kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Технологическая карта урока по химии:"Основания". 8класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по химии. 8 класм.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по химии:"Основания". 8класс»

Технологическая карта

Ф.И.О. Акимова Е.В.

Предмет: Химия

Класс: 8

Тип урока: комбинированный урок

Тема: «Основания» 1/24

Цели урока: 1) обучения – познакомить с составом, названиями, классификацией и представителями класса оснований; продолжить формирование знаний об ионах на примере сложных ионов; дать представление о качественных реакциях, индикаторах; 2) развития – сформировать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, описывать свойства веществ, выявлять зависимость свойств веществ от их состава и строения, проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами; 3) воспитания – продолжить развивать химическую речь, обогащать её словарный запас при устных ответах и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях; раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека (использование оснований в технике и быту); воспитывать у обучающихся такие личностные качества, как сосредоточенность, внимательность.

Термины и понятия: основания, щелочи, нерастворимые основания, гидроксид-ион, качественная реакция, индикатор

Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица «Растворимость кислот, солей, оснований», кристаллические NaOH, KOH, 2 химических стакана с дистиллированной водой, индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин), известковая вода, стеклянные трубочки, карточки с заданиями

Межпредметные связи: математика (координаты точки на графике)

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты

Предметные:

УУД

Знать: определения изученных понятий: «основание», «щелочь», «качественная реакция», «индикатор»; правила ТБ при выполнении лабораторных работ

Уметь: классифицировать основания по растворимости в воде; определять принадлежность неорганических веществ к классу оснований по формуле, степени окисления элементов в основаниях; описывать свойства отдельных представителей оснований; составлять формулы и названия оснований; использовать таблицу растворимости для определения растворимости оснований; устанавливать генетическую связь между оксидом и основанием и наоборот; различать заряды ионов и степень окисления

Познавательные – использовать знаково-символические средства для решения задач; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы, проводить наблюдение.

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно; оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов.

Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выражать и аргументировать свою точку зрения; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, использовать в общении правила вежливости, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные - формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту; понимание значимости естественно-научных знаний для решения практических задач.

Организация пространства

Этап урока,

цель деятельности

Совместная деятельность

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку.

Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок

2. Актуализация знаний. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль знаний:

  • Дайте определение оксидам.

  • Приведите примеры.

  • Упр.1, с.114.

  • Какие вам известны оксиды: а) газообразные; б) жидкие; в) твердые при обычных условиях?

  • Летучие водородные соединения – какие это соединения?

  • Расскажите об аммиаке.

  • В чём особенность хлороводорода? (Его формула НСl. Это бесцветный газ, тяжелее воздуха, хорошо растворим в воде – образуется соляная кислота.)

  • В чём сходство оксидов и летучих водородных соединений? (Оба класса относятся к бинарным соединениям)

  • Какой из хорошо знакомых вам оксидов при одной и той же температуре может существовать в трёх агрегатных состояниях?

  • Какое вещество участвует в процессе фотосинтеза и тем самым способствует росту растений в теплицах и парниках? (Углекислый газ)

  • Что такое «сухой лёд»? Почему он так называется? Чем «сухой лёд» отличается от обычного?

  • К какому классу соединений относится это вещество? (Оксиды)

  • Какой оксид называют «негашеной известью»? (СаО)

Организует самостоятельную работу по теме «Степень окисления. Бинарные соединения». (См. ресурсный материал к уроку). Контролирует выполнение работы, организует коллективную проверку выполнения задания. Акцентирует внимание на важных моментах, необходимых для изучения темы.




Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников.





















Выполняют задание


Осуществляют коллективную проверку

3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Подводит к формулировке темы и целей урока.

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока:

- Два класса соединений мы с вами изучили. Сегодня мы с вами приступим к знакомству с еще одним классом неорганических соединений. Кроме бинарных соединений, существуют сложные вещества, состоящие из трёх химических элементов. Одним из таких классов является основания. Основания – один из классов неорганических веществ, они широко применяются в разных областях химии и химической промышленности. Особенность оснований в том, что они содержат атомы кислорода и водорода, но в особенном виде – в виде гидроксид-группы ОН-.


Понимают на слух рассказ учителя. Выдвигают свои идеи. Формулируют ответы.

Отвечают на вопросы учителя.







Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Слушают мнения одноклассников.

4.Формирование новых знаний и способов действия

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом:

- Основания также называют гидроксидами, т.к. они содержат гидроксид-ион. Гидроксогруппа – это сложный ион (состоит из двух элементов – водорода и кислорода) ОН-. Название происходит от начала латинских названий водорода – «гидрогениум» и кислорода «оксигениум».

- Что такое ион? -2 +1

- Если это ион, то давайте определим его заряд: ОН → ОН-. Следовательно, сложный ион ОН- имеет общий заряд 1-. Но, чтобы отличить заряд иона от степени окисления «1» не пишут.

- Общая формула оснований: Ме(ОН)n, где Ме – металл, nчисло гидроксогрупп. Число гидроксогрупп определяется степенью окисления металла.

- Перед вами формулы гидроксидов. Попробуйте дать определение основаниям:

NaOH, Fe(OH)2, Cu(OH)2

  • Основания – это сложные вещества, в состав которых входят ионы металла, соединённые с одной или несколькими гидроксогруппами.

Название основания состоит из слова «гидроксид» и названия металла в родительном падеже со степенью окисления, если она переменная.

Примеры: NaOH - гидроксид натрия (читается «Натрий-о-аш»)

Cu(OH)2 – гидроксид меди – два («Купрум-о-аш-дважды»)

- Дайте названия следующим основаниям:

KOH, Fe(OH)3, CuOH, Ba(OH)2, Mg(OH)2

Организует коллективную проверку выполнения задания.

Организует работу с учебным материалом:

- Используя текст учебника, составьте схему классификации оснований. Организует проверку выполнения задания.


Основания

Группа

Щелочи

Нерастворимые основания

Особенность

Растворимые

Нерастворимые

Представители

KOH

Fe(OH)3

- Растворимо ли соединение или нет, можно определить с помощью таблицы растворимости.

Организует работу с таблицей «Растворимость оснований, кислот, солей» Поясняет значение символов «Н», «М», «Р».

- Найдите в таблице растворимости гидроксид натрия, гидроксид железа (III), гидроксид магния. Определите растворимость этих оснований.

Правила пользования таблицей растворимости: в верхнем ряду по горизонтали расположены ионы металлов, а по вертикали – различные отрицательные ионы. Нужное вам соединение вы находите на пересечении «двух координат» - положительно заряженного иона и отрицательно заряженного иона (как в математике находите точку по её координатам на графике).

Обращает внимание на обозначение заряда иона металла и степени окисления атома металла (цифра и знак заряда меняются местами).

Демонстрирует отдельных представителей щелочей (кристаллические КОН, NaOH и их растворение воде).

- Гидроксид натрия NaOH - щелочь. Твёрдое белое вещество, хорошо растворяется в воде, образуя прозрачный бесцветный раствор, мылкий на ощупь. Историческое название – едкий натр.

- Как вы думаете, почему «едкий»?

Обращает внимание на правила ТБ: обращаться с едкими щелочами необходимо осторожно, чтобы они не попали на одежду и кожу.

- В случае попадания щелочи на одежду или участок кожи следует немедленно сообщить учителю о случившемся и сделать следующее: тщательно и обильно промыть участок кожи водой из-под крана, затем обработать это место нейтрализующим раствором борной кислоты, вновь промыть водой. Обязательно обратится в медпункт школы для наблюдения и оказания дальнейшей медицинской помощи.

- Используя текст учебника, заполните таблицу «Представители оснований»

Название

Формула

Физические свойства

Применение













Осуществляет индивидуальный контроль выполнения работы. Организует коллективную проверку заполнения таблицы.

- Одним из распространённых соединений является гидроксид кальция Са(ОН)2гашёная известь. Что вам известно о данном веществе?

- В технической литературе и в быту часто встречаются такие названия: «известковое молоко», «известковая вода». «Известковое молоко – суспензия гидроксида кальция в воде, применяемая для побелки потолков, стен, стволов деревьев по весне для защиты от обморожений и вредных насекомых. Прозрачный раствор гидроксида кальция называется «известковой водой». Из курса окружающего мира вам известна качественная реакция на углекислый газ.

- Вспомните признаки химических реакций.

  • Реакции, в результате которых доказывается наличие данного вещества или иона, называются качественными реакциями.

- Это доказательство воспринимается нами в виде образовавшегося осадка или газа, появления запаха или изменения цвета.

  • Вещество, с помощью которого доказывается наличие другого вещества, называется реактивом на распознаваемое вещество.

- В нашем случае углекислый газ является реактивом на известковую воду и наоборот, если распознаётся углекислый газ, то реактивом на него является известковая вода. Реактивы могут быть не только на одно какое-либо вещество, но и на целую группу или класс веществ.

- Так, все щелочи можно распознать с помощью особых реактивов – индикаторов (от лат. «указатели»). Индикаторы – это растворы-определители реакции среды. Известны следующие индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, универсальный.

Демонстрирует изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Предлагает обучающимся посмотреть таблицу 4 «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды» (учебник, с.118)

- Среда бывает нейтральной (такую среду имеет вода), щелочной и кислотной. Растворимые основания дают щелочную среду. При добавлении индикаторов к нерастворимым основаниям изменение окраски не происходит.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.


Работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют новые термины и понятия в тетради


Формулируют ответ









Высказывают свои мнения.

Записывают определение оснований в тетрадь








Называют основания

Осуществляют коллективную проверку


Находят в тексте информацию, читают. Составляют схему классификации оснований











Работают с таблицей














Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения.









Заполняют таблицу






Осуществляют коллективную проверку



Выдвигают свои ответы







Формулируют ответы.

Записывают определение качественных реакций, реактива в тетрадь














Наблюдают за явлениями, изучают таблицу

5. Первичная проверка понимания

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Организует повторение ТБ в кабинете химии при проведении лабораторных работ. Контролирует выполнение лабораторной работы №9 «Качественная реакция на углекислый газ» (учебник, с.117)

Осуществляет индивидуальный контроль; выборочный контроль. Организует обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий).

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил ТБ на уроках химии.

Организует выполнение упражнения 4 на с.119 учебника. Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку выполнения задания.


Выполняют лабораторную работу: изучают качественную реакцию на углекислый газ; соблюдают ТБ; формулируют вывод.







Выполняют задание

Осуществляют коллективную проверку


6. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вас больше всего заинтересовало на уроке?

- Как вы считаете, где могут пригодиться вам новые знания?

- Оцените, насколько вам удалось достичь поставленной цели.

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке.

Осуществляют самоанализ деятельности

Слушают учителя

7.Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания:

§20, упр.2,3,5, с.119.

Творческое задание: подготовить сообщение или презентацию (на выбор) на тему: «Кислоты в природе».

Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по химии:"Основания". 8класс

Автор: Акимова Елена Владимировна

Дата: 14.12.2018

Номер свидетельства: 490774

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства