фенолфталеин, спиртовка, HCl.
Учебные элементы | Дидактические цели | Руководство по усвоению учебного содержания |
УЭ0 | Комплексная дидактическая цель: ознакомить учащихся со строением аммиака, усвоить знания о его физических и химических свойствах, о способах его получения в лабораторных и промышленных условиях, применении на производстве и в быту, совершенствовать умение работать с простейшими приборами при нагревании | Требования к уровню обученности: ● знать: строение молекулы аммиака, способы получения аммиака в лаборатории и в промышленности, физические и химические свойства аммиака, практическое применение аммиака. ● уметь: доказывать химические свойства аммиака, записывать уравнения реакций аммиака с кислородом, водой, кислотами. ● владеть: химической терминологией, информацией о правилах техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и веществами. |
УЭ1 | Дидактическая цель: актуализировать знания о строении молекулы аммиака Задание 1. Определить степень окисления элементов в соединении NH3 Задание 2. Определить тип химической связи между атомами азота и водорода. Задание 3. Представьте схему образования химической связи в молекуле аммиака. | |
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): Оцените себя: ● правильно определили степень окисления - 1 балл, ● правильно определили тип химической связи 1 балл, ● составили схему размещения электронов в атоме азота по орбиталям– 1 балл, ● изобразили схему образования связи в молекуле аммиака - 2 балла |
УЭ2 | Дидактическая цель: изучить способы получения аммиака в лабораторных и промышленных условиях Задание 1. Изучить самостоятельно текст учебника(стр. 213-215) “Получение аммиака в лаборатории и промышленности” Задание 2. Выяснить правила техники безопасности при работе с веществами | В рабочих тетрадях записать уравнения реакций получения аммиака Групповое обсуждение правил техники безопасности работы с веществами |
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): ● обменяйтесь записями с соседом по парте; при необходимости скорректируйте их. |
УЭ3 | Дидактическая цель: изучить свойства аммиака. Задание 1. Обсудить действия и инструкцию выполнения работы по изучению свойств аммиака. Задание 2. Выполнить лабораторный опыт “Изучение свойств аммиака” Задание 3. Обсудить результаты работы и записать уравнение химических реакций взаимодействия аммиака с водой и кислотами. | изучить физические и химические свойства аммиака. Заполнить текстовую таблицу в рабочих тетрадях: Что делали? | Что наблюдали? | Уравнения реакций | Вывод | |
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): ● сравните свои ответы на Задание 1- 3 с эталоном: Что делали? | Что наблюдали? | Уравнения реакций | Вывод | Вскрыли ампулу с нашатырным спиртом и вылили её содержимое в пробирку | Почувствовали острый запах | | NH3 – газ, без цвета, c характерным резким запахом. | Добавили к раствору аммиака воду В полученный раствор добавили 2 капли фенолфталеина Подогрели содержимое пробирки. | Раствор окрасился в малиновый цвет Малиновая окраска раствора исчезнет |
NH3 + H2O → NH4+ + OH- | Аммиак очень хорошо растворяется в воде. Водный раствор аммиака имеет щелочную среду. Это объясняется наличием гидроксид-ионов ОН – NH3 удаляется из водного раствора в виде газа, среда становится нейтральной | Стеклянную палочку, смоченную раствором аммиака, поднесли к другой палочке, смоченной соляной кислотой | Наблюдали появление густого «белого дыма» |
NH3 + HCl = NH4Cl | Аммиак взаимодействует с кислотами с образованием солей аммония. | |
УЭ4 | Дидактическая цель: определить уровень усвоения знаний и умений по теме «Получение и свойства аммиака». Задание 1. Выполнить задания и ответить на тестовые вопросы. | Задания: 1. Из каких веществ получают аммиак в лаборатории? 2. Как обнаружить аммиак при получении? Вопросы теста: 1. Определите, какой процесс отражает промышленный способ получения аммиака: a) (NH4)2CO3t→ 2NH3↑ +CO2 + H2O б) N2 + 3Н2 → 2NН3 в) NН4Сl t→ HСl + NH3↑ г) из жидкого воздуха 2. При растворении аммиака в воде реакция раствора становится: а) нейтральной б) кислой в) щелочной 3. В какой форме аммиак удаляется из его водного раствора? а) в форме NH3 б) в форме NH4OH |
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль): Оцените себя по тесту, используя следующий ключ: Верный ответ: 1–б, 2–в, 3-а. ● сравните свои ответы на Задание 1 с эталоном: Аммиак в лаборатории получают при взаимодействии солей аммония с щелочами. Аммиак при получении можно обнаружить: 1. по изменению окраски индикаторов: фенолфталеин меняет окраску на малиновую, влажная красная лакмусовая бумажка синеет. 2. по запаху.3. появление белого дыма при внесении палочки, смоченной соляной кислотой. Оцените себя. ● если Вы выполнили только одно задание -1 балл |
УЭ5 | Дидактическая цель: выяснить степень освоения материала по теме. Задание 1 Охарактеризовать физические свойства аммиака по следующим критериям. Задание 2 Выполнить задания | 1.Агрегатное состояние -... 2.Цвет – ... 3.Запах – ... 4.Растворимость в воде – ... 5.Тяжелее или легче воздуха
Задания:1.Составьте уравнения реакций окисления аммиака: а) без катализатора б) в присутствии катализатора 2. Поясните, какие химические свойства аммиака используются при получении продуктов, указанных на рисунке132.(стр.214) |
Итоговый контроль по результатам промежуточного контроля каждого учебного элемента: ● сравните свои ответы на Задание 1 с эталоном: 1.Агрегатное состояние – газ. 2.Цвет – без цвета 3.Запах – характерный резкий запах 4.Растворимость в воде – хорошо растворим 5.В два раза легче воздуха воздуха ● сравните свои ответы на Задание 2 с эталоном: а) 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O б) 4NH3 + 5O2 kt,t→ 4NO + 6H2O |
Итоговый контроль по результатам промежуточного контроля каждого учебного элемента: 1. Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому. 2. Я понял (а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя. 3. Я понял (а) материал частично. 4. Я ничего не понял (а). |