kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема :"кислоты,состав,номенклатура,классификация "

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ УРОКА:формирование представления учащихся о кислотах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема :"кислоты,состав,номенклатура,классификация "»


&44Тема: «Кислоты»

8 класс.

  Использованные технологии:

 информационно-коммуникативные технологии, исследовательские методы,      технология развития критического мышления, обучение в сотрудничестве,     игровые  и здоровьесберегающие технологии.

 Цели урока:  формирование  представления учащихся о кислотах.

Задачи урока:

Образовательные:

  • проверить степень усвоения основных понятий темы «Оксиды» и «Основания»

  • изучить состав и классификацию   кислот;

  • закрепить новые знания по теме «Кислоты»

Развивающие:

продолжить формирование и развитие образовательных компетенций

а) учебно-познавательных: развитие  навыков  самостоятельной познавательной

деятельности; умения ставить задачу, добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы;

б) коммуникативных: навыков работы в  группах, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационных: проводить знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

Воспитательные:

  • воспитывать сознательное отношение к учебному труду;

  • чувство ответственности;

  • развивать интерес к знаниям.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

ПК с программным обеспечением, мультимедийный проектор, штатив с пробирками, реактивы для проведения эксперимента: кислоты, индикаторы.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная работа.

Методы работы: словесные, наглядные, поисковые.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся

- Какое у вас сегодня настроение?

- Нравится ли вам сегодня погода?

У природы нет плохой погоды, всякая погода хороша, а ещё есть красивые слова в песне “Погода в доме”. Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке у нас царила атмосфера добра, и вы чувствовали себя также уютно и комфортно, как чувствуете себя дома. А для начала улыбнитесь, так как улыбка обогащает тех, кто её дарит и бодрит тех, кому она дарована.

У каждого из вас находится лист учета знаний со всеми необходимыми материалами для урока.К концу урока он должен быть полностью заполнен.

II Актуализация знаний. 

Цель -   подготовка мышления учащихся и организация  осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

1.Загадка

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

2Фронтальный опрос

-К какому классу неорганических соединений принадлежит вода?

Оксиды

-Какие вещества (соединения) называются оксидами?

Ответ  учащегося: Оксид – это сложное вещество, которое состоит из двух элементов, одним из которых является кислород.

-На какие группы делятся оксиды?

Оксиды делятся на три группы (кислотные, основные и амфотерные)

Игра1 «Крестики –нолики »,где выиграшный путь –формулы с валентностью 4.

- Работа по карточкам( учитель показывает карточку с формулами оксидов —

назвать вещество. )

Игра 2 «Третий лишний »

-Какие вещества называются гидроксиды?

Ответ  учащегося: гидроксиды – это сложное вещество, в состав которого входит атом металла, соединенный с одной или несколькими гидроксогруппами( ОН)

- Как классифицируют гидроксиды?

Работа по карточкам( учитель показывает карточку с формулами гидроксидов —

назвать вещество. )

Проверка д\з стр.148 тест 1.2,2.3,3.4

На доске превращение K—K2O—KOH

-Какие типы химических реакции бывают?(определение )

3.Таблица «Угадай слово»

Определите тип каждой из реакций, уравнения которых записаны в таблице. Из букв составьте слово.

Уравнения реакций

Типы химических реакций

соединения

разложения

замещения

обмена

Mg+H2SO4=MgSO4+H2

В

б

к

м

2Na+S=Na2S

И

д

ж

н

2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O

Г

с

у

з

KOH+HCl=KCl+H2O

М

е

в

л

2Ca+O2=2CaO

О

н

г

б

Mg+CuCl2=Cu+MgCl2

З

к

т

д

CaCO3=CaO+CO2

Р

ы

ф

а


Учитель: Какое слово вы получили из букв: кислоты.

Что вы знаете о кислотах? Где находятся кислоты?(работа в группе )

Посмотрите на фотографии, представленные на экране. Как видите, здесь есть представители растений, животных и даже лекарственных средств. А что же между ними общего? Как вы думаете?

–  Лимон, яблоко - кислые на вкус…

– Кислоты

Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота, скисшему молоку – молочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.

Итак, предмет нашего изучения сегодня это … – Кислоты


IIIэтап. Открытие нового знания.

Цель- построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Запишите тему урока: “Кислоты” 

 - Что же нам необходимо знать о кислотах?

– Состав, строение, свойства, названия, их представителей.

Классификация кислот по происхождению

Кроме природных кислот, существуют и такие, которые получают промышленным путем для использования их в производстве и в лабораториях (например, серная и соляная кислоты).

1Стадия осмысления.

Приложение 1

Формула кислоты


Название кислоты

HF


фтороводородная (плавиковая)

HCl


хлороводородная (соляная)

HBr

бромоводородная


HI

йодоводородная


H2S

сероводородная


HNO3


азотная

HNO2


азотистая

H2S O3


сернистая

H2SO4


серная

H2CO3


угольная

H2SiO3


кремниевая

H3PO4


фосфорная

Учитель: Что общего в составе этих веществ?

Ответ: атомы водорода

Учитель: группы атомов после водорода называются кислотный остаток.

  • В кислотах разные кислотные остатки? (Да).

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, специфические свойства каждой кислоты связаны с наличием в них разных кислотных остатков.

 Прочитайте кислотные остатки.

  • А как можно определить валентность кислотного остатка?

Оказывается для этого нужно посмотреть на число атомов водорода в формуле кислоты.

Учитель: Дайте определение понятию кислота.

А теперь откройте книгу на странице 149 и находим определение .Переписываем.

Задание 1(устно)

Задание 2 К доске выходят 3 учеников для выполнения задания. В формулах кислот подчеркните кислотный остаток и определите его валентность. Проговариваем названия кислот.

H3PO4        HCl        

H2SiO3        HNO3        

H2CO3        H2SO4

А чем еще кроме разных кислотных остатков отличаются формулы этих кислот?

(Числом атомов водорода).

А) по  основности

  •  Как вы думаете можно ли по этому признаку классифицировать кислоты? (Да).

  • Число атомов водорода называется основностью кислоты. Признак классификации – основность.

  •  Какие бывают кислоты по основности?

  • Откройте учебник с.150 §44 первый абзац и найдите какие бывают кислоты по осовности (Одноосновные, двухосновные, трехосновные).

по наличию кислорода   

  •  А чем отличаются кислотные остатки в этих формулах? (Есть или нет кислород).

  •  На с.150(схема 9) найдите название второго признака классификации кислот. (По наличию кислорода).

  •  Как классифицируют кислоты по этому признаку? (Кислородсодержащие и бескислородные).

    1. НОМЕНКЛАТУРА КИСЛОТ

А теперь мы с вами будем учиться называть кислоты.

Бескислородные кислоты называют с конца молекулы, соединяя название последнего элемента через соединительную гласную О со словом водородная, и добавляем название класса соединения – кислота.

Например:

ПОКАЗЫВАЮ HCl – хлороводородная кислота, другое, чаще употребляемое название ее, – соляная кислота.

Название кислородсодержащих кислот дает элемент, стоящий в середине формулы. 

Например:

ПОКАЗЫВАЮ H2SO4 и H2SO3 – в середине стоит сера, поэтому первую (у которой больше кислорода) называют серной (богатая и важная), а вторую (у которой меньше кислорода) – сернистой (победнее и скромнее).

Задание 3,4,5(устно )

Получение

Способы получения кислот (видеоопыты)

БЕСКИСЛОРОДНЫ Взаимодействие водорода с неметаллом Н 2 +Сl 2 =2НСl

общий способ получения кислот К 2 SiO 3 + 2НСl =2КСl + Н 2 SiO 3

КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИХ Взаимодействие кислотных оксидов с водой

SO 3 + H 2 O= H 2 SO 4

Физ.минутка

Четыре «Стихий ».Вода –руки вперед,воздух-руки вверх,земля руки вниз,огонь-вращение руками.

Игра «Третий лишний »

Физические свойства кислот.

Учитель: Кислоты – вещества, которые обладают определёнными физическими свойствами.

Посмотрите на образцы кислот на демонстрационном столе, определите их свойства.

Ответ учащегося: Все кислоты жидкие, не имеют цвета.

Учитель. Действительно. Все кислоты жидкие. Но известны и твердые кислоты: фосфорная, метафосфорная, борная.

Посмотрите в таблице растворимости .Что вы заметили ? Большинство кислот (в том числе и приведенные примеры) являются растворимыми веществами.

Почти все растворимы в воде. Нерастворима кремниевая кислота   H2SiO3. Кислоты используют в домашнем хозяйстве. Слова кислота и кислый имеют один корень. Вы знаете что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты.

I V Открытие нового знания (экспериментальная часть)

Давайте вспомним правила техники безопасности при работе с химическими веществами.

Ответ ученика

Станция «Опытная»

Учитель

Давайте вспомним, что такое индикаторы? Приведите примеры.

Ответ ученика

Индикаторы- вещества, изменяющие свой цвет под действием кислот и щелочей.

Лакмус, фенолфталеин, метилоранжевый.

Учитель

У вас на партах имеется инструкция по выполнению опытов и необходимое оборудование и реактивы. Читая внимательно инструкцию, выполните опыты, соблюдая правила техники безопасности. Результаты запишите в таблицу .

Обсуждение результатов.

Действие кислот на индикаторы

Индикатор

Окраска индикатора в растворе соляной кислоты

Лакмус

красная

Фенолфталеин

бесцветный

Метилоранж

Красно-розовый

Учитель

Какой вывод можно сделать из проделанных опытов?

Ответ ученика

Вывод

Учитель

Итак, наше путешествие по стране Кислот подходит к концу. И мы приближаемся к станции «Конечная».

V.Применение нового знания.

Цель – определение степени «понимания» материала и «умения» его применения обучающимися  

  • Учитель

Вашему вниманию предлагаю задания.

Ребус

Тест КИСЛОТЫ 1.Формула кислоты: а) NaOH б) HNO 3 в) CuCL 2 г) SO 3 2 Кислота, применяющаяся в кулинарии: а) серная б) лимонная в) соляная 3. Кислородсодержащая кислота: а) HCl б)HF в) Н 2 S О 3 г)HI 4. Двухосновная кислота: а) HNO 3 б) HCl в) Н 2 S 5. Число формул кислот в следующем списке:

  • H2CO3, KOH, H2SO4, NaNO3, HNO3, CaCO3

  • А. 1 Б. 2 В. 3

КИСЛОТЫ ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1.Б 2.Б 3.В 4.В 5.В Если ты ответил правильно на все вопросы – получи отметку «5» Если все же ты ошибся, но всего 1 лишь раз, твоя отметка «4» Кто ошибся 2 раза, получил отметку «3» Остальным сегодня не повезло .

Подводит итоги написания работы.

VI.Рефлексия.

Цель- самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Закрепление материала по вопросам самоконтроля.

Итак, мы сегодня познакомились еще с одним классом неорганических веществ – кислотами.

- Что такое кислоты?

- С помощью, каких веществ мы распознали кислоты?

Какой индикатор не пригоден для распознавания кислот?

- По каким признакам классифицируют кислоты? На какие группы делят кислоты по эти признакам?

Выставление оценок за урок.

Учитель

Ребята, мы начали наш урок с загадки о воде ,и закончить его предлагаю тоже с водой .

Приглашаю к столу ,на котором стоит чаша с водой и поднос с бумажными корабликами и галками.

Если вам была понятна тема урока и вы продвинулись в своих знаниях ,то поместите на воду кораблик, а если остались моменты непонимания, то положите в воду камешек.

  • VII. Домашнее задание: §44, выучить формулы кислот (диктант), выполнить упр. 3,тест на с.152(общее)

по выбору:

  • подготовить сообщение об одной кислоте

составить  синквейн.

                         




































Составить синквейн.

  1. Кислота

  2. Кислая, жгучая, опасная

  3. Разъедает, реагирует, растворяет

  4. Класс неорганических веществ

  5. Вещество































-Загрязнение воздуха оксидами неметаллов, особенно оксидами серы и азота, приводит к образованию кислотных дождей. Эти оксиды могут попадать в атмосферу из естественных источников – например, при извержении вулканов или при разложении органических веществ. Но кроме того, они образуются и при горении ископаемого горючего: угля, нефти и природного газа.

-Кислоты попадают на землю вместе с дождем, снегом или градом (так называемое «влажное осаждение»). Даже на большом расстоянии от источника загрязнения дождь имеет слабокислую реакцию.

-Кислотная среда ускоряет рост грибков и бактерий, оказывая при этом вредное влияние на растения. Некоторые растения способны преобразовывать оксид серы (IV) в другие соединения, которые скапливаются в кончиках листьев. Отравленные листья увядают и опадают.


-Кислотные дожди также разрушают здания, памятники и металлические конструкции.

-Кислотные дожди воздействуют на пигменты, входящие в состав красок















Приложение 3

Инструкция по выполнению опытов «Действие кислот на индикаторы»

Цель: изучить действие кислот на индикаторы.

I 1.Найдите флакон с раствором HCl.

2.В три ячейки планшетки для капельного анализа добавьте по 5 капель раствора HCl.

3.Затем в первую ячейку - 2 капли лакмуса;

во вторую - 2 капли фенолфталеина;

в третью- 2 капли метилоранжевого.

4.Результаты запишите в таблицу

II1.Найдите флакон с раствором уксусной кислоты.

2.Выполните те же опыты, используя раствор уксусной кислоты.

3.Результаты запишите в таблицу.



Действие кислот на индикаторы

Индикатор

Окраска индикатора в

соляной кислоты (HCl)

лакмус


фенолфталеин


метилоранжевый































































   













               

 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема :"кислоты,состав,номенклатура,классификация "

Автор: Цуркан Наталья Александровна

Дата: 05.03.2020

Номер свидетельства: 541993


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства