Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
познава- тельные | регуля- тивные | коммуникативные | личност- ные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Актуализация знаний и постановка цели урока |
1. Организует деятельность по проверке домашнего задания. Обсуждает решение задачи. Установите молекулярную формулу вещества, если известно, что массовые доли элементов углерода, водорода и азота в них равны, соответственно, 38,71%, 16,13%, 45,16%. Предположите структурную формулу этого вещества. | Слушают учителя Обсуждают полученный результат. | Давать определение понятия карбоновые кислоты Знать состав функциональной группы карбоновых кислот, химические свойства карбоновых кислот. | Слушают в соответствии с целевой установкой. Дополняют, уточняют ответы одноклассников | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы одноклассников. Строить понятные для собеседника речевые высказывания. | Управлять своей познавательной деятельностью |
2. Организует мотивационную деятельность, позволяющую сформулировать тему урока. Предлагает предположить, какая функциональная группа характерна для данного соединения? Предлагает на основе таблицы в учебнике «Производные углеводородов» определить название группы и класса органических веществ, который она характеризует. | Отвечают на вопросы учителя, выводят тему урока. | Строить логические рассуждения. Устанавливать причинно-следственные связи. Обобщать имеющиеся знания. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. | Дополняют, уточняют ответы одноклассников | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы одноклассников. Строить понятные для собеседника речевые высказывания | Понимать единство естественно-научной картины мира |
3. Организует деятельность по постановке цели урока, используя приём «З-Х-У» (знаю - хочу узнать – узнал). | Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель и задачи урока | Устанавливать причинно-следственные связи. | Слушают в соответствии с целевой установкой. Дополняют, уточняют ответы одноклассников | Воспринимать на слух ответы одноклассников. Строить понятные для собеседника речевые высказывания | Понимать границы собственного знания и «незнания» |
Изучение нового материала |
1. Организует деятельность обучающихся по выводу определения аминов. Предлагает сравнить состав аммиака и аминов и вывести определение аминов. | Сравнивают состав аминов и аммиака. Выводят определение аминов | Осуществлять сравнение. Строить логические рассуждения | Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой | Строить понятные для собеседника речевые высказывания. Владеть устной и письменной речью. | Управлять своей познавательной деятельностью |
2. Организует деятельность обучающихся по знакомству с номенклатурой аминов. Обращает внимание обучающихся, что название амина складывается из названий радикалов, входящий в их состав, и слова «амин». Предлагает обучающимся назвать амины: CH3—NH2 CH3—NH—CH3 C2H5—N –CH3 | CH3 4) C6H5-NH2 | Слушают учителя Отвечают на вопрос учителя | Понимать смысл информации Анализировать объекты с выделением существенных признаков. Строить логические рассуждения | Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников | Строить понятные для собеседника речевые высказывания. | Управлять своей познавательной деятельностью |
3. Организует деятельность обучающихся по изучению классификации аминов. Знакомит обучающихся с классификацией аминов по - характеру углеводородного радикала (предельные, ароматические); - По числу замещённых атомов водорода (первичные, вторичные, третичные). Предлагает обучающимся классифицировать амины, рассмотренные в предыдущем задании. | Слушают учителя Отвечают на вопрос, классифицируют вещества из предложенного списка. | Понимать смысл информации Осуществлять сравнение и классификацию. | Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников | Владеть речью. | Управлять своей познавательной деятельностью |
4. Организует деятельность обучающихся по изучению изомерии аминов. Предлагает обучающимся проанализировать, чем отличается строение аминов в каждой паре. Сделайте вывод, какой тип изомерии характерен для аминов. | Анализируют состав аминов, делают выводы о разновидностях структурной изомерии, характерной для аминов. Записывают в тетрадь характерные виды изомерии. | Осуществлять сравнение. Анализировать объекты с выделением существенных признаков. Строить логические рассуждения | Принимать и сохранять учебную задачу. Дополнять, уточнять ответы одноклассников | Строить понятные для собеседника речевые высказывания. | Управлять своей познавательной деятельностью |
5. Организует деятельность обучающихся по изучению физических свойств аминов. Предлагает обучающимся познакомиться с информацией на слайде и текстом учебника (стр 117), сделайте выводы о физических свойствах аминов. Низшие амины из-за запаха долгое время принимали за аммиак, пока в 1849 г. Ш. Вюрц не выяснил, что в отличие от аммиака, они горят на воздухе с образованием углекислого газа. Признаки сравнения | Низшие амины | Анилин | Агрегатное состояние | | | Запах | | | Растворимость в воде | | | | Читают и анализируют тексты, отвечают на вопрос учителя. | Уметь анализировать объекты с выделением существенных признаков, делать выводы. | Дополнять, уточнять ответы одноклассников | Осознанно строить речевые высказывания в устной форме. | Уметь управлять своей познавательной деятельностью |
6. Организует деятельность обучающихся по изучению химических свойств аминов. Обращает внимание обучающихся, что, поскольку амины являются производными аммиака, то должны обладать сходными химическими свойствами. Предлагает вспомнить химические свойства аммиака и на х примере составить реакции, характеризующие химические свойства аминов: р.горения; основные свойства (взаимодействие с концентрированными кислотами на примере соляной и водой). Демонстрация видеосюжетов, отражающих рассматриваемые реакции https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=HR3nuSFcceo https://www.youtube.com/watch?v=_jXj9lOTYcU При рассмотрении взаимодействия аминов с водой выясняется, что анилин практически с водой не взаимодействует. Для решения проблемной ситуации учитель предлагает рассмотреть взаимовлияние атомов в молекулах аммиака, метиламина и анилина и разместить основания в порядке возрастания их основных свойств. Предлагает работу с тренажером https://learningapps.org/watch?v=pz1wtdeqn19 особые свойства Учитель обращает внимание, что бензольное кольцо в анилине стягивает на себя электронную плотность от аминогруппы и примерно равномерно размещает в положениях 2,4,6, где реакция замещения облегчается. Поэтому анилин, в отличие от других аминов способен вступать в реакцию замещения. Реакция с раствором бром является качественной для определения анилина. Демонстрация видеосюжета https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=d_pxNj5sd8g Учитель обращает внимание обучающихся на особое свойство анилина окисляться на воздухе, приобретая коричневую окраску. | Слушают учителя Совместно с учителем выполняют задание. Записывают уравнения реакций в тетрадь. Смотрят видеосюжеты Слушают учителя. Делают вывод, что проявление аминами основных свойств зависит от характера углеводородного радикала, с которыми соединен атом азота аминогруппы. Предельные амины более сильные основания, чем аммиак. Работают с тренажером Слушают учителя. Записывают реакцию в тетрадь. Смотрят видеосюжет Слушают учителя. | Устанавливать причинно-следственные связи. Осуществлять сравнение, устанавливать аналогии. | Дополнять, уточнять ответы одноклассников | Строить продуктивное взаимодействие с учителем и сверстниками. | Понимать единство естественно-научной картины мира |
7. Организует деятельность обучающихся по изучению способов получения аминов и применения. 1) Щелочи как более сильные основания вытесняют амины из их солей. Обращает внимание, что амины - производные аммиака. Следовательно, их можно получить аналогичным способом. Предлагает обучающимся вспомнить реакцию получения аммиака, предположить, из формулу вещества, из которого может быть получен метиламин, и составить соответствующее уравнение реакции Контролирует процесс выполнения. 2) восстановлением нитросоединений алканов и бензола. Обращает внимание обучающихся на синтез анилина из нитробензола (реакция Н.Н.Зинина), отмечает важность открытия этого способа получения анилина как более дешевого для применения в промышленных условиях. Знакомит обучающихся с областями применения анилина | Слушают учителя Составляют формулу соответствующей соли, записывают реакцию в тетрадь. Слушают учителя. Записывают реакцию в тетрадь. Слушают учителя. | Анализировать объекты с выделением существенных признаков. Осуществлять сравнение, устанавливать аналогии. | Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников | Строить продуктивное взаимодействие с учителем и сверстниками. | Уметь управлять своей познавательной деятельностью Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественно-научных знаний в практической жизни. |
Организует деятельность обучающихся по первоначальному закреплению изученного материала Организует самостоятельную работу в виде графического диктанта (приложение 1) с самопроверкой по эталону. Контролирует процесс выполнения. | Отвечают на предложенные вопросы, заполняя схему. Корректируют выполненное задания по необходимости. | Понимать смысл информации Строить логические рассуждения | Принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. | Строить продуктивное взаимодействие с учителем и сверстниками. | Уметь управлять своей познавательной деятельностью |
Рефлексия |
Организует рефлексию. Прием «З-Х-У»: «Знаю» - «Хочу узнать»- «Узнал». | Отвечают по вызову учителя или по желанию | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу задания. | Строить монологические высказывания | Управлять своей познавательной деятельностью |
Домашнее задание |
Учитель подводит итоги урока, отмечает наиболее активных обучающихся, выставляет отметки по результатам работы. Организует объяснение выполнения домашнего задания: Изучите п.16; Выполните упр 1-7 на стр 121-122.; Выполните задание тренажера «Сравнение основных свойств аминов» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f843-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_25_08.swf Подготовьте сообщение, которое связывало бы в единое целое следующие понятия: улитки-иглянки , индиго, мовеин, анилин. Озаглавьте сообщение. Ответ на вопрос http://chemistry-chemists.com/N6_2011/U7/ChemistryAndChemists_6_2011-U7-6.html |