Цель урока: продолжить формирование предметных умений классифицировать химические реакции по количеству и составу вещества, раскрывая сущность реакций замещения и обмена, составлять уравнения химических реакций.
Задачи урока:
Обучающие:
- сформировать представление о понятии «классификация химических реакций»;
Просмотр содержимого документа
«Типы химических реакций: замещение и обмен.»
Тема: Типы химических реакций: замещение и обмен.
Цель урока: продолжить формирование предметных умений классифицировать химические реакции по количеству и составу вещества, раскрывая сущность реакций замещения и обмена, составлять уравнения химических реакций.
Задачи урока:
Обучающие:
- сформировать представление о понятии «классификация химических реакций»;
- закрепить знания, умения и навыки учащихся по составлению уравнений реакций;
- развивать у учащихся навыки наблюдения, логического мышления, умения обобщать, делать выводы, проводить самопроверку.
Воспитательные:
- совершенствование навыков выполнения лабораторных опытов;
- воспитывать умение работать самостоятельно и в паре, в атмосфере поиска, прививать чувство ответственности за выполненную работу.
Основные виды деятельности учащихся. Записывать уравнения химических реакций различного типа. Определять тип реакции по данному химическому уравнению. Проводить простейший химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.
Оборудование и реактивы: слайд – презентация, таблица «Ряд активности металлов», растворы: CuSO4, NaOH, HCl, фенолфталеина; гранулы Fe.
О сколько нам открытий чудных,
Готовит просвещенья дух.
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг!
А.С. Пушкин.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Планируемая деятельность учащихся
Орг. момент
1мин
Приветствует детей. Дает положительную установку на урок.
Ну, теперь проверь, дружок , ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят?
Приветствуют учителя
Проверка домашнего задания
8 мин
Предлагает выполнение упражненийпо теме «Химические уравнения». Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций
Вариант 1.
Al(OH)3 →Al2O3 + H2O
S + O2 →SO2
2CО + O2→2CO2
3NO + O2→3NO2
Вариант 2.
Ca + O2 →CaO
Mg + O2 → MgO
Na + H2O → NaOH + H2
ZnSO4 + HCl → ZnCl2 + H2SO4
Выполняют два варианта,
обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку ( ответы высвечивают на доске)
Актуализация знаний
На прошлом уроке мы учились писать химические уравнения.
1)Что мы уже знаем о химических реакциях?
2)Продолжить предложение:
Химическая реакция –……
3)Назовите признаки, по которым мы можем определить, что произошла химическая реакция.
4)Условия возникновения и течения химических реакций?
Что вам хотелось бы узнать еще о химических реакциях?
В природе, технике, в организмах растений и животных, в лабораториях и на заводах совершается множество различных химических реакций. Легко растеряться от такого огромного числа химических реакций, но они могут быть объединены в группы по определенным признакам. Их классифицируют.
Что такое классификация?
Существуют различные способы классификации химических реакций, мы сегодня попробуем разобраться только в одном из них.
Отвечают на вопросы
1)Это условная запись химической реакции посредством химических знаков и формул.
2)Это явление, при котором из одних веществ образуются другие.
3)Признаки ХР:
1.Выделение газа
2.Изменение запаха
3.Выпадение или растворение осадка
4.Выделение теплоты (или света)
5.Изменение окраски
4)Тесное соприкосновение (измельчение и перемешивание) веществ
Нагревание до определенной температуры
При химических реакциях атомы не исчезают в никуда и не возникают из ниоткуда, происходит их перегруппировка.
Ответы учащихся.
Это деление чего-либо на группы.
Изучение новых знаний и способов деятельности
13 мин
Демонстрации.
1. Замещение меди железом.
CuSO4+ Fe= FeSO4+Cu
Какие вещества вступили в реакцию?
Сколько веществ вступило в реакцию, сколько при этом образовалось? Назвать признак химической реакции.
2. Реакция обмена ( реакция нейтрализации)
HCl + NaOH → NaCl + H2O
Записывают уравнения химических реакций.
Проделывают лабораторный опыт, записывают признаки реакции и уравнение химической реакций.
Учащиеся должны самостоятельно дать определение реакции замещения.
Проделывают лабораторный опыт, записывают признаки и уравнение химической реакции.
Учащиеся должны самостоятельно дать определение реакции обмена.
Физкультминутка
2 минуты
Посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь ему. Найдите глазами ряд активности металлов.
Посмотрите на периодическую систему. Найдите глазами элемент, порядковый номер которого соответствует числу вашего рождения. Определите его местоположение.
Поднимите руку те, чей элемент находится в 1 периоде. Назовите ХЭ
--- во 2 группе;
--- в 3 периоде;
--- в 4 группе и 5 периоде.
Выполняют команды учителя
Первичная проверка понимания изученного
3 минуты
Мы с вами познакомились с 2 типами химических реакций.
Попробуйте при помощи букв записать схемы этих реакций, применяя условные обозначения:
А-простое вещество,
АВ- сложное вещество.
С помощью букв, используя определения реакций соединения, разложения и обмена, учащиеся записывают схемы:
1)А + СВ = АВ + С
2) АВ + СД =АД +СВ
Закрепление знаний.
Работа организована по рядам.
1 ряд. Химическое лото.
Для закрепления материала предлагаю выполнить упражнение под названием «Химическое лото»
У вас в пакетах лежат таблицы с химическими уравнениями и цветные карточки.
На карточках – типы химических реакций:
красные –замещение,
голубые – обмена,
Ваша задача – закрыть карточками уравнения реакций в соответствии с их типом.
2 ряд. Расставить коэффициенты в уравнении химической реакции, определить тип химической реакции
Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O
KClO3 = KCl + O2
P + O2 = P2O5
Na2S + Br2 = NaBr + S
3 ряд. Расставить коэффициенты в уравнении химической реакции, определить тип изученных химических реакции.
LiOH + H2S = Li2S + H2O
Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O
KClO3 = KCl + O2
P + O2 = P2O5
Na2S + Br2 = NaBr + S
Проверяем (Открывает слайд с правильным решением)
Выполняют задание.
Сравнивают свои результаты со схемой на экране.
Отвечают на вопросы
Домашнее задание
мини-проект «Реакции соединения, замещения и обмена в повседневной жизни».
Записывают д.з
Рефлексия
Просит подвести итог урока, предложив ответить на вопросы:
«Я» - Как я чувствую себя на уроке, комфортно ли мне, доволен ли я собой?
«Мы» - Комфортно ли было работать в паре?
«Дело» - Достиг ли цели учения, преодолел проблемы.
По цепочке говорят по одному слову-ассоциации (возможны слова, связанные с материалом, изученным на уроке, или с настроением детей)