Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Строение атама»
Тема урока: Строение атома.
Цели урока: - знать элементарные частицы;
- уметь объяснять их расположение в атоме;
-определять количество по ПС химических элементов;
- обобщить знания из курсов физики и химии о явлениях, доказывающих сложность строения атома;
- познакомить учащихся с эволюцией научных взглядов на строение атома.
План урока
1. История изучения атома.
2. Открытия, доказавшие сложность строения атома.
3. Модели атомов.
4. Состав атома.
« Как рыба об лед, испокон веков билась мысль мудрецов в своём стремлении к единству во всем, то есть в искании начала всех начал».
Д. И. Менделеев.
Если вы внимательно изучали химию, то поняли, что вопрос: «Из чего всё состоит?»,- является основным в этой науке.
Этим ученые похожи на детей. Вспомните себя, наверное, многие разбирали, ломали игрушки только для того, чтобы узнать из чего она состоит. Ломать сегодня мы ничего не будем, но посмотрим на хорошо знакомую нам игрушку – матрёшку (учитель демонстрирует матрешку, открывая игрушку ещё и ещё …). Из чего состоит очередная матрёшка? Из более мелких матрёшек.
Химия – наука о веществах, из чего состоит вещество, где и что является началом всех начал? Это главный и первый вопрос.
Именно решению этой проблемы посвятим мы этот урок.
Представим себе:
Большую матрёшку как ВЕЩЕСТВО
из чего состоит?- из более мелких
матрёшек МОЛЕКУЛЫ
что дальше? АТОМЫ
что дальше? АТОМ - «неделимый»
????
Ещё 2,5 тысячи лет назад философ Демокрит предположил, что все вокруг состоит из маленьких неделимых частиц – «атомов». Ещё ранее эти представления можно встретить в трудах древнеиндусских философов.
Родина атомистики (так называли учение об атомах) точно не установлена. Первые сведения о ней можно встретить уже в трудах древнеиндусских философов(Vl в. до н.д.) В наиболее стройном виде она была сформулирована философами Древней Греции: (Левкипп,
Демокрит, Аристотель, Эпикур, Платон). Философы (мыслители) – люди, которые наблюдали, созерцали окружающий мир.
Как вы думаете как какие наблюдения, какие явления природы навели философов на эту мысль?
Ответы учащихся:
( Вода состоит из маленьких капелек: дождь, брызги морских волн, испаряются и становятся невидимыми. Огонь – из мельчайших неделимых искр, камень дробиться до крупинок песка.)
Главная мысль этих наблюдений: крупное состоит из мелкого,
мелкое из мельчайшего.
Представление Аристотеля:
Аристотель единую материю представлял в виде 4-х стихий:
стихия Земли- сухой и холодной,
стихия Воды – холодная и влажная,
стихия Воздуха – теплая и влажная,
стихия Огня – сухая и теплая.
Аристотель полагал, что из первичной материи можно получить различные субстанции
в зависимости от цели.
Демокрит считал, что атомы, как семена растений. Одни круглые, другие – пирамидальные, плоские, треугольные. Поэтому и состоящий из них мир неисчерпаемо богат в своих свойствах и качествах.
Демокрит считал, что, цепляясь друг за друга « крючочками», атомы образуют твердые вещества.
Атомы воды – гладкие, скользкие, круглые и поэтому вода растекается и не имеет формы.
Даже у огня учил Аристотель, есть свои атомы – они острые, колючие, поэтому огонь и жжется. Обращаю ваше внимание, уже в то далекое время философы предполагали, что от строения зависят свойства вещества.
Греческая атомистика сыграла большую роль в истории человечества. Крупный физик современности Н.Бор писал: «нынешнее поколение как раз собирает урожай, посеянный греческими атомистами».
Так получилось, что атомистика была предана забвению на целое тысячелетие, в период средневековья и алхимии за атомистические воззрения люди расплачивались жизнью. Лишь в XVll возродилась эта наука. Почему?
Первая трудность, встречающаяся на пути к познанию строения атома – его очень маленький размер, причём на столько маленький, что атом нельзя увидеть ни в какой микроскоп.
