Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Факторы, влияющие на скорость химической реакции."»
Тема: «Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Цель урока: сформировать у учащихся знания о факторах, влияющих на скорость химических реакций.
Задачи:
исследовать факторы, влияющие на скорость химических реакций и механизм их действия;
продолжить развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, проводить эксперимент, развивать умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
воспитывать интерес к учению, личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (активность, сообразительность, любознательность).
Тип урока: комбинированный.
Методы и методологические приёмы: диалогический метод изложения знаний с элементами исследования, выполнение лабораторного эксперимента, работа в группах, фронтальная беседа, тестирование, самостоятельная работа, взаимопроверка.
Планируемые результаты. Предметные: уметь давать определения изученным понятиям «скорость химической реакции», «факторы, влияющие на скорость химической реакции», уметь проводить химический эксперимент. Личностные: уметь управлять своей познавательной деятельностью, самооценка. Метапредметные: уметь наблюдать, сравнивать химические реакции, выдвигать гипотезу, делать вывод о проделанной работе. Межпредметные связи: биология, экология.
Фронтальный опрос по теме: «Скорость химической реакции»
Что понимают под скоростью химической реакции
Чем отличается выражение скорости для гомогенных и гетерогенных реакци
Что такое энергия активации
Отвечают на вопросы
Вступительное слово учителя.
В жизни часто приходится управлять химической реакцией. Для разжигания угля в топке нужно ускорить реакцию. А для тушения пожара – замедлить и прекратить совсем. Выплавку металла на металлургических заводах нужно ускорить, а процесс ржавления железа по возможности, замедлить, поскольку прекратить совсем эту реакцию мы не можем. Чтобы управлять скоростью реакции, нужно знать, от чего она зависит.
Существует несколько факторов, от которых зависит скорость химических реакций. Подумайте одну минуту и предложите ваши варианты факторов изменяющих скорость реакции.
(Предполагаемый ответ может содержать разное количество правильных факторов, в зависимости от ответа, учитель делает вывод о необходимости разобрать данный материал на практике
Организация практической работы
Сегодня мы будем работать парами. На каждом столе находится лоток с оборудованием, реактивами и задание. Вы должны провести предложенный вам опыт и выяснить, как определённый фактор влиял на изменение скорости реакции. Данные по проведенному опыту оформить в таблицу, а затем выступить с объяснением результатов данного эксперимента. Прежде чем приступить к экспериментальной части урока вспомним правила ТБ при работе с кислотами.
Повторяют правила ТБ ,
проводят опыты по парам. Приложение 1,
Первичное усвоение
Заслушиваем отчёт по группам по порядку и учитель добавляет новые знания по каждой группе
1 группа
(рассказ о скорости разложения мусора: стекло 1000 лет, железный бак – 3 года)
2 группа
Вам даны несколько уравнений реакций и записанные к ним выражения скорости химической реакции. Сделайте вывод о правилах записи выражений скорости
Изменение давления при участии в реакции газообразных веществ также приводит к изменению концентрации этих веществ. Так, при увеличении давления в 2, 3 и большее число раз уменьшается объем, а концентрация веществ на единицу объема увеличивается в это же число раз, и наоборот, при уменьшении давления объем увеличивается, а концентрация на единицу объема также будет уменьшаться.
3 группа
Учитель рассказывает им о правиле Вант-Гоффа:
При повышении температуры на каждые 10ºС скорость большинства реакций увеличивается в 2-4 раза.
Число, показывающее, во сколько раз увеличивается скорость реакции, обозначается латинской буквой γ и называется температурным коэффициентом.
Изменение скорости реакции можно посчитать по следующей формуле:
v2/v1 = γ (t1 – t2)/10,
где v1 – скорость реакции до нагревания;
v2 – скорость реакции после нагревания;
t1 – температура до нагревания;
t2 – температура после нагревания;
γ – температурный коэффициент.
4 группа
В промышленности для проведения гетерогенных реакций используют «кипящий слой», увеличивая поверхность соприкосновения реагирующих веществ и отвод продуктов реакции. При производстве серной кислоты в «кипящем слое» проводят обжиг колчедана; в органической химии в «кипящем слое» проводят каталитический крекинг нефтепродуктов и регенерацию катализатора.
5 группа.
Катализаторы, ингибиторы, гомогенный и гетерогенный катализ (работа с понятиями)
Отчёт группы
Отчёт группы.
Записывают закон действующих масс в общем виде
Записываются концентрации только жидких и газообразных веществ. Твёрдые вещества не учитываются, так как их концентрацию невозможно изменить.
Отчёт группы
Записывают правило Ват-Гоффа
Отчёт группы.
Лабораторный опыт
Зависимость скорости химической реакции от площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ
Отчёт группы
Записываем понятие катализ гомогенный и гетерогенный
Закрепление.
Скажите, полученные сегодня на уроке знания, мы можем применить в своей повседневной жизни? Как?
Использование знаний о скорости реакции в быту.
Почему продукты хранят в холодильнике?
Что происходит при тепловой обработке пищевых продуктов?
В каком случае приготовление пищи происходит быстрее?
Для консервирования продуктов используют вещества консерванты.
Какое другое название можно дать этим веществам
Примерные ответы
(Чтобы замедлить химические реакции, ведущие к порче продуктов)
(При тепловой обработке продуктов происходят химические реакции.
Пища готовиться быстрее при большем нагревании)
(При тепловой обработке продуктов происходят химические реакции.
Пища готовиться быстрее при большем нагревании)
Рефлексия
Давайте проанализируем, поставленная к уроку цель достигнута? Ответьте на вопрос, что вы узнали? А что бы ещё хотели узнать? Оцените свою работу на уроке.
Отвечают на вопросы и решают тест, который совместно проверяем и разбираем непонятное
1-4
2-3
3-4
4-2
5-2
Домашнее задание
Учебник стр. 132 до конца параграфа, заучиваем формулы, по которым на след. уроке будем решать задачи.
Записывают ДЗ
Приложение 1
Лабораторный опыт 1группа
Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ.
Поместите в 2 пробирки гранулы цинка равной массы и одинаковой площади поверхности.
Добавьте в первую пробирку 1 мл HCI,а во вторую пробирку 1 мл CH3COOH.
Сделайте вывод из наблюдений, а также объясните, что означает понятие «Природа реагирующих веществ
Лабораторный опыт 2 группа
Влияние концентрации исходных веществ на скорость.
В две пробирки поместите по 3 одинаковых гранулы цинка, в первую пробирку добавьте 1 мл воды и 1 мл соляной кислоты. Во вторую пробирку добавьте 2 мл соляной кислоты. Сделайте выводы по наблюдениям.
Зависимость скорости химической реакции от площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ.
В две пробирки налейте по 2 мл соляной кислоты, в первую добавьте гранулу цинка, во вторую цинковую пыль.
Объясните зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения
Лабораторный опыт 5 группа.
Зависимость скорости химической реакции от наличия катализатора.
Налейте в две пробирки по 2 мл сульфата меди (II). Во вторую пробирку добавьте хлорид меди (II) (катализатор). В обе пробирки поместите по железному гвоздю. Сделайте вывод о влиянии катализатора на скорость реакции.
Приложение 2
При постоянной температуре скорость химической реакции прямо пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных стехиометрическим коэффициентам в уравнении реакции.
Для реакции aA + bB = mM + nN кинетическое уравнение закона действующих масс имеет вид:
ν = k сa(А) сb(В),
где ν – скорость реакции; k – коэффициент пропорциональности, называемый константой скорости химической реакции.
Константа скорости химической реакции не зависит от концентрации реагентов, а определяется природой реагирующих веществ и условиями протекания реакций (температурой, наличием катализатора). Для конкретной реакции, протекающей при данных условиях, константа скорости есть величина постоянная.
Вам даны несколько уравнений реакций и записанные к ним выражения скорости химической реакции. Сделайте вывод о правилах записи выражений скорости химической реакции.