kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока химии по теме:Гидролиз солей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпитимиология слова "гидроли", определение процесса гидролиза

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока химии по теме:Гидролиз солей"»

Тема урока: « Гидролиз солей».

Класс 9

Тип урока: изучение новых знаний и способов действия с использованием фрагмента цифровых технологий .

Цели урока:

  1. Образовательная: сформировать у учащихся понятие о гидролизе солей, как реакции ионного обмена, рассмотреть механизм ее с точки зрения ТЭД, ,изучить изменение окраски растворов индикаторов в растворах солей.

  2. Развивающая: развивать внимание, познавательный интерес, трудолюбие, логическое мышление, развивать общеучебные умения и навыки.

  3. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

Задачи:

  1. совершенствовать умение работать с учебным видеоматериалом , научить составлять уравнения гидролиза в молекулярном и ионном  виде.

  2. Сравнивать состав и свойства солей, прогнозировать реакцию среды раствора соли на основе анализа её состава, уметь строить аналогию и самостоятельно делать выводы по результатам проведенных опытов.

  3. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

Оборудование и реактивы:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Гидролиз солей», таблицы: «Типы солей», «рH-среда», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», тесты «Реакции ионного обмена» и «Гидролиз солей»,  раздаточный материал ( таблица для оформления результатов просмотренного опыта № 1 и проделанного опыта №2, алгоритм написания уравнений реакций гидролиза).

  2. Лабораторное оборудование: Фенолфталеин , раствор лакмуса, набор  растворов солей, кислот, щелочей.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, создание положительной эмоциональной атмосферы.

.составление уравнений диссоциации:Н2ЅО4; Ва(ОН)2; К2СО3; КН2РО4; CuOHCl

Актуализация знаний учащихся

Разминка.

  • Назовите формулы сильных оснований.

  • Назовите формулы слабых оснований.

  • Назовите формулы сильных кислот.

  • Назовите формулы слабых кислот.

  • По какому признаку эти вещества классифицируют на сильные и слабые?

  • Какие ионы образуются при диссоциации оснований?

  • Какова среда раствора в данном случае?

  • Какие ионы образуются при диссоциации кислот?

  • Какова среда раствора?

  • Сделайте вывод, присутствие каких ионов обуславливает щелочную и кислотную реакцию среды.

  • Как изменится цвет лакмуса в щелочной и кислотной среде

Опорные вопросы: Какие вещества называются электролитами и не электролитами?

А)Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде?

Б)Какие вы знаете индикаторы?

В)По каким ионам определяется реакция среды?

А) Кислая среда образуется в растворах кислот, так как кислоты диссоциируют с образованием ионов водорода:    HCl ↔ H+ + Cl-      Лакмус в кислой среде окрашивается в красный цвет.

Б) Щелочная среда образуется в растворах щелочей и обусловлена наличием ОН-. Щёлочи диссоциируют с образованием гидроксид-ионов: NaOH ↔ Na+ + OH-        Лакмус в щелочной среде окрашивается в синий цвет.

        Б) Нейтральная среда образуется тогда, когда концентрация ионов Н+  и ионов ОН- будут равны:  [H+] = [OH-]   Лакмус не изменяет окраску, остаётся фиолетовым.



Учитель показывает слайд ,

Вопрос : где происходили эти события и что было самым главным в блокадном Ленинграде Блокадники утверждали ,что хлеб - сладкий. Ученики вспоминают разложение углеводов в ротовой полости , и приходят к выводу , что если хлеб долго держать во рту , то крахмал разлагается до глюкозы .

Ученики озвучивают тему урока « ГИДРОЛИЗ»

        Гидролиз (от греч. Hydro - вода, lysis - разложение) означает разложение веществ водой.

Изучение нового материала

Ученики опытным путем показывают как изменяется окраска фенолфталеина в щелочи с бесцветной окраски на малиновую , учитель предлагает добавить фенолфталеин к раствору хлорида натрия .Опыт показал , что раствор , при добавлении фенолфталеина не поменял окраску. Используется создание проблемной ситуации для решения образовательной задачи, которая определяет мотивацию учебной деятельности учащихся на основе их конкретного опыта.

ГИПОТЕЗА
1.если фенолфталеин меняет свою окраску , то перед нами – щелочь
2. Если фенолфталеин не меняет своей окраски , то перед нами соль.

IV.Учащимся предлагается QR-код

После просмотра учебного видео опыта  учащимся предлагается заполнить опорные конспекты.

Название соли

Уравнение гидролиза

Среда раствора

Окраска универсального

индикатора


ΝαCl




АlCl3




Na2CO3




Изучение процесса гидролиза солей.

Гидролиз соли –это обратимое взаимодействие соли с водой, приводящее к образованию слабого электролита

Вода является слабым электролитом, так как из 10 миллионов молекул лишь одна распадается на ионы Н2О ↔  H + + OH-     Присутствующие в растворе соли ионы начинают взаимодействовать с молекулами воды. Для определения кислотности или щёлочности среды пользуются водородным показателем – рН. (слайд5). Учащиеся знакомятся с универсальным индикатором и шкалой, где указан водородный показатель. Если среда нейтральная,  рН=7; если рН 7, то среда щелочная и при этом:  [OH-] [H+];  если рН [OH-].  (слайд 6).

        Рассмотрим подробнее процесс гидролиза солей. Соль можно рассматривать как продукт взаимодействия кислоты и основания. В зависимости от вида кислоты и вида основания выделяют четыре типа солей:

1.Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой.

2.Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой.

3.Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой.

4.Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой

Составление уравнений гидролиза соли.

       Для более успешного и лучшего понимания механизма гидролиза солей, необходимо составить алгоритм записи уравнений реакций гидролиза:

1.Записать уравнение диссоциации соли

2.Записать слабый ион

3.Записать его взаимодействие с водой

4.Определить среду раствора

  К какому типу солей относится хлорид натрия? Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой.

ΝαClΝα+ + Cl-  ;  HOHH+ + OH-

В данном случае при диссоциации соли не образуются  слабые ионы и, следовательно, не образуется слабый электролит.

Вывод: ΝαCl  не подвергается гидролизу, так как соль образована сильным основанием и сильной кислотой, среда нейтральная

  К какому типу солей относится хлорид алюминия? Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой.

Очевидно, что в растворе данной соли противоположно заряженные ионы объединяются

Для того, чтобы записать уравнение гидролиза, воспользуемся памяткой.

Определим состав соли:

2.Возьмем ион слабого электролита и напишем уравнение его взаимодействия с составными частями воды:

На основании краткого ионного уравнения напишем молекулярное уравнение. Исходные вещества известны – соль и вода, продукты гидролиза составим, связывая образовавшиеся ионы с теми ионами соли, которые не участвуют в гидролизе:

Одним из продуктов данной обменной реакции является основная соль.

Сформулируем вывод:

Раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислотную реакцию, так как в растворе избыток катионов вод3.3. К какому типу солей относится карбонат натрия? Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой.

Карбонат-ионы прочно связываюткатионы водорода, так как угольная кислота слабая.

Катионы натрия не могут быть связаныгидроксид-ионами, так как гидроксид натрия – сильное основание и диссоциирует полностью.

В результате в растворе избыток гидроксид-ионов, вследствие чего среда щелочная.

Воспользовавшись памяткой, самостоятельно составьте молекулярное уравнение гидролиза карбоната натрия.

Одним из продуктов данной обменной реакции является кислая соль.

Сформулируем вывод:

Раствор соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид-ионов.

К какому типу солей относится ацетат аммония? Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой.

СН3СООΝН4 ↔ СН3СОО- +ΝН4+

          HOH ↔H+- + OH-

Слабым ионом будут катион и анион. Гидролиз будет идти одновременно по катиону и аниону СН3СООΝН4+ HOH ↔ СН3СООН+ ΝН4 ОН среда будет слабокислая или слабощелочная в зависимости от Кд кислоты или основания (рН~7).

