Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Аминокислоты"»
Урок химии в 10 классе на тему «Аминокислоты»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: приобрести в совместном поиске новые знания об аминокислотах как органических амфотерных соединениях.
Задачи урока: Образовательные: - дать понятие об аминокислотах как органических амфотерных соединениях; - рассмотреть их строение, классификацию, изомерию и номенклатуру; - изучить основные способы получения и применения аминокислот; - изучить практическую значимость аминокислот для человека.
Развивающие: - формировать и совершенствовать умения практической работы с химическими реактивами в ходе учебного эксперимента; - продолжить формирование навыков работы в группе; - развивать общеучебные и метапредметные умения и навыки, прививая интерес к химии, как учебному предмету.
Воспитательные: - воспитывать культуру общения через работу в коллективе ученик-ученик, ученик-группа, ученик-учитель; - воспитывать чувство коллективизма и ответственности; - формировать навыки исследовательской работы.
План урока: 1) Вступительное слово учителя 2) Фронтальная беседа 3) Изучение основных вопросов темы: - физические свойства - химические свойства - номенклатура - гомологи и изомеры - получение 4) Изучение применения аминокислот, используя ситуацию. 5) Закрепление материала через самостоятельное выполнение заданий, с последующей самопроверкой. 6) Домашнее задание 7) Итог урока. Рефлексия.
Ход урока:
1) Учитель: Мы состоим из них, они для нас необходимы! Они участвуют в синтезе мышечного белка, а также оказывают воздействие на различные процессы. Они представляет особенную ценность для активно тренирующихся спортсменов, но также могут быть полезны и всем, кто ведёт активный образ жизни и постоянно выдерживает интенсивные силовые нагрузки. Они очень полезны во время диет с ограничениями в питании. О чём мы с вами сейчас будем говорить?
Ученик: Об аминокислотах Учитель: В 1820 г. французский химик Анри Браконно проводил опыты с веществами животного происхождения. В результате длительного нагревания кожи, хрящей и сухожилий с раствором серной кислоты он получил некоторое количество белых кристаллов сладкого вкуса. Какой тип реакций протекал при этом? Ученик: Очевидно, реакции гидролиза, катализируемые сильной кислотой. Учитель: Это вещество получило название гликокол, оно долгое время считалось «родственником» углеводов, пока в 1838г. голландский химик Г.Мульдер не обнаружил в его составе азот. Спустя ещё 6 лет Э.Хорсфорд установил формулу вещества – C2H5O2N. Ученик: Это глицин.
Учитель: Наш организм - очень сложная система, которая работает даже в состоянии покоя. Для нормальной жизнедеятельности человека необходима 21 аминокислота. Организм способен самостоятельно синтезировать 12 кислот, а 9-не синтезируется. Как можно получить эти важные аминокислоты?
Ученик: Аминокислоты, которые не синтезируются можно получить только с продуктами питания. Только при этом питание должно быть правильным. Именно правильное питание необходимо для хорошей работы организма.
2) Фронтальная беседа:
- Какие функциональные группы входят в состав аминокислот? - Какими свойствами обладает аминогруппа? - Какими свойствами обладает карбоксильная группа? - Какими свойствами будет обладать вещество, сочетающее в себе эти противоположные по свойствам функциональные группы? - Какие амфотерные неорганические соединения вы знаете? - Тогда аминокислоты мы назовём … ( органические амфотерные соединения).
3) Учитель: Переходим к изучению свойств аминокислот. Физические свойства: бесцветные кристаллические вещества с температурами плавления 150 - 250oС, хорошо растворимы в воде (лучше, чем в органических растворителях), многие - сладкие (слайд).
Химические свойства аминокислот рассмотрим, работая в группах. Необходимо провести опыты и объяснить их протекание всему классу. Записать химические уравнения на доске и в тетрадях.
Работа в группах: Все учащиеся имеют на столах данную карту работы.
1 группа
2 группа
3 группа
Взаимодействие аминоуксусной кислоты с неорганическими кислотами
Взаимодействие аминоуксусной кислоты со щелочами
Испытание раствора аминокислоты индикатором
На предметное стекло поместите 1-3 капли соляной кислоты и метилоранжа до изменения окраски. Затем добавляйте по каплям раствор глицина до изменения цвета реакционной смеси
На предметное стекло поместите 1-3 капли гидроксида натрия и фенолфталеина до изменения окраски. Затем добавляйте по каплям раствор глицина до изменения окраски реакционной смеси
На предметное стекло поместите 1-3 капли раствора глицина и добавьте метилоранж до изменения окраски
Объясните происходящие изменения. Сделайте вывод
Почему произошло обесцвечивание раствора?
Что наблюдаете?
Вопросы для класса: - Как называются вещества, которые взаимодействуют и с кислотами и со щелочами? - Запишите уравнения взаимодействия глицина с соляной кислотой и гидроксидом натрия. ( два ученика делают запись у доски, дальнейший контроль по слайду презентации к уроку)
Аминокислоты - амфотерные органические вещества. В водных растворах большинства аминокислот среда слабокислотная.
3) Запишите самостоятельно реакцию горения аминоуксусной кислоты, уравняйте, проверьте в парах (взаимопроверка). 4NH2CH2COOH + 13O2 8CO2 + 10H2O + 2N2
4) Реакцию поликонденсации аминокислот рассмотрим по учебнику. Группа —CO—NH— называется амидной группой, а образующиеся полимеры - полиамидами. Полиамиды -аминокислот называются пептидами. В зависимости от числа остатков аминокислот различают дипептиды, трипептиды, полипептиды. В таких соединениях группы —CO—NH— называют пептидными группами, а связь C—N - пептидной связью.
Учитель: Общая формула молекул аминокислот - NH2—R—COOH, где R - двухвалентный радикал. В твердом состоянии и частично в растворах аминокислоты представляют собой "внутренние соли", то есть состоят из биполярных ионов +NH3—R—COO-, образующихся при обратимом переносе протона (H+) от карбоксильной группы к аминогруппе, например:
молекула аминоуксусной кислоты
биполярный ион аминоуксусной кислоты
Общая формула предельных аминокислот с одной карбоксильной и одной аминогруппой - CnH2n+1NO2 (слайд).
Используя таблицу и первоначальные знания детей, познакомимся с особенностями номенклатуры, основными гомологами и изомерами аминокислот (слайд). (Применяется комментирование, беседа, рассуждение)
Межклассовыми изомерами для аминокислот являются нитросоединения R—NO2.
4) Работа в группах: Сейчас мы поработаем над ситуациями в группах. Для ответов на поставленные вопросы можно использовать учебник, выданный вам дополнительный материал и жизненный опыт. После обсуждения ситуации и изучения материала, группа выбирает выступающего. 1 группа: - Изучить и объяснить фармакологическое действие глицина, тауфона, метионина, глутаминовой кислоты, используя аннотации к применению этих препаратов. 2 группа: - Изучив состав паштета, используя словарь химических терминов, дайте объяснение применению глутаминовой кислоты и её солей. 3 группа:- Прочитав данную статью, объясни роль аминокислот в питании культуристов.
Ответы учащихся в группах: - Глицин оказывает укрепляющее действие на организм и стимулирует работу мозга: уменьшает напряжение, конфликтность, улучшает настроение, повышает умственную работоспособность. Тауфон – глазные капли, серосодержащая аминокислота, способствует нормализации функций клеточных мембран, стимулирует процессы при заболеваниях тканей глаза, применяют при травмах роговицы. Метионин – незаменимая аминокислота, применяется при лечении печени, для профилактики её токсического поражения. Глутаминовая кислота – заменимая аминокилота, применяется при лечении эпилепсии, депрессии, истощении, задержке психического развития. - Уже давно замечено, что добавление приправы из сушёных водорослей усиливает вкус и аромат пищи. Японский учёный К. Икеда в 1909 году выяснил, что причина такого воздействия приправы – в содержании глутаминовой кислоты и её солей. В качестве пищевой добавки в данном паштете используют глутаминовую кислоту (Е629). По ссылке на этикетке это мы это нашли. Кроме этого используют соли глутаминат натрия (Е621, его часто называют глютаматом натрия) и глутаминаты других металлов (Е622-625). Для этих же целей используют глицин (Е640) и лейцин (Е641).
- Практически все профессиональные культуристы принимают свободные аминокислоты в капсулах или в виде порошка. Сравните, если они съедят отличный кусок говядины, то аминокислоты поступят в кровь не раньше, чем через 1,5-2 часа. А вот если употребят аминокислоты в свободной форме, то они примут прямое участие в обмене веществ уже через 14-16 минут! Основная ценность свободных аминокислот состоит в том, что организму не надо их переваривать. Благодаря этому аминокислоты быстро попадают из желудка в тонкий кишечник и сразу же поступают в кровь.
( Приводятся допустимые ответы учащихся)
5) Самостоятельная работа учащихся с последующим самоконтролем:
1) Назовите вещество:
2) Составьте формулу 3 – аминопропановой кислоты
3) С какими из перечисленных веществ не реагирует аминокислота: а) HCl б) NaOH в) Na г) CH4
4) Как называется способность вещества проявлять кислотные и основные свойства?