kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Цинк: нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, важнейшие соединения, месторождения в Казахстане.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в 10 классе. Целью данного урока является дать общую характеристику d – элемента цинка, положение его в ПСХЭ, нахождение в природе, получение, его свойства, биологическая роль и о применении цинка и его сплавов. А также способствовать развитию умений характеризовать вещества по плану и сравнивать их, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, способствовать формированию мировоззренческой идеи о взаимосвязи количественных и качественных изменений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Цинк: нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, важнейшие соединения, месторождения в Казахстане.»

Тема урока: Цинк: нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, важнейшие соединения, месторождения в Казахстане.


Цель урока: дать общую характеристику d – элемента цинка, положение его в ПСХЭ, нахождение в природе, получение, его свойства, биологическая роль и о применении цинка и его сплавов.

 Задачи урока:

Образовательная: создать условия для изучения нового материала;

Развивающая: способствовать развитию умений характеризовать вещества по плану и сравнивать их, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;

Воспитательная: способствовать формированию мировоззренческой идеи о взаимосвязи количественных и качественных изменений.

Тип урока: изучение нового материала;

Методы урока: наглядный, словесный, составление опорного конспекта;

Ход урока

 

1.      Организационный момент:

2. Опрос домашнего задания:

  1. Положение меди в ПСХЭ?

  2. Нахождение в природе?

  3. Получение меди?

  4. Физические свойства?

  5. Химические свойства?

  6. Соединения меди?

  7. Распознавание меди и ее соединений?

  8. Биологическая роль меди?

  9. Применение меди и ее сплавов?


3.  Изучение нового материала:

     Общая характеристика элемента

Цинк — элемент побочной подгруппы второй группы, четвёртого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 30. Обозначается символом Zn (лат. Zincum). Простое вещество цинк  при нормальных условиях —хрупкий переходный металл голубовато-белого цвета (тускнеет на воздухе, покрываясь тонким слоем оксида цинка).

Zn + 30 )2 )8 )18 )2 1s2 2s22p6 3s23p63d10 4s2

Степень окисления +2 ZnSO4 ZnO


      Происхождение названия. Слово «цинк» впервые встречается в трудах Парацельса, который назвал этот металл словом «zincum» или «zinken» в книге LiberMineralium. Это слово Zinke означает «зубец» (кристаллы металлического цинка похожи на иглы).

    

Нахождение в природе.

По содержанию в земной коре – 23 место

Содержится в полиметаллических рудах.

ZnS – цинковая обманка

ZnCO3 – цинковый шпат

Жезказганская область, Рудный Алтай.

Получение

Пирометаллургический способ

2 ZnS + 3O2 = 2ZnO + 2SO2

ZnO + C = Zn + CO


Гидрометаллургический способ

ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O

2 ZnSO4 + 2H2O = 2Zn + 2H2SO4 + O2


Физические свойства.

В чистом виде — довольно пластичный серебристо-белый металл. Обладает гексагональной решеткой. При комнатной температуре хрупок, при сгибании пластинки слышен треск от трения кристаллитов (обычно сильнее, чем «крик олова»). При 100—150 °C цинк пластичен. Примеси, даже незначительные, резко увеличивают хрупкость цинка.

     Химические свойства.

Типичный амфотерный металл. В ряду стандартных потенциалов расположен до железа.

На воздухе цинк покрывается тонкой пленкой оксида ZnO. При сильном нагревании сгорает с образованием амфотерного белого оксида ZnO:

2Zn + O2 = 2ZnO.

Цинк обычной чистоты активно реагирует с растворами кислот:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑,

Zn + HSO4(разб.)= ZnSO4 + H2

и растворами щелочей:

Zn + 2NaOH + 2H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2↑,

образуя гидроксоцинкаты. С растворами кислот и щелочей очень чистый цинк не реагирует.

  • Взаимодействует с неметаллами

Zn + CI2 = ZnCI2

Zn + S = ZnS

  • С водой при нагревании

Zn + H2O = ZnO + H2

  • С серной кислотой

Zn + 2H2SO4 (K) = ZnSO4 + SO2 + 2H2O

3Zn + 4H2SO4 = 3ZnSO4 + S + 4H2O

4Zn + H2SO4 = 4ZnSO4 + H2S + 4H2O


     Применение.

·        Цинкование — 45-60 %

·        В медицине (оксид цинка как антисептик) — 10 %

·        Производство сплавов — 10 %

·        Производство резиновых шин — 10 %

·        Масляные краски — 10 %

 

    Содержание в продуктах питания

Среди продуктов, употребляемых в пищу человеком, наибольшее содержание цинка — в устрицах. Однако в тыквенных семечках содержится всего на 26 % меньше цинка, чем в устрицах. Например, съев 45 граммов устриц, человек получит столько же цинка, сколько содержится в 60 граммах тыквенных семечек. Практически во всех хлебных злаках цинк содержится в достаточном количестве и удобоусвояемой форме. Поэтому, биологическая потребность организма человека в цинке обычно полностью обеспечивается ежедневным употреблением в пищу цельнозерновых продуктов (нерафинированного зерна).

Содержание цинка:

·        ~0,25 мг/кг — яблоки, апельсины, лимоны, инжир, грейпфруты, все мясистые фрукты, зеленые овощи, минеральная вода.

·        ~0,31 мг/кг — мёд.

·        ~2—8 мг/кг — малина, черная смородина, финики, большая часть овощей, большинство морских рыб, постная говядина, молоко, очищенный рис, свёкла обычная и сахарная, спаржа, сельдерей, помидоры, картофель, редька, хлеб.

·        ~8—20 мг/кг — некоторые зерновые, дрожжи, лук, чеснок, неочищенный рис, яйца.

·        ~20—50 мг/кг — овсяная и ячменная мука, какао, патока, яичный желток, мясо кроликов и цыплят, орехи, горох, фасоль, чечевица, зеленый чай, сушёные дрожжи, кальмары.

·        ~30—85 мг/кг — говяжья печень, некоторые виды рыб.

·        ~130—202 мг/кг — отруби из пшеницы, проросшие зерна пшеницы, тыквенные семечки, семечки подсолнечника.

 

4. Закрепление изученного материала: выполнение заданий после параграфа 7.2 (приложение)

      

5.   Домашнее задание : §7.2, составить тест из 20 вопросов по теме медь.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Сатенова Жанна Аликовна

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 258002


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1480 руб.
2110 руб.
1830 руб.
2620 руб.
1660 руб.
2370 руб.
1830 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства