Цель урока: 1.Выяснить предмет изучения органической химии, особенности органических веществ, раскрыть причины возникновения теории химического строения органических веществ. Раскрыть сущность основных положений теории химического строения; раскрыть первоначальные понятия о порядке соединения атомов в молекуле, об их взаимном влиянии. .Сформулировать первоначальное понятие об изомерии, показать |
5 мин. | III. Мотивация к изучению нового. Вопрос: что такое органическая химия? : на доске написаны формулы и названия органических и неорганических веществ Глюкоза (С6Н12О6) Н2СО3-угольная кислота; Крахмал (С6Н10О5) Nа2СО3-карбонат натрия; Сахароза (С12Н22О10) Са (НСО3)2-гидрокарбонат кальция; Этанол (С2Н5ОН ) СО2-оксид углерода; Уксусная кислота (СН3СООН) СаСО3-карбонат кальция | Ученики отвечают на вопросы учителя. | |
20 мин. | IV. Актуализация знаний. С помощью метода «Кластер» осуществляет усвоение нового материала. Ι Группа.(желтые) Задание 1. Рассчитайте степень окисления углерода в молекулах метана (СН4),этана (С2Н6) и пропана (С3Н8). Вопросы для обсуждения: 1. Какие значения степени окисления углерода у вас получились? (-4,-3,-8/3) 2. Какая должна быть степень окисления у углерода? (-4,0,+2,+4) Задание 2: Используя набор для составления моделей молекул, составьте модели молекул метана, этана, пропана. Запишите структурные формулы этих веществ. Вопросы для обсуждения: 1. Сколько связей у углерода в молекуле метана? а в молекулах этана,пропана? (четыре) 2. Как называется свойство атомов химических элементов,образовывать определенное количеств химических связей?(валентность) 3. Какова валентность углерода в этих соединениях? (углеродчетырехвалентен) 4. В каком порядке соединены атомы в молекулах? (атомысоединены последовательно) Задание3: Для формулировки положения вставьте пропущенные слова в предложение. 1 положение:. . . в молекулах органических веществ . . . последовательно, согласно их . . . . Углерод в этих соединениях . . . . ΙΙ Группа (красные) Задание 1: Используя набор для составления моделей молекул, составьте модели молекул метана (СН4), этана (С2Н6), пропана (С3Н8). Запишите структурные формулы этих веществ в тетрадь. Вопросы для обсуждения: 1. Одинаков ли качественный состав предложенных вам веществ? (одинаков) 2. Одинаков ли количественный состав этих веществ?(неодинаков) 3. Существуют ли сходства в строении этих веществ? (существуют) Задание 2: Сравните по таблице физические свойства метана, этана, пропана. Физические свойства | Метан | Этан | Пропан | 1. Агрегатное состояние
2. Цвет
3. Запах
4. Растворимость в воде
5. Температура плавления | газ
без цвета
без запаха
плохо растворим
- 182,6 | газ
без цвета
без запаха
плохо растворим
- 183,3 | газ
без цвета
без запаха
плохо растворим
- 187,1 | Вопросы для обсуждения: 1. Имеются ли сходства в физических свойствах метана, этана, пропана? (сходства имеются) 2. Как называются вещества, имеющие сходное строение и свойства,но разный количественный состав? (гомологами) Задание 3: Для формулировки положения вставьте пропущенные слова в предложение. 2 положение: . . . по строению органические вещества, имеют . . . свойства. ΙΙΙ Группа (синие) Задание 1: Используя набор для составления моделей молекул, постройте две молекулы состава С2Н6О так, чтобы соблюдался порядок соединения атомов. Запишите структурные формулы этих веществ в тетрадь. Вопросы для обсуждения: 1. Одинаково ли строение у получившихся молекул? (строение разное) 2. Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение? (изомеры) Задание 2: Вещества, которые у вас получились, называются диметиловый эфир и этиловый спирт. В таблицу по аналогии впишите известные вам физические свойства этилового спирта и сравните свойства двух веществ между собой.
Свойства веществ | Диметиловый эфир | Этиловый спирт | 1. Физические свойства
а) агрегатное состояние
б) цвет
в) запах
г) растворимость в воде
2. Химические свойства |
летучая жидкость
без цвета
приятный запах
не растворяется в воде
не взаимодействует с натрием |
взаимодействует с натрием | Вопрос для обсуждения: Отличаются ли свойства, предложенных сам веществ?(отличаются) Задание 3: Для формулировки положения вставьте пропущенные слова в предложение. 3 положение: . . . веществ зависят не только от их состава, но и от . . . . ΙV. Группа (зеленые)Задание 1: Используя набор для составления моделей молекул, постройте две молекулы этана (С2Н6), а затем у одной из молекул вставьте атом кислорода между атомами углерода и водорода. У вас получилась модель молекулы этилового спирта. Запишите структурные формулы этих веществ в тетрадь. Сравните значения электротрицательности атомов, образующих молекулы, между собой. Вопрос для обсуждения У какого из атомов значение электроотрицательности больше? (у кислорода) Задание 2: В таблицу со свойствами веществ допишите физические свойства этилового спирта и сравните свойства обоих веществ между собой. Свойства веществ | Этан | Этиловый спирт | Физические свойства
а) агрегатное состояние
б) цвет
в) запах
г) растворимость в воде |
газ
без цвета
без запаха
плохо растворим в воде |
| Вопрос для обсуждения Как вы думаете, повлиял ли атом кислорода на другие атомы? (повлиял) Задание 3: Для формулировки положения вставьте пропущенные слова в предложение. 4 положение: . . . в молекулах органических соединений . . . друг на . . . , изменяя . . . веществ. |
5 мин. | V. Закрепление урока. С помощью метода «Корзина идей» проводит закрепление урока. Чтотакое органические вещества и что изучает органическая химия? 2. В чём заключается смысл виталистических взглядов? 3.Какие вы можете привести примеры в органической химии, на которые учёные не могли дать ответ? 4. Назовите основные предпосылки возникновения химической теории строения органических веществ. 5.Перечислите четыре положения теории Бутлерова | . Работают над тестовыми заданиями. | Корзина Тесты |