Вывод: Соль CH3 COONH4  подвергается гидролизу по катиону и аниону, так как образована слабой кислотой и слабым основанием (слайд 14,15, 16) Продукты гидролиза зависят от соотношения констант диссоциации основания и кислоты. Отмечу лишь, что зачастую гидролиз в данном случае идет необратимо, соль полностью разлагается водой.

Н

Думаю, теперь мы сможем сформулировать определение понятия “гидролиз”

Проанализируйте записи молекулярных уравнений рассмотренных процессов:

К какому типу мы отнесем данные реакции?

Какие вещества в них участвуют?

В чем заключается сущность гидролиза? Какие продукты данных взаимодействий с точки зрения теории электролитической диссоциации мы получили?

Итак, гидролиз – это реакция обмена между некоторыми солями и водой приводящая к образованию слабого электролита.

Первичная проверка новых знаний и способов деятельности.

На данном этапе проверяется полнота и осознанность усвоения учащимися механизма протекания гидролиза различных типов солей.

5.1.Вопросы к учащимся:  1. Какие типы солей различают?   2. Какими способами можно определить предполагаемую среду раствора соли? 3. Можно ли по формуле соли определить ее реакцию среды при гидролизе? 4.К какому виду реакций отностится гидролиз?

Лабораторные опыты -  с помощью универсального индикатора определить среду растворов солей, находящихся в пробирках: ; CaСI2 ,Cu(ΝО3)2 , К2 CО3.

Заполнение таблицы

Название соли

Уравнение гидролиза

Среда раствора

Окраска универсального

индикатора


CаСI2

 

 

 

Cu(ΝО3)2

 

 

 

К2СО3

 

 

 

Закрепление новых знаний и способов действий.

1.Тест «Гидролиз солей». Взаимопроверка: оцените друг друга

Выполнение тестового задания. 1 вариант

1. Гидролиз солей – это:

А) обменная реакция соли с водой;
Б) растворение соли в воде;
В) диссоциация соли в воде.

2. Сущность гидролиза заключается:

А) в диссоциации молекул соли на ионы;
Б) в образовании слабодиссоциирующих веществ;

В) в образовании молекул сильных электролитов.

3. Раствор нитрата магния Mg(NO3)2 имеет

А) кислотную среду;
Б) щелочную среду;
В) нейтральную нейтральную среду.

4. Используя памятку “Составление уравнений гидролиза солей” и таблицу растворимости, напишите сокращенное ионное и молекулярное уравнение гидролиза сульфида калия K2S.

Тест «Гидролиз солей». Взаимопроверка: оцените друг друга

Выполнение тестового задания. 2 вариант

1. Гидролиз солей – это:

А) растворение соли в воде;
Б) обменная реакция соли с водой;
В) диссоциация соли в воде.

2. Сущность гидролиза заключается:

А) в диссоциации молекул соли на ионы;
Б) в образовании молекул сильных электролитов;
В) в образовании слабодиссоциирующих веществ.

3. Раствор фосфата калия K3PO4 имеет

А) кислотную среду;
Б) щелочную среду;
В) нейтральную нейтральную среду.

4. Используя памятку “Составление уравнений гидролиза солей” и таблицу растворимости, напишите сокращенное ионное и молекулярное уравнение гидролиза сульфата магния MgSO4.

. Домашнее задание

1.Рудзитис Г.Е. Химия. 9 класс- М.:Просвещение , 2016.

§ 6, повторить §1-5 упр.8,9, стр.20.

.Подведение итогов урока.

В конце урока учитель подводит итоги урока, оценивает и благодарит учащихся  за активную и творческую работу, акцентирует внимание на главных моментах и выводах, сделанных по уроку.

        Рефлексия.

1.Я считаю, что прошедший урок был…

2.На уроке мне понравилось…

3.Мне это пригодится…

4.После урока у меня осталось…настроение. 

.

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока химии по теме:Гидролиз солей"

Автор: Коробова Людмила Николаевна

Дата: 11.11.2024

Номер свидетельства: 659330


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства