Просмотр содержимого документа
«Свойства предельных одноатомных спиртов.Физиологическое воздействие на организм»
Открытый урок
по теме « Свойства предельных одноатомных спиртов.
Физиологическое действие спиртов па организм».
Цель урока: Изучить химические свойства предельных одноатомных спиртов, физиологи- - ческое действие их на организм.
Тип урока:
* По дидактической цели : формирование новых знаний.
* По способу организации - проблемный , технология критического мышления.
Задачи урока:
Образовательные:
* дать понятие о взаимном влиянии функциональной группы и углеводородного рвдикала в молекулах спиртов;
* спрогнозировать химические свойства одноатомных спиртов;
* изучить действие спиртов на организм;
Развивающие:
* обогатить словарный запас учащихся через введение новых понятий;
* формировать умения делать умозаключения, анализировать, предвидеть свойства веществ по названию и называть вещества по структурной формуле;
* включать учащихся в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления;
* поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности и рефлексию отдельных этапов урока;
* дать возможность учащимся быть активными участниками образовательного процесса;
* развить у учащихся умения самостоятельной экспериментальной работы с соблюдением техники безопасности;
Воспитательные :
* воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
* воспитание здорового образа жизни.
Оборудование и реактивы :
этиловый , бутиловый, изоамиловый спирты, спички, выпарительные чашки, прибор для окисления спирта, видеофрагменты ( взаимодействие этанола с натрием, реакция дегидратации ( межмолекулярная и внутримолекулярная, взаимодействие и бромоводородом, реакция этерификации ).
Эпиграф к уроку - «Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо
Больше размышлять, чем заучивать»
Р.Декарт.
Ход урока.
Организационная часть. Фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.
Целеполагание. Сегодня мы продолжим изучение темы « Спирты». Глядя на вас, вижу на урок вы пришли с хорошим настроением. Надеюсь, что такое настроение будет у вас на протяжении всего урока. Тема эта большая , вы ещё и дальше будете изучать этот класс ОС. Знания, которые вы получите сегодня, пригодятся вам не только при проведении последующих практической и контрольной работ , но и в вашей жизни за стенами школы.
*** Заслушаем интересные факты о спиртах, которые вы узнали самостоятельно.
*** А чтобы подготовиться к усвоению новых знаний, мы ещё раз проверим усвоение материала по составу, классификации и номенклатуре спиртов. А в конце урока - небольшая проверочная работа по усвоению пройденного материала.
*** Работа у доски по индивидуальным карточкам:
№1. Составьте формулу вещества 2,3-диметилбутанол-1 ; напишите формулу изомера положения функциональной группы и назовите вещество. Определите класс ОВ.
№2. Распределите предложенные вещества по группам, поясните признак классификации.
№3. Задача. Для разметки территории пчёлы рода Тригона используют вещество состава С7 Н 16О ,а привлекающим феромоном рабочей пчелы является гераниол состав С10Н18О, привлекающий других рабочих пчёл.Составьте структурную формулу и назовите эти вещества по международной номенклатуре.
Великий русский учёный А.М.Бутлеров доказал, что строение вещества обуславливает его свойства. А) чем по составу отличаются спирты от соответствующих им УВ?
Б) Как вы думаете, отразится ли наличие гидроксильной группы на химические свойства спиртов?
В) Какие атомы входят в состав функциональной группы спиртов?
Г ) Можно ли предположить какими химическими свойствами обладают предельные одноатомные спирты ?
Д ) О чём это говорит? ( Структурная формула Этанола на доске).
***Демонстрация опытов .
*** Горение спиртов ( полное окисление ). Будьте осторожны и внимательны.Выясняются условия загорания спиртов в зависимости от мол. Массы ( проблемная ситуация).
На штативе закреплены три кольца с фарфоровыми чашками, в первой чашке находится 1 мл этанола, во 2- пропанол, в 3- амиловый спирт.
Вывод в ходе беседы. Отмечаем, что спирты с меньшей мол. Массой воспламеняются легко, горят синеватым почти не светящимся пламенем, в то время как спирты с большей м. массой горят светящемся пламенем, загораются труднее и в чашках после сгорания остаётся чёрный налёт. Переход количественных изменений в качественные.
*** Окисление этанола оксидом меди (2-х вал. ) - частичное окисление; Обсуждение и запись уравнений реакций.
*** Рассматриваются хим. свойства, обусловленные наличием функциональной группы ОН ( ионный механизм ).
а) взаимодействие этилового и пропилового спирта с натрием ( проблемная ситуация: с какими веществами сходны одноатомные спирты, выделяя водород?)
Решается проблемная ситуация и записываются уравнения реакций.
б) Далее выясняется , можно ли спирты отнести к классу спиртов.
*** Демонстрация опыта: влияние спиртов на индикатор.
*** Химические свойства, обусловленные всей ОН:
а) взаимодействие с бромоводородом ( реакция дегидратвции);
б) внутримолекулярная дегидратация;
в) межмолекулярная дегидратация;
г) реакция этерификации.
Демонстрация видеофрагментов.
Подводим итоги по химическим свойствам спиртов.
*** Влияние спиртов на организм. ( просмотр видеофильма )
*** Определение домашнего задания:
Подведение итогов урока.
Выставление оценок за урок.
*** Рефлексия:
Предлагается учащимся прочитать предположения и определить : верное или неверное предположение . Проверка.
Самоанализ урока.
Дайте оценку урока. Что из пройденного на уроке для вас осталось непонятным.
Приложение 1.
Карточки индивидуальных заданий для опроса.
№ 1. Составьте формулу вещества 2,3-диметилбутанол-1 ; напишите формулу изомера по положения функциональной группы и назовите вещество. Определите класс ОВ.
№3. Задача. Для разметки территории пчёлы рода Тригона используют вещество состава С7 Н 16О ,а привлекающим феромоном рабочей пчелы является гераниол состав С10Н18О, привлекающий других рабочих пчёл.Составьте структурную формулу и назовите эти вещества по международной номенклатуре.
Вариант 1. 1.Спирты - производные УВ, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены карбоксильными группами.
2. В состав кислородсодержвщих ОВ входят атомы углерода, водорода и азота.
3. Пропанол -1 и пропанол-2 - гомологи.
4. Этиловый спирт можно получить гидратацией этилена в присутствии к. серной кислоты.
5. В зависимости от числа функциональных гидроксильных групп в составе спиртов они делятся на одноатомные и многоатомные.
6. Спирты являются газами, жидкостями и твёрдыми веществами.
7. С возрастанием относительных молекулярных масс температуры кипения спиртов повышается.
8.Предельные одноатомные спирты можно отнести к классу спиртов, так как в водных растворах они диссоциируют с образованием иона водорода и изменяют цвет индикаторов.
9. Окисление первичных спиртов оксидом двухвалентной меди с образованием альдегида является качественной реакцией на первичные спирты.
10. При полном окислении спиртов ( горении ) образуется углекислый газ и вода.
Предположение верно - неверно
Вариант2. 1. Спирты - производные УВ, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены гидроксильными группами.
2. По международной номенклатуре ИЮПАК названия спиртов образуются от названия соответствующих УВ с добавлением суффикса - аль.
3. Изомерия спиртов может быть обусловлена строением углеродного скелета.
4. Метанол и этанол - изомеры.
5. Глицерин - двухатомный спирт.
6. При обычной температуре первые представители в отличие от соответствующих УВ являются жидкостями и смешиваются с водой в любых соотношениях в связи с образованием водородных связей как между молекулами спиртов, так и между молекулами спиртов и воды.
7. При взаимодействии этанола с натрием образуется этилат натрия и выделяется водород.
8. При приёме спирта внутрь поражаются слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта, происходит нарушение функции печени, кровеносных сосудов и сердца, поражается мозг.
9.Метанол широко используется в фармацевтической и косметической промышленности.
10. Реакция, протекающая между карбоновыми кислотами и спиртами называется реакцией этерификации.