kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме: "Амины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал, представленный в технологической карте, направлен на формирование у обучающихся представления об аминах как об азотсодержащих органических соединениях, проявляющих основные свойства. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Амины"»

Тема урока: Амины


Цель: формирование у обучающихся представления об аминах как об азотсодержащих органических соединениях, проявляющих основные свойства.


Планируемые образовательные результаты урока:

Личностные: 

  • формирование творческого отношения к проблемам;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • формирование познавательной и информационной культуры;

  • развитие готовности к решению творческих и учебных задач.

Метапредметные:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • понимание проблемы, умение ставить вопросы, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

  • умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, объяснения, решения проблем, прогнозирования;

  • умение анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

Предметные результаты:

  • составлять структурные формулы сложных эфиров и называть их;

  • на основе реакции этерификации характеризовать состав, свойства и области применения сложных эфиров.

  • наблюдать, описывать и проводить химический эксперимент;

  • делать выводы и умозаключения из наблюдений;

  • соблюдать правила грамотного и безопасного обращения с горючими и токсичными веществами.


Тип урока: по дидактической цели - изучение нового материала.


Информационные источники:

  1. Химия: 10 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений/ О.С. Габриелян - М..: Просвещение, 2021.

  2. Интерактивный тренажер https://learningapps.org/watch?v=pz1wtdeqn19

  3. Видеосюжеты:

  • Получение гидроксида диметиламмония и изучение его свойств https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=HR3nuSFcceo

  • Взаимодействие анилина с кислотой https://www.youtube.com/watch?v=_jXj9lOTYcU

  • Взаимодействие анилина с бромной водой https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=d_pxNj5sd8g


Оборудование: интерактивная доска, презентация, оборудование для эксперимента (стакан воды, набор пробирок, воск, этиловый эфир уксусной кислоты, этиловый спирт).

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

познава-

тельные

регуля-

тивные

коммуникативные

личност-

ные

1

2

3

4

5

6

Актуализация знаний и постановка цели урока

1. Организует деятельность по проверке домашнего задания.

Обсуждает решение задачи.

Установите молекулярную формулу вещества, если известно, что массовые доли элементов углерода, водорода и азота в них равны, соответственно, 38,71%, 16,13%, 45,16%.

Предположите структурную формулу этого вещества.


Слушают учителя




Обсуждают полученный результат.


Давать определение понятия карбоновые кислоты

Знать состав функциональной группы карбоновых кислот, химические свойства карбоновых кислот.

Слушают в соответствии с целевой установкой. Дополняют, уточняют ответы одноклассников




Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы одноклассников.

Строить понятные для собеседника речевые высказывания.

Управлять своей познавательной деятельностью

2. Организует мотивационную деятельность, позволяющую сформулировать тему урока.


Предлагает предположить, какая функциональная группа характерна для данного соединения?

Предлагает на основе таблицы в учебнике «Производные углеводородов» определить название группы и класса органических веществ, который она характеризует.








Отвечают на вопросы учителя, выводят тему урока.










Строить логические рассуждения.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Обобщать имеющиеся знания.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Дополняют, уточняют ответы одноклассников

Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы одноклассников.

Строить понятные для собеседника речевые высказывания

Понимать единство естественно-научной картины мира

3. Организует деятельность по постановке цели урока, используя приём «З-Х-У» (знаю - хочу узнать – узнал).


Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель и задачи урока

Устанавливать причинно-следственные связи.


Слушают в соответствии с целевой установкой. Дополняют, уточняют ответы одноклассников


Воспринимать на слух ответы одноклассников.

Строить понятные для собеседника речевые высказывания

Понимать границы собственного знания и «незнания»

Изучение нового материала

1. Организует деятельность обучающихся по выводу определения аминов.

Предлагает сравнить состав аммиака и аминов и вывести определение аминов.


Сравнивают состав аминов и аммиака. Выводят определение аминов


Осуществлять сравнение.

Строить логические рассуждения

Принимать и сохранять учебную задачу.


Уметь слушать в соответствии с целевой установкой



Строить понятные для собеседника речевые высказывания.


Владеть устной и письменной речью.

Управлять своей познавательной деятельностью

2. Организует деятельность обучающихся по знакомству с номенклатурой аминов.

Обращает внимание обучающихся, что название амина складывается из названий радикалов, входящий в их состав, и слова «амин».

Предлагает обучающимся назвать амины:

  1. CH3—NH2

  2. CH3—NH—CH3

  3. C2H5—N –CH3

|

CH3

4) C6H5-NH2




Слушают учителя




Отвечают на вопрос учителя


Понимать смысл информации

Анализировать объекты с выделением существенных признаков.

Строить логические рассуждения

Принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников

Строить понятные для собеседника речевые высказывания.



Управлять своей познавательной деятельностью

3. Организует деятельность обучающихся по изучению классификации аминов.

Знакомит обучающихся с классификацией аминов по

- характеру углеводородного радикала (предельные, ароматические);

- По числу замещённых атомов водорода (первичные, вторичные, третичные).

Предлагает обучающимся классифицировать амины, рассмотренные в предыдущем задании.





Слушают учителя





Отвечают на вопрос, классифицируют вещества из предложенного списка.

Понимать смысл информации

Осуществлять сравнение и классификацию.


Принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников

Владеть речью.

Управлять своей познавательной деятельностью

4. Организует деятельность обучающихся по изучению изомерии аминов.

Предлагает обучающимся проанализировать, чем отличается строение аминов в каждой паре. Сделайте вывод, какой тип изомерии характерен для аминов.











Анализируют состав аминов, делают выводы о разновидностях структурной изомерии, характерной для аминов.


Записывают в тетрадь характерные виды изомерии.



Осуществлять сравнение.

Анализировать объекты с выделением существенных признаков.

Строить логические рассуждения

Принимать и сохранять учебную задачу.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников


Строить понятные для собеседника речевые высказывания.



Управлять своей познавательной деятельностью

5. Организует деятельность обучающихся по изучению физических свойств аминов.

Предлагает обучающимся познакомиться с информацией на слайде и текстом учебника (стр 117), сделайте выводы о физических свойствах аминов.

Низшие амины из-за запаха долгое время принимали за аммиак, пока в 1849 г. Ш. Вюрц не выяснил, что в отличие от аммиака, они горят на воздухе с образованием углекислого газа.

Признаки сравнения

Низшие амины

Анилин

Агрегатное состояние


Запах



Растворимость в воде









Читают и анализируют тексты, отвечают на вопрос учителя.


Уметь анализировать объекты с выделением существенных признаков, делать выводы.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников

Осознанно строить речевые высказывания в устной форме.


Уметь управлять своей познавательной деятельностью

6. Организует деятельность обучающихся по изучению химических свойств аминов.

Обращает внимание обучающихся, что, поскольку амины являются производными аммиака, то должны обладать сходными химическими свойствами.

Предлагает вспомнить химические свойства аммиака и на х примере составить реакции, характеризующие химические свойства аминов:

  1. р.горения;

  2. основные свойства (взаимодействие с концентрированными кислотами на примере соляной и водой).

Демонстрация видеосюжетов, отражающих рассматриваемые реакции https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=HR3nuSFcceo

https://www.youtube.com/watch?v=_jXj9lOTYcU


При рассмотрении взаимодействия аминов с водой выясняется, что анилин практически с водой не взаимодействует. Для решения проблемной ситуации учитель предлагает рассмотреть взаимовлияние атомов в молекулах аммиака, метиламина и анилина и разместить основания в порядке возрастания их основных свойств.

Предлагает работу с тренажером https://learningapps.org/watch?v=pz1wtdeqn19







  1. особые свойства

Учитель обращает внимание, что бензольное кольцо в анилине стягивает на себя электронную плотность от аминогруппы и примерно равномерно размещает в положениях 2,4,6, где реакция замещения облегчается. Поэтому анилин, в отличие от других аминов способен вступать в реакцию замещения. Реакция с раствором бром является качественной для определения анилина.

Демонстрация видеосюжета https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=d_pxNj5sd8g

Учитель обращает внимание обучающихся на особое свойство анилина окисляться на воздухе, приобретая коричневую окраску.




Слушают учителя



Совместно с учителем выполняют задание. Записывают уравнения реакций в тетрадь.

Смотрят видеосюжеты






Слушают учителя.

Делают вывод, что проявление аминами основных свойств зависит от характера углеводородного радикала, с которыми соединен атом азота аминогруппы. Предельные амины более сильные основания, чем аммиак.

Работают с тренажером


Слушают учителя.

Записывают реакцию в тетрадь.





Смотрят видеосюжет



Слушают учителя.


Устанавливать причинно-следственные связи.

Осуществлять сравнение, устанавливать аналогии.

Дополнять, уточнять ответы одноклассников

Строить продуктивное взаимодействие с учителем и сверстниками.


Понимать единство естественно-научной картины мира


7. Организует деятельность обучающихся по изучению способов получения аминов и применения.

1) Щелочи как более сильные основания вытесняют амины из их солей.

Обращает внимание, что амины - производные аммиака. Следовательно, их можно получить аналогичным способом.

Предлагает обучающимся вспомнить реакцию получения аммиака, предположить, из формулу вещества, из которого может быть получен метиламин, и составить соответствующее уравнение реакции

Контролирует процесс выполнения.


2) восстановлением нитросоединений алканов и бензола.

Обращает внимание обучающихся на синтез анилина из нитробензола (реакция Н.Н.Зинина), отмечает важность открытия этого способа получения анилина как более дешевого для применения в промышленных условиях.


Знакомит обучающихся с областями применения анилина



Слушают учителя





Составляют формулу соответствующей соли,

записывают реакцию в тетрадь.



Слушают учителя.

Записывают реакцию в тетрадь.




Слушают учителя.


Анализировать объекты с выделением существенных признаков.

Осуществлять сравнение, устанавливать аналогии.

Слушать в соответствии с целевой установкой.


Дополнять, уточнять ответы одноклассников

Строить продуктивное взаимодействие с учителем и сверстниками.


Уметь управлять своей познавательной деятельностью


Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественно-научных знаний в практической жизни.


  1. Организует деятельность обучающихся по первоначальному закреплению изученного материала


Организует самостоятельную работу в виде графического диктанта (приложение 1) с самопроверкой по эталону.

Контролирует процесс выполнения.






Отвечают на предложенные вопросы, заполняя схему.

Корректируют выполненное задания по необходимости.




Понимать смысл информации

Строить логические рассуждения

Принимать и сохранять учебную задачу.


Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Строить продуктивное взаимодействие с учителем и сверстниками.



Уметь управлять своей познавательной деятельностью


Рефлексия

Организует рефлексию.

Прием «З-Х-У»: «Знаю» - «Хочу узнать»- «Узнал».




Отвечают по вызову учителя или по желанию


Осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу задания.

Строить монологические высказывания

Управлять своей познавательной деятельностью

Домашнее задание

Учитель подводит итоги урока, отмечает наиболее активных обучающихся, выставляет отметки по результатам работы.

Организует объяснение выполнения домашнего задания:

  1. Изучите п.16;

  2. Выполните упр 1-7 на стр 121-122.;

  3. Выполните задание тренажера «Сравнение основных свойств аминов»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f843-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_25_08.swf


  1. Подготовьте сообщение, которое связывало бы в единое целое следующие понятия: улитки-иглянки , индиго, мовеин, анилин. Озаглавьте сообщение.

Ответ на вопрос http://chemistry-chemists.com/N6_2011/U7/ChemistryAndChemists_6_2011-U7-6.html



Приложение 1

Графический диктант

Верно ли, что

  1. Метиламин является первичным амином.

  2. Фениламин известен под названием «анилин»

  3. Анилин при нормальных условиях – газ.

  4. Амины проявляют кислотные свойства.

  5. Дешевый способ получения анилина был открыт Н.Н.Зининым.

  6. По сравнению с аммиаком метиламин проявляет более ярко выраженные основные свойства.

  7. Анилин – вторичный ароматический амин.

  8. Анилин легко окисляется, меняя свой цвет с желтого до коричневого.

  9. Метиламин реагирует и с кислотами, и со щелочами.

  10. Амины могут быть получены восстановлением соответствующего нитросоединения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме: "Амины"

Автор: Ермолова Елена Евгеньевна

Дата: 10.06.2023

Номер свидетельства: 633473


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства