kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Окислительно-восстановительные реакции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме позволяет  изучить особенности реаккций такого типа, рассмотреть процессы окисления и восстановления, восстановитель и окислитель.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Окислительно-восстановительные реакции"»

Технологическая карта урока химии в 9 классе

Автор: учитель химии Винник Н.Д. МБОУ « Знаменская СОШ»

Учебник: Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г.Химия. 9класс: М. : Просвещение, 2013г.

Номер урока:№ 7, в разделе №1 « Электролитическая диссоциация»

Тема урока: Окислительно-восстановительные реакции.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Цель: создание условий для изучения нового тип реакций и деление веществ по окислительно - восстановительным свойствам.

Задачи:

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: развивать желание узнавать новое, формировать навыки н коллективной и парной работы, продолжить формирование успешности и результативности деятельности, способность к самоорганизации с целью решения учебных задач, самооценку своей деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения :

  • познавательные - работать с текстом, находить ответы на поставленные вопросы, преобразовывать текстовую , схематическую и иллюстративную информацию ,строить логические цепочки рассуждений;

  • регулятивные – развивать умение самостоятельно формулировать тему, цель, работать в соответствии с поставленной целью, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, обобщать факты, уметь осознавать качество и уровень усвоения материала, оценивать результаты работы;

  • коммуникативные - развивать способность выступать перед аудиторией, владеть монологической и диалогической формами речи, участвовать в совместной деятельности , развивать инициативное сотрудничество (работа в парах, группах).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • изучить суть ОВР, дать понятия окислитель, восстановитель;

  • научиться записывать электронные полуреакции, определять процессы окисления, восстановления;

  • формировать умения объяснять окислительно-восстановительную способность элементов в свете строения атома;

  • изучить признаки некоторых реакций ОВР (на примере перманганата калия, йода и иодида калия)

Методы: по Бабанскому Ю.К

  • Методы стимулирования и мотивации учения: методы эмоционального стимулирования.

  • Методы организации и осуществления учебных действий и операций: рассказ, беседа; проблемно-поисковые методы (проблемное изложение,), репродуктивные методы ( иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка).

  • Методы контроля и самоконтроля: самоконтроль, взаимопроверка.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, использование презентации Microsoft Office Power Point), частично-поисковый (планирование и проведение групповой и парной работы ), аналитический (выводы и обобщения по результатам ), синтетический (создание алгоритма ), управление обучением (работа с текстом)

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Технологии, методики:

проблемное обучение, поисковая деятельность, методика незаконченного предложения,  информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.



Название и цели каждого этапа в структуре урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развитие УУД

  1. Организационный момент

1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности

включения в учебный процесс.

Мотивирование к учебной деятельности.

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

.

Эпиграф

Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.

Почему ружье стреляет?

Научно-популярная информация-подсказка. Черный порох – это смесь тонко измельченной калиевой селитры – нитрата калия (75%), древесного угля (15%) и серы (10%). Воспламенение пороха может быть описано реакцией взаимодействия этих веществ с образованием азота, углекислого газа и сульфида калия.


Задание. Составьте уравнение реакции, показывающее в результате чего ружье стреляет.


Обдумывание













Ответ:

2КNO3 + S + 3C = К2S + N2 + 3CO2.

Газы ,выделяющиеся при взрыве и расширяющиеся от тепла реакции , и выталкивают пулю из ствола ружья.

Личностные:

смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные –логические:

построение логической цепочки рассуждений.

  1. Актуализация знаний

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.

2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение .

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.











Какие типы химических реакций вам известны?


К какому из данных типов можно отнести данную реакцию?


В чем особенность данной реакции?


Ответ:

Р. соединение , разложения,

замещения, обмена


Ответ:

В данной реакции несколько веществ вначале и в конце. У элементов : N, S,C изменяются степени окисления


Регулятивные-

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

  1. Проблемное объяснение нового знания

1) Сформулировать и согласовать цели урока.

2) Организовать уточнение и согласование темы урока.

3) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

4) Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.

5) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике 




Нам неизвестен данный тип реакции.


Чем же будем сегодня заниматься? Что изучать? Сформулируйте тему урока.


Такие реакции можно рассматривать как совокупность взаимодействующие процессов и поэтому имеют особое название – ОВР.


Почему эти реакции так названы? В чем суть данных реакций?

Как решить нам данную проблему?





Задание для учащихся в помощь решения проблемы

Корректировка задания:

2КNO3 + S + 3C = К2S + N2 + 3CO2

Составим электронные уравнения полуреакций (запись, показывающая сколько ē отдает или принимает элемент, чтобы поменять степень окисления):

C0 – 4ē → C+4 р. окисления (отдачи ē)

вос-ль

S0 +2ē → S–2 р восстановления

ок-ль

2N+5 + 4ē → N2+ 3 р восстановления

ок-ль

Элемент, понижающий свою степень окисления в ходе реакции, называется окислителем, а повышающий – восстановителем. Ок-лями и вос-лями называются также вещества, содержащие соответствующий элемент.

Обратите внимание: в общем случае ок-ль и вос-ль определяется реакцией, а не веществом.

В ОВР всегда есть и ок-ль и в-ль.


Дифференцированные задания для определения усвоения материала

В уравнениях реакций расставьте степени окисления элементов. Укажите, является ли реакция ОВР. Укажите элемент окислитель и элемент восстановитель. Напишите полуреакции окисления и восстановления:

Карточка № 1, 1 вариант


Карточка № 2, 2 вариант







Корректировка задания ( разноуровневое задание - уравнение д – для высокого уровня):

Иногда окислителем и восстановителем является один элемент. Такие реакции называются р. диспропорционирования.


Сформулируйте и запишите определение данным реакциям.



Одна из задач химии – предсказать, какие вещества получатся в той или иной реакции. Чтобы ответить на этот вопрос для ОВР, надо знать:

  • Какие вещества могут быть ок-лями, а какие – восстановителями;

  • Как может меняться степень окисления окислителя и восстановителя в результате реакции.

Сила ок-ля зависит от нескольких факторов:

  • Электроотрицательности элемента

  • Его степени окисления (чем выше – тем сильнее)

  • Прочности его связей (чем прочнее – тем слабее).


Можно ли предугадывать окислительно-восстановительную способность веществ?

Какие вещества проявляют только окислительные свойства, какие только восстановительные, или могут быть и теми и другими?

Где взять ответы на данные вопросы?


Давайте выполним следующее задание:

  1. Составьте валентную схему атома серы в основном состоянии:

  2. Составьте валентную схему атома серы, который принимает или отдает ē, приобретая ту или иную степень окисления, приведите примеры веществ, в которых элемент имеет данные степени окисления.

  3. Находясь в данных состояниях, что может делать атом со своими электронами?

  4. Какие вещества могут быть только окислителями, только восстановителями или тем и другим?


Корректировка задания

Окислители – элементы в высших степенях окисления:

  • Н24, НNО3, KMnO4, K2Cr2O7

  • Cl2 (до Cl), O2 ( до H2O илиOH), Br2 (до Br)

  • Неметаллы (F2)

Восстановители – элементы в низших степенях окисления:

  • Ме0

  • НЭ (Н2S, NH3, HCl СН4)

  • Все органические вещества

Окислители и восстановители – элементы в промежуточных степенях окисления

Задание для определения усвоения материала (парное)

Поменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку.














Здесь мы осудим только важнейшие, начнем с перманганата калия KMnO4 (степень окисления марганца + 7 ) – сильнейшего окислителя. В ходе ОВР с восстановителями он может менять окраску, поэтому его можно использовать как тест на выявления восстановительных свойств веществ.


Помимо перманганата тестом на восстановители может быть I2, который также меняет окраску в окислителях.


Для выявления окислителей применяют в качестве теста раствор КI, который окисляется до I2




Ответ:

Реакциями, идущими с изменением степени окисления элементов


Записывают тему урока и определение из текста учебника


Ответ:

  • Рассмотреть изменения степеней окисления элементов в реакции.

  • Определиться с понятиями окисление и восстановление.

  • Какие вещества могут менять степень окисления в реакциях и как?


Задание для учащихся в помощь решения проблемы

  1. Попробуйте составить схемы, которые отражали бы изменения степеней окисления у элементов.

  2. Почему изменяется степень окисления?

  3. Как назвать данные процессы?

  4. Как назвать элементы, а значит и вещества, содержащие их?

Варианты ответов:


























Дифференцированные задания для определения усвоения материала

Выполнение задания:

Карточка № 1

  1. 4Al + 3O2 = 2Al2O3

  2. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

  3. ZnO + 2 HCl = ZnCl2 + H2O

  4. 4Cl2 + H2S + 4 H2O = H2SO4 + 8HCl

  5. 2NO2 + 2NaOH = NaNO3 + NaNO2 + H2O

Карточка № 2

  1. 4P + 5O2 = 2P2O5

  2. 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

  3. CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O

  4. 2KMnO4 + 16HCl = 5Cl2 + 2MnCl2 + 2KCl+ 8H2O

  5. 3Br2 + 6KOH = 5KBr +KBrO3 + 3H2O

Варианты ответов:







Ответ:

При окислении восстановлении элементы отдают или принимают ē, следовательно, узнать о их окислительно-восстановительной способности можно рассмотрев строение их атомов.












Выполнение заданий:

Ответ:

Н2S, K2S – восстановители,

Н24, SО2 – окислители,

S, SО2 – ок-ль, в-ль.










Задание для определения усвоения материала (парное)

Обсудите в паре, какие из приведённого ниже списка полуреакции относятся к окислению, какие к восстановлению и выпишите полуреакции 1 вариант – окисления; 2 вариант – восстановления. Дополните схемы этих полуреакций, показав число электронов:

  1. Fe+2 → Fe+3

  2. Fe+2 → Fe0

  3. N+5 → N+2

  4. N20 → 2N+2

  5. O20 → 2O –2

  6. Mn+7 → Mn+2

  7. Mn+7 → N+4

  8. 2N–3 → N20

  9. N–3 → N+2











Регулятивные

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не не известно

--планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;


Познавательные

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

Коммуникативные

  • владение монологической и диалогической формами речи, нормами родного языка, современных средств коммуникации.

  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  1. Первичное закрепление во внешней речи

1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Таким образом, изучив суть ОВР, обсудив в паре, предложите некоторый алгоритм характеристики данного типа реакций.

Выполнение задания:


Ответ:

Алгоритм:

  1. Определить является ли данная реакция ОВР – рассчитать степени окисления у всех элементов.

  2. Выписать элементы, меняющие степени окисления

  3. Составить уравнения электронных полуреакций.

  4. Определить процессы окисления, восстановления, ок-ль, в-ль.

  5. Например: реакции- горения углерода, восстановления оксида меди (2)

Познавательные

  • построение логической цепочки рассуждений;

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи .

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.

3)  По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок.

4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

- организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха.

Для определения усвоения материала предлагается следующее задание.

Задание

По предложенному алгоритму рассмотрите следующие реакции по вариантам:


Один человек с варианта записывает на доске.


По истечению времени осуществляется самопроверка.

Сравнивая запись на доске, выявляем ошибки, трудности и ученик, отвечающий у доски, или из класса поясняет.


Дополнительное задание проверяем по слайду. Отмечаем тех, кто его решил.

Задание

По предложенному алгоритму рассмотрите следующие реакции по вариантам:

Для всех:

Вариант 1

Вариант 2

Дополнительно для всех:

Регулятивные

  • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем;

  • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;



VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение

1) Организовать типов заданий, где возможно использование нового способа действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого

для обеспечения содержательной непрерывности.

Включение в систему знаний и повторение.

-выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

-подбираются задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала.

- происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.




9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.


Какие реакции (соединения, разложения, обмена, замещения) можно отнести к новому типу – ОВР.

Корректировка задания

Только ОВР являются р. замещения,

Только не ОВР – р. обмена,

Р. соединения и р. разложения могут быть и ОВР и не ОВР.

























Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

Я понял, что …

Я научился …

Мне необходимо…

На уроке мне понравилось…

Вопросы вызывающие у меня затруднения…


Задание

Составьте по одному уравнению реакций различных типов (соединения, разложения, обмена, замещения) и рассмотрите их с позиции ОВР.

Сделайте вывод:

Реакции какого типа могут быть ОВР?

























Ответы учеников




































Познавательные

рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные

осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

VII  Итог урока

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели.

3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.








Домашнее задание

§5, Учебник. Химия 9 класс. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г.

1 группа. Домашний эксперимент

Взаимодействие перманганата калия или йодной настойки с натуральными соками и с искусственными прохладительными напитками

Если в домашней аптечке есть перманганат калия (марганцовка) и/ или йодная настойка, вы можете «поискать» восстановители вокруг. Проверьте наличие восстановителей в соках, прохладительных напитках, бульонах, моющих средствах и т.д. Сравните по данному признаку натуральные соки и прохладительные напитки. Приготовьте фото-, видеоотчет письменное или устное объяснение наблюдений


2группа.







Литература:

1.Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Учебник химия. 9класс: М. , Просвещение, 2013г.


2. Еремин В.В, Кузьменко Н.Е, ДроздовА.А., Лунин В.В..Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательного учреждения– М.: Дрофа, 2012, 268 с.


3.http://co1467.mskzapad.ru/collective/pedagogical_collective/personalpages/uchitelya_nachal_noj_shkoly/lukina_l_v/materials/rekomendacii_po_podgotovke_k_uroku_v_kontekste_fgos





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Окислительно-восстановительные реакции"

Автор: Наталья Дмитриевна Винник

Дата: 02.08.2024

Номер свидетельства: 654628


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства