Знать: определения изученных понятий: «аморфные вещества», «кристаллические вещества», «кристаллическая решетка», «ионная кристаллическая решётка», «атомная кристаллическая решётка», «молекулярная кристаллическая решётка», «металлическая кристаллическая решётка» Уметь: устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью и типом кристаллической решётки химических соединений; характеризовать атомные, молекулярные, ионные и металлические кристаллические решётки; характеризовать свойства веществ с атомной, ионной, металлической и молекулярной кристаллическими решётками; приводить примеры веществ с разными типами кристаллической решётки. | Познавательные – использовать знаково-символические средства для решения задач; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы; проводить наблюдение; моделировать объекты; составлять на основе текста таблицы, в том числе с применением средств ИКТ. Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно; оформлять отчёт с описанием эксперимента, его результатов и выводов. Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной форме; выражать и аргументировать свою точку зрения; сотрудничество учащихся между собой, работа в группах; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные - формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту; понимание значимости естественно-научных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач. |
3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. - Из веществ, с которыми мы встречаемся повседневно, начиная с утреннего завтрака, соль относится к ионным соединениям, а сахар и вода - к ковалентным соединениям. Не существует внешних признаков, по которым вещество с ковалентными связями можно было бы легко отличить от вещества с ионными связями: сахар можно спутать с поваренной солью. С другой стороны, вещества с ковалентными связями могут быть совершенно непохожими друг на друга, например, сахар не похож на воду. К веществам с ковалентными связями относятся также простые вещества, а среди них мы обнаруживаем и алмаз – самое тугоплавкое и твёрдое из природных веществ, и водород – газ, сжижающийся и затвердевающий при таких низких температурах. Чтобы понять причины такого разнообразия свойств веществ, следует ознакомиться со строением их кристаллов. При затвердевании веществ образующие их частицы размещаются небеспорядочно. Правильное расположение частиц в кристаллах получило название «кристаллическая решётка». Демонстрирует образцы жевательной резинки, пластмасс, пластилина, металлов, льда, графита и кристаллов поваренной соли. - На какие группы можно разделить представленные вещества? Формулирует проблему: - Что определяют свойства вещества? Почему одни при обычных условиях твёрдые, другие - жидкие? Почему графит оставляет за собой черту на бумаге? Почему сахар на сковороде обугливается, а лёд тает? На эти вопросы мы сегодня и постараемся ответить. | Понимают на слух рассказ учителя. Выдвигают свои идеи Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Записывают тему урока |
4.Формирование новых знаний и способов действия Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией | Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом: - Твёрдые вещества делятся на аморфные и кристаллические. Используя текст учебника, заполните таблицу «Виды твёрдых веществ». Свойство | Кристаллическое тело | Аморфное тело | Расположение частиц в пространстве | | | Температура плавления | | | Примеры | | | - У аморфных веществ (рис.70, на с.134 учебника) нет определённой температуры плавления, и расположение частиц в них строго не упорядочено. Аморфные (бесформенные) тела размягчаются постепенно и переходят в текучее состояние. Кристаллические вещества имеют строго определённую температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены: атомов, молекул и ионов. - В кристаллических телах частицы расположены регулярно в определённых точках пространства. Если соединить эти точки прямыми линиями, образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решёткой. - Кристаллическую решётку можно представить как простейшие геометрические фигуры, многократно повторяющиеся в пространстве, соединённые общими гранями с такими же фигурами. Точки, в которых размещены частицы кристалла, называют узлами решётки. Здесь могут находиться атомы, молекулы, ионы (простые и сложные). Эти частицы совершают колебательные движения, с повышением температуры амплитуда колебаний возрастает, тела начинают расширяться. При дальнейшем увеличении температуры правильное расположение частиц нарушается, происходит разрушение структуры, т.е. плавление кристаллического вещества. В зависимости от природы частиц, образующих кристаллическую решётку, различают 4 типа кристаллических решёток: атомные, ионные, молекулярные и металлические. В узлах атомных кристаллических решёток находятся отдельные атомы, связанные между собой ковалентными связями. Т.к. атомы могут располагаться в пространстве по-разному, то и в этих случаях образуются кристаллы различной формы. Алмаз и графит имеют атомную кристаллическую решётку, но атомы углероды различно располагаются в кристаллах алмаза и графита. Атомы кристалла алмаза имеют октаэдрическую форму (рис.72, с.136), а кристаллы графита – призматическую. В графите, в одних плоскостях атомы углерода расположены близко один к другому, образуя слой, а в других плоскостях – на более далёких расстояниях. Именно по плоскостям, в которых атомы углерода находятся дальше один от другого, графит легко расщепляется на чешуйки. Вспомните: когда вы пишите карандашом, от графитового стержня карандаша остаются на бумаге следы (чешуйки графита). Демонстрирует модель кристаллической решётки графита. Примеры: алмаз, кремний, кварц, песок, графит, слюда. Ионные кристаллические решётки характерны для ионных соединений. В узлах ионных решёток находятся противоположно заряженные ионы. Типичными представителями этих соединений являются соли. Демонстрирует модель кристаллической решётки поваренной соли. В узлах молекулярных кристаллических решёток находятся молекулы. Молекулы притягиваются друг к другу во много раз слабее, чем ионы и атомы, связанные ковалентными связями. Поэтому нужно ожидать, что вещества с молекулярной кристаллической решёткой будут отличаться от веществ с атомной и ионной решётками легкоплавкостью и летучестью. Действительно, все вещества, представляющие собой при обычных условиях газы и жидкости, в твердом виде (например, вода в виде обыкновенного льда, углекислый газ в виде «сухого льда») имеют молекулярную кристаллическую решётку. Среди веществ с молекулярной решёткой, впрочем, встречаются и твёрдые при обычных условиях вещества, например, сахар, йод, камфара. Но они либо легкоплавкие (сахар), либо летучи (йод, камфара). Примеры: лёд, «сухой лёд», нафталин, сахар, йод, камфара. Демонстрирует модель кристаллической решётки оксида углерода (II). Кристаллические решётки, в узлах которых находятся положительно заряженные ионы и некоторое число нейтральных атомов, между которыми передвигаются относительно свободные электроны, называют металлическими. Демонстрирует плакат «Типы кристаллических решёток». - В отличие от кристаллических веществ в аморфных веществах такое закономерное расположение частиц не наблюдается. Если подвергнуть механическому дроблению слюду (кристаллическое вещество), то она раскалывается. и образуются мелкие кристаллики определённой формы. Однако, аморфные твёрдые вещества при ударе образуют осколки неопределённой формы (стекло, куски смолы). - Как вы думаете, влияет ли тип кристаллической решётки на физические свойства вещества? (Да) - Существует следующая закономерность: Если известно строение веществ, то можно предсказать их свойства или наоборот: если известны свойства веществ, то можно определить их строение. - Давайте заполним таблицу «Типы кристаллических решёток». Тип кристаллической решётки | Частицы, образующие кристалл | Вид химической связи | Свойства кристаллического вещества | Примеры веществ | 1. Ионная | | | | | 2. Атомная | | | | | 3. Молекулярная | | | | | 4. Металлическая | | | | | Организует выполнение работы, контроль, коллективную проверку. - Изучение состава веществ привело в начале XIX в. к открытию закона, который дал толчок дальнейшему развитию химии как науки. В результате почти десятилетнего спора двух французских учёных Клода Луи Бертолле и Жозефа Луи Пруста, химики пришли к выводу, что состав вещества постоянен и не зависит от способа его получения и нахождения в природе. Молекулярные химические соединения независимо от способа их получения имеют постоянный состав и свойства. Каким бы способом мы не получали углекислый газ, его состав будет постоянен. Практическое значение данного закона: на его основании мы можем утверждать, что каждому веществу соответствует только одна химическая формула. Закон постоянства состава справедлив только для веществ молекулярного строения. Распределяет задания и организует самостоятельную (индивидуальную) работу обучающихся. (См. Ресурсный материал к уроку). Контролирует выполнение задания. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют новые термины и понятия в тетради Заполняют таблицу Изучают рисунок Записывают определение кристаллической решётки в тетрадь Изучают плакат Заполняют таблицу Осуществляют коллективную проверку Выполняют задания и по просьбе учителя выражают свои ответы. |