Приветствует ребят: добрый день, я рада вас видеть. Приглашаю вас на урок. Техника «Ладошка к ладошке». Знакомит с правилами по выставлению отметки за урок. За домашнее задание – 0-6 баллов; маршрутный лист №1 – 0-6 баллов; активность на уроке – 0-4 баллов; тест – 4 балла. Итого: 0-10баллов – «3», 10 -16 баллов – «4», 17-20 баллов –«5». | Приветствуют учителя. Жестами сообщают о своей готовности и настрое на урок. | Личностные (смыслообразование) | |
Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо выбрать себе задание в зависимости от того, на сколько вы освоили домашний материал. Учитель раздает листы для проверки домашнего задания и назначает консультанта ряда. | Ученик выбирает свой уровень задания и выполняет его. Консультант получает «ключ» и проверяет работы своего ряда. | Личностные (самоопределение) Регулятивные (оценка, саморегуляция) Коммуникативные (определение способов взаимодействия) | Раздаточный материал. |
Учитель предлагает рассмотреть «паутину знаний» на слайде и просит учащихся попытаться сформулировать тему урока. Мы сегодня на уроке проследим взаимосвязь, соответствующую «паутине знаний». Организует обсуждение, где встречается аммиак в повседневной жизни – игра «Угадай «профессию» аммиака» | Ребята рассматривают слайд презентации и формулируют тему урока «Аммиак и его свойства». Записывают ее в тетрадь. Выдвигают гипотезы об областях использования аммиака. Продолжают предложение: знание этой темы может помочь в профессии … | Личностные (смыслообразование) Познавательные (постановка и решение проблемы, логические универсальные действия) Коммуникативные (сотрудничество в поиске и сборе информации) Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция) | Электронная презентация к уроку. |
Учитель организует работу учащихся по маршрутным листам №1. Пока консультант по «ключу» проверяет маршрутный лист №1, учитель предлагает детям собрать шаростержневую модель молекулы аммиака. Учитель формулирует проблему «Как строение влияет на свойства?» и показывает демонстрационный опыт «Получение аммиака и растворение его в воде». Задает вопросы по опыту фронтально: Укажите агрегатное состояние полученного вещества. Почему газоприемник расположен вверх дном? Какие признаки химической реакции вы наблюдаете? Сделайте вывод, какими физическими свойствами обладает аммиак. Учитель корректирует и дополняет ответы учащихся о температуре кипения(-33,350С) и температуре плавления(-77,70С), а также хорошей сжижаемости, т.е. способности образовывать ассоциаты за счет водородной связи. Учитель подводит учащихся к определению понятия «водородной связи». Формулирует проблему по результатам лабораторного опыта: «Откуда и как в данном растворе появились гидроксид-ионы?» Учитель актуализирует знания о строении аммиака и говорит о возможности образования связи по донорно-акцепторному механизму с ионом водорода NH3+HOH→NH4OH. Как электролит, гидроксид аммония диссоциирует согласно уравнению: NH4OH↔[NH4]++OH-. А какие еще вещества при диссоциации образуют ион водорода? Проводит обсуждение решения проблемного вопроса. Все ли задания вы смогли выполнить? В чем затруднения? Формулирует новую проблему: «Исходя из степени окисления азота в аммиаке предположите, какими свойствами окислительными или восстановительными будет обладать аммиак?» Учитель организует обсуждение применения аммиака по слайду презентации. | Ребята заполняют маршрутный лист №2, а консультант осуществляет проверку и выставляет баллы. Ребята собирают шаростержневую модель молекулы аммиака. Смотрят, анализируют, делают выводы, заполняют маршрутный лист №2 и формулируют физические свойства аммиака, вклеивают его в тетрадь. Ребята рассматривают механизм образования водородной связи, формулируют определение и записывают его в тетрадь. Водородная связь возникает между атомами водорода одной молекулы, несущими частичный положительный заряд и ЭО атомом элемента другой молекулы с частично отрицательным зарядом. Учащиеся выполняют лабораторный опыт: «Изменение окраски индикатора в растворе аммиака». Пытаются самостоятельно ответить на поставленный вопрос. Делают записи и выполняют тренировочные задания: NH3+HCl→NH4Cl (соль - хлорид аммония). 2NH3+H2SO4→ (NH4)2SO4 (соль - сульфат аммония). Ребята объясняют свои затруднения. Выдвигают гипотезы и дописывают в тетради ОВР оксида меди с аммиаком, а два учащихся выполняют эту реакцию на развороте доски. Ребята участвуют в обсуждении. | Личностные (смыслообразование) Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия, постановка и решение проблемы) Регулятивные (прогнозирование, коррекция, оценка) Коммуникативные (определение способов взаимодействия) | Учебник, набор для сбора моделий, раздаточный материал, презентация. |
Учитель дает оценку работе класса, отмечает наиболее проблемные вопросы изученной темы, приводит тест, изображенный на слайде презентации. Нацеливает, что ученики готовы к дальнейшему изучению темы «Соли аммония». | Ученики сравнивают свою личную успешность и активность по сравнению с предыдущим уроком. Выполняют тест. | Регулятивные (оценка, саморегуляция) Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия) | Электронное пособие, раздаточный материал, тетрать. |