Как же узнать, как изучить строение объекта, если мы его не видим?
Если непосредственное наблюдение за объектом невозможно, все приписываемые ему свойства устанавливают на основании косвенных опытов.
Аналогично, судят о свойствах, какого – либо предмета, находящегося в закрытом ящике, коробке. На основании наблюдений за поведением этого ящика или коробки в различных условиях делают выводы о свойствах предметов, заключенных в них.
Предлагается проделать опыты:
- на партах учащихся различные по размеру закрытые коробочки с разным содержимым
( металлическими скрепками, горох, конфеты Чупа-чупс. и т. д.);
- учащиеся проделывают с ними разные манипуляции: трясут, пробуют удержать на ребре ладони, испытывают на действие магнита и т. д.
Подводят итог.
Вывод: нужны опыты, нужен эксперимент. Среди тех, кто способствовал рождению новой науки химической атомистики, видное место занимает Роберт Бойль, он считал, что в химии любой теории должен присутствовать опыт, непосредственное наблюдение веществ и их превращение.
Включить диск.
Одно из названий, ушедшего 20 века - Век атома, именно в начале 20 века трудами физиков, удалось узнать о строении атома.
Включить диск.
Эти опыты доказали делимость атома.
МОЛЕКУЛА
АТОМ
ЯДРО (+) Электроны
(-)
Протоны Нейтроны
(+) (0, нет заряда) Электроны, заряд (-).
Вращаются вокруг ядра.
Рассмотрим строение атома подробнее:
Ядро(+)
(заряд ядра =количеству электронов и порядковому номеру элемента в ПС).
Откроем ПС химических элементов. Отметим себе, что порядковый номер элемента, это не просто номер по порядку, а он имеет физический смысл.
H №1 1е 1р АТОМ НЕ ИМЕЕТ ЗАРЯДА -
P №15 15е 15р ЭЛЕКТРОНЕЙТРАЛЕН.
W №74 74е 74р
F №27 27е 27р
Таблица: Характеристика элементарных частиц.
Название частицы
Символ
Заряд
Масса
в а. е.м.
Масса
в кг
протон
p
(+)
1
1,7 *10-27
нейтрон
n
нет (0)
1
1,7*10-27
электрон
e
(-)
0,0005486
9,11*-31
Откроем ПС химических элементов. Отметим для себя, что порядковый номер элемента – это непросто номер по порядку, а он имеет физический смысл, очень много значит в строении атома.
Химический элемент – это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.
Состав ядра: протоны, нейтроны.
Ar –массовое число
Z –число протонов = порядковому номеру элемента N
n – число нейтронов.
Зная порядковый номер элемента можно узнать количество протонов, электронов, нейтронов. Выполняется задание:
P -фосфор, Z=15, e = p =15, Ar =31, 31-15=16, n =15
Be – бериллий, Z=4, e =p =4, Ar = 9, 9-4 =5, n =5
W –вольфрам, Z =74, e = p =74, Ar =184, 184 -74 = 110, n = 110
Cr –хром, Z =24, e = p = 24, Ar =52, 52 – 24 = 28, n = 28
Заряд ядра атома определяет его принадлежность к тому или иному химическому элементу.
Заряд ядра атома = +20, о каком элементе идет речь? кальций
Заряд ядра атома = +17 ? хлор
Заряд ядра атома = +47 ? серебро
Обратимся теперь к нейтронам, их содержание в ядрах атомов одного и тогоже элемента может быть переменным.
Поэтому массы атомов одного и того же элемента могут быть различными. Рассмотрим таблицу: (на доске), (четыре столбика таблицы заполняют учащиеся)
символ
название
атомная масса
порядковый номер
число протонов
число нейтронов
Сl -35
хлор
35
17
17
18
Cl -37
хлор
37
17
17
20
Cu -63
медь
63
29
29
34
Cu -65
медь
65
29
29
36
Cl -35, Cl -37 называют - изотопами.
Что одинаковое у них в строении? Число протонов.
Что разное в строении? Число нейтронов.
Какие атомы называются изотопами? (учащиеся формулируют определение, Затем идет текст на слайде).
Выводы: (формируются учащимися при ответах на вопросы учителя).
Атом – это сложная система, состоящая из ядра и электронов.
Ядро находится в центре атома и имеет очень маленький размер, но почти вся масса атома сосредоточена в ядре.
Ядро имеет положительный заряд, величина которого определяется числом протонов в нем.
Электроны движутся вокруг ядра, имеют очень маленькую массу и размеры, обладают отрицательным зарядом.
Атом электронейтрален, число протонов равно числу электронов и равно порядковому номеру элемента.
Тема: «Кислород в природе как химический элемент.
Оксиды».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный
Цели урока: учащиеся должны знать, какое значение имеет кислород для живых организмов и в природе; масштабы его распространения;
Уметь характеризовать элемент по таблице Менделеева, составлять формулы оксидов и давать им название.
Задачи:
- конкретизировать знания о кислороде. Дать понятие об оксидах, как бинарных соединениях.
способствовать обогащению словарного запаса, развивать умение выбирать главное в изучаемом материале, обобщать, логически излагать свои мысли,
развивать самостоятельность.
- развивать коммуникативные умения работать в парах, снижать закомплексованность; прививать культуру умственного труда; воспитывать толерантность.
- создать условия для усвоения нового материала, используя проблемное обучение мотивационные приемы.
Метод обучения: беседа, объяснение, самостоятельная работа, лабораторная работа.
Обеспечение занятия:
Оборудование для лабораторного опыта №6: образцы оксидов металлов и неметаллов.
Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица «Распространенность химических элементов в природе», диаграмма «Распространение элемента кислорода в природе», плакат с вопросами для рефлексии.
ХОД УРОКА:
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- приветствие
- подготовка класса к уроку
- наличие учащихся
II. ПОДГОТОВКА К УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
А). Вводное слово учителя
Девиз урока: «То, что не ясно следует выяснить , то, что трудно творить, следует делать с величайшей настойчивостью». Конфуций.
Б)Формулировка темы урока:
Учитель читает выразительно загадку:
Достоин этот газ – удивленья-
Его применяют сейчас
Для резки металлов и в сталеваренье
И в доменных мощных печах.
Берет его летчик в высотные дали
Проводник с собою берет,
Вы наверно уже угадали
Что этот газ… .
- О каком газе идет речь в данной загадке?
- Какой будет тема урока?
В). Озвучивание темы урока и постановка цели урока.
- На сегодняшнем уроке мы должны выяснить:
1).Какие сведения о кислороде вам уже известны?
2).Почему о кислороде говорят так: «Кислород самый распространенный на нашей планете элемент. Он рождает теплоту человеческого дыхания и обжигающее пламя пожара?»
3). Что общего у песка, рубина, негашеной извести?
- А на какие вопросы вы бы хотели получить ответы в ходе урока?
Слушают учителя.
Отвечают на вопрос.
Формулируют тему урока.
Записывают тему урока в тетради. «Кислород в природе как химический элемент. Оксиды»
Слушают учителя.
Работа в группах.
Составляют вопросы и их озвучивают
(1уч-ся от группы). Добавляют в цель урока.
III. АКТУЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ
Проблемный вопрос.
– Как вы думаете, почему кислород изучают первым среди других химических элементов?
-Что вам уже известно о кислороде?
Работа в парах.
Отвечают на вопрос
Сообщение уч-ся. «О значении кислорода для живых организмов и в природе».
IV.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- А где мы можем взять информацию о кислороде, как химическом элементе?
Самостоятельная работа.
-Прочтите п.4.2.Изложенные в нем сведения представьте виде таблицы.
Отвечают на вопрос.
(ПСХЭ)
Работают с текстом учебника и заполняют таблицу совместно с учителем.
символ
Аr
валентность
группа
подгруппа
период
- Где в природе находится кислород?
-Кислород находится в атмосфере(23% по массе), в земной коре (47%), в живых организмах (65%),в гидросфере (89%).
В целом99,99% кислорода «связано» в виде соединений, 0,01% - свободное простое вещество. Кажется, что это очень небольшое количество, но на самом деле на 0,01% приходится
1,5 1015 тонн! Весь свободный кислород образуется на планете благодаря зеленым растениям. По
ходу рассказа записывается опорная схема на доске.
- В виде чего кислород присутствует в атмосфере?
- А в виде чего кислород присутствует в гидросфере?
- Вода простое или сложное вещество?
- Какие еще сложные вещества вы знаете в состав, которых входит кислород ?
Самостоятельная работа..
Задание 1.«-Рассмотрите таблицу «Оксиды химических элементов»
п. 4.2 стр.66.
-К какой группе веществ – простых или сложных- относятся оксиды?
-Сколько элементов входит в состав оксидов?
- Какой элемент обязательно входит в состав оксидов?
-Что общего для всех этих веществ?
- Попробуйте сформулировать определение «оксиды».
Задание2. Прочитайте первый абзац на с.67. Ответьте на вопросы:
1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая
их валентность: P, Li., СI.
2.Назовите лишнее вещество: СО, СО2, Н2СО3.
.
Тема: Растение – целостный организм.
Задачи: систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и процессов жизнедеятельности в растительном организме, подвести их к пониманию того, что растение – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены;
Развитие общеучебных компетенций учащихся, понятий о взаимосвязи строения органов и их функций в организме, о взаимосвязи растения со средой;
Воспитание культуры учебного труда.
Практическое значение знаний.
Оборудование: таблицы «Строение корня», «Строение побега», комнатные растения(пелагония, традесканция, сциндапсис), гербарий растений различных экологических групп.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
а). Органы цветкового растения, взаимосвязи между ними в процессе жизнедеятельности.
(Актуализация знаний о строении и функциях органов цветкового растения. Беседа с использованием таблиц).
- Что изучает биология? Ботаника?
- Что является элементарной единицей строения всего живого?
Задание 1. Дайте определение ткани. Опишите значение покровной ткани.
Задание 2. Рассмотрите рисунок в учебнике и запишите в тетрадь, какими тканями предстает стебель древесного растения. Какое значение имеет образовательная ткань в растении?
Задание 3. Если отщипнуть кончик корня, то корень прекращает расти в глубину.
Опишите, почему? Где в растении находятся фотосинтезирующая и запасающая ткани?
Задание 4. После полива завядшие листья принимают нормальный вид. Объясните, за счет какой ткани это происходит. Какую функцию выполняет металлическая ткань.
Задача 8(стр.27) . В басне «Листья и корни» И.А. Крылова корни, споря с листьями, говорят:
- Мы те, которые, здесь роясь в темноте, питаем вас. Мы корни дерева, на коем вы цветёте. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится; А если корень иссушится, - Не станет дерева, не вас.
- В чём была ошибка знаменитого баснописца?
- Как взаимосвязь клетки, ткани, органы, обеспечивающие рост, питание и дыхание растений?
Самостоятельная работа с учебником – в тексте учебника (§§20, 22)
Найдите ответы на вопросы о строении и значении корня
- Как корень обеспечивает растение водой и минеральными солями?
- Какую роль в растении выполняют листья?
- Приведите примеры взаимосвязи побега и корня, стебля и листьев?
- Составьте план устного ответа целостности организма (используя гербарии, результаты опытов, наблюдения, таблицы в тетрадях).
- Как человек, зная особенности строения и функции корней, управляет процессами(пикировка, подкормка, рыхление, своевременный посев/полив).
- В какую погоду нужно обильнее и чаще поливать растения? Почему? (Взаимосвязь строения органов с условиями окружающей среды).
3. На дом: § 39. Закончить заполнение таблицы «Функции органов растений».
Органы растений
Взаимосвязь органов в растении
Связь строения с выполняемой функцией
Питание
Рост
Дыхание
Корень
Удерживает все растение. Всасывает воду и минеральные соли для всех органов.
Имеет много боковых корней, корневые волоски, которые обеспечивают всасывание
Всасывание воды и минеральных солей из почвы
За счет деления и роста клеток зоны роста
Поглощает кислород, находящийся в почве, выделяет углекислый газ