Теория Электролитической диссоциации (цикл уроков).
Теория Электролитической диссоциации (цикл уроков).
Цикл уроков по теме: «Электролитическая диссоциация» соответствует поставленным целям и задачам. Способствует обобщению и систематизации знаний, полученных на предыдущих уроках, расширяет кругозор учащихся, развивает навыки работы с дополнительной литературой, навыки самоконтроля, коллективной, индивидуальной и групповой работы, развивает логическое мышление, навыки решения расчетных задач, рассмотреть сущность реакций в растворах электролитов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Теория Электролитической диссоциации (цикл уроков). »
Краевой конкурс мультимедийных пособий по номинации «Химия»
1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью) Ерж Елена Николаевна
2. Место работы МОУ лицей, ст. Каневская Краснодарского края.
Полный адрес: индекс 353730 город ст.Каневская улица Октябрьская, 1 федеральный телефонный код города 861-64 телефон 42647 факс_нет , _e-mail lic@kan.kubannet.ru .
3.Должность: учитель химии
4. Педагогический стаж работы 23 года
5. Преподаваемый предмет химия
6. Название работы, подаваемой на конкурс Уроки по теме: «Электролитическая диссоциация».
7. Домашний адрес автора(полностью) : ст.Каневская, Краснодарский край, индекс 353730,
861-64 - 7 41 24; факс- не имею, e-mail - не имею.
8. ФИО руководителя образовательного учреждения Шипило Людмила Васильевна , телефон для связи: федеральный код города 861-64 телефон 42647 факс_____________e-mail: lic@kan.kubannet.ru
9. Адрес,телефон, факс, телефонный код, e-mail органа управления образованием: [email protected] Ст.Каневская, ул.Горького 62, тел.861-64, 7 30 07
РЕЦЕНЗИЯ.
Цикл уроков по теме: «Электролитическая диссоциация» соответствует поставленным целям и задачам. Способствует обобщению и систематизации знаний, полученных на предыдущих уроках, расширяет кругозор учащихся, развивает навыки работы с дополнительной литературой, навыки самоконтроля, коллективной, индивидуальной и групповой работы, развивает логическое мышление, навыки решения расчетных задач, рассмотреть сущность реакций в растворах электролитов.
На уроке использованы активные средства обучения: интерактивная доска, микролаборатории, полученные школой в рамках нац.проекта «Образование».
На уроке реализованы не только образовательные задачи, но и воспитательные – подготовка учащихся к жизни, умение рационально трудиться, планировать и строить ответы, готовить выступление, выделять в учебном материале главное.
Учащиеся работают на уроке с интересом, без принуждения, легко выполняют индивидуальные задания, т.к. учитель применяет дифференцированный подход в обучении, где каждый может выполнить задание в соответствии со своими возможностями. Все этапы уроков завершены, логически взаимосвязаны. Планы уроков реализованы, уроки результативны.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ
КАНЕВСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
УРОКИ
по ТЕМЕ:
ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ
Подготовила:
Учитель химии МОУ Лицей
Ерж Елена Николаевна.
2009 год
ст. Каневская
Тема урока: «Сущность процесса электролитической диссоциации».
Цель урока: усвоить определения научных понятий: «электролиты», «неэлектролиты»,
Девиз урока: «Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний, он
постоянно расширяется». Арабская пословица.
Тип урока: урок – лекция.
Ход урока:
I. Введение. Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц. В металлах такое направленное движение осуществляется за счет относительно свободных электронов. Но, оказывается, проводить электрический ток могут не только металлы, но и растворы и расплавы солей, кислот, оснований.
В 1887г шведский ученый Сванте Аррениус сформулировал положения теории электролитической диссоциации веществ, а русские ученые-химики Кистяковский В.А., Каблуков И.А. дополнили ее представлениями о гидратации ионов. СЛАЙД 2,3,4 .
Теория электролитической диссоциации (ТЭД) :
1. Электролиты – это вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток. Это растворимые кислоты, соли, основания, т.е. вещества с ковалентной полярной и ионной связью. Демонстрационный эксперимент: изучение электропроводности растворов NaCl, HCl, KOH, сахара, воды. СЛАЙД 5,6 .
2. Неэлектролиты – это вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток. Это вещества нерастворимые в воде, а также вещества с неполярной или малополярной ковалентной связью, органические вещества, жидкий кислород, азот, вода, нерастворимые основания, соли, кислоты. СЛАЙД 7 .
3. Электролитическая диссоциация – это процесс распада электролита на ионы.
NaCl → Na+ + Cl- HCl → Н+ + Cl-
KOH → К+ + ОН-
4. В растворах или расплавах электролитов ионы движутся хаотично, но при пропускании тока положительно заряженные ионы притягиваются к катоду (-) и называются катионами, а отрицательно заряженные ионы притягиваются к аноду (+) и называются анионами. Процесс диссоциации обратим. СЛАЙД 8 .
5. Ионы отличаются от атомов как по строению, так и по свойствам. В водных растворах ионы находятся в гидратированном состоянии. СЛАЙД 9,10 .
II. Механизм диссоциации объясняется тем, что электролиты под действием растворителя самопроизвольно диссоциируют (распадаются) на ионы. Диссоциация может происходить и при плавлении твердых электролитов (термическая диссоциация). СЛАЙД 9 .
III. Закрепление материала: СЛАЙД № 11, 12.
1. Разделить вещества на электролиты и неэлектролиты: сульфат калия, карбонат кальция, бензол, кислород, гидроксид калия, глюкоза, серная кислота, гидроксид бария, вода, сера.
Контроль выполнения задания: самопроверка с доски.
2. Выберите вещества, которые способны продиссоциировать на ионы: сульфат бария, нитрат алюминия, гидроксид натрия, азот, сахар, соляная кислота.
3. Составьте уравнения диссоциации этих веществ.
Контроль выполнения задания: самопроверка с доски.
4. Творческое задание: Если сульфат меди растворить в воде, то наблюдается синее окрашивание раствора и раствор проводит ток, а, если растворить сульфат меди в бензине, то окрашивания не наблюдается, раствор не становится синим. Объясните это явление.
СЛАЙД № 13.
IV. Домашнее задание: § 1, Радецкий стр. 38, вариант 1-4 (1 задание).
Для электролитов составить уравнения диссоциации, взаимоконтроль с доски.
Вариант 1
Вариант 2
MgSO4 → Mg2+ + SO4 2-
HNO3 → H+ + NO3-
Ba(OH)2 → Ba2+ + 2OH-
K2 SO3 → 2K+ + SO3 2-
Ca(OH)2 → Ca2+ + 2OH-
H2SO4 → 2H+ + SO4 2-
III. Объяснение нового материала.
В свете теории электролитической диссоциации можно дать определение кислотам, основаниям, солям как электролитам.
1)Рассмотрим процесс диссоциации кислот: HCl → H+ + Cl-
СЛАЙД 2. H2SO4 → 2H+ + SO4 2-
HNO3 → H+ + NO3-
Вывод: Кислоты – это электролиты, диссоциирующие на катионы водорода H+ или (Н3О+ ) и анионы кислотного остатка.
2) Рассмотрим процесс диссоциации оснований: КОН → K+ + OH-
СЛАЙД 3. Ca(OH)2 → Ca2+ + 2OH-
Ba(OH)2 → Ba2+ + 2OH-
Вывод: Основания – это электролиты, диссоциирующие на катионы металла и гидроксид-анионы OH-.
3) Рассмотрим процесс диссоциации средних солей и кислых солей: СЛАЙД 4.
K2 SO4 → 2K+ + SO4 2- KHCO3→ K+ + HCO3-
MgCl2 → Mg2+ + 2Cl- NaHSO4 → Na+ + H+ + SO4 2-
Na2CO3 → 2Na+ + CO32-
Вывод: Средние соли – это электролиты, диссоциирующие на катионы металла и анионы кислотного остатка. Кислые соли – это электролиты, диссоциирующие на катионы металла и водорода и анионы кислотного остатка.
IV. Закрепление материала:
1) На какие ионы диссоциируют кислоты?
На какие ионы диссоциируют основания?
На какие ионы диссоциируют средние соли?
На какие ионы диссоциируют кислые соли?
2) Напишите уравнения диссоциации следующих веществ: СЛАЙД 5.
H2SO4 →
2 HNO3 →
6 КОН →
7 Ca(OH)2 →
5 NaCl →
6 K2 SO4 →
V. Домашнее задание § 2, Радецкий стр. 32, вариант 1-4 (1 задание) .
Тема урока: Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.
Цель урока: познакомиться с понятиями: «слабые электролиты», «сильные электролиты»,
«степень электролитической диссоциации»;
провести опыты, демонстрирующие зависимость степени диссоциации от
концентрации.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать знания учащихся о делении электролитов на сильные и
слабые;
о степени диссоциации и ее зависимости от различных факторов;
закрепить знания учащихся теории электролитической диссоциации;
анионов: S2-, SO4 2-, OH-, Cl-, NO3-. Назовите эти электролиты.
III. Изучение нового материала (20мин.) (объяснение, демонстрация).
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Теория электролитической диссоциации» и познакомимся с делением электролитов на слабые и сильные, степенью электролитической диссоциации.
Процесс ЭД – обратимый процесс, поэтому характеризуется степенью ЭД (λ).
Степень ЭД – это величина, которая показывает, какая часть молекул распалась на ионы.
= Nпрод./ Nобщ. х 100% или = νпрод. / νобщ. х 100%, где
Nпрод . – количество продиссоциированных молекул,
νпрод. - количество продиссоциированных молекул ,
Nобщ. – общее число растворенных молекул,
νобщ. – общее количество диссоциирующего вещества.
III. Самостоятельная работа на 15 минут. СЛАЙД № 3.
Вариант 1.
Вариант 2.
NaOH + CuSO4 →
HNO3 + Ca(OH)2 →
К2CO3+ HCl →
KCl + NaNO3→
BaCl2 + Na2SO4 →
H2SO4 + NaOH →
CaCl2 + NaNO3 →
CaCO3+ HNO3→
Запишите уравнения реакций ионного обмена между растворами следующих веществ; отметьте признаки реакций в задании 1. какая из реакций не идет до конца? Составьте уравнения, подтверждающие ваши предположения.
Вид контроля – взаимопроверка в паре (10 мин).
IV. Составление ионных уравнений, характерных для кислот, оснований и солей.
1) Составить ионные и сокращенные ионные уравнения практически осуществимых реакций, характерных для соляной кислоты и следующих веществ: H2SO4, КОН, Mg, AgNO3, Na2SO4, Cu, CuO, CO2.
2) Осуществить превращения:
Na2CO3
1 2 ↑4 6 7
Na → Na2O → NaOH → Na2SO4 → BaSO4
↓ 3 ↓5
NaNO3 NaCl
Уравнения 3, 4, 5, 6, 7 запишите в молекулярном и ионном виде.
V. Выводу по уроку (3 мин).
Реакции, характерные для кислот, оснований, солей идут до конца:
если выпадает осадок,
если выделяется газ,
если образуется малодиссоциирующее вещество.
VI. Домашнее задание: § 1 – 4, повторить
подготовиться к контрольной работе.
Урок № 6.
Контрольная работа по теме: «Электролитическая диссоциация».
Цель урока: проконтролировать знания и умения по теме: «Электролитическая
диссоциация».
Форма контроля: дифференцированный тестированный контроль знаний.
Тест по теории электролитической диссоциации.
вариант
1. К неэлектролитам относятся:
1). карбонат натрия 3). хлороводородная кислота
2). этиловый спирт 4). нитрат цинка
2. С образованием катионов металла и анионов кислотного остатка диссоциирует:
1). сахароза 3). бромид алюминия
2). гидроксид натрия 4). азотная кислота
3. Электролитами являются оба вещества в группе:
1). CH4, CO2 3). СaO, BaSO4
2). C2H5OH, HNO3 4). NaCl, KOH
4. Больше всего ионов водорода образуется при диссоциации сульфата аммония равна:
1). H3PO4 3). HNO3
2). H2SO4 4). HF
5. Сумма коэффициентов в уравнении диссоциации сульфата алюминия равна:
1). 4 3). 2
2). 6 4). 3
6. В сокращенном ионном уравнении реакции Al2(SO4)3 + BaCl2 → … сумма коэффициентов равна: