Знать: определения изученных понятий: «основание», «щелочь», «качественная реакция», «индикатор»; правила ТБ при выполнении лабораторных работ Уметь: классифицировать основания по растворимости в воде; определять принадлежность неорганических веществ к классу оснований по формуле, степени окисления элементов в основаниях; описывать свойства отдельных представителей оснований; составлять формулы и названия оснований; использовать таблицу растворимости для определения растворимости оснований; устанавливать генетическую связь между оксидом и основанием и наоборот; различать заряды ионов и степень окисления | Познавательные – использовать знаково-символические средства для решения задач; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы, проводить наблюдение. Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно; оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов. Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выражать и аргументировать свою точку зрения; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, использовать в общении правила вежливости, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные - формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту; понимание значимости естественно-научных знаний для решения практических задач. |
3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Подводит к формулировке темы и целей урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока: - Два класса соединений мы с вами изучили. Сегодня мы с вами приступим к знакомству с еще одним классом неорганических соединений. Кроме бинарных соединений, существуют сложные вещества, состоящие из трёх химических элементов. Одним из таких классов является основания. Основания – один из классов неорганических веществ, они широко применяются в разных областях химии и химической промышленности. Особенность оснований в том, что они содержат атомы кислорода и водорода, но в особенном виде – в виде гидроксид-группы ОН-. | Понимают на слух рассказ учителя. Выдвигают свои идеи. Формулируют ответы. Отвечают на вопросы учителя. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Слушают мнения одноклассников. |
4.Формирование новых знаний и способов действия Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией | Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом: - Основания также называют гидроксидами, т.к. они содержат гидроксид-ион. Гидроксогруппа – это сложный ион (состоит из двух элементов – водорода и кислорода) ОН-. Название происходит от начала латинских названий водорода – «гидрогениум» и кислорода «оксигениум». - Что такое ион? -2 +1 - Если это ион, то давайте определим его заряд: ОН → ОН-. Следовательно, сложный ион ОН- имеет общий заряд 1-. Но, чтобы отличить заряд иона от степени окисления «1» не пишут. - Общая формула оснований: Ме(ОН)n, где Ме – металл, n – число гидроксогрупп. Число гидроксогрупп определяется степенью окисления металла. - Перед вами формулы гидроксидов. Попробуйте дать определение основаниям: NaOH, Fe(OH)2, Cu(OH)2 Название основания состоит из слова «гидроксид» и названия металла в родительном падеже со степенью окисления, если она переменная. Примеры: NaOH - гидроксид натрия (читается «Натрий-о-аш») Cu(OH)2 – гидроксид меди – два («Купрум-о-аш-дважды») - Дайте названия следующим основаниям: KOH, Fe(OH)3, CuOH, Ba(OH)2, Mg(OH)2 Организует коллективную проверку выполнения задания. Организует работу с учебным материалом: - Используя текст учебника, составьте схему классификации оснований. Организует проверку выполнения задания. | Основания | Группа | Щелочи | Нерастворимые основания | Особенность | Растворимые | Нерастворимые | Представители | KOH | Fe(OH)3 | - Растворимо ли соединение или нет, можно определить с помощью таблицы растворимости. Организует работу с таблицей «Растворимость оснований, кислот, солей» Поясняет значение символов «Н», «М», «Р». - Найдите в таблице растворимости гидроксид натрия, гидроксид железа (III), гидроксид магния. Определите растворимость этих оснований. Правила пользования таблицей растворимости: в верхнем ряду по горизонтали расположены ионы металлов, а по вертикали – различные отрицательные ионы. Нужное вам соединение вы находите на пересечении «двух координат» - положительно заряженного иона и отрицательно заряженного иона (как в математике находите точку по её координатам на графике). Обращает внимание на обозначение заряда иона металла и степени окисления атома металла (цифра и знак заряда меняются местами). Демонстрирует отдельных представителей щелочей (кристаллические КОН, NaOH и их растворение воде). - Гидроксид натрия NaOH - щелочь. Твёрдое белое вещество, хорошо растворяется в воде, образуя прозрачный бесцветный раствор, мылкий на ощупь. Историческое название – едкий натр. - Как вы думаете, почему «едкий»? Обращает внимание на правила ТБ: обращаться с едкими щелочами необходимо осторожно, чтобы они не попали на одежду и кожу. - В случае попадания щелочи на одежду или участок кожи следует немедленно сообщить учителю о случившемся и сделать следующее: тщательно и обильно промыть участок кожи водой из-под крана, затем обработать это место нейтрализующим раствором борной кислоты, вновь промыть водой. Обязательно обратится в медпункт школы для наблюдения и оказания дальнейшей медицинской помощи. - Используя текст учебника, заполните таблицу «Представители оснований» Название | Формула | Физические свойства | Применение | | | | | | | | | | | | | Осуществляет индивидуальный контроль выполнения работы. Организует коллективную проверку заполнения таблицы. - Одним из распространённых соединений является гидроксид кальция Са(ОН)2 – гашёная известь. Что вам известно о данном веществе? - В технической литературе и в быту часто встречаются такие названия: «известковое молоко», «известковая вода». «Известковое молоко – суспензия гидроксида кальция в воде, применяемая для побелки потолков, стен, стволов деревьев по весне для защиты от обморожений и вредных насекомых. Прозрачный раствор гидроксида кальция называется «известковой водой». Из курса окружающего мира вам известна качественная реакция на углекислый газ. - Вспомните признаки химических реакций. - Это доказательство воспринимается нами в виде образовавшегося осадка или газа, появления запаха или изменения цвета. - В нашем случае углекислый газ является реактивом на известковую воду и наоборот, если распознаётся углекислый газ, то реактивом на него является известковая вода. Реактивы могут быть не только на одно какое-либо вещество, но и на целую группу или класс веществ. - Так, все щелочи можно распознать с помощью особых реактивов – индикаторов (от лат. «указатели»). Индикаторы – это растворы-определители реакции среды. Известны следующие индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, универсальный. Демонстрирует изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Предлагает обучающимся посмотреть таблицу 4 «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды» (учебник, с.118) - Среда бывает нейтральной (такую среду имеет вода), щелочной и кислотной. Растворимые основания дают щелочную среду. При добавлении индикаторов к нерастворимым основаниям изменение окраски не происходит. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют новые термины и понятия в тетради Формулируют ответ Высказывают свои мнения. Записывают определение оснований в тетрадь Называют основания Осуществляют коллективную проверку Находят в тексте информацию, читают. Составляют схему классификации оснований Работают с таблицей Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения. Заполняют таблицу Осуществляют коллективную проверку Выдвигают свои ответы Формулируют ответы. Записывают определение качественных реакций, реактива в тетрадь Наблюдают за явлениями, изучают таблицу |