Цинк: нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, важнейшие соединения, месторождения в Казахстане.
Цинк: нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, важнейшие соединения, месторождения в Казахстане.
Урок проводится в 10 классе. Целью данного урока является дать общую характеристику d – элемента цинка, положение его в ПСХЭ, нахождение в природе, получение, его свойства, биологическая роль и о применении цинка и его сплавов. А также способствовать развитию умений характеризовать вещества по плану и сравнивать их, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, способствовать формированию мировоззренческой идеи о взаимосвязи количественных и качественных изменений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Цинк: нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, важнейшие соединения, месторождения в Казахстане.»
Тема урока: Цинк: нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, важнейшие соединения, месторождения в Казахстане.
Цель урока: дать общую характеристику d – элемента цинка, положение его в ПСХЭ, нахождение в природе, получение, его свойства, биологическая роль и о применении цинка и его сплавов.
Задачи урока:
Образовательная: создать условия для изучения нового материала;
Развивающая: способствовать развитию умений характеризовать вещества по плану и сравнивать их, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
Воспитательная: способствовать формированию мировоззренческой идеи о взаимосвязи количественных и качественных изменений.
Тип урока: изучение нового материала;
Методы урока: наглядный, словесный, составление опорного конспекта;
Ход урока
1. Организационный момент:
2. Опрос домашнего задания:
Положение меди в ПСХЭ?
Нахождение в природе?
Получение меди?
Физические свойства?
Химические свойства?
Соединения меди?
Распознавание меди и ее соединений?
Биологическая роль меди?
Применение меди и ее сплавов?
3. Изучение нового материала:
Общая характеристика элемента
Цинк — элемент побочной подгруппы второй группы, четвёртого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 30. Обозначается символом Zn (лат. Zincum). Простое вещество цинк при нормальных условиях —хрупкий переходный металл голубовато-белого цвета (тускнеет на воздухе, покрываясь тонким слоем оксида цинка).
Zn + 30 )2 )8 )18 )2 1s2 2s22p6 3s23p63d10 4s2
Степень окисления +2 ZnSO4 ZnO
Происхождение названия. Слово «цинк» впервые встречается в трудах Парацельса, который назвал этот металл словом «zincum» или «zinken» в книге LiberMineralium. Это слово Zinke означает «зубец» (кристаллы металлического цинка похожи на иглы).
Нахождение в природе.
По содержанию в земной коре – 23 место
Содержится в полиметаллических рудах.
ZnS – цинковая обманка
ZnCO3 – цинковый шпат
Жезказганская область, Рудный Алтай.
Получение
Пирометаллургический способ
2 ZnS + 3O2 = 2ZnO + 2SO2
ZnO + C = Zn + CO
Гидрометаллургический способ
ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O
2 ZnSO4 + 2H2O = 2Zn + 2H2SO4 + O2
Физические свойства.
В чистом виде — довольно пластичный серебристо-белый металл. Обладает гексагональной решеткой. При комнатной температуре хрупок, при сгибании пластинки слышен треск от трения кристаллитов (обычно сильнее, чем «крик олова»). При 100—150 °C цинк пластичен. Примеси, даже незначительные, резко увеличивают хрупкость цинка.
Химические свойства.
Типичный амфотерный металл. В ряду стандартных потенциалов расположен до железа.
На воздухе цинк покрывается тонкой пленкой оксида ZnO. При сильном нагревании сгорает с образованием амфотерного белого оксида ZnO:
2Zn + O2 = 2ZnO.
Цинк обычной чистоты активно реагирует с растворами кислот:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑,
Zn + H2 SO4(разб.)= ZnSO4 + H2↑
и растворами щелочей:
Zn + 2NaOH + 2H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2↑,
образуя гидроксоцинкаты. С растворами кислот и щелочей очень чистый цинк не реагирует.
Взаимодействует с неметаллами
Zn + CI2 = ZnCI2
Zn + S = ZnS
С водой при нагревании
Zn + H2O = ZnO + H2
С серной кислотой
Zn + 2H2SO4 (K) = ZnSO4 + SO2 + 2H2O
3Zn + 4H2SO4 = 3ZnSO4 + S + 4H2O
4Zn + H2SO4 = 4ZnSO4 + H2S + 4H2O
Применение.
· Цинкование — 45-60 %
· В медицине (оксид цинка как антисептик) — 10 %
· Производство сплавов — 10 %
· Производство резиновых шин — 10 %
· Масляные краски — 10 %
Содержание в продуктах питания
Среди продуктов, употребляемых в пищу человеком, наибольшее содержание цинка — в устрицах. Однако в тыквенных семечках содержится всего на 26 % меньше цинка, чем в устрицах. Например, съев 45 граммов устриц, человек получит столько же цинка, сколько содержится в 60 граммах тыквенных семечек. Практически во всех хлебных злаках цинк содержится в достаточном количестве и удобоусвояемой форме. Поэтому, биологическая потребность организма человека в цинке обычно полностью обеспечивается ежедневным употреблением в пищу цельнозерновых продуктов (нерафинированного зерна).