ни странно, самые простые лекарственные формы йода – водные и спиртовые растворы – очень долго не находили применения в хирургии, хотя ещё в 1865 –1866 гг. великий русский хирург Н.И.Пирогов применял йодную настойку при лечении ран. Препараты, содержащие йод, обладают антибактериальными и противогрибковыми свойствами, они оказывают также противовоспалительное и отвлекающее действие; их применяют наружно для обеззараживания ран, подготовки операционного поля.

  • Слайд 35: А знаете ли вы что: По данным исследований, проведенных Научным центром охраны здоровья детей, больше половины младенцев имеют нарушения в телосложении и отставание в физическом развитии.

У некоторых даже отмечается глухонемота.

А причина этого кроется в дефиците йода.

Слайд 36: Качественная реакция на крахмал

В пробирку налить 1 мл 1%-ного раствора крахмального клейстера и добавляют несколько капель раствора йода. В пробирке появляется интенсивное синее окрашивание.

Реакция является качественной реакцией на крахмал.

  • Слайд 37: Определите содержание йодида калия в образце соли принесенной из дома. Капните на образец реактив и посмотрите на окрашивание. Если оно есть- ваша соль йодированная. Смело используйте ее в пищу. (Учащиеся определяют наличие йодата калия в принесенных из дома образцах соли и соли из школьной столовой, делают выводы)

  • Слайд 38: Будьте здоровы!

  1. Выполнение мини-проектов по темам , выбранным в случайно порядке( ребята выбирают геометрическую фигуру, на которой написана тема проекта)

1.Значение йода в организме.

2. Последствия йодной недостаточности.

3. Меры по устранению йодной недостаточности.

V. Презентация проектов. Оценивание. Рефлексия : составить синквейн «Йод»

VI. Д/з §7.13-7.14.



































10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок химии по теме:Биологическая роль йода в жизнедеятельности человека.

Автор: Бойко Елена Ивановна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203292


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства