Тип урока: Комбинированный ( повторение и усвоение новой темы ).
Форма: Беседа – игра.
Цель урока: Ознакомление и раскрытие состава, физико-химических свойств и биологического значения воды.
Лозунг: Беречь воду- это значит беречь жизнь, здоровье, благосостояние, красоту окружающей природы.
Задачи урока:
Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к предметам естествознания и применить эти знания в повседневной жизни;
Развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания;
Воспитать учащихся бережному отношению к окружающей среде;
Формировать через игру навыки НИР.
Оснащение урока: опорные конспекты, цитаты, музыка, чистые листы бумаги, глобус, стаканы с водой (1 ряд – питьевая кипяченая вода, 2 ряд – газированная минеральная вода, 3 ряд – техническая вода (горячая из-под крана).
Актуализация темы урока.
Вода – это самое распространенное вещество на Земле. Она занимает ¾ площади суши, ее загрязнение является глобальной проблемой для жизни и здоровья человека.
План урока:
1.Проверка знания «Что мы знаем о воде?» (5 мин.)
2.Новая тема урока (изучение нового материала) (15 мин.)
3.Игра- взаимообучение (15 мин.)
4.Общее закрепление (7 мин.)
5.Подведение итогов (2 мин.)
6.Домашнее задание (1мин.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Свойства воды.Вода »
Интегрированный урок (биология, химия, физика)
Тема: «Вода. Свойства воды»
Тип урока: Комбинированный ( повторение и усвоение новой темы ).
Форма: Беседа – игра.
Цель урока: Ознакомление и раскрытие состава, физико-химических свойств и биологического значения воды.
Лозунг: Беречь воду- это значит беречь жизнь, здоровье, благосостояние, красоту окружающей природы.
Задачи урока:
Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к предметам естествознания и применить эти знания в повседневной жизни;
Развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания;
Воспитать учащихся бережному отношению к окружающей среде;
Формировать через игру навыки НИР.
Оснащение урока: опорные конспекты, цитаты, музыка, чистые листы бумаги, глобус, стаканы с водой (1 ряд – питьевая кипяченая вода, 2 ряд – газированная минеральная вода, 3 ряд – техническая вода (горячая из-под крана).
Актуализация темы урока.
Вода – это самое распространенное вещество на Земле. Она занимает ¾ площади суши, ее загрязнение является глобальной проблемой для жизни и здоровья человека.
План урока:
Проверка знания «Что мы знаем о воде?» (5 мин.)
Новая тема урока (изучение нового материала) (15 мин.)
Игра- взаимообучение (15 мин.)
Общее закрепление (7 мин.)
Подведение итогов (2 мин.)
Домашнее задание (1мин.)
Ход урока:
1.Организационный момент: Знакомство, учащиеся делятся на 3 группы.
2. Проверка знания «Что мы знаем о воде?».
Тема сегодняшнего урока: «Вода – формула Жизни». Пожалуйста, откройте тетради и запишите тему урока.
Ребята, вряд ли вы, выпивая стакан воды, моя руки, поливая цветы или принимая ванну, задумываетесь о ценности воды. Это же просто вода… «Просто чистая вода»- самая удивительная на Земле жидкость, бесценный дар природы.
Вода составляет около 70% нашего организма. Даже кости нашего организма на 1/3 состоят из воды. А знаете ли вы, про свойства воды, основных видов загрязнителей воды? Доску разделяем на 2 части, на левой пишем (учащиеся в тетрадях) «Что мы знаем о воде?» (ответ детей).
1) Состав воды: что вода состоит из атомов водорода и атома кислорода, ее молекулярную массу;
2) Физические свойства: Что может быть льдом, водой и паром, бесцветная, без вкуса и запаха;
3) Химические свойства: Активное вещество и хороший растворитель;
4) Значение: Все живое состоит из воды…
А теперь, на правой части пишем «Что мы нового узнаем». Итак, по составу:
Состав воды: Структурная формула воды выглядит так, Н-О-Н. Объяснение валентности. Изготовление шаростержневой модели;
2) Физические свойства: Вода – единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует во всех трех агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. Плотность воды везде пишут, что равен единице, но это не так. Плотность у льда меньше, чем у воды (при Т0=-100С р=0,99815г/см3, при Т0=00С р=0,99967г/см3, Т0=+100С р=0,99973г/см3) Поэтому лед плавает. А представьте себе, если бы лед был тяжелее воды, то с начала зимы у нас не было бы воды, потому что вода замерзла бы до дна.
Температура кипения равна 100°С. Температура замерзания и таяния – 0ºС. При очень высокой температуре и высоком давлении вода может иметь жидкокристаллическое состояние. Поэтому наверно слышали такое выражение, как «горячий лед». «Жидкокристаллическое» состояние, или жидкие кристаллы имеют упорядочность и самое главное текучесть. Вы знаете ЖК дисплеи, мониторы, телевизоры…
А теперь, проведем лабораторные опыты: «Органолептические свойства воды»
Это определение качества воды через восприятие органов чувств. Для этого определяют: 1) температуру воды; 2)прозрачность (определяем по четкости изображения рисунка глядя сверху через воду сквозь дно стакана); 3) цвет (рассматриваем на уровне глаз); 4) запах; 5) вкус.
Все три группы учащихся говорят, что у них прозрачная, без запаха, чистая вода
Основными видами загрязнителей воды являются: Химические загрязнители (кислоты, щелочи, соли, пестициды, моющие средства, частицы металлов, органические вещества в основном - нефтепродукты); Биологические загрязнители (бактерии, вирусы, фекалии, водоросли); Физические загрязнители (тепло, свет, запах, радиоактивность, пыль, песок, ил).
Значение воды: 1. Источник питьевой воды; 2. Входит в состав всех живых организмов; 3. Среда обитания животных и растений. Многие из них промысловые; 4. Используется для орошения полей; 5. Дешевый транспортный путь; 6. Источник электрической энергии (ГЭС) и т.д.
Чистота питьевой воды - гарантия нашего с вами здоровья. Исследования показали, что 80% заболеваний, которыми страдают люди, вызвали низким качеством употребляемой ими воды.
Проблема питьевой воды очень актуальна. Сейчас особенно для нашего региона.
В Якутии, как известно, в среднем на 1 жителя приходится 30 раз больше воды, чем в среднем по России, но при этом, больше половины наших жителей употребляет для питья не очень качественную воду.
«Меняем воду на нефть!» – такой лозунг был у японской компании, продающей питьевую воду нефтедобывающим странам Персидского залива. В Японии литр чистой питьевой воды и молока стоят одинаково. Да и у нас в городах она доступна, увы уже не каждому.
Поэтому вам для своего здоровья нужно иметь представления о состоянии питьевой воды в местности, где вы проживаете, а также знать возможные источники чистой воды для питья. Это может быть использование специальных фильтров для очистки и бутилированной питьевой воды.
А также, пользу воды трудно переоценить: это прекрасное гигиеническое, тонизирующее и закаливающее средство.
В целях самозащиты соблюдайте следующие полезные советы (раздатка):
(см. приложение 1)
4. Игра – взаимообучение.
Теперь, проведем игру по группам. Сейчас, в каждой группе вы посовещавшись, выступаете по выбору из основных правил профилактики распространения инфекций водным путем: (см. приложение №1). Выступаете в любой форме, т.е. в виде репортажа, передачи, сценки и т.д. Вам дается всего 5 мин, а для защиты 3 мин. (выступление групп)
5. Общее закрепление.
Спасибо вам за выступление! А теперь, подведем итог закрепление сегодняшней темы. Итак, по свойствам воды (см. приложение №2), посмотрите на доску. Сейчас, каждый из вас выйдет и поставит нужный правильный знак на этой таблице. 1-й столбик заполняет – 1-я группа, 2-й – 2-я , 3-й – 3-я группы.
А теперь, с каждой группы приглашаем учащихся изобразить модель строения молекулы воды .
А почему нужно беречь воду? Отвечаем по одному предложению. (предложения учащихся). А теперь, посмотрите на доску и цель нашего урока, достигли ли мы цель нашего сегодняшнего урока?
Подведение итогов (выставление оценок)
Домашнее задание : Прочитать и найти новые термины, которые мы прошли сегодня.
Приложение №1
Основные правила профилактики распространения инфекций водным путем:
Из открытых водоемов для питья использовать воду только после кипячения. Вода для питья должна быть прозрачной, бесцветной, без какого- либо запаха и привкуса;
Избегай употреблять для питья и приготовления пищи воду из крана с горячей водой, так как из него течет не питьевая , а техническая вода;
Очищай воду в домашних условиях с помощью бытовых фильтров. Если их нет, отстаивай воду в открытой емкости;
Купаться можно в специально отведенных для этих целей водоемах; категорически запрещается купание в участках реки ниже поступления сточных вод и расположения животноводческих ферм.