kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-игра "Ионные уравнения реакций"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: На конкретных примерах познакомиться с реакциями ионного обмена, выяснить условия их протекания. Закрепить знания об электролитической диссоциации электролитов, умения составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей.

Планируемые результаты  обучения:  знать определение реакций ионного обмена, условия их протекания; уметь составлять полные и  сокращенные ионные уравнения необратимых реакций и разъяснять их сущность, приводить примеры реакций ионного обмена, идущих до конца.

Форма урока:  ролевая игра «Час чудес»

Оборудования и реактивы к уроку:

Опыт №1

Стаканы с питьевой содой, раствором хлорида бария, метилоранж.

Опыт №2

Растворы хлорида железа(III), роданида калия, нож, вата.

Опыт №3

Мел, 20% раствор  соляной  кислоты, модель вулканического извержения.

Опыт №4

Раствор фенолфталеина и раствор гидроксида натрия.

Опыт №5

Фурациллин и раствор гидроксида натрия.

Опыт №6

«Горка» из речного песка на асбестовой сетке, пропитанная этиловым спиртом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Ионные уравнения реакций" »

Класс: 9


Тема: Ионные уравнения реакций.


Цель: На конкретных примерах познакомиться с реакциями ионного обмена, выяснить условия их протекания. Закрепить знания об электролитической диссоциации электролитов, умения составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей.


Планируемые результаты  обучения:  знать определение реакций ионного обмена, условия их протекания; уметь составлять полные и  сокращенные ионные уравнения необратимых реакций и разъяснять их сущность, приводить примеры реакций ионного обмена, идущих до конца.


Форма урока: ролевая игра «Час чудес»


Оборудования и реактивы к уроку:

Опыт №1

Стаканы с питьевой содой, раствором хлорида бария, метилоранж.

Опыт №2

Растворы хлорида железа(III), роданида калия, нож, вата.

Опыт №3

Мел, 20% раствор соляной кислоты, модель вулканического извержения.

Опыт №4

Раствор фенолфталеина и раствор гидроксида натрия.

Опыт №5

Фурациллин и раствор гидроксида натрия.

Опыт №6

«Горка» из речного песка на асбестовой сетке, пропитанная этиловым спиртом.

Ход урока:


Учитель кратко объясняет новый материал. Затем к доске выходят четыре ученика.


1 ученик:

- Жарко здесь. Хочу я пить

У кого б воды спросить?


2 ученик:

- Я бы выпил очень много

Газировки без сиропа.


3 ученик:

-Ой, а я люблю с сиропом,

Только вот чуть-чуть, немного.


4 ученик:

- Братцы, мне нужна корова-

Молока хочу парного.


Выходит пятый ученик. У него в руках большая колба с жидкостью.


5 ученик:

- Вы, ребята, пить хотите?

В колбе сказочная жидкость,

Чудеса мне по плечу

Я ведь химию учу.

Подставляйте-ка стаканы!

Ребята берут стаканы со стола и подставляют пятому ученику. Он по очереди наливает в стаканы жидкость из колбы.

-Вот вода, вот газировка,

Вот парное молоко.

Получилось очень ловко,

А секрет узнать легко.


Ребята делают вид, что хотят выпить воду из стаканов.


5 ученик:

- Стоп, ребята, погодите!

Чтобы не было беды,

Вы ,пожалуйста, не пейте

Ни сиропа, ни воды.

В этом строгом кабинете есть серьезные запреты, все запомните, друзья:

Здесь ни пить, ни есть нельзя!


1,2,3,4, ученики:

- Мы знакомы с чудесами,

Их умеем делать сами.


5 ученик:

- Чудо первое свершилось!

Что в стакане находилось?


1 ученик:

- А ответ совсем простой

У меня стакан пустой!


2 ученик:

- У меня в стакане сода

(пишет уравнение реакции и объясняет признак реакции)


2NaHCO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + CO2


3 ученик:

- У меня метилоранж

H2SO4 = 2H+ + SO42-


4 ученик:

- В моем бария хлорид

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl

Выходят шестой и седьмой ученики.


6 ученик:

-Вот ещё одно развлеченье,

Кто даст руку на отсеченье?


7 ученик:

- Жалко руку на отсеченье?

Тогда нужен больной на леченье.

Оперируем без боли,

Правда будет много крови!


6 ученик:

- При каждой операции

Нужна стерилизация.

Помогите ассистент, дайте йод!

(Ассистент –ученик № 7 дает доктору – ученику №6 йод(раствор FeCl3)


6 ученик:

-Йодом смочили мы обильно,

Чтобы было все стерильно!

Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент!

(Ассистент подает нож из «стерильного» раствора – раствора роданида калия. Врач делает «надрез», течет жидкость красного цвета).


7 ученик:

-Посмотрите, прямо струйкой

Кровь течет, а не вода.

Но сейчас я вытру руку –

От «разреза» нет следа!

(Пишет уравнение реакции, объясняет признак)


FeCl3 + 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCl

(Желтый) (кроваво-красный)


К доске выходит восьмой ученик.


8 ученик:

- А сейчас, друзья, для вас

По истории рассказ…

Ночью или утром рано

Спали горожане.

Вдруг из кратера вулкана

Показалось пламя.

Гул и грохот, через жерло

Льют потоки лавы.

Так под лавой и под пеплом

Погиб город славный.

Покажу вам, как сумею

Гибель города Помпеи.

(Показывает модель вулкана, пишет уравнение реакции).


CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2


9 ученик:

- Всё, вода и все растворы-

Надоевший разговор.

У меня другие планы

Разожгу на сетке пламя.

( На сетке горка речного песка, пропитанная этиловым спиртом)


C2H6O + 3O2 = 2CO2 + 3H2O


10 ученик:

- У меня спокойный опыт

Без огня и пламени.

Не страшны кислоты мне

Даже очень сильные.

Но в растворе щелочей

Становлюсь малиновым.

Ярче сока всех малин

Кто я?

(фенолфталеин)

NaOH = Na+ + OH-


11 ученик:

- Как-то летом очень долго

У меня болело горло.

Прописали от ангины

Полоскать фурациллином.

Все – таки прошла ангина

Хоть я долго с ней сражалась.

Нынче мы белили стены,

На известку я случайно

Пролила фурациллина.

Удивилась я ужасно,

Даже вздрогнула, когда

Стала рыжевато – красной

Известковая вода.

Принесла остаток в школу,

И теперь фурациллин

Щелочь нам определяет

Как и фенолфталеин.


К доске выходят все участники.


1 ученик:

-Наше время истекло

2 ученик:

- Мы показали вам не всё

3 ученик:

- Мы еще умеем изгибать стекло

4 ученик:

-Говорить на химическом языке

5 ученик:

- Медные монеты превращать в серебряные.

6 ученик:

-Устраивать грозу в пробирке

7 ученик:

- Получать водород и кислород

8 ученик:

-Взрывать гремучий газ

9 ученик:

- Делать черный порох и многое другое

10 ученик:

- Этому вы научитесь в следующем году, если с увлечением будете изучать самую интересную науку – химию.


Учитель подводит итоги.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок-игра "Ионные уравнения реакций"

Автор: Криванова Галина Александровна

Дата: 13.10.2015

Номер свидетельства: 239137


